Научная статья на тему 'МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ И МОРФОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЧЕНИ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОСФОРНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОХАРАКТЕРНОГО ПИТАНИЯ'

МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ И МОРФОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЧЕНИ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОСФОРНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОХАРАКТЕРНОГО ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — M. Рыс-Улы, С. Карабалин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ И МОРФОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЧЕНИ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОСФОРНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОХАРАКТЕРНОГО ПИТАНИЯ»

рассчитывали методом пробит-анализа по В. Б. Прозоровскому [4].

Исследования по выявлению местно-раздражающей и кожно-резорбтивной способности ХГИ проведены на 12 крысах и б кроликах по общепринятой методике [4].

Порог острого действия устанавливали на белых крысах обоего пола при однократном введении ХГИ в дозах 1050, 525 и 262,5 мг/кг, соответствующих 1/5, 1/10, и 1/20 ЬО50.

О токсичности ХГИ при однократном введении в желудок судили по суммации подпороговых импульсов (СПП) [7], упроченным условным рефлексам [8], изменению массы тела крыс [4], некоторым показателям морфологического состава периферической крови, содержанию мочевины, активности ферментов переаминирования в сыворотке крови [2]. Показатели регистрировали через 2 и 4 ч, а также на 2, 3 и 4-е сутки до полного восстановления исходного фона.

Кумулятивные свойства ХГИ изучены в 4-месячном эксперименте при введении в желудок в дозах 1/10, 1/20 и 1/50 ЬЭбо. Для оценки функционального состояния организма определяли изменение массы тела [2], показателей морфологического состава периферической крови, содержания общего белка и белковых фракций [1], тимоловой пробы в сыворотке крови, СПП [8], активности ферментов переаминирования, содержания мочевины в сыворотке крови [2] и цитохрома Р-450 [3, 9—11]. По результатам исследований ЬО50 для крыс и мышей составила 5250±269 и 6000±888 мг/кг соответственно. Видовая чувствительность не выражена. Гибель животных наступала в течение первых трех суток.

Клиническая картина острого отравления у крыс и мышей имеет много общих симптомов и характеризуется поражением ЦНС. После введения ХГИ животные проявляют кратковременное беспокойство, через 2 ч сменяющееся адинамией, шерсть взъерошена, на болевые и тактильные раздражители реагируют слабо. Через 3 дня, в зависимости от введенной дозы, наступает либо обратимость токсического процесса, либо гибель животных.

При однократном нанесении на неповрежденную кожу ХГИ не оказывает местно-раздражающего и резорбтивного действия, вызывает слезотечение при введении его в конъ-юнктивальный мешок глаза.

В результате морфологических исследований- в печени подопытных крыс выявлена очаговая мелкокапельная жировая дистрофия.

При однократном введении ХГИ в дозе 1050 мг/кг отмечалось снижение содержания гемоглобина в крови, активности ферментов переаминирования в сыворотке крови, угнетение условнорефлекторной деятельности крыс. Наибольший процент выпадений реакций наблюдался через 2 ч после введения ХГИ в желудок. ХГИ в дозах 525 и 262,5 мг/кг оказывал только угнетение условнорефлекторной деятельности. По результатам исследований порог острого действия ХГИ находится на уровне 525 мг/кг

(1/10 и)50).

При 4-х месячном пероральном введении ХГИ в дозак 525, 262,5 и 105 мг/кг изменений прироста массы тела и содержания тимоловой пробы в сыворотке крови не наблю-

далось, вместе с тем отмечалось угнетение порога нервно-мышечной возбудимости, уменьшение количества эритроцитов в пределах физиологической нормы к 4-му и 1-му месяцам; увеличение активности фермента переаминирования (АлАТ), активность которого нормализуется к концу эксперимента.

ХГИ в дозах 525 и 262,5 мг/кг приводил к снижению содержания ¡3- и ^-глобулина ко 2-му и 3-му месяцам эксперимента при неизменном содержании общего белка в сыворотке крови.

Изучение гидроксилазной активности микросомального цитохрома Р-450 в ГПК-зависимой системе показало, что ХГИ в дозе 262,5 мг/кг приводит к ингибированию микросомального окисления субстратов I и II типа амидопирина и анилина.

Коэффициенты масс внутренних органов под воздействием ХГИ во всех трех дозах не изменяются.

Морфологические исследования выявили у крыс, подвергавшихся воздействию препаратов в дозе 525 мг/кг, пролиферацию мезенхимных элементов печени с формированием инфильтратов в ее паренхиме или строме. В отдельных участках печени обнаруживалось повышение регенера-ционной активности, определяемое по увеличению числа двуядерных и полиплоидных гепатоцитов.

Таким образом, по результатам исследований согласно классификации Л. И. Медведя (1969 г.) ингибитор нитрификации ХГИ относится к соединениям со слабо выраженными кумулятивными свойствами. Коэффициент кумуляции больше 5. ХГИ обладает нерезко выраженным нейротроп-ным и гепатотропным действием.

Литература

1. Колб В. Г., Камышников В. С. Клиническая биохимия.— Минск, 1976.'—С. 7.

2. Кост Е. А. Справочник по клиническим лабораторным исследованиям.— М., 1975. — С. 3—25.

3. Корзин И. Н. и др.//Биохимия. — 1979. — Т. 44, № 6.— С. 1049—1057.

4. Методические указания по гигиенической оценке новых пестицидов.— Киев. 1969.

5. Погост С. Б. и др.//Гиг. и сан.— 1986.— № 6.— С. 29—31.

6. Погосян С. Б. и др. // Всесоюзное совещание «Перспективы использования ингибиторов нитрификации для повышения эффективности азотных удобрений»: Тезисы.—М., 1986.— С. 20—21.

7. Сперанский С. В.// Фармакол. и токсикол. — 1965.— № 1. —С. 17—18.

8. Хелми Р. М. //Там же.— 1965. —№ 2. — С. 138.

9. Sheukman J. В., Remner Н., Estabroc W. // Molec. Pharmacol.—1967.—Vol. 3.—P. ИЗ—123.

10. Nash T.// Biochem. J. — 1953. — Vol. 55. — P. 416—423.

11. Lowry О. H., Rosebrough N. J., Farr A. L., Randall R. J.// J. biol. Chem. — 1951.— Vol. 193.— P. 265— 275.

Поступила 05.08.86

УДК 615.917:547.241 ] .015.44: [616.36-091.8-02:613.2

I * ^ |

М. Рыс-Улы, С. Карабалин

МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ И МОРФОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПЕЧЕНИ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОСФОРНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОХАРАКТЕРНОГО

ПИТАНИЯ

Алма-Атинский медицинский институт

Целью работы явилось изучение морфологических и морфометрических показателей печени крыс при воздействии желтого фосфора на фоне белково-витаминной недостаточности.

В хроническом эксперименте было использовано 60 белых крыс линии ВАГ массой тела 200—250 г. Всего проведены 3 серии опытов.

1 серия — крысы, содержащиеся на полноценной дие

те, подвергались пероральной затравке 0,1 % масляным раствором желтого фосфора из расчета 0,3 мг на 1 кг массы тела в течение 15, 30 и 60 дней.

II серия — крысы, содержавшиеся на диете с комплексной белково-витаминной недостаточностью, источником белка в которой служила пшеничная клейковина, неполноценная по содержанию лизина, метионина, треонина и витаминов А, Е, С.

III серия—крысы, получавшие диету с комплексным дисбалансом, подвергались внутрижелудочному введению желтого фосфора.

Крысы контрольной группы содержались на полноценном рационе питания.

Крыс декапитировали, ткань печени исследовали через 15, 30 и 60 дней от начала эксперимента.

Для морфологического исследования ткань печени фиксировали в 10 % нейтральном растворе формалина и заливали в парафин. Срезы окрашивали гематоксилин-эозином по Ван Гизону, нейтральные жиры окрашивали Суданом III, фосфолипиды—Суданом Ч, ретикулярные волокна — по Футу. Гликоген выявляли ШИК реакцией с обработкой контрольных срезов с амилазой.

Морфометрические исследования проводили с помощью окулярной сетки по Г. Г. Автандилову [I]. Определяли объемные соотношения паренхимы, портальных трактов, сосудов и синусоидов. Подсчет производили в 10 полях зрения.

У крыс I серии через 15 дней после отравления фосфором в ткани печени наблюдаются незначительные изменения, Балочная ориентация гепатоцитов сохранена, отмечались полнокровие и расширение синусоидов. В гепатоцитах центролобулярных отделов выявлены изменение тинкто-риальных свойств, явления паренхиматозной дистрофии. Нейтральный жир и фосфолипиды в клетках не выявляются. Гликоген в гепатоцитах распределен обычно в пределах дольки и не имеет отличий от контроля. В отдельных полях зрения встречаются участки и мелкие очаги некрозов гепатоцитов, представляющих бесструктурные эозинофильные массы и локализованных преимущественно вокруг центральных вен. Вокруг очагов некрозов отмечается пролиферация звездчатых ретикулоэндотелиоцитов. Очаговая пролиферация ретикулоэндотелия наблюдается и в других участках дольки. В портальных трактах видны очаговые гистолимфоцитарные инфильтраты. Морфометриче-ское исследование печени показало достоверное уменьшение объема паренхимы (р<0,05) и увеличение объема сосудов, синусоидов и портальных трактов (р<0,01).

У животных II серии опытов через 15 сут отмечается незначительная зернистая дистрофия гепатоцитов, в пери-портальных полях наблюдается усиление окраски на нейтральный жир. Содержание гликогена в клетках снижено по сравнению с контролем. В препаратах, окрашенных по Футу, отмечается огрубление соединительнотканного каркаса внутри долек. Центральные вены и синусоиды полнокровны.

У животных этой серии отмечены также увеличение относительного объема портальных трактов, сосудов и синусоидов (р<0,01), и тенденция объема к уменьшению паренхимы (р>0,05).

В результате затравки желтым фосфором крыс III серии, находившихся на неполноценном рационе в течение 15 дней, в центре полнокровных долек печени наблюдаются очаговые некрозы, гистиолимфоцитарная инфильтрация вокруг них, пролиферация ретикулоэндотелия носит очаговый характер и выражена сильнее, чем в I и II сериях. Зернистая и жировая мелкокапельная дистрофия гепатоцитов также более выражена у животных этой опытной группы. Портальные тракты расширены и в них определяются очаговые гистиолимфоцитарные инфильтраты, проникающие в паренхиму дольки. Наблюдается резкое снижение гликогена в перипортальных гепатоцитах. Морфо-метрическое исследование показало, что объем паренхимы уменьшается и составляет 57,9% (в контроле 79,5%), а относительный объем портальных трактов, сосудов и синусоидов увеличивается (/?<0,01). Указанные показатели

достоверно выше по сравнению с таковыми в I и II сериях опытов.

Через 30 сут в печени животных I серии наблюдались очаговые некрозы гепатоцитов, преимущественно расположенные в центральной и интермедиарной зонах, диффузная мелкокапельная жировая дистрофия сохранившихся гепатоцитов. Очаговая пролиферация ретикулоэндотелия и сходная гистиолимфоцитарная инфильтрация портальных трактов выражены сильнее, чем в предыдущий срок исследования. Гликоген, выявляемый при И1ИК-реакции, сохранен только в центральных участках отдельных долек. Хорошо выражены признаки регенерации, проявляющиеся в увеличении числа двуядерных и полиплоидных клеток с гиперхромными ядрами.

Наблюдались снижение объема паренхимы печени (р<0,01) и увеличение площади сосудов и синусоидов.

Во II серии опытов в ткани печени обнаруживалось нарушение ее балочного строения, центральные вены и синусоиды были расширены. Как в центре, так и по периферии долек выявлялись некротизированные гепатоциты. Вокруг них наблюдалась диффузная мелкокапельная жировая дистрофия гепатоцитов, количество гликогена в гепатоцитах резко уменьшалось. Явления регенерации были выражены слабо.

У животных III серии общая структура печени была сохранена. Центральные вены и синусоиды резко расширены, купферовские клетки в них набухшие. Ближе к центральным отделам располагались очаговые некрозы гепатоцитов: границы клеток нечеткие, а цитоплазма их представлена зернистой массой розового цвета с обломками ядер. Коллагеновые волокна в очагах некроза разрушены, отмечено огрубление, извитость соединительнотканного каркаса. Вокруг очагов некроза, а также в портальных трактах и перипортальных участках наблюдалась инфильтрация, состоящая из лимфоцитов, гистиоцитов и отдельных фибробластов. По периферии долек в цитоплазме гепатоцитов выявлены крупнокапельные липидные включения и формирование жировых кист. Процессы регенерации слабо выражены. В гепатоцитах гликоген практически не определяется. Объем портальных трактов печени крыс II и III серий достоверно увеличился (р<0,01) по сравнению с аналогичным показателем в контрольной группе и I серией опытов.

Через 2 мес отравления у животных I серии в печени нарастали явления токсического воздействия фосфора, что проявилось в увеличении количества некротизированных гепатоцитов в центральных участках дольки, дискомплекса-ции и выраженной жировой дистрофии остальных гепатоцитов, отсутствии гликогена в печеночных клетках. В очагах некроза встречались скопления лимфоцитов, гистиоцитов, фибробластов и единичные коллагеновые волокна. Явления регенерации выражены слабо. Воспалительная инфильтрация выявлялась неравномерно в портальных трактах и была выражена в меньшей степени, чем в предыдущий срок исследования. Нарушение микроциркуляции выражалось в резком полнокровии централаьных вен и синусоидов. По периферии дольки выявлялись гепатоциты в состоянии балонной дистрофии.

У животных II серии опытов через 2 мес обнаружены полнокровие центральных вен и синусоидов, очаговые некрозы гепатоцитов, центролобулярных зон, диффузная мелкокапельная жировая дистрофия, которая выявлялась преимущественно в перипортальных участках. Портальные тракты слабоинфильтрированы гистиоцитами, лимфоцитами, единичными полиморфно-ядерными лейкоцитами; явления регенерации выражены значительнее по сравнению с таковыми в аналогичный срок в I серии и с данными, полученными в предыдущий срок исследования.

В III серии опытов в печени животных наблюдались рассеянные и очаговые некрозы гепатоцитов в центре и по периферии долек. Мелко- и крупнокапельная жировая инфильтрация выражена в перипортальных и центральных участках долек. Отмечены сформированные жировые кисты с явлениями коллапса стромы и начальной фибропластиче-ской реакцией. Микроциркуляторные расстройства выражены. Портальные тракты и перипортальные поля диффузно

инфильтрированы гистиоцитами, лимфоцитами, единичными полиморфно-ядерными лейкоцитами и плазматическими клетками. В двух случаях наблюдались явления пролиферации эпителия желчных капилляров с перидуктальным склерозом.

К концу эксперимента у крыс I серии опытов выявлено достоверное по сравнению с контролем увеличение объемных соотношений портальных трактов (р<0,01), снижение Объема паренхимы (р<0,01). У животных II серии отмечено достоверное увеличение объема портальных трактов, сосудов и синусоидов (р<0,01) и уменьшение объема паренхимы до 57,8 % (в контроле 83,4 %). У крыс III серии выявлено уменьшение объема паренхимы до 50,7 % (в контроле 83,4 %), сопровождающееся увеличением объема сосудистого русла.

Результаты исследований показали, что комплексная белково-витаминная недостаточность приводит к снижению

резистентности печени к воздействию фосфора, что проявляется в развитии значительных деструктивно-воспалительных изменений, подав/.ении процессов регенерации и отсутствии гликогена в гепатоцитах.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о важной роли белково-витаминной обеспеченности организма, оказывающей модифицирующее влияние на реализацию токсического эффекта желтого фосфора.

Литература

1. Автандилов Г. Г. Морфометрия в патологии.— М., 1973.

Поступила 21.11.86

УДК 613.62:661.461

Е. П. Краснюк, Н. Т. Тимофеева, Т. Г. Безниско, И. П. Лубянова, Т. Я. Макаренко, В. В. Паламарчук, Г. X. Хоменко, Л. П. Цыркунов,

Е. И. Юречко

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ ПРОИЗВОДСТВА БРОМА И ЕГО ПРОИЗВОДНЫХ

Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний

Расширение производства и применения брома и его соединений имеет народнохозяйственное значение в связи с синтезом пестицидов, антипиренов, синтетических красителей, фотопленки, медицинских препаратов и др. В связи с высокой токсичностью многих соединений [3, 5, 8, 9] важное значение приобретает профилактика нарушений состояния здоровья у рабочих, занятых в этих производствах. Однако изучение состояния здоровья рабочих, контактирующих с бромом и его соединениями, в зависимости от различных концентраций токсических веществ в воздухе рабочей зоны не проводилось.

В настоящем сообщении приведены результаты комплексного изучения состояния здоровья рабочих (217 рабочих производства брома и его препаратов и 58 человек, составивших контрольную группу). Как в основной, так и в контрольной группах обследуемых преобладали мужчины (соответственно 57,1=1=3,5 и 60,3=1=6,5 %). Более половины рабочих бромных цехов были в возрасте до 40 лет (66,4=ЬЗ,4 %), стаж работы не превышал 5 лет у 61,8=4= ±3,5 % обследуемых. С учетом конкретных условий труда рабочие бромных цехов распределены в 4 группы. Параметры основных производственных факторов на участках получения брома и его соединений представалены в таблице.

Результаты обследования показали, что среди заболеваний внутренних органов у рабочих бромных цехов наиболее распространенным является хронический бронхит. Выявлена прямая зависимость между частотой хронического бронхита и концентрацией брома в воздухе рабочих помещений (у рабочих 1-й группы — 24,5±4,4 %, 2-й — 19,7=1=5,0 %, 3-й — 16,7=1=6,2 %, 4-й — 14,8=1=6,5 %, в контрольной группе—12,3±3,6 %). Отмечены нарушения функции внешнего дыхания не только у обследованных с хроническими бронхитами, но и у практически здоровых высо-костажированных рабочих 1-й группы, подвергающихся воздействию наиболее высоких концентраций паров брома. В развитии этих нарушений имеют значение как раздражающее действие брома на слизистые оболочки дыхательных путей, так и явления бромизма, обусловленные заменой во внеклеточной жидкости ионов хлора ионами брома и усилением секреции желез слизистой оболочки бронхов [10],

Проявлением раздражающего действия брома может служить и повышенная частота нарушений слизистых обо-

лочек верхних дыхательных путей, выраженность которых зависит от концентрации брома в воздухе рабочей зоны. Так, у рабочих 1-й группы при небольшом (до 5 лет) стаже работы отмечены преимущественно катаральные и гипертрофические изменения слизистой оболочки носоглотки и гортани (15,2=Ь5.0 %), переходящие при длительном воздействии в субатрофические и атрофические (при стаже до 5 лет — 4,4±2,8 %, при стаже больше 10 лет — 43,5=Ь ±11,5%; р<0,05). Выявлены также нарушения обонятельной функции, которые появляются очень рано при небольшом стаже работы и даже при визуально не измененной слизистой оболочке верхних дыхательных путей. При концентрациях брома, превышающих ПДК в 2 раза (2-я группа) или сохраняющихся на уровне ПДК (3-я группа), выраженность изменений верхних дыхательных путей менее отчетлива; преобладают катаральные и гипертрофические изменения; субатрофические и атрофические процессы наблюдаются только в единичных случаях. Обращает внимание разная направленность изменений обоняния в зависимости от стало: при небольшом (до 5 лет) стаже работы— по типу гиперемии, при большом (более 10 лет) —

Параметры основных производственных факторов в условиях

труда рабочих

Группа обследованных

Содержание брома в воздухе рабочей зоны, мг/м3

Уровень шума, дБ А

Температура воздуха, °С

1-Я

2-Я

3-Я

4-я

1,5—5,0 1,0

0,2—0,5

(возможно попадание жидкого брома на кожу)

0,02—0,1

65—94 Не превышает нормативных величин То же

»

»

11,0—50,0 В холодный период ниже нормы на 2,6—10,0 Ниже нормы в холодный период

В холодный период ниже нормы на 3,0—8,0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.