Финно-угорский мир. 2015. № 2
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Карельские сказки. - Петрозаводск, 1968. -160 с.
2. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. - Москва : Наука, 1986. -Т. 2. - 463 с.
3. Thompson, S. The folktale / S. Thompson. -New York, Chicago, San Francisco, Toronto, London : Dryden press, 1946. - 510 p.
1. Karelian fairy tales, Petrozavodsk, 1968.
2. Russian fairy tales of A. N. Afanasyev in three volumes, Moscow: Nauka, 1986, Vol. 2.
3. Thompson, S. (1964) The folktale, New York,
Chicago, San Francisco, Toronto, London: Dryden press.
МОРДОВСКИЙ ОБРЯД ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В РАБОТЕ У ХАРВЫ
"DIE RELIGIÖSEN VORSTELLUNGEN DER MORDWINEN"
В. Н. АНОШИНА,
воспитатель детского сада № 125 комбинированного вида (г. Саранск, РФ)
У. Харва в работе «Религиозные воззрения мордвы» [1] отмечает, что мордва справляла праздники жертвоприношения двух видов. Одни устраивались летом на поле или на огражденном участке леса всей деревней; другие - родовые - проводились в разное время года. В високосном году проходило сисем велень озкс «моление семи деревень», где жертвовались домашние животные и птица.
Большое значение на святилищах придавалось жертвенному дереву, каковым являлся дуб, липа, береза или сосна. Оно считалось священным, и его повреждение рассматривалось как преступление. В мокшанской народной песне рассказывается, как мужчина, отломивший три ветки от жертвенной липы, ослеп, лишился разума и был парализован.
Общими чертами жертвенных обрядов, исполняемых мордвой, ингерманландцами и сетукезами, являются варка общественного пива, выставление рядами жертвенного
хлеба, посуды, прикосновение к ним во время молитвы, прикрепление восковой свечи к жертвенной посуде, распределение жертвенной еды среди родственных групп. Люди молились, повернувшись лицами на восток, где восходит солнце.
Мордва не жертвовала огню, но ему предавалась жертвенная еда. Так, терюхане, жертвуя быка, часть мяса и язык бросали в огонь; жертвуя гуся, перья и кости сжигали или кидали в реку. У. Харва, ссылаясь на В. Н. Май-нова, отмечает, что «жертвы вешали в специальном кузовке на ветви почитаемого дерева, зарывали в землю, бросали в реку или сжигали. Особенно тщательно уничтожались кости жертвенных животных, чтобы никто (ни человек, ни зверь) не мог их достать. Считалось, что в противном случае умрет кто-то из участников моления» [1, 125].
Религиозные воззрения мордвы являются богатейшим сравнительным материалом для исследователей религиозных воззрений финно-угорских народов.
Поступила 27.05.2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Harva, U. Die Religiösen Vorstellungen der Mord- 1. Harva, U. (1952) Die Religiösen Vorstellun-winen / U. Harva. - Helsinki, 1952. - 456 s. gen der Mordwinen, Helsinki.
© AHomHHa B. H., 2015