Научная статья на тему 'Морфологические корреляции телосложения и формы живота у взрослого человека в норме и при послеоперационных вентральных грыжах'

Морфологические корреляции телосложения и формы живота у взрослого человека в норме и при послеоперационных вентральных грыжах Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
323
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ / ФОРМА ЖИВОТА / ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ ВЕНТРАЛЬНАЯ ГРЫЖА ЖИВОТА / АНТРОПОМЕТРИЯ / ЛАПАРОМЕТРИЯ / BUILD / STOMACH FORM / POSTOPERATIONAL VENTRAL HERNIA / ANTROPHOMETRY / LAPAROMETHRY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Гайворонский Иван Васильевич, Ромашкин-тиманов М. В., Сотников Александр Семенович, Товмасян Карен Владимирович, Иванов Алексей Владимирович

Проведено статистическое исследование частоты встречаемости различных форм телосложения и форм живота у взрослых людей обоего пола в норме и при послеоперционных вентральных грыжах живота. Показано, что послеоперационные вентральные грыжи чаще встречаются у лиц женского пола, имеющих брахиморфное телосложение и расширяющуюся кверху форму живота. У мужчин они также чаще встречаются при брахиморфном телосложении, но при цилиндрической форме живота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Гайворонский Иван Васильевич, Ромашкин-тиманов М. В., Сотников Александр Семенович, Товмасян Карен Владимирович, Иванов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morphological correlations of build and abdomen form at adult in norm and after postoperational ventral hernias

Statistic research of the popularity rate of different forms of build and stomach forms at adults in norm and after postoperational ventral hernias was carried out. We showed that postoperational ventral hernias could be found more frequently at women that have brachymorphic build and the widening upwards form of stomach. At men they could be also found more frequently under brachymorphic build but with the cylindrical form of stomach.

Текст научной работы на тему «Морфологические корреляции телосложения и формы живота у взрослого человека в норме и при послеоперационных вентральных грыжах»

УДК 617.55-007.43

Вестник СПбГУ. Сер. 11. 2012. Вып. 1

И.В.Гайворонский1,2, М.В.Ромашкин-Тиманов1, А. С. Сотников1, К. В. Товмасян2, А. В. Иванов1

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ФОРМЫ ЖИВОТА У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА В НОРМЕ И ПРИ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ ВЕНТРАЛЬНЫХ ГРЫЖАХ

1 ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова», Санкт-Петербург;

2 ФБГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский факультет

Проблема возникновения послеоперационных вентральных грыж живота (ПВГЖ) даже в условиях развития современной медицины продолжает оставаться чрезвычайно актуальной и имеет большую социальную значимость [1-3].

По данным большинства авторов причинами возникновения ПВГЖ могут быть дефекты оперативной техники при зашивании лапаротомной раны [4-7].

Хорошо известно, что даже при благоприятных условиях хирургического вмешательства и идеального его завершения образованию дефекта в передней брюшной стенке живота с последующим формированием послеоперационной вентральной грыжи способствуют возрастные изменения в тканях, ожирение, повторность хирургического вмешательства и многое другое [8].

Возникновению послеоперационных грыж живота может способствовать и характер первичного заболевания, такого, например, как перитонит, не позволяющий зашивать рану брюшной стенки наглухо или вынуждающий зашивать ее с использованием тампонов и лапаростомы, а также острая кишечная непроходимость, сопровождающаяся значительным увеличением диаметра кишки и повышением внутрибрюш-ного давления [9].

Может провоцировать возникновение послеоперационных дефектов передней брюшной стенки и такой технический хирургический «прием» как назогастроинтести-нальная интубация тонкой кишки, приводящая к повышению внутрибрюшного давления и увеличению механической нагрузки на переднюю брюшную стенку изнутри. Значительную роль играют и такие факторы, как исходная алиментарная дистрофия, врожденная или приобретенная иммунная несостоятельность организма, раннее вовлечение оперированного больного в непосильный для него физический труд и т. д. [10, 11].

Однако сводить возникновение ПВГЖ лишь к погрешностям хирургической техники или снижению репаративных процессов организма было бы ошибочным. Авторы данной статьи считают, что ряд факторов формирования ПВГЖ лежат не только в сфере техники выполнения хирургического вмешательства и способах закрытия операционной раны, но и в конституциональной предрасположенности оперируемых людей.

Данные предположения послужили основанием для необходимости выяснения роли таких факторов, как телосложение и форма живота человека в предрасположенности к образованию ПВГЖ.

© И. В. Гайворонский, М. В. Ромашкин-Тиманов, А. С. Сотников, К. В. Товмасян, А. В. Иванов, 2012

Целью исследования явилось изучение морфологических корреляций формы телосложения и формы живота у взрослого человека в норме и при возникновении послеоперационных вентральных грыж.

Материалы и методы исследования. Для получения таких данных нами были выполнены сравнительные антропометрические и лапарометрические исследования у 252 бальзамированных и небальзамированных трупов людей обоего пола (120 мужчин и 132 женщины), умерших от различных причин, а также у 113 больных с ПВГЖ (31 мужчина и 82 женщины), находившихся на лечении на 2 кафедре хирургии усовершенствования врачей Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова (табл. 1).

Основными методами исследования были:

1) антропометрия трупов людей и больных с ПВГЖ;

2) лапарометрия трупов людей и больных с ПВГЖ;

3) протоколирование и статистическая обработка полученного материала.

Таблица 1. Материал анатомических исследований

Объект исследования Мужчины Женщины Всего

Бальзамированные трупы 10 10 20

Небальзамированные трупы 110 122 232

Больные с ПВГЖ 31 82 113

Антропометрические показатели у трупов определяли в положении лежа на спине с установленными под прямым углом относительно голени стопами. С помощью сантиметровой ленты измеряли рост (см) и ширину плеч (см). У больных с ПВГЖ рост измеряли с помощью ростомера. Индекс телосложения определяли по формуле: ИТ = рост/ширина плеч.

Лиц с величиной индекса телосложения менее 3,5 относили к брахиморфному телосложению, с величиной индекса от 3,5 до 4,4 — к мезоморфному телосложению и при величине индекса более 4,4 — к долихоморфному [12].

Для получения данных о форме живота производили вычисление поперечного индекса живота (ПИЖ) [13]. Для этого измеряли следующие лапарометрические характеристики:

— distantia Ысо81ашт — расстояние между нижними точками Х ребер (см);

— distantia interspinosa — расстояние между передними верхними остями подвздошных костей (см).

Поперечный индекс живота определяли по формуле

ПИЖ = (dist. bicostarum / dist. interspinosa) х 100.

В зависимости от полученной величины поперечного индекса живота форму живота определяли следующим образом:

— при ПИЖ < 97,5 — форма живота, расширяющаяся книзу;

— при ПИЖ в интервале от 97,5 до 102,5 — цилиндрическая форма живота;

— при ПИЖ > 102,5 — форма живота, расширяющаяся кверху.

При статистической обработке полученных данных вычисляли критерии Стью-дента (^ для определения значимости различий между средними величинами

и двусторонний ф-критерий углового преобразования Фишера (и) для определения значимости различий между долями. При 10>05 > 2 и и0,05 > 1,64 различия считались достоверными.

Результаты и обсуждение. В соответствии с решаемыми задачами был проведен сравнительный анализ случайных выборок данных, полученных на 252 объектах — трупах 120 мужчин и 132 женщин, не имевших грыж и на 113 оперированных больных с ПВГЖ. Полученные результаты антропометрических и лапарометрических исследований приведены в таблицах 2-7.

Таблица 2. Распределение исследованных трупов в зависимости от телосложения

Пол исследованных трупов Количество исследованных трупов с учётом пола Количество исследованных трупов с различными формами телосложения

Брахиморфное телосложение (ИТ < 3,5) Мезоморфное телосложение (ИТ 3,5-4,4) Долихоморфное телосложение (ИТ > 4,4)

Мужчины 120 (47,6%) 36 (14,3%) 42 (16,7%) 42 (16,7%)

Женщины 132 (52,4%) 39 (15,5%) 45 (17,8%) 48 (19,0%)

Всего объектов 252 (100%) 75 (29,8%) 87 (34,5%) 90 (35,7%)

Как видно из таблицы 2, среди исследованных нами трупов людей, не имевших грыж, брахиморфный вариант телосложения составил 29,8%, мезоморфный — 34,5%, а долихоморфный — 35,7%, что соответствует равномерному распределению исследуемых групп в зависимости от телосложения, хотя выборка была «случайной».

Распределение по телосложению у пациентов с послеоперационными вентральными грыжами оказалось совершенно иным. Эти данные приведены в таблице 3.

Таблица 3. Распределение больных с ПВГЖ в зависимости от телосложения

Пол Количество обследованных Количество обследованных больных с различной формой телосложения и-квантили расчетные

Брахиморфное телосложение (ИТ < 3,5) Мезоморфное телосложение (ИТ 3,5-4,4) Долихоморфное телосложение (ИТ > 4,4)

Мужчины 31 (27,4%) 15 (13,3%) 5 (4,4%) 11 (9,7%) иб-м = 2,42* иб-д = 0,84 им-д = 1,58

Женщины 82 (72,6%) 56 (49,6%) 20 (17,7%) 6 (5,3%) иб-м = 5,21* иб-д = 8,25* им-д = 3,03*

Всего человек 113 (100%) 71 (62,8%) 25 (22,1%) 17 (15,0%) иб-м = 6,40* иб-д = 7,77* им-д = 1,37

Примечания: ИТ — индекс телосложения; 1) для двустороннего ф-критерия Фишера критическое значение квантили и0,05 = 1,96 ; 2)* — различие процентных долей статистически значимо.

Как видно из таблицы 3, основное число больных с ПВГЖ имели брахиморфное телосложение — 71 (62,8%) человек. Из них 56 (49,6%) человек были женщины. Мезоморфное и долихоморфное телосложение было соответственно только у 25 (22,1%) и 17 (15,0%) больных. Полученные данные свидетельствуют о прямой корреляционной зависимости возникновения ПВГЖ от таких факторов, как телосложение и пол оперируемого человека, и говорят о высокой вероятности её возникновения после выполнения лапаротомии у лиц брахиморфного телосложения и, в основном, у женщин.

Ниже приводятся результаты исследования, характеризующие форму живота у лиц различного телосложения и пола, а также ее прогностическую значимость в возникновении и формировании ПВГЖ. В таблице 4 представлено распределение в зависимости от формы живота 120 трупов мужчин различного телосложения, не имевших грыжи.

Таблица 4. Частота встречаемости форм живота при различном телосложении у мужчин в норме

Телосложение Количество обследованных объектов с различными формами живота Всего

Живот, расширяющийся книзу (ПИЖ < 97,5) Цилиндрическая форма живота (ПИЖ 97,5-102,5) Живот, расширяющийся кверху (ПИЖ > 102,5)

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во

Брахиморфное 11 9,2% 11 9,2% 14 11,7% 36

Мезоморфное 8 6,7% 11 9,2% 23 19,2% 42

Долихоморфное 6 5,0% 31 25,8% 5 4,2% 42

Всего 25 20,8% 53 44,2% 42 35,0% 120

Примечание: ПИЖ — поперечный индекс живота.

Как видно из таблицы 4, при случайной выборке у обследуемых трупов мужского пола наиболее часто обнаруживалась цилиндрическая форма живота — у 53 (44,2%), а также форма живота, расширяющаяся кверху — у 42 (35,0%) человек. При этом у мужчин брахиморфного и мезоморфного телосложения преобладала форма живота, расширяющаяся кверху, а у лиц долихоморфного телосложения — цилиндрическая форма живота.

Распределение в зависимости от формы живота 132 трупов женщин различного телосложения, не имевших грыжи, представлено в таблице 5.

У женщин, не имеющих грыж, преобладала форма живота, расширяющаяся книзу — у 50 (37,9%) человек, а также цилиндрическая форма живота — у 45 (34,1%) человек. При этом у женщин брахиморфного телосложения чаще имела место форма живота, расширяющаяся кверху, у женщин мезоморфного телосложения — форма живота, расширяющаяся книзу, а у женщин долихоморфного телосложения — цилиндрическая форма живота. Сходные данные о корреляции зависимости формы живота и частоты встречаемости ПВГЖ приводятся в монографии Т. Ф. Лавровой [13].

Распределение больных с ПВГЖ по форме живота оказалось отличным от нормального, что представлено в таблицах 6 и 7.

Таблица 5. Частота встречаемости форм живота при различном телосложении у женщин в норме

Телосложение Количество обследованных объектов с различными формами живота Всего

Живот, расширяющийся книзу (ПИЖ < 97,5) Цилиндрическая форма живота (ПИЖ 97,5- 102,5) Живот, расширяющийся кверху (ПИЖ > 102,5)

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во

Брахиморфное 8 6,1% 8 6,1% 23 17,4% 39

Мезоморфное 28 21,2% 11 8,3% 6 4,5% 45

Долихоморфное 14 10,6% 26 19,7% 8 6,1% 48

Итого 50 37,9% 45 34,1% 37 28,0% 132

Примечание: ПИЖ — поперечный индекс живота.

Таблица 6. Распределение мужчин с ПВГЖ по форме живота при различном телосложении

Телосложение Количество обследованных мужчин с ПОВГ с различными формами живота Всего и-квантили расчетные

Живот, расширяющийся книзу (ПИЖ < 97,5) Цилиндрическая форма живота (ПИЖ 97,5- 102,5) Живот, расширяющийся кверху (ПИЖ > 102,5)

Брахиморфное 2 (6,5%) 6 (19,4%) 7 (22,6%) 15 (48,4%) и1_2 = 3,44* и2-3 = 0,87 и1-3 = 4,31*

Мезоморфное 1 (3,2%) 4 (12,9%) 0 5 (16,1%) и1_2 = 2,95* и2-3 = 5,25* и1-3 = 2,57*

Долихоморфное 2 (6,45%) 9 (29,0%) 0 11 (35,5%) и1-2 = 6,61* и2-3 = 10,3* и1-3 = 3,73*

Итого (%) 5 (16,1%) 19 (61,3%) 7 (22,6%) 31 (100%) и1_2 = 2,45* и2-3 = 5,43* и1-3 = 6,33*

Примечания: ПИЖ — поперечный индекс живота; 1) для двустороннего ф-критерия Фишера критическое значение квантили и0,05 = 1,96 ; 2) * — различие процентных долей статистически значимо.

Как видно из таблицы 6, среди пациентов мужского пола с послеоперационными вентральными грыжами преобладали мужчины с цилиндрической формой живота — 19 (61,3%) человек; на втором месте по частоте встречаемости ПВГЖ были мужчины с формой живота, расширяющейся кверху — 7 (22,6%) человек и на третьем — с расширяющейся книзу (16,1%). Значительная доля (61,3%) мужчин с цилиндрической формой живота среди больных с ПВГЖ свидетельствует о том, что люди с данной формой живота имеют высокую вероятность возникновения послеоперационной вентральной грыжи после выполнения им лапаротомии.

Таблица 7. Распределение женщин с ПВГЖ по формам живота при различном телосложении

Количество обследованных женщин с ПОВГ с различными формами живота и-квантили расчетные

Телосложение Живот, расширяющийся книзу (ПИЖ < 97,5) Цилиндрическая форма живота (ПИЖ 97,5-102,5) Живот, расширяющийся кверху (ПИЖ > 102,5) Всего

Брахиморфное 5 (6,1%) 11 (13,4%) 40 (48,9%) 56 (68,3%) и1-2 = 3,58* и2_3 = 5,32* и1-3 = 7,76*

Мезоморфное 4 (4,9%) 8 (9,7%) 8 (9,7%) 20 (24,4%) и1-2 = 1,34 и2_3 = 0 и1-3 = 1,34

Долихоморфное 1 (1,2%) 1 (1,2%) 4 (4,9%) 6 (7,3%) и1_2 = 0 и2-3 = 1,61 и1-3 = 1,61

Итого (%) 10 (12,2%) 20 (24,4%) 52 (63,4%) 82 (100%) и1_2 = 2,31* и2-3 = 6,37* и1-3 = 8,61*

Примечания: ПИЖ — поперечный индекс живота. 1) для двустороннего ф-критерия Фишера критическое значение квантили и0,05 = 1,96 ; 2) * — различие процентных долей статистически значимо.

Из данных таблицы 7 видно, что 52 (63,4%) женщины с послеоперационными вентральными грыжами имели форму живота, расширяющуюся кверху и 20 (24,4%) женщин — цилиндрическую форму живота. При этом значительная часть этих женщин (68,3%) имела брахиморфное телосложение. В контрольной группе (табл. 5) у женщин при нормальном распределении в основном наблюдалась форма живота, расширяющаяся книзу и цилиндрическая форма живота.

Полученные данные свидетельствуют о высоком риске возникновения послеоперационной вентральной грыжи у женщин с формой живота, расширяющейся кверху. Особенно высок этот риск у женщин, у которых имеется сочетание таких морфологических характеристик, как расширяющаяся кверху форма живота и брахиморфное телосложение.

Таким образом, послеоперационные вентральные грыжи чаще встречаются у лиц брахиморфного телосложения (62,8%), в основном у женщин (72,6%).

Значительно преобладают послеоперационные вентральные грыжи у женщин, имеющих форму живота, расширяющуюся кверху, а у мужчин — цилиндрическую форму живота.

Литература

1. Тоскин К. Д., Жебровский В. В. Грыжи брюшной стенки. М.: Медицина, 1990. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мариев А. И., Ушаков Н. Д., Шорников В. А., Иванова А. М. Послеоперационные вентральные грыжи. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 2003. 124 с.

3. Тимошин А. Д., Юрасов А. В., Шестаков А. Л. Хирургическое лечение паховых и послеоперационных грыж брюшной стенки. М.: Триада-Х, 2003. 144 с.

4. Адамян А. А. Профилактика и лечение послеоперационных рецидивирующих вентральных грыж с применением ультразвука и иммуномодуляторов: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ереван, 1990. 20 с.

5. Гришаков С. В. Послеоперационные вентральные грыжи // Частная хирургия. СПб.: Спецлит, 1998. Т. 1. 432 с.

6. Белоконев В. И. Пластика брюшной стенки при вентральных грыжах комбинированным способом // Хирургия. 2000. № 8. С. 24-26.

7. Барков А. А., Мовчан К. Н. Особенности диагностики и лечения ущемлённых послеоперационных грыж // Вестн. хирургии. 1995. Т. 152, № 2. С. 37-39.

8. Nyhus L, Condon R. Hernia. Philadelphia, 1989. 342 p.

9. Заривчацкий М. Ф., Яговкин В. Ф. Большие и гигантские послеоперационные вентральные грыжи. Пермь, 1996. 142 с.

10. Дерюгина М. С. Способ пластики обширных дефектов передней брюшной стенки // Хирургия. 2001. № 3. С. 52-54.

11. Шапошников В. И. Лечение гигантских послеоперационных грыж // Хирургия. 2000. № 12. С. 30-33.

12. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека: учебник для медВУЗов. СПб.: Спецлит, 2011. Т. 1. 559 с.

13. Лаврова Т. Ф. Клиническая анатомия грыж передней брюшной стенки. М.: Медицина, 1997. 104 с.

Статья поступила в редакцию 7 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.