МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕТИКУЛЯРНОЙ ФОРМАЦИИ ПРОДОЛГОВАТОГО МОЗГА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА
Коломийцев Алексей Константирович
Канд. мед. наук, ассистент кафедры патологической анатомии РостГМУ, г.Ростов-на-Дону
Куркубет Марина Валерьевна МБУЗ «Таганрогское патологоанатомическое бюро», г.Таганрог
Мартынова Лидия Викторовна
МБУЗ «Таганрогское патологоанатомическое бюро», г.Таганрог
Введение.
Ретикулярная формация играет жизненно важную роль в структурах головного мозга и в организме в целом. Ретикулярная формация проходит через весь ствол головного мозга от верхних шейных спинальных сегментов до промежуточного мозга. Анатомически она разделяется на ретикулярную формацию продолговатого мозга, вароли-ева моста и среднего мозга.
Ретикулярная формация представляет собой скопление нервных клеток, характеризующихся обширно разветвленным дендритным деревом и длинными аксонами, часть из которых имеет нисходящее направление и образует ретикулоспинальные пути, а часть восходящее. Отличительной особенностью является то, что эта структура соединена большим количеством проводящих путей с другими мозговыми образованиями, причем нервные волокна их соединяются посредством множества коллатера-лей со структурами ретикулярной формации. Обилие волокон поступает к нейронам ретикулярной формации из мозжечка.
Нейронная организация ретикулярной формации до сих пор остается недостаточно изученной.
В ретикулярной формации заднего мозга сосредоточены жизненно важные центры, функция которых- регуляция висцеральных функций. Это в первую очередь дыхательный центр, локализованный в медиальной части ретикулярной формации продолговатого мозга.
Другим жизненно важным центром ретикулярной формации заднего мозга является сосудодвигательный центр, который занимает обширную область продолговатого мозга, простираясь в дорсолатеральном направлении от дна четвертого желудочка до пирамид. Свойства нейронов сосудистого центра менее изучены, чем нейронов дыхательного центра. Пока неясно, можно ли дифференцировать сосудодвигательные нейроны по функциональной активности.
Функциональная организация сосудодвигатель-ного центра имеет определенную специфику в отношении проекций его нисходящих путей. Эфферентные волокна от его нейронов достигают грудного отдела спинного мозга, но заканчиваются там не на мотонейронах, как в случае нисходящих систем дыхательного центра, а на пре-ганглионарных нейронах симпатической нервной системы.
Для ретикулярной формации ствола мозга характерны не только вегетативные регулирующие функции, но и участие в нисходящем контроле деятельности двигательных центров спинного мозга. Ретикулярная формация как один из двигательных центров стволовой части мозга может выступать не только в роли регулятора возбудимости спинальных мотонейронов, но и принимать участие в процессах, связанных с поддержанием позы и организацией целенаправленных движений.
Ретикулярная формация является также структурой, отвечающей за состояние бодрствования, она поддер-
живает на определенном уровне возбудимость промежуточного мозга и коры больших полушарий. Согласно современным представлениям, переход коры к активному состоянию связан с колебаниями количества восходящих сигналов от ретикулярной формации ствола. Количество этих сигналов зависит от поступления в ретикулярную формацию сенсорных импульсов по коллатералям специфических афферентных восходящих путей. Практически к ретикулярной формации приходит информация от всех органов чувств по коллатералям от спиноретикулярного тракта, проприоспинальных путей, афферентных черепно-мозговых нервов, от таламуса и гипоталамуса, от моторных и сенсорных областей коры (74, 86).
Работы, посвященные связанным с процессом старения морфологическим изменениям в структурах ретикулярной формации, крайне немногочисленны. Уменьшение количества нейронов с возрастом отмечается в единичных исследованиях, которые имеют отношение к стволовому отделу мозга в целом. Например, В.В. Фролькис приводит данные, согласно которым гибель нейронов с структурах головного мозга происходит неравномерно, причем в стволовых структурах как в эволюционно более древних этот процесс выражен в меньшей степени (1). Имеются немногочисленные работы, посвященные возрастной морфологии этого отдела у животных (2).
Цель работы: изучить морфологические изменения в структуре ретикулярной формации продолговатого мозга в зависимости от возраста.
Материалы и методы.
Работа проведена на аутопсийном материале. В каждом случае брался фрагмент ткани головного мозга в виде поперечного среза продолговатого мозга толщиной 5 мм на уровне нижней трети ромбовидной ямки. В каждом наблюдении изготавливалось 10 серийных срезов толщиной 10 мкм, что соответствует средней величине тела нейрона. Срезы окрашивались гематоксилином и эозином. Изучение состояния ретикулярной формации проводилось с помощью светооптического микроскопа при увеличении 420х; при этом диаметр поля зрения составил 0,32мм. Производился подсчет количества нейронов в веществе ретикулярной формации справа и слева от средней линии. Такой метод позволил стандартизировать исследования, так как осуществлялось определение количества нейронов в одном и том же объеме. При исследовании учитывались только нейроны, полностью находящиеся в поле зрения микроскопа и у которых в срезе контурирова-лось ядро. В каждом случае изучалось по 10 серийных срезов, производился подсчет нейронов и вычислялись средние величины. По полученным данным можно судить об относительной плотности расположения нейронов. Полученные данные подвергались статистической обработке.
Результаты. Всего изучено 20 наблюдений, умерших от сердечно-сосудистых заболеваний в возрасте от 35 до 79 лет. Все наблюдения были распределены по возрастным группам. Выяснены следующие закономерности.
1. Количество нейронов в поле зрения микроскопа (средняя величина) справа и слева отличается крайне незначительно, поэтому отдельные цифры не приведены. Незначительными также являются колебания количества нейронов в зависимости от пола умерших.
2. Отмечается прогрессивное снижение количества нейронов с увеличением возраста. В частности, в возрастной группе 31-40 лет среднее число нейронов в поле зрения составило 6,8, в возрастной группе 41-50 лет - 5,3, в группе 51-60 лет- 5,14, в группе 61-70 лет- 4,7, в группе 71-80 лет- 4,3. В процентном отношении снижение количества нейронов в возрастной группе 71-80 лет по сравнению с группой 31-40 лет составило 36,8%.
Выводы. В работе выявлена закономерность, выражающаяся в значительном снижении с увеличением возраста относительного количества нейронов в структуре ретикулярной формации. Максимального снижения эта величина достигает в возрасте 70 лет и старше (3).
Список литературы.
1. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., Наука, 1988, 239 с.
2. Baskerville KA, Kent C, Nicolle MM, Gallaher M, McKinney. Aging causes partial loss of basal forebrain but no loss of pontine reticular cholinergic neurons. Neuroreport 2006 Nov 27;(17): 1819-23.
3. Коломийцев А.К. Старение организма как свойство структурной организации биосистем. М., 2012, 138 с.
ОПЫТ РАБОТЫ ПСИХИАТРА МЕДИЦИНСКОЙ КОМИССИИ ОТДЕЛА ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЛИЦ, НОСИТЕЛЕЙ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ
Куприянова Инесса Николаевна
К.м.н, доцент кафедры факультетской терапии и эндокринологии ГБОУ ВПО УГМУМинздрава России,
г.Екатеринбург, Россия Огородова Маргарита Васильевна Психиатр ГБУЗ «Городская психиатрическая больница №6", г.Екатеринбург, Россия
Щелконогова Ирина Александровна Терапевт военного комиссариата по Верх-Исетскому и Железнодорожному районам, г.Екатеринбург, Россия
Введение. Исполнение военной службы (ВС) в современных условиях сопряжено с высокими моральными, психическими, физическими нагрузками. Среди граждан призывного возраста встречаются лица с неустойчивым, несформировавшимся типом психического реагирования, со слабой ориентацией на морально-нравственные нормы поведения в обществе. Данные отклонения у таких лиц не достигают уровня психического заболевания, которое позволило бы признать гражданина негодным или ограниченно годным к ВС. Нахождение в армейской среде приводит у таких лиц к средовой дезадаптации- они нарушают воинскую дисциплину, проявляют искаженные формы поведения (неподчинение приказам, агрессивное поведение, самовольные уходы с учебных занятий, из воинских частей и т.п.), совершают акты аутоагресии и суициды. Особенно часто такая дезадаптация к условиям несения ВС проявляется у лиц, ошибочно предназначенных для службы в войсках с повышенными требованиями к состоянию физического и психического здоровья (режимные войска, войска специального назначения). В проведении медицинских осмотров, обследований и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, непосредственно перед отправкой в войска, а также при поступлении в военно-учебные заведения и на военную службу по контракту врачами медицинской комиссии отдела военного комиссариата обязательно участие психиатра, работа которого подчиняется нормативным документам [1-6]. Всем лицам при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на ВС проводятся следующие мероприятия: социально-психологическое изучение, которое предусматривает оценку условий воспитания и развития, военно-профессиональной направленности личности, моральных и волевых качеств, организаторских спосо-
бностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности; тестирование по методикам профессионального психологического отбора для выявления лиц с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью, т.е. формируется «группа риска» и составляются списки лиц, отнесенных к «группе риска», требующих особого внимания со стороны психиатра; изучение медицинских документов: амбулаторной карты, выписок из истории болезней, записи консультаций врачей-специалистов и др. Учитывая рост количества лиц среди молодежи, употребляющих психоактивные вещества, все врачи медицинской комиссии подвергают тщательному обследованию физическое состояние призывников для своевременного выявления сочетанной патологии: заболевания печени (острые и хронические вирусные гепатиты В и С, ВИЧ ), пониженное питание, характерные изменения со стороны слизистой полости рта и носа, изменение зрачковых реакций (токсический мидриаз, парез аккомодации, конвергенции), поражения нервной системы (интоксикационная полинейропатия конечностей по чувствительному типу), изменение личности. Обследование у психиатра проводится в последнюю очередь, после вынесения заключений всеми специалистами медицинской комиссии. Цель — выявить лиц, страдающих психическими расстройствами и нервно-психической неустойчивостью, определить категорию годности к ВС. В расписании болезней дана краткая характеристика по каждому виду психического расстройства, диагностические признаки, стандарт обследования и критерии оценки категории годности граждан к ВС [4]. Психиатр изучает личное дело призывника, подготовленные на него материалы, поступившие из всех раннее перечисленных источников, проводит собеседование и обследование. При этом у призывника уточняются полученные данные, правильность понимания им