Научная статья на тему 'Мордовский обряд жертвоприношения в работе У. Харвы “Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen”'

Мордовский обряд жертвоприношения в работе У. Харвы “Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen” Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
184
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЯЗЫЧЕСТВО / PAGANISM / ОБРЯД / CEREMONY / ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ / SACRIFICE / ПРАЗДНИК / HOLIDAY / ЖЕРТВЕННОЕ ЖИВОТНОЕ / SACRIFICIAL ANIMAL / МОЛИТВА / PRAYER

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Аношина Валентина Николаевна

Рассматриваются особенности мордовского обряда жертвоприношения, описанного финским ученым У. Харвой в исследовании «Религиозные воззрения мордвы». Отмечаются общие и специфические его детали по сравнению с подобными обрядами других народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mordovian ceremony of sacrifice in the work “Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen” by U. Harva

It features a Mordovian ceremony of the sacrifice described by Finnish scholar U. Harva in the work “Religious Views of Mordva”. It considers its general and specific details in comparison with similar ceremonies of other peoples of Russia.

Текст научной работы на тему «Мордовский обряд жертвоприношения в работе У. Харвы “Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen”»

Финно-угорский мир. 2015. № 2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Карельские сказки. - Петрозаводск, 1968. -160 с.

2. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. - Москва : Наука, 1986. -Т. 2. - 463 с.

3. Thompson, S. The folktale / S. Thompson. -New York, Chicago, San Francisco, Toronto, London : Dryden press, 1946. - 510 p.

1. Karelian fairy tales, Petrozavodsk, 1968.

2. Russian fairy tales of A. N. Afanasyev in three volumes, Moscow: Nauka, 1986, Vol. 2.

3. Thompson, S. (1964) The folktale, New York,

Chicago, San Francisco, Toronto, London: Dryden press.

МОРДОВСКИЙ ОБРЯД ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В РАБОТЕ У ХАРВЫ

"DIE RELIGIÖSEN VORSTELLUNGEN DER MORDWINEN"

В. Н. АНОШИНА,

воспитатель детского сада № 125 комбинированного вида (г. Саранск, РФ)

У. Харва в работе «Религиозные воззрения мордвы» [1] отмечает, что мордва справляла праздники жертвоприношения двух видов. Одни устраивались летом на поле или на огражденном участке леса всей деревней; другие - родовые - проводились в разное время года. В високосном году проходило сисем велень озкс «моление семи деревень», где жертвовались домашние животные и птица.

Большое значение на святилищах придавалось жертвенному дереву, каковым являлся дуб, липа, береза или сосна. Оно считалось священным, и его повреждение рассматривалось как преступление. В мокшанской народной песне рассказывается, как мужчина, отломивший три ветки от жертвенной липы, ослеп, лишился разума и был парализован.

Общими чертами жертвенных обрядов, исполняемых мордвой, ингерманландцами и сетукезами, являются варка общественного пива, выставление рядами жертвенного

хлеба, посуды, прикосновение к ним во время молитвы, прикрепление восковой свечи к жертвенной посуде, распределение жертвенной еды среди родственных групп. Люди молились, повернувшись лицами на восток, где восходит солнце.

Мордва не жертвовала огню, но ему предавалась жертвенная еда. Так, терюхане, жертвуя быка, часть мяса и язык бросали в огонь; жертвуя гуся, перья и кости сжигали или кидали в реку. У. Харва, ссылаясь на В. Н. Май-нова, отмечает, что «жертвы вешали в специальном кузовке на ветви почитаемого дерева, зарывали в землю, бросали в реку или сжигали. Особенно тщательно уничтожались кости жертвенных животных, чтобы никто (ни человек, ни зверь) не мог их достать. Считалось, что в противном случае умрет кто-то из участников моления» [1, 125].

Религиозные воззрения мордвы являются богатейшим сравнительным материалом для исследователей религиозных воззрений финно-угорских народов.

Поступила 27.05.2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Harva, U. Die Religiösen Vorstellungen der Mord- 1. Harva, U. (1952) Die Religiösen Vorstellun-winen / U. Harva. - Helsinki, 1952. - 456 s. gen der Mordwinen, Helsinki.

© AHomHHa B. H., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.