Научная статья на тему 'Моральный потенциал сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков'

Моральный потенциал сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / ПОДРОСТКИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ / MORAL POTENTIAL / DEVIATING BEHAVIOR / RURAL SOCIETY / TEENAGERS WITH DEVIATING BEHAVIOR / OVERCOMING OF DEVIATING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аникина Н. С.

Статья посвящена проблеме морального потенциала сельского социума и его влиянию на процесс преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков. Выявлены особенности сельского социума, позитивно и негативно влияющие на процесс преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков и конкретные возможности морального потенциала сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аникина Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL POTENTIAL OF RURAL SOCIETY IN OVERCOMING OF DEVIATING BEHAVIOR OF TEENAGERS

Article is devoted a problem of moral potential of rural society and its influence on process of overcoming of deviating behavior of rural teenagers. Features of rural society, positively and overcoming of deviating behavior of rural teenagers negatively influencing process and concrete possibilities of moral potential of rural society in overcoming of deviating behavior of teenagers are revealed.

Текст научной работы на тему «Моральный потенциал сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков»

УДК 37.02

Н. С Аникина

МОРАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена проблеме морального потенциала сельского социума и его влиянию на процесс преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков. Выявлены особенности сельского социума, позитивно и негативно влияющие на процесс преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков и конкретные возможности морального потенциала сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков.

Ключевые слова: моральный потенциал, отклоняющееся поведение, сельский социум, подростки с отклоняющимся поведением, отклоняющееся поведение.

N. S. Anikina. MORAL POTENTIAL of rural society in overcoming of deviating behavior of teenagers

Article is devoted a problem of moral potential of rural society and its influence on process of overcoming of deviating behavior of rural teenagers. Features of rural society, positively and overcoming of deviating behavior of rural teenagers negatively influencing process and concrete possibilities of moral potential of rural society in overcoming of deviating behavior of teenagers are revealed.

Keywords: moral potential, deviating behavior, rural society, teenagers with deviating behavior, overcoming of deviating behavior.

Преодоление отклоняющегося поведения подростков в современной педагогике является одной из актуальных и ключевых проблем. В этой связи целью нашей работы явилось определение и раскрытие морального потенциала сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков. В условиях трансформации и модернизации российского общества, а также в условиях эскалации неблагоприятных тенденций в поведении и нравственном развитии современных детей и подростков вопрос о коррекции и преодолении отклоняющегося поведения подростков стоит особенно остро. Согласно гипотезе нашего исследования преодоление отклоняющегося поведения сельских подростков средствами воспитания морального выбора более эффективно происходит при наличии морального потенциала сельского социума.

Сельский социум представляет собой общество в миниатюре, обладающее как устоявшейся системой нормативных требований к поведению членов общества, так и строгой системой контроля за их соблюдением.

В.Г.Бочарова и М.П.Гурьянова характеризуют сельский социум как «экономическое и социальное пространство жизнедеятельности человека со своими специфическими условиями жизни», который представляет собой «особую среду обитания», с невысоким уровнем жизни населения, низкими доходами большинства семей, вынужденными существовать за чертой бедности [2, с.33]. В нашем понимании, сельский социум это человеческая общность, проживающая в ограниченном пространстве, характеризуемая едиными взглядами, ценностями, нормативными требованиями к образу жизни отдельного человека, во взаимодействии с которым развивается подросток с отклоняющимся поведением.

Сельский социум на протяжении долгого времени воспринимался более как аграрная подсистема, нежели как социально-педагогическая. По мнению П.А.Михеева, в селе обеспечивается «воспроизводство общественно значимых ценностей» [6, с.3], под которыми в данном исследовании мы понимаем осуществление преодоления отклоняющегося поведения подростков. Мы полагаем, что благодаря обширному моральному потенциалу сельского социума, преодоление отклоняющегося поведения подростков в условиях сельского социума оказывается не только возможным, но и более эффективным.

В нашем исследовании мы будем понимать моральный потенциал сельского социума как совокупность нравственно-этических средств и возможностей, направленных на обеспечение материализации воспитательных возможностей сельского социума в процессе преодоления отклоняющегося поведения подростков.

Моральный потенциал сельского социума в нашем исследовании напрямую связан с воспитательным потенциалом. Поэтому приступая к раскрытию сущности роли морального потенциала в преодолении отклоняющегося поведения подростков в условиях сельского социума, мы обращаем внимание на такие ключевые понятия как «воспитательная среда» и «воспитательное пространство».

В современном сельском социуме, как в территориально ограниченном пространстве проживания людей, сконцентрированы всевозможные негативные явления, характерные для сегодняшнего общества,

которые способствуют созданию благоприятной атмосферы для возникновения отклоняющегося поведения подростков. Это требует объединения всех субъектов воспитания в сельском социуме -семьи, школы, общественного мнения - для создания воспитательного пространства, педагогической среды, которая является необходимым условием для преодоления отклоняющегося поведения подростков.

Ученые-теоретики, авторы и приверженцы различных современных воспитательных парадигм, сходятся в одном - среда, в которой развивается личность, является краеугольным камнем в вопросе ее воспитания, в том числе и преодоления отклоняющегося поведения. Известно, что классики отечественной педагогики К.Д.Ушинский, А.Ф.Лазурский, Л.Н.Толстой, Л.Ф.Лесгафт и др. осознавали и подчеркивали огромное значение среды в воспитании, и даже отождествляли среду и воспитание, превращая среду в центральное понятие.

Говоря о преодолении отклоняющегося поведения подростков, нельзя оставить без внимания тот факт, что сельская среда - это особое воспитательное пространство, в условиях которого живет и развивается подросток. В педагогическом смысле среда это «наполненное событиями, отношениями, ценностями культуры пространство, из которого развивающаяся личность «черпает» свое содержание; это особая культура, которая питает ее развитие» [1, с.63].

«Социальная среда - это окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Среда оказывает решающее воздействие на формирование личности. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется. И в процессе этих преобразований изменяются сами люди» [11, с. 1256].

По мнению Ю.С.Мануйлова, среда способна «осреднить» (обогатить или обеднить) личность воспитанника, предоставить событийные возможности соревнования, позволяющие состояться как личности, «заставить следовать коридором возможностей, прокладываемых способами бытия» [4, с.39].

Ю.С.Мануйлов в своей статье выделяет ключевые понятия средового подхода. Это «стихия», «ниша», и «образ жизни». Ниша - это «конкретное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять свои потребности». Стихия - «внешне не организованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и общественной среде». Образ жизни - «это способ бытия, равно как «событие бытия» [4, с.38].

Применительно к сельскому социуму и его воспитательному потенциалу, данные основополагающие понятия средового подхода мы будем трактовать следующим образом. «Ниша» - это свободное время сельского подростка, которое он использует по своему усмотрению (просмотр телевизионных передач, компьютерные игры, общение с друзьями, учеба в школе). «Стихия» - это трудовые обязанности сельского подростка, в которые он включен с детства. Это труд в домашнем хозяйстве, на пришкольно-опытном участке, и т.д. «Образ жизни» - для сельского подростка, это то, что Ю.С.Мануйлов называет «событие бытия» - жизнь подростка в семье и события, сопутствующие этому образу жизни.

Однако, как утверждает Н.Л.Селиванова, одно только наличие среды неспособно влиять на процесс воспитания. Воспитательная среда должна быть организована должным образом, для того, чтобы усилия педагогов не были нивелированы. Неорганизованная воспитательная среда способна нивелировать практически любое удачное педагогическое воздействие [10, с.35]. Исходя из этого, мы полагаем, что изначально правильно организованная в педагогическом плане среда сельского социума может рассматриваться как полноценное воспитательное пространство.

Анализ теоретической литературы позволил нам выяснить, что существует три подхода к определению понятия «воспитательное пространство»:

1. Воспитательное пространство как педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей [8, с.195].

2. Воспитательное пространство рассматривается как часть среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни [4, с.37]. В этом случае взаимодействие всех участников определяется моделью образа жизни подростка.

3. Воспитательное пространство предстает как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностною развития человека - и взрослого, и ребенка [3]. В этом случае механизмом создания воспитательного пространства становится «событие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность.

Мы придерживаемся классификации А.В.Мудрика, согласно которой субъектами воспитательного пространства могут быть: 1) индивидуальные лица: воспитуемые; родители; соседи;

педагоги; волонтеры из числа родителей и других обитателей микросоциума, а также из работников организаций, расположенных в данном микросоциуме; муниципальные служащие и т.д.; 2) групповые объединения: семьи; сверстники; соседские товарищества по интересам; дошкольные, школьные и внешкольные учреждения; детские и юношеские объединения, организации; медицинские, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации: муниципальные органы управления и самоуправления и т.д. [7].

По мнению В.Г.Бочаровой и М.П.Гурьяновой, субъектами сельского социума, составляющими его воспитательный потенциал являются семья, сельское сообщество, религиозные структуры, средства массовой информации, народные традиции [2, с.33].

Нередко структура воспитательного пространства оказывается жесткой или наоборот, гиперблагоприятной, что одинаково негативно влияет на воспитание подростков. Ребенок должен обладать всей полнотой информации об окружении, в котором живет, оно должно быть привлекательно для школьника, должно затрагивать его эмоциональную сферу. В этом смысле сельский социум, сельская среда - идеальная модель воспитательного пространства.

Е.В.Бондаревская предлагает объединять в воспитательное пространство школу, семью, сельскую общественность, объекты культурного и производственного окружения. Только таким образом, по ее мнению, можно достичь пика эффективности воспитательного потенциала сельского социума путем его педагогизации [1, с.63].

Е.В.Петрова в своем диссертационном исследовании отмечает, что сельский социум обладает особым воспитательным потенциалом, отсутствующим в городе. Среди положительных особенностей сельского социума она выделяет тесную органическую связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность детей с раннего возраста на игровую и трудовую деятельность, который способствует активному формированию у детей социальных качеств, социального поведения и социальной адаптации в окружающей среде [9, с.14].

Н.Н. Хапонкова и О.Н.Самойлова в своей статье «Воспитательная деятельность сельской школы» акцентируют внимание на таких положительных чертах сельского социума применительно к осуществлению процесса преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков, как близость к природе, общественным традициям; компактное проживание и вследствие этого полное представление о каждом ребенке, отношениях в семье; сила общественного мнения; проявление самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем [12, с.277].

Е.В.Бондаревская и П.П.Пивненко считают, что сельский социум даже в условиях модернизации продолжает сохранять традиционные, присущие только ему ценности и характерные черты: особое отношение к земле, природе, открытость сельского социума, доверительность человеческих отношений, общинность, заботу о каждой семье и каждом члене общины [1, с.60]. Сельские жители остаются носителями, наследниками, хранителями и трансляторами нравственных ценностей российской глубинки.

Мы выделяем следующие особенности сельского социума, которые составляют моральный потенциал сельского социума и определяют специфику процесса преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков: особенности уклада сельской жизни, труда и быта (социальноэкономические); своеобразие общественных отношений на селе (социально-психологические); специфика воспитания детей в сельской семье (демографические); особенности территориального местоположения (естественно-географические); специфика культурного пространства сельского социума (социально-культурные).

Социально-экономические особенности сельского социума, определяющие специфику процесса преодоления отклоняющегося поведения подростков, характеризуются общим состоянием агропромышленного комплекса, в котором заняты преимущественно все сельские жители. Данные особенности напрямую влияют на специфику процесса преодоления отклоняющегося поведения подростков, поскольку именно они контролируют уровень жизни в селе. В настоящее время уровень жизни на селе без преувеличения можно охарактеризовать как низкий. Сверхнизкий уровень заработных плат родителей автоматически переходит в низкий уровень доходов сельской семьи, что в первую очередь отражается на детях - многие мужчины мигрируют на сезонные заработки в город, что снижает воспитательный потенциал семьи вдвое.

Положительные черты социально-экономической специфики сельского социума состоят в том, что услуги на селе стоят сравнительно дешевле, чем в городе, и многие сельчане имеют доход от собственного домашнего хозяйства, употребляя самостоятельно и реализуя натуральную продукцию среди своих односельчан.

Социально-психологические особенности сельского социума, определяющие специфику процесса преодоления отклоняющегося поведения подростков, характеризуются компактным проживанием сельских

жителей, замкнутостью сельского социума, что создает предпосылки для возникновения особой формы общественного мнения - сельского социального контроля, который заключает в себе три основные функции - информативную, контролирующую и порицающую. Социальный контроль в сельской общине является мощным средством морального потенциала сельского социума, поскольку он отслеживает процесс жизни и деятельности каждого члена общины, а также выполнение нормативных требований к поведению и соблюдение нравственных устоев жизни, предпочтительных именно для данной общности. Сельчане остерегаются «людской молвы» и стараются соблюдать своеобразный «кодекс чести», характерный для данной сельской общины. Несмотря на обширные преимущества, социальный контроль имеет один существенный недостаток в сфере воспитания - он не всегда объективен и культивирует принцип «сын как отец». Поэтому, поступок или поведение одного из членов семьи может спровоцировать негативное отношение социума ко всей семье. Несмотря на близкое знакомство и хорошую осве-домленность о каждом человеке в сельском социуме, представители правозащитных организаций принимают незначительное участие в судьбе сельских подростков. Это обстоятельство объясняется еще одним феноменом сельской среды - феноменом «не выносить сор из избы». Происходящее в отдельно взятой семье может долго скрываться и не выставляться на всеобщее обозрение.

К положительным чертам социально-психологических особенностей сельского социума можно отнести близкое знакомство сельчан, тесный коллектив в рабочей и учебной деятельности, разновозрастное и межпоколенное общение, воспитание в трудовой деятельности.

Социально-культурные особенности сельского социума, определяющие специфику процесса преодоления отклоняющегося поведения подростков, характеризуются уникальным микроклиматом сельского социума, основанном на традициях воспитания, передающихся из поколения в поколение -воспитание «всем миром», традиции народной педагогики; вовлечение подрастающего поколения в народное творчество и народные промыслы, совместное празднование народных праздников, связанных с важными событиями для сельского труженика; трансляция опыта, традиций и формирование уважительного отношения к старшим и младшим членам общины, особого отношения к малой Родине, к родной земле, к природе, ко всему живому. К отрицательным моментам социально-культурных особенностей сельского социума можно отнести низкий уровень общей культуры сельских жителей, отсутствие образования, социально-педагогическую и политическую неграмотность.

Демографические особенности сельского социума, определяющие специфику процесса преодоления отклоняющегося поведения подростков, характеризуются особыми традициями и стилем воспитания в сельской семье, основанные на трансляции духовно-нравственных ценностей от старшего поколения к младшему. Кровное родство, духовное единение и моральная ответственность обеспечивает целостность семьи и облегчает трансляцию и воспроизводство в ней базовых духовных ценностей -добро, вера, здоровье, красота, надежда, нестяжательство, трудолюбие, милосердие, любовь, уважение к людям и почитание старших, целомудрие. Совместный труд детей и родителей на родной земле укрепляет их духовное единство и закрепляет культивируемые семейные ценности в сознании подростков, что положительно влияет на их нравственный облик.

К сожалению, в настоящее время появились негативные тенденции развития отношений между родителями и детьми семье, которые оказывают отрицательное влияние на преодоление отклоняющегося поведения подростков. Среди них выделяется вытеснение привычного уклада жизни, вариативность выполнения семейных функций, связанная с деформацией семьи (неполная семья или семья без среднего поколения); появление большого количества нуклеарных семей, низкий материальный уровень и в связи с этим наличие психологического дискомфорта в семье; недостаточное количество времени, уделяемое общению и совместному труду взрослых и детей; аморальный и паразитический образ жизни родителей или одного из них; наличие судимых членов семьи, что приводит к криминализации семьи; жестокое обращение с детьми в семье, домашний терроризм; половая распущенность; моральный нигилизм, пренебрежение морально-этиче-скими устоями института семьи.

Естественно-географические особенности сельского социума, определяющие специфику процесса преодоления отклоняющегося поведения подростков, характеризуются близостью к природе, воспитываемой у сельских детей и подростков с малых лет любовью и бережному отношению ко всему живому, «врастанием» в природную среду, отождествление ее с живым существом.

К негативным естественно-географическим особенностям следует отнести удаленность от крупных городов, культурных и научных центров, отсутствие нормальной связи с внешним миром, недостаточно хорошее транспортное и дорожное сообщение с городом.

Все вышеозначенные особенности сельского социума по-своему оказывают влияние на процесс преодоления отклоняющегося поведения подростков и накладывают отпечаток на личность и поведение подростков. Без учета данных особенностей организация процесса преодоления отклоняющегося

поведения подростков средствами воспитания морального выбора, представляется невозможной.

Конкретные возможности педагогического пространства сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков заключаются в понимании воспитательного пространства сельской среды как особой сферы, в которой происходит диалог между взрослым и подростком, направленный на взаимное духовное обогащение, создание и поддержание ценностей и норм общения.

Конкретные возможности морального потенциала сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков на наш взгляд, заключаются в том, что:

• воспитание подростка с отклоняющимся поведением совершается только на основе активности самого подростка во взаимодействии его с окружающей социальной средой;

• обеспечение включенности подростка с отклоняющимся поведением в реальные социальные отношения;

• самореализация подростка с отклоняющимся поведением в процессе социального взаимодействия, т. е. предоставление возможности подростку более полнораскрыть себя в отношениях с окружающими;

• обеспечение сотрудничества в системе «педагог - подросток с отклоняющимся поведением -семья», направленного на формирование адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам;

• создание атмосферы доброжелательности, устранение отрицательных переживаний, связанных с учебной деятельностью, предоставление возможности включиться в такую деятельность.

Таким образом, нам удалось доказать, что преодоление отклоняющегося поведения сельских подростков средствами воспитания морального выбора более эффективно происходит при наличии морального потенциала сельского социума.

Выводы:

1. Нами установлено, что моральный потенциал сельского социума существует, но в современных условиях остается невостребованным в связи с существованием ряда негативных особенностей специфики сельского социума.

2. Мы выделяем следующие особенности сельского социума, которые составляют моральный потенциал сельского социума и определяют специфику процесса преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков: особенности уклада сельской жизни, труда и быта (социальноэкономические); своеобразие общественных отношений на селе (социально-психологические); специфика воспитания детей в сельской семье (демографические); особенности территориального местоположения (естественно-географи-ческие); специфика культурного пространства сельского социума (социально-культурные).

3. Конкретные возможности морального потенциала сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков состоят в воспитании подростка с отклоняющимся поведением на основе активности самого подростка во взаимодействии его с окружающей социальной средой; обеспечении включенности подростка с отклоняющимся поведением в реальные социальные отношения; самореализации под-ростка с отклоняющимся поведением в процессе социального взаимодействия; обеспечении сотрудничества в системе «педагог - подросток с отклоняющимся поведением - семья», направленного на формирование адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам; создании атмосферы доброжелательности, устранение отрицательных переживаний, связанных с учебной деятельностью, предоставление возможности включиться в такую деятельность.

Литература

1. Бондаревская Е.В., Пивненко П.П. Ценностно - смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е.В. Бондаревская, П.П.Пивненко // - Педагогика. - 2002. - №5. - С.52-64.

2. Бочарова В.Г., Гурьянова М.П. Стратегия модернизации сельского образовательного социума / В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова // Педагогика. - 2005. - N° 8. - С.32-38.

3. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В.. Воспитательная система школы. От А до Я. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.

4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании/ Ю.С.Мануйлов // Педагогика. - 2000. - №7. - С.36-

41.

5. Михайлова О.В. Формирование нравственной устойчивости у сельских подростков в системе деятельности классного руководителя сельской школы: Автореферат дисс. канд. пед. наук/ О.В.Михайлова. -Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та , 2004. - 22 с.

6. Михеев П.А. Интегративные процессы в сельском социуме изменяющейся России: Автореферат дисс. док. социол. наук / П.А.Михеев. Саратов: Изд-во Саратовс.гос.тех.ун-та , 2007. 45 с.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

8. Новикова Л. И. Воспитательное пространство: опыт и размышления / Л.И.Новикова // Методология, теория и практика воспитательной системы: поиск продолжается. - М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996. - С.195-203.

9. Петрова Е.В. Социальное воспитание старших дошкольников в сельском этнокультурном пространстве: Автореферат дисс. канд. пед. наук / Е.В.Петрова. - Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 2010. - 21 с.

10. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л.Селиванова // Педагогика. - 2000. - №6. - С.35-39

11. Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой. ШЬ: http://www.slovopedia.com/ 15/ 209/1588038^^ (дата обращения 14.10.2011).

12. Хапонкова Н.Н., Самойлова О.Н. Воспитательная деятельность сельской школы / Н.Н.Хапонкова, О.Н.Самойлова // Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-27 июня 2008 год. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - С.277-279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.