Научная статья на тему 'МОРФО-КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БРОСКА ЧЕРЕЗ СПИНУ В РУКОПАШНОМ БОЕ'

МОРФО-КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БРОСКА ЧЕРЕЗ СПИНУ В РУКОПАШНОМ БОЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

56
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рукопашный бой / бросковое действие / виды единоборств / физическая подготовка / курсант / hand-to-hand combat / throwing actions / types of single combats / physical training / cadets

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. Т. Рахметов

В статье проведен морфо-кинезиологический анализ броска через спину, часто используемый в рукопашном бое. В процессе анализа поставлена цель – определить особенности выполнения фаз варианта броскового действия, выполняемого в неспортивных единоборствах, составляющих основу физической подготовки военнослужащих. Рассматриваются технические ошибки , которые могут допускаться в ходе выполнения фаз броска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т. Т. Рахметов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORPHO-KINESIOLOGICAL ANALYSIS OF THROWING THROUGH THE BACK IN HANDFIGHT

The article presents a morpho-kinesiological analysis of a throw over the back, which is often used in hand-to-hand combat. In the course of the analysis, the goal was set to determine the peculiarities of the implementation of the phases of the variant of the throwing action performed in unsportsmanlike single combats, which constitute the basis of the physical training of military personnel. The technical errors that can be made during the execution of the phases of the throw are considered

Текст научной работы на тему «МОРФО-КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БРОСКА ЧЕРЕЗ СПИНУ В РУКОПАШНОМ БОЕ»

МОРФО-КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БРОСКА ЧЕРЕЗ СПИНУ В

РУКОПАШНОМ БОЕ

Т. Т. Рахметов

Преподаватель Чирчикского высшего танкового командно- инженерного

училища

АННОТАЦИЯ

В статье проведен морфо-кинезиологический анализ броска через спину, часто используемый в рукопашном бое. В процессе анализа поставлена цель -определить особенности выполнения фаз варианта броскового действия, выполняемого в неспортивных единоборствах, составляющих основу физической подготовки военнослужащих. Рассматриваются технические ошибки , которые могут допускаться в ходе выполнения фаз броска.

Ключевые слова: рукопашный бой, бросковое действие , виды единоборств, физическая подготовка, курсант.

MORPHO-KINESIOLOGICAL ANALYSIS OF THROWING THROUGH

THE BACK IN HANDFIGHT

ABSTRACT

The article presents a morpho-kinesiological analysis of a throw over the back, which is often used in hand-to-hand combat. In the course of the analysis, the goal was set - to determine the peculiarities of the implementation of the phases of the variant of the throwing action performed in unsportsmanlike single combats, which constitute the basis of the physical training of military personnel. The technical errors that can be made during the execution of the phases of the throw are considered.

Keywords: hand-to-hand combat, throwing actions, types of single combats, physical training, cadets.

ВВЕДЕНИЕ

В мировом научном сообществе рассматривается проблема изучения различных подходов к анализу физического воспитания военнослужащих. До настоящего времени продолжается ожесточенный спор о том, какие виды спортивных и неспортивных единоборств составляют основу подготовки

бойцов, нацеленных на выполнение специальных оперативных задач (Ашкинази С.М., 2001, Коников С.А., Передельский А.А., 2010, М.А.Афонин, 2016, С.А.Елисеев, И.Е.Коновалов и др., 2017, В.А.Овчинников и др., 2019, Рахметов Т.Т., 2019). Физическое воспитание военнослужащих обязательно должно носить комплексный характер, особое место занимает рукопашный бой, незаменимый в чрезвычайных ситуациях от острых, «активных» моментов до непосредственного клинчевого, психо-физического и боевого контакта.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Основами методик тренировок и соревнований являются научно обоснованные школы борьбы и бокса, а некоторых программах по рукопашному бою предлагаются в качестве средств тренировки использовать подвижные игры способствующие развитию общей физической подготовленности. До настоящего времени имеющиеся научные разработки в рукопашном бое носят единичный характер и ограничены работами методического плана представленных в виде учебных программ и методических пособий, имеющих лишь педагогическую направленность. Кроме того при подготовке курсантов ощущается острая необходимость в разработке методик по совершенствования различных приемов, ориентированных на совершенствование излюбленных как защитных, так и атакующих действий приносящих победу в соревновательных поединках.

Так для боевых видов единоборств умение своевременно напрягать и расслаблять мышцы создает возможность эффективного использования мышечных усилий и экономизации физических качеств (Хассел Дж., 2005, В.А.Куванов и др., 2008). В связи с этим совершенствование приемов возможно только на основе учета фаз бросковых действий, а также последующего анализа технических ошибок которые могут допускаться при выполнении приёмов. До настоящего времени серьёзных и глубоких исследований по разработке технологии физической подготовки курсантов высших учебных заведений в республике не проводились.

В исследовании приняли участие курсанты Чирчикского высшего танкового и инженерного училища в возрасте 17-20 лет. При помощи метода морфо-кинезиологического анализа с учетом биомеханических параметров проведена оценка участия структур опорно-двигательного аппарата при выполнении фаз броска через спину.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 4 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ результатов проведенных соревнований позволили выявить эффективные приёмы и действия, используемые в рукопашном бою: к ним относятся болевые приёмы в партере, которые почти на 100% считаются эффективными, болевые приемы в стойке - до 25%, нокаутирующие удары ногой в стойке - 2.9%, и нокаутирующие удары рукой - 8.0%. удушающие приёмы в стойке в партере до 3%. Паттерн эффективных технических приёмов, выполнение которых курсантами отточен до автоматизма, однако

Рис. 4 Рис.5 Рис.6

совершенствование приёмов продолжается. На рисунках 1 и 2 представлена фаза односторонней стойки рис. 2. Фаза билатеральной стойки.

Данная фаза характеризуется состоянием устойчивого равновесия, хотя центр тяжести находится выше площади опоры, но в данном положении формируется большая поверхность площади опоры, которая образована не только поверхностями стоп, но и пространством, заключенным между ними (Рис.1 и 2). Следует отметить, что устойчивое равновесие сохраняется независимо от того какая стойка у единоборца - левосторонняя или правосторонняя стойка. При данном положении туловище выведено вперед,

вертикаль общего центра тяжести проходит вблизи передней границы площади опоры, спереди поперечных осей всех главных суставов нижней конечности тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Мышцы, находящиеся на задних поверхностях нижней конечности находятся в напряженном состоянии. Большую работу выполняют большая ягодичная мышца, трехглавая мышца голени, а также мышцы подошвенной поверхности стопы. И.Б. Еремин разработал способы билатерального регулирования технико-тактических действий у борцов с учетом индивидуального стиля соревновательной деятельности. Автор установил, что для борцов атакующего стиля характерна высокая надежность выполнения ограниченного объема технических действий преимущественно в односторонней стойке, а для спортсменов контратакующего стиля свойственно применение более широкого блока технико-тактических действий выполняемых как в правую, так и в левую сторону.

На рисунках №3, № 4 представлена фаза захвата. В прикладном виде единоборств, в частности, в рукопашном бое фаза захвата характеризуется не только захватом куртки противника, но и выполнением последующих действий мгновенно, проявляя взрывное усилие. Здесь важна и стойка, и позиция единоборца. Не рекомендуется низких и широких стоек, ноги на ширине плеч в положении обычного шага. Желательно тело развернуть в четверть оборота в сторону противника, чтобы вовремя уклониться от удара, подставив плечо или быстро сменить позицию, облегчить уход или уклон.

На рисунках №5, №6 представлена фаза выведения тела из равновесия. Эта фаза характеризуется изменением расположения общего центра тяжести по отношению к опорной поверхности. В результате происходит изменение сегментов тела относительно друг друга и относительно площади опоры. Однако относительно противника атакующий обязан приложить усилия, чтобы вывести соперника из равновесия , а сам должен подготовить себя к выполнению броска. Данную фазу можно рассматривать как подготовительную фазу, выгодную для осуществления броска.

Рис.7 Рис.8 Рис.9 Рис.10

Рисунки №7, №8 можно рассматривать как фазу осуществления броска. Считается целесообразным учитывать тип телосложения соперника, весо -ростовые показатели атакующего и атакуемого, проводить индивидуальный подбор технических особенностей броска, рассчитать выбор наиболее удобного броска для курсанта. При выполнении броска прогибом перемещение отдельных звеньев тела относительно друг друга происходит по амплитуде: голень опорной ноги в голеностопном суставе перемещается в пределах 70-85 градусов, в коленном суставе происходит по амплитуде - 130- 105 -120 градусов, а в тазобедренном суставе - от 115 да 120 градусов. Рисунки № 9, №10 можно рассматривать как фазу сброса соперника на ковер. Здесь важное значение имеет страховка. Фактически сброс начинается в конце броска. В данной фазе также выделяют время начала - момент сброса и время падения тела на ковер. Атакующий должен осуществить фазу сброса, падение тела должно произойти правильно, иначе результативность броска будет снижена. В рукопашном бое после сброса процесс приёма продолжается. Так на рисунке №10 видно как атакующий применяет болевой приём и воздействует на болевые точки, находящиеся на руке. Результаты биомеханического анализа позволили изучить изменения возникающие в кинематической цепи двигательного акта, возникающих при выполнении броска через спину в той или иной его фазе. (рис. 9 )

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная нами морфо-кинезиологическая схема фаз бросковых действий в рукопашном бое несколько отличается от имеющихся схем описанных в научной литературе. Предложенная нами схема представлена из 5 фаз: в отличие от других схем нами предложена фаза стойки, которая имеет немаловажное значение в рукопашном бое, так как характеризуется так называемым «накоплением стартовой силы» реализация энергии которой имеет влияние на выполнение последующих фаз. Предложенная схема позволит курсантам целесообразно усовершенствовать технику выполнения бросковых действий различных вариантов. К техническим ошибкам, которые имеют место при выполнении приёма относятся неправильный захват, близкое расположение к противнику, неправильная расстановка ног, несостоятельность при выведении тела из равновесия, неправильный сброс. Результаты исследования могут быть включены в тренировочный процесс, что позволит

повысит технико-тактическую подготовленность курсантов занимающихся рукопашным боем.

REFERENCES

1. Хайдаров, М., Алламуратов, М., & Хайруллаева, Н. (2021). Сравнительная оценка физического состояния подростков 11-16 лет с нарушением интеллекта. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1).

2. Сафарова, Д. Д., Пулатова, М. Д., & Султанова, Ю. А. (2017). Взаимоотношения показателей гемодинамики с проявлением физической работоспособности у спортсменок-дзюдоисток. Наука и спорт: современные тенденции, 14(1).

3. Пулатова, М. Д. (2020). Применение восстановительных комплексов после травматических повреждений квалифицированных борцов. Интернаука, (8-1), 2223.

4. Шукурова, С. С., Пулатова, М. Д., & Серебряков, В. В. (2021). Изменения показателей макроэлементов в крови у футболистов после физической нагрузки. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1).

5. Шукурова, С. С., Сейдалиева, Л. Д., & Шарипова, С. Н. (2021). Анализ гемодинамики игроков во время тренировочного процесса. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1).

6. Кутлимуратов, И. Х. (2021). Футболчиларнинг турли йуналишлардаги тупни ошириб бериш хдракатларини урганиш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1).

7. Nazirov, B. S. (2020). Master who devoted his life to sports. Theoretical & Applied Science, (6), 78-82.

8. Алиев, И. Б. (2020). Курашчиларнинг мусобака олди тайёргарлик боскичларидаги толикиш белгиларини турли х, ажмдаги таъсирига караб юкламаларни таксимлаш. Фан-спортга,(2), 42-45.

9. GAZIEV, S. (2020). Improving the speed-strength preparedness of sambo wrestlers at the stage of sports improvement. Фан-Спортга, (1), 56-60.

10. Bakhtiyorovich, O. B. Improvement of methodology of development of technical and tactical methods with rapid power of belbog wrestlers.

11. Madraimov, H. K., & Aliyev, I. B. (2020). Distribution of training loads, taking into account the pre-competition training of freestyle wrestlers. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(9), 348-351.

12. Назаров, Н. Н., & Юсупов, Н. М. (2012). Философские особенности и развитие футбола в республике узбекистан. Педагогические науки, (3), 93-96.

13. НАЗАРОВ, Н. (2020). Мутафаккирлар илмий меросларидан фойдаланган х,олда спортчи ёшларнинг ахлокий ва эстетик карашларини шакллантириш. Фан-

Спортга, (3), 38-41.

14. Egamberdiyev, I. O. (2021). Unconventional development of balance on land in young kayakers. Academic research in educational sciences, 2(2).

15. Geyger, A. I. (2021). Immunity of swimmers in the conditions of modern training. Academic research in educational sciences, 2(2).

15. Собирова, Ш. У. (2019). Использование рекламных текстов в обучении иностранному языку. Молодой ученый, (18), 48-50.

17. Норбоева, Ф. Р. (2020). Перевод маркетинговых терминов в сфере спорта с английского языка на русский. Интернаука, (26-2), 27-28.

18. Норбоева, Ф. Р. (2020). Процесс преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Интернаука, 20(149 часть 2), 74.

19. Rakhmatullayevna, N. F. (2020). The role of modern pedagogical technologies in the education system. Наука и образование сегодня, (6-2 (53)).

20. Xolisov, B. A. (2017). Yangi iqtisodiy siyosatning turkiston xalq xo'jaligiga ta'siri. УзМУ хабарлари, 129-132.

21. Jurayev, I. B. (2021). Futzal hakamlarining jismoniy tayyorgarlilarini yaxshilash hamda mavsumiy topshiriladigan fifa fitness testiga tayyorlash. Internauka, 4(180), 7577.

22. Mengliboyev, A. X. (2020). Tarixiy shaxslarning milliy manfaatlar uchun kurashi tarixidan. Утмишга назар, 215-219.

23. Xojiyev, S. S. (2021). Yosh xokkey darvozabonlarining shaybani to'sish harakatlari samaradorligini oshirish. Internauka, 5(181), 99-101.

24. Шукуров, М. Н. (2021). Курашшиларнинг организмига кластерланган махсус тайерлов техник машкларининг таъсири. Наманган Давлат Илмий Ахборотномаси, 366-369.

25. Ёкубова, Д. Т. (2020). Сурхондарё вилоятида ингичка толали пахтадан юкори х,осил олиш агротехникасининг ривожланишида м.с. истоминнинг фаолияти. Хоразм маъмун академияси ахборотномаси, 120-123.

26. Taxirovich, T. T., Madaminovna, K. I., Nurmuhammad o'g'li, N. S., Takhirovich, T. T., & Tokhirjonovich, U. N. (2021). Во 'lakli bir jinsli Ьо 'lmagan g 'ovak qatlamlarda suyuqliklar harakati jarayonini matematik modellashtirish muammolari va asosiy masalalari. Scientific progress, 1(3).

27. Norinov, M. U., Abdukodirov, B. A., Tillavoldiev, A. O., & Urinov, N. T. (2019). Алгоритм устранения шума кусочно-гладкой моделью изображения. Theoretical & Applied Science, (4), 509-512.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.