Научная статья на тему 'Когнитивный компонент готовности будущих юристов к реализации норм профессиональной морали: анализ состояния'

Когнитивный компонент готовности будущих юристов к реализации норм профессиональной морали: анализ состояния Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ЮРИСТ / ГОТОВНОСТЬ / МОРАЛЬ / НОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЗНАНИЯ / FUTURE LAWYER / READINESS / MORAL / STANDARDS OF PROFESSIONAL ETHICS / COGNITIVE COMPONENT / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлов А. И.

В статье раскрывается содержание когнитивного компонента готовности будущих юристов к реализации норм профессиональной морали; определяется метод изучения данного компонента готовности у курсантов юридического вуза ФСИН РФ; представляются результаты изучения когнитивного компонента готовности будущих юристов к реализации норм профессиональной морали, установившие следующее: с одной стороны, знания первокурсников о содержании понятий, образующих содержание когнитивного компонента готовностимораль», «профессиональная мораль», «ценность», «норма морали», «норма профессиональной морали»), фрагментарны, расплывчаты, не отрефлексированы, а значит, теоретически не осмыслены; с другой стороны, у будущих юристов в целом имеются четкие представления о различиях между нормой морали и нормой права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE COMPONENT OF FUTURE LAWYERS’ READINESS FOR IMPLEMENTING NORMS OF PROFESSIONAL ETHICS: ANALYSIS OF THE STATE

This article reveals the content of the cognitive component of future lawyers’ readiness to implement the norms of professional ethics. It determines the method of studying this component applying to the cadets of Law Institute FSIN RF. The author presents the results of studying the cognitive component of future lawyers’ readiness to implement the norms of professional ethics. In th end he makes the following conclusions: on the one hand, knowledge of first-year students about the content of the concepts that make up the content of the cognitive component of readiness («morality», «professional ethics», «value», «norm of morality» «rules of professional ethics»), is patchy, limited, lacking reflexion, and, therefore, lacking comprehension. On the other hand, generally, future lawyers have a clear idea about the differences between the norms of morality and law.

Текст научной работы на тему «Когнитивный компонент готовности будущих юристов к реализации норм профессиональной морали: анализ состояния»

УДК 37.015.3+174

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ

COGNITIVE COMPONENT OF FUTURE LAWYERS' READINESS FOR IMPLEMENTING NORMS OF PROFESSIONAL ETHICS: ANALYSIS OF THE STATE

© 2015

А.И. Козлов

Самарский юридический институт ФСИН России (Россия, Самара)

A.I. Kozlov

Samara Law Institute of the Federal Service for Execution of Punishment

(Russia, Samara)

В статье раскрывается содержание когнитивного компонента готовности будущих юристов к реализации норм профессиональной морали; определяется метод изучения данного компонента готовности у курсантов юридического вуза ФСИН РФ; представляются результаты изучения когнитивного компонента готовности будущих юристов к реализации норм профессиональной морали, установившие следующее: с одной стороны, знания первокурсников о содержании понятий, образующих содержание когнитивного компонента готовности («мораль», «профессиональная мораль», «ценность», «норма морали», «норма профессиональной морали»), фрагментарны, расплывчаты, не отрефлексированы, а значит, теоретически не осмыслены; с другой стороны, у будущих юристов в целом имеются четкие представления о различиях между нормой морали и нормой права.

This article reveals the content of the cognitive component of future lawyers' readiness to implement the norms of professional ethics. It determines the method of studying this component applying to the cadets of Law Institute FSIN RF. The author presents the results of studying the cognitive component of future lawyers' readiness to implement the norms of professional ethics. In th end he makes the following conclusions: on the one hand, knowledge of first-year students about the content of the concepts that make up the content of the cognitive component of readiness («morality», «professional ethics», «value», «norm of morality» «rules of professional ethics»), is patchy, limited, lacking reflexion, and, therefore, lacking comprehension. On the other hand, generally, future lawyers have a clear idea about the differences between the norms of morality and law.

Ключевые слова: будущий юрист; готовность; мораль; норма профессиональной морали; когнитивный компонент; знания.

Keywords: future lawyer; readiness; moral; standards of professional ethics; cognitive component; knowledge.

Претворение юристом в жизнь национальных интересов современной России не может ограничиваться решением чисто профессиональных задач и исполнением чисто профессиональных требований. Наряду с решением профессиональных задач и исполнением профессиональных требований юрист призван решать нравственную задачу - задачу «очеловечивания негуманного человека», т.е. человека, уже преступившего черту закона, нарушившего общественный порядок, а следовательно, посягнувшего на права и свободы граждан. Такое «очеловечивание негуманного человека» имеет целью «возвращение» человека к человеческой сущности. Решение данной нравственной за-

дачи требует от юриста исполнения не только профессиональных, но и моральных требований, которые императивны, как императивна и сама мораль. Моральные требования к юристу задаются как обществом, так и общностью юристов. В данном контексте актуальной представляется проблема формирования готовности будущих юристов к реализации норм профессиональной морали.

Анализ исследований, посвященных различным видам готовности человека к деятельности [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8], позволил в качестве структурных компонентов готовности будущих юристов к реализации норм профессиональной морали выявить когнитивный, нормативно-оценоч-

ный и деятельностный. В рамках данной статьи мы остановимся на результатах изучения когнитивного компонента.

Содержание когнитивного компонента готовности, являющегося базой для развития мотивов взаимодействия курсанта юридического вуза ФСИН РФ с другим человеком на основе норм профессиональной морали, регулирующих моральную деятельность курсанта - будущего юриста, образуют знания о морали, о профессиональной морали, о нормах морали, о нормах профессиональной морали, о структуре нормы профессиональной морали и ее признаках, о различиях между моральными и правовыми нормами, о ценности.

Работа по изучению когнитивного компонента готовности проводилась нами на базе юридического факультета Самарского юридического института ФСИН РФ. Респондентами стали 140 курсантов первого курса.

Когнитивный компонент готовности курсантов юридического вуза к реализации норм профессиональной морали во взаимодействии с человеком изучался с помощью метода понятийного словаря. Курсантам первого курса было предложено ответить на вопросы: «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятий "мораль", "профессиональная мораль", "ценность", "норма морали", "норма профессиональной морали"?», «Какие нормы морали Вы знаете?», «Какие нормы профессиональной морали Вы знаете?», «В чем Вы видите отличия нормы морали от нормы права?».

Осмыслим полученное эмпирическое знание и осуществим его качественный анализ. Анализ полученных данных показывает, что у курсантов в целом отсутствует целостное научное представление о морали. Мы говорим «в целом», потому что только 4,2857% курсантов полагают, что мораль есть «нравственные ценности человека»; 2,1428% курсантов считают, что это «совокупность ценностей человека, опираясь на которые, он живет и осуществляет какую-либо деятельность» (это согласуется с идеями ученых, отмечающих, что мораль есть система ценностей); 2,1428% отмечают, что это «форма

общественного сознания, поведения отдельных индивидов» (такое определение вписывается в гносеологический подход к изучению морали).

Определение морали курсантами осуществлялось следующим образом: «нормы поведения, принятые в обществе» (11,4286%), «правила поведения» (9,2857%) «правила этикета» (5%), «общепринятые традиции (негласные правила) о добре и зле» (2,8571%), «этические нормы, принятые в обществе» (2,8571%), «принципы человеческого поведения, разъясняющие основы добра и зла, что хорошо и что плохо» (2,1428%), «один из основных способов нормативной регуляции действия человеческого общества» (0,7143%), «принятые в обществе требования» (0,7143%). Другими словами, если объединить данные суждения курсантов-первокурсников о морали, то мораль в представлениях данных курсантов есть совокупность норм поведения, принципов и требований, способ нормативной регуляции. По сути, такие суждения курсантов вписываются в идеи регулятивной концепции морали. «Нормы, принципы, идеалы как явления морального сознания, понятия добра, справедливости, долга, ответственности и т.д., - пишет О.Г. Дро-бницкий, - выражают соответствующие модификации нравственного требования к человеку, различающиеся по степени конкретности и общности, характеру задачи, вменяемой человеку (юристу. - А.К.), по предполагаемой за субъектом действия мере самостоятельности и свободы выбора» [9, с. 40].

Беседы с курсантами показали, что они не в полной мере осознают, что мораль задается от имени общества. Это, естественно, не исключает способности человека к формулированию норм и требований: «В его поведении нет предза-данности, изначально заложенных программ. Он сам формулирует нормы, по которым живет» [10, с. 16].

Анализ выявляет, что у 44,2857% курсантов представления о морали, весьма разрозненные и фрагментарные, находятся на уровне обыденного сознания, ко-

торое «есть совокупность житейских суждений и представлений, определенный стиль мышления, основанный только на реальных и "осязаемых" фактах» [11, с. 211].

У части курсантов-первокурсников отсутствуют даже разрозненные и фрагментарные представления о морали. В представлениях таких курсантов мораль есть «представление о хорошем и о плохом, о правильном и о неправильном» (12,8571%); «установки поведения, сложившиеся в обществе, которым личность должна следовать» (4,2857%); «нравственные устои человека и качества» (2,1428%); «духовное воспитание человека» (1,4286%) и т.д. Отметим, что три курсанта (2,1428%) затруднились ответить на вопрос «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятия "мораль"?».

Анализ суждений курсантов-первокурсников о понятии «профессиональная мораль» показывает, что 17 курсантов (12,1428%) затруднились ответить на вопрос «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятия "профессиональная мораль"?». У других курсантов представления о профессиональной морали, так же как и представления о морали, разрозненны и фрагментарны. Так, курсанты полагают, что профессиональная мораль есть «система профессиональных требований, норм, ценностей, свойственных людям, занятым определенным видом профессиональной деятельности» (5%); «нормы поведения, принятые в той или иной профессии» (4,2857%); «этические нормы человека в его профессиональной деятельности» (2,8571%) и т.д. Если объединить суждения курсантов-первокурсников о профессиональной морали, то профессиональная мораль в их представлениях есть система профессиональных требований, норм, ценностей, свойственных людям, занятым определенным видом профессиональной деятельности, что согласуется с идеями М.Н. Росенко о предмете профессиональной этики, о чем речь шла выше.

Ряд курсантов в своих суждениях о профессиональной морали отмечают, что профессиональная мораль есть «конкретизация общих норм нравственности применительно к специфическим условиям того или иного вида деятельности»

(1,4286%); «моральные требования, свойственные для людей, занятых в профессиональной деятельности» (1,4286%); «ценности, которым должен следовать человек именно в своей профессии» (1,4286%) и т.д. Эти высказывания согласуются с идеями М.Н. Росенко о профессиональной этике как науке о моральных нормах и требованиях, регулирующих отношения между людьми в сфере трудовой деятельности. Профессиональная этика вырабатывает и определяет нравственные нормативы применительно к конкретным, специальным видам деятельности [12, с. 6].

Дальнейший анализ данных показывает, что, как и в случае с суждениями о морали, у некоторых курсантов отсутствуют даже разрозненные и фрагментарные представления о профессиональной морали. Они полагают, что профессиональная мораль есть «поведение человека в своей профессиональной деятельности» (14,2857%); «представление о добре и зле в той или иной профессии» (4,2857%); «отношение к службе» (2,8571%); «психические установки, связанные с профессиональной деятельностью» (2,1428%); «справедливое закрытие дела и справедливое вынесение приговора» (0,7143%) и т.д.

Беседы с курсантами относительно понимания ими содержания понятия «профессиональная мораль» показали, что они, так или иначе раскрывая суть профессиональной морали, отмечают, что такая мораль отражает специфику конкретной профессиональной деятельности, которая обусловлена условиями труда, общения с субъектами такой деятельности. Курсанты считают, что деятельность юриста связана с особым контингентом людей.

Анализ суждений курсантов-первокурсников о понятии «ценность» показывает, что некоторые из них обладают знанием о понятии «ценность», которое вписывается в такие представления ученых о ценности, как «значение» (М.С. Каган [13, с. 68]) и «значимость» (Г.П. Выжлецов [14, с. 75]).

Подчеркнем: несмотря на то, что курсанты, например, не ведут речи о том, что ценность есть значение, мы сделали такой вывод на основании бесед с курсан-

тами. Они, отмечая, что «ценность есть то, что важно для человека» (23,5714%), «ценность есть то, что дорого для человека» (9,2857%), ведут, по сути, речь о том, что имеет значение для человека. При этом 7,1428% курсантов прямо указывают, что «ценность есть значимость». У других курсантов такое представление о ценности отсутствует. 5,7143% курсантов полагают, что ценность есть польза, полезность (иными словами, эти курсанты указывают на конкретную ценность). Или, например, 5,7143% определяют ценность через ценность: «ценность есть то, что для человека имеет ценность». 1,4286% курсантов первого курса связывают ценность с эталоном: «ценность есть своеобразный эталон, которого стоит придерживаться». Беседы с курсантами показали, что эталон в их представлениях есть не что иное, как образец. В качестве образцов они выдвигают «блага, которые человек стремится получить» (2,8571%), «достоинство человека» (0,7143%) и т.д.

У значительной части курсантов (60%), как показывает анализ эмпирического знания о понятии «ценность», отсутствует целостное научное представление о ценности. Такие курсанты смешивают ценность с качествами человека, которые, естественно, могут выступать в качестве ценностей; с духовным и материальным достоянием человека; с моральными установками человека и т.д. Мы же стремились выявить представления курсантов о ценности, а не о том, что может являться ценностью для них.

Анализ суждений курсантов-первокурсников о понятии «норма морали» показывает, что 17,1428% курсантов затруднились ответить на вопрос «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятия "норма морали"?». При этом только восемь курсантов (5,7143%) считают, что норма морали содержит в себе образец; это соответствует такому признаку нормы морали, как «наличие образца». Только два курсанта (1,4286%) отмечают, что норма морали есть требование должного: «норма морали есть должное поведение человека», что соответствует такому признаку нормы морали, как «требование должного»; только один курсант (0,7143%) отмечает, что норма морали

заключает в себе дозволенное и (или) запрет: «норма морали основывается на дозволении и запрете»; это в определенной мере вписывается в научное представление о структуре нормы морали: требование-запрет и требование-образец.

Никто из курсантов не считает, что норма морали задается человеку извне, является фактором деятельности, регулирует моральную деятельность и вызывает к жизни условия, в которых она осуществляется. Курсанты смешивают норму морали с ценностью, определяют норму морали через норму. Если они и связывают норму морали с правилами поведения, то не указывают, что она имеет императивный, предписательный характер. Как видим, у курсантов первого курса практически отсутствует научное представление о норме морали.

Анализ суждений курсантов-первокурсников о понятии «норма профессиональной морали» показывает, что более четверти курсантов (32,1428%) затруднились ответить на вопрос «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятия "норма профессиональная морали"?». Как и в случае с суждениями о норме морали, курсанты (5%) отмечают, что норма профессиональной морали содержит в себе образец: «норма профессиональной морали есть образец поведения, складывающийся в процессе профессиональной деятельности»; что норма профессиональной морали заключает в себе дозволенное и (или) запрет: «дозволение чего-либо» (1,4286%), «положительно дозволенное поведение человека в его профессиональной деятельности» (1,4286%).

Отметим, что 2,8571% курсантов полагают, что в основаниях нормы профессиональной морали находятся ценности: «норма профессиональной морали основывается на ценности»; такое же количество курсантов, по сути, отмечает то же самое, добавляя при этом, что норма профессиональной морали есть требование: «совокупность профессиональных ценностей, система моральных требований».

Не анализируя в полном объеме суждения курсантов первого курса о понятии «норма профессиональной морали», скажем, что их представления о данном

структурном компоненте профессиональной этики, так же как и о норме морали, весьма расплывчаты. Они даже не фрагментарны, ибо нельзя объединить суждения курсантов в единое целое, как это стало возможным при анализе представлений первокурсников о морали, о профессиональной морали и о ценности.

Обратимся к результатам, полученным при анализе ответов курсантов на вопрос «Какие нормы морали Вы знаете?» Анализ данных, если исходить из того, что в основаниях норм морали находятся ценности, дает нам основание утверждать, что у значительной части курсантов первого курса имеются достаточно четкие представления о конкретных нормах морали. Они знают, что нормами морали являются «честь» (18,5714%), «справедливость» (15%), «добро» (14,2857%) и т.д. Мы говорим «если исходить», потому что, как показали беседы с первокурсниками, курсанты интуитивным образом пришли к следующему заключению: эти и другие ценности могут и должны быть нормами морали. Они не осознают, что нормы морали вторичны по отношению к ценностям, точнее, что они возникают на основе ценностей, что не каждая ценность становится нормой морали.

Ряд курсантов указывает на нормы морали, а именно на требования-запреты: «не воровать, не красть» (4,2857%), «не курить в общественных местах» (2,1428%) и др. и на требования-образцы: «уважать старших» (2,1428%), «быть честным» (1,4286%) и др. При этом курсанты первого курса путают нормы морали с нравственными качествами: норма морали есть «толерантность» (2,8571%), «любезность» (1,4286%), «гуманность» (о,7143%) и др.

Отметим, что 24,2857% курсантов первого курса затруднились ответить на этот вопрос.

Обратимся к результатам, полученным при анализе ответов курсантов на вопрос «Какие нормы профессиональной морали Вы знаете?». Анализ показывает, что те выводы, которые мы сделали относительно знания курсантами норм морали, в полной мере относятся и к знанию курсантами норм профессиональной морали. Отметим, однако, во-первых, что

31,4286% курсантов затруднились ответить на этот вопрос. Во-вторых, среди требований-запретов профессиональной морали курсанты называют следующие: «не направлять оружие на людей» (0,7143%), «не потакать осужденным» (0,7143%). В то же время названная курсантом норма профессиональной морали «не проявлять доброту и жалость по отношению к осужденным» (0,7143%), а также ее противоположность, пусть даже сформулированная другим курсантом не совсем четко: «корректное отношение к своим подопечным» (0,7143%), как мы полагаем, должны стать предметом специального обсуждения в период экспериментальной работы.

Обратимся к результатам, полученным при анализе ответов курсантов на вопрос «В чем вы видите отличие нормы морали от нормы права?». Все курсанты, за исключением тех, кто затруднился ответить на этот вопрос (31,4285%), в целом единодушны в том, что «в отличие от норм права, нормы морали не являются общеобязательными для общества», что «норма морали не закреплена в законах в отличие от нормы права» и тому подобное. При этом ряд курсантов (4,2857%) полагает, что, в отличие от законодательно закрепленных норм права, норма морали есть исторически сложившееся явление.

Как показали беседы с курсантами первого курса, они не знают содержания терминов «институциональный» и «неинституциональный», точнее, не слышали о них.

Итак, осмысление суждений курсантов о понятиях «мораль», «профессиональная мораль», «ценность», «норма морали», «норма профессиональной морали» показывает, что у них отсутствует целостное научное представление о данных понятиях. Знания первокурсников о содержании понятий, образующих содержание когнитивного компонента готовности курсантов к реализации норм профессиональной морали во взаимодействии с человеком, фрагментарны, расплывчаты, не отрефлексированы, а значит, теоретически не осмыслены. Их представления о данных понятиях есть представления обыденного сознания.

•к к к

1. Борисов А.Я. Формирование готовности студента - будущего учителя к приобщению учащихся к ценностям физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Самара, 2011. - 235 с.

2. Вдовин С.А. Формирование готовности курсантов юридического вуза ФСИН России к гуманистическому взаимодействию с человеком: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Самара, 2012. - 242 с.

3. Верещак А.В. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов вуза МВД РФ: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чебоксары, 2010. - 181 с.

4. Грабовых С.В. Формирование готовности курсантов военных вузов к организации морально-психологического обеспечения подразделения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Воронеж, 2012. - 23 с.

5. Кунаш К.А. Формирование готовности курсантов Института Федеральной службы исполнения наказаний к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Новокузнецк, 2007. - 215 с.

6. Подпорин И.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Краснодар, 2012. - 28 с.

7. Салогуб М.Л. Формирование готовности курсантов к коррекции морально-ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных (средствами православного просвещения): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Воронеж, 2006. - 167 с.

8. Смирнова М.С. Формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02; 13.00.08. - Кострома, 2006. - 183 с.

9. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Наука, 1977. - 334 с.

10.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 1998. - 472 с.

11. Вичев В. Мораль и социальная психика как регуляторы человеческого поведения // Предмет и система этики. - М.: Институт философии АН СССР; София: Институт философии БАН, 1973. - С. 208-225.

12. Росенко М.Н. Предмет профессиональной этики, ее категории и функции // Профессиональная этика: Учеб. пос. для высш. уч. завед. / Отв. ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Петрополис, 2006.- С. 8-24.

13.Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.

14.Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.