Научная статья на тему 'Моральные требования к деятельности юриста как аспект подготовки курсантов СЮИ ФСИН России к профессиональной деятельности'

Моральные требования к деятельности юриста как аспект подготовки курсантов СЮИ ФСИН России к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2018
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОРАЛЬ / ТРЕБОВАНИЕ / ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ / LAWYER / ACTIVITY / MORAL / REQUIREMENT / HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлов А.И

В статье в контексте представлений о моральной деятельности юриста по «очеловечиванию негуманного человека» обосновывается, что исполнение юристом моральных требований способствует решению нравственной задачи задачи возвращения человека, переступившего черту закона, к человеческой сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL REQUIREMENTS TO THE LEGAL PROFESSION AS AN ASPECT OF CADETS PROFESSIONAL TRAINING

The article in the context of the lawyer’s moral activity images on «inhuman person’s humanisation» justifies that the performance of moral obligations by the lawyer facilitates the ethic problem solving the problem of giving human nature back to a man who has broken the law.

Текст научной работы на тему «Моральные требования к деятельности юриста как аспект подготовки курсантов СЮИ ФСИН России к профессиональной деятельности»

УДК 37 : 17.022.1

МОРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА КАК АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СЮИ ФСИН РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

MORAL REQUIREMENTS TO THE LEGAL PROFESSION

AS AN ASPECT OF CADETS PROFESSIONAL TRAINING

© А.И. Козлов

Самарский юридический институт ФСИН России (Россия, Самара) Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)

© A.I. Kozlov

Samara Law Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia (Russia, Samara) Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье в контексте представлений о моральной деятельности юриста по «очеловечиванию негуманного человека» обосновывается, что исполнение юристом моральных требований способствует решению нравственной задачи - задачи возвращения человека, переступившего черту закона, к человеческой сущности.

The article in the context of the lawyer's moral activity images on «inhuman person's humanisation» justifies that the performance of moral obligations by the lawyer facilitates the ethic problem solving - the problem of giving human nature back to a man who has broken the law.

Ключевые слова: юрист; деятельность; мораль; требование; очеловечивание.

Keywords: lawyer; activity; moral; requirement; humanization.

Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу, как отмечается в Стратегии национальной безопасности, являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков; совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом; повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом; расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере [7].

В рамках данных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется и деятельность юриста. Она нацелена и на поддержание социального порядка, содержание которого раскрывается в таких ракурсах, как «1) социальная интеграция, объединяющая людей в единое целое посредством общезначимых ценностей и символов; 2) система, включающая в себя индивидов, взаимосвязи между

ними, привычки, обычаи, способствующие деятельности, необходимой для успешного функционирования системы; 3) условия взаимодействия между личностью и социальной структурой» [6, с. 55].

Осмысление идей С.В. Пупкова о социальном порядке показывает, что одним из условий его поддержания являются объединяющие людей ценности, принимающие форму мотива деятельности юриста по сохранению национальной безопасности, по созиданию жизни, достойной человека.

В настоящее время, как подчеркивает Л.В. Вершинина, стало очевидно, что без ориентации на воспроизведение и созидание адекватных моральных ценностей, определяющих смысл жизни человека, ориентирующих его на духовно-практическое освоение действительности, не удастся создать условий для жизни, достойной человека [3, с. 3].

Деятельность представителей юридической профессии всегда находится под пристальным вниманием общества, поскольку она затрагивает права и интересы граждан, влияя прямо либо опосредованно на людей и их жизнь. В категорию предста-

вителей юридической профессии входят судьи, прокуроры, сотрудники органов внутренних дел, следователи, работники Министерства юстиции, сотрудники ФСИН России и др. Их профессиональная деятельность регламентируется законами, нормативными документами, уставами, кодексами, инструкциями, в которых содержатся предписания к выполнению профессиональных обязанностей, служебного долга.

Каждый субъект деятельности, обслуживающей ту или иную специальность в пределах юридической профессии, решая конкретные профессиональные задачи, выполняет адекватные ее содержанию требования. Выполняя профессиональные требования, юрист, осуществляющий, например, охрану лиц в местах лишения свободы, охрану общественного порядка на митингах, шествиях и т.д., тем самым обеспечивает и безопасность личности, общества, государства, политическую и экономическую стабильность. Все это предопределяет объективную потребность личности, общества и государства в юристе, профессионально исполняющем свой служебный долг на своем месте в соответствии со своей специальностью в пределах юридической профессии.

Однако безопасность личности, общества и государства, политическая и экономическая стабильность обеспечиваются не только собственно профессиональной деятельностью юриста, но и претворением юристом в жизнь национальных интересов современной России, заключающихся в духовном обновлении общества, в сохранении и созидании его нравственных ценностей, в утверждении в обществе идеалов нравственности. Данные идеи нашли свое отражение и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: «Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.

В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы» [7].

Претворять в жизнь национальные интересы современной России, нашедшие свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, призван каждый человек. Такое претворение в жизнь национальных интересов России не может уже ограничиваться рамками только профессиональных требований. К деятельности юриста предъявляются и моральные требования.

Моральные требования общества к юристу императивны, как императивна и сама мораль. «Эти требования, - пишет Л.М. Архангельский, - включают не только указания о том, какие обязанности предписываются человеку, но и как он их должен исполнять (добровольно, сознательно)» [1, с. 201]. Моральные требования предписывают юристу определенное взаимодействие с человеком, попавшим в поле его зрения, или преступившим черту закона.

В данной статье речь идет о курсантах - будущих юристах, обучающихся в юридическом вузе ФСИН России, поэтому мы будем акцентировать внимание на деятельности юриста, работающего в Федеральной службе исполнения наказаний.

Следует иметь в виду, что моральные требования к юристу задаются как обществом, так и общностью юристов. Уровень требований общества отражен в указах Президента России, в постановлениях Правительства РФ о ФСИН России, в законах РФ о Федеральной службе исполнения наказаний. Моральные требования на уровне общности юристов фиксируются в Международном кодексе этики, принятом в 1956 г. Международной ассоциацией юристов, являющейся федерацией национальных ассоциаций юристов и юридических обществ, включающей также членов -физических лиц [4] (в редакции 1988 г.).

Исполнение моральных требований способствует решению такой нравственной задачи, как «очеловечивание негуманного человека». Говоря о «негуманном человеке», мы имеем в виду человека, уже преступившего черту закона, нарушающего общественный порядок, посягающего на права и свободы граждан, а следовательно, подрывающего основы безопасности личности, общества, государства. «Очеловечивание негуманного человека», имеющее целью возвращение человека к человеческой сущности, направлено на то, чтобы он стал человеком.

Решению стоящей перед преступившим закон человеком «задачи стать человеком» способствует и деятельность юриста, который, согласно квалификационной характеристике выпускника по специальности 021100 «Юриспруденция» (квалификация - юрист) (ГОС ВПО), должен уметь: «толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе ... должен обладать: гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений,

чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности».

В данной квалификационной характеристике обозначен ряд нравственных требований к личности и деятельности юриста, однако отсутствует требование реализации норм морали в целом и профессиональной морали в частности, которые регулируют деятельность юриста, придают этой деятельности гуманистическую направленность. В данной квалификационной характеристике выпускника юридического вуза ФСИН России отсутствует и указание на моральные факторы деятельности юриста.

На первый взгляд, требование реализации юристом норм морали в целом и профессиональной морали в частности органично вписывается в такое заключенное в квалификационной характеристике требование, как «юрист должен обладать профессиональной этикой». Однако это только на первый взгляд. Мы полагаем, что вести речь об обладании профессиональной этикой не совсем корректно. Это объясняется тем, что профессиональная этика - это отрасль, область этической науки, «изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих

и бытующих в данной профессиональной группе» [5, с. 41].

Можно полагать, что в квалификационной характеристике выпускника юридического вуза ФСИН России речь идет об этикетных нормах, являющихся предметом изучения служебной этики.

Юрист может и должен обладать знаниями в области профессиональной этики и реализовывать эти знания в деятельности, во взаимодействии с человеком, но не обладать профессиональной этикой. В структуру таких знаний, как указывается в учебнике «Профессиональная этика и служебный этикет», входит знание о моральных нормах и принципах, «действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии» [5, с. 41], в нашем случае - в профессии юриста.

Соглашаясь с авторами данного учебника в том, что моральные нормы и принципы действуют в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии, заметим, что такие нормы и принципы действуют не только в специфических условиях взаимоотношений юристов в сфере юридической профессии, но и во взаимоотношениях юриста с человеком, попавшим в поле зрения юриста или уже преступившим черту закона, а следовательно, находящимся под следствием или уже в местах лишения свободы. Не учитывать данный факт -значит не ориентироваться на решение задачи «очеловечивания негуманного человека», возвращения его к человеческой сущности. При этом юрист должен четко осознавать и понимать суть различия между человеческим и человечным. Такое различие между человеческим и человечным отражено в мысли Н.А. Бердяева: «Мы должны бороться за новое общество, которое признает высшей ценностью человека, а не государство, общество, нацию. Человеческой массой управляли и продолжают управлять, бросая хлеб и давая зрелища, управляют посредством мифов, пышных религиозных обрядов и праздников, через гипноз и всего более кровавым насилием. Это человеческое, слишком человеческое, но не человечное» [2, с. 317].

Только благодаря устранению такого человеческого, как насилие и террор, попрание человеческого достоинства, посягательство на права и собственность человека и т.д., возможно построение общества, в котором высшей ценностью является человек. Эту ценность признает и возвращенный к своей человеческой сущности переступивший черту закона человек. Возвращенный к своей человеческой сущности человек не посягает на права и собственность другого человека, не совершает противоправных поступков и т.д. Деятельность юриста, нацеленная на «очеловечивание негуманного человека», на возвращение его к человеческой сущности, способствует построению такого общества.

Из такого понимания предназначения деятельности юриста следует, что она уже не является собственно или только профессиональной. Эта деятельность, к которой предъявляются моральные требования и в которой реализуются такие требования. Среди таких требований важнейшим, на наш взгляд, является требование реализации норм морали в целом и профессиональной морали в частности, регулирующих деятельность юриста, придающих этой деятельности нравственную, гуманистическую направленность по «очеловечиванию негуманного человека», по возвращению его к человеческой сущности.

Согласно «Основным принципам юридической деятельности», разработанным Организацией Объединенных Наций, юристы - это основные представители осуществления правосудия. Как защитники дела правосудия в целом, они играют определяющую роль в функционировании общества, в демократических преобразованиях, в стабилизации общественной жизни.

Насущная потребность для сотрудников ФСИН России, учитывая строгую регламентацию их деятельности, исполнять нормы морали, профессиональной морали, выдвигает проблему формирования готовности курсантов юридического вуза ФСИН РФ к реализации норм профессиональной морали во взаимодействии с человеком на одно из ведущих мест в педагогической науке.

Литература

1. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 1974.

2. БердяевН.А. О назначении человека. М. : Республика, 1993.

3. Вершинина Л.В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ состояния). М. : МПСИ, 2005.

4. Международный кодекс этики (в редакции 1988 г.) // Медиатор [Электронный ресурс]. URL: http://mosmediator.narod.ru/mezhdunarodnie_akti/mezhdunarodnii_kodeks_etiki_yuristov.

5. Профессиональная этика и служебный этикет : учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / под ред. В.Я. Кикотя. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012.

6. Пупков С.В. Интерфейс информационной устойчивости. Ч. 1. Социальная норма и ее пределы : монография. Рязань : РГУ, 2008.

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Совет безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : официальный сайт. URL: http : //www .scrf.gov.ru/documents/99.html.

8. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека в культуре. М. : Академический Проект,

2007.

Сведения об авторе

Козлов Андрей Иванович, заместитель начальника кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе Самарского юридического института ФСИН России; аспирант кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. E-mail: pednauka@mail.ru.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63. Телефон: 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.