Научная статья на тему 'МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: О СТАРОМ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ'

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: О СТАРОМ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мораль / нравственность / общественное развитие / передовые технологии / молодежь / нейросети / moral / morality / social development / advanced technology / young people / neural networks
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: О СТАРОМ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ»

Яковенко А.В.

д.соц.н., профессор, зав. Кафедрой социологии и социальных технологий, Луганский государственный

университет

6daoav@rambler.ru

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ:

О СТАРОМ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: мораль, нравственность, общественное развитие, передовые технологии, молодежь, нейро-

сети.

Keywords : moral, morality, social development, advanced technology, young people, neural networks.

На сегодняшний день, пожалуй, нет темы более актуальной и одновременно «заезженной», нежели анализ морально-нравственной основы общественного развития. Бесконечные обсуждения и эмоциональные обращения, разочарования и очередные инициативы зачастую представляются малопродуктивными, тем более в условиях, когда на фоне военных действий отчетливо виден отчаянный героизм одних и двуличие других. Но и в этом проявляется «обреченность» исторической традиции - в периоды дегуманизации важно удерживать хотя бы пласт переживаний о сохранении в обществе морали и нравственности, выдвигать (пусть даже наивные) предложения по сохранению минимального уровня той самой человечности, которая не тождественна алчности и откровенно спекулятивному прагматизму.

Начало СВО вольно или невольно продемонстрировало Российской Федерации необходимость выработки этической платформы сопротивления конгломерату «западных» государств. Идеологемы неоколониализма и отстаивания интересов многополярного мира по сути «вытолкнули» РФ, как сказали бы в недавние времена, в авангард созидания мало апробированной системы полицентризма, вынуждая вспоминать былые, но не утратившие значимости идейные наработки и выкристаллизовывать новации, пытаясь адаптировать и старое, и новое к реалиям «технотронной» цивилизации.

От общей финансово-экономической деятельности к объединенному духовно-нравственному

пространству

При выработке духовного базиса перспективного существования принципиальной уязвимостью как для современной России, так и для других государств и союзов стран, стремящихся к освобождению от доминирования западо-центризма, является отсутствие каких-либо прецедентов реализации социально-экономических моделей без явных и тем более без латентных форм лживости. Историческая практика изобилует чередой примеров использования морально-нравственных эталонов исключительно в качестве способа удержания внешних рамок общественного приличия, ретушью на меркантильном фундаменте экономической целесообразности. И пока особо не видны разработки, позволяющие каким-то образом изменить сущностные параметры данной закономерности.

Понятное дело, что наряду с партнерами по экономико-финансовому сотрудничеству, кооперация с которыми важна для преодоления западоориентированной модели миропорядка, необходимо уделять существенное внимание общей морально-нравственной платформе. Конечно, обоснованы критические замечания относительно опасности скатывания к доктринерству. В то же время очевидно, что, например, Китай и соперничающая с ним по многим позициям Индия, имеют не только экономические, но и в какой-то степени духовные прерогативы. Пока же на данном поприще наблюдается разобщенность, если не сказать малопродуктивная конкуренция. Однако в плане стратегической инициативы уместно рассмотреть создание своеобразной общей платформы духовности, вбирающей в себя лучшие традиции гуманизма и высокой нравственности. Безусловно, такая инициатива не должна выглядеть пустой альтернативой мнимым либеральным ценностям. Её возможное предназначение - аккумулирование всего тысячелетнего духовного опыта человечества без деления земного шара на «правильных» и «неправильных», «демократов» и «автаркистов», «западников» и «восточников». Как бы претенциозно на сегодняшний день подобные идеи не выглядели, - тенденцию к обобщению подлинно гуманистических традиций и необходимость вывода их на глобальную траекторию (если, конечно, человечество потенциально предрасположено к настоящему развитию) сложно проигнорировать.

При обсуждении возможностей созидания нового качества морально-нравственного основания общественных отношений нельзя забывать о важности формирования и в хорошем смысле пропаганды обновленной индикативной составляющей. На протяжении длительного времени достаточно много, но не очень результативно говорится о необходимости смены «парадигмы ВВП» на что-то более «очеловеченное» и менее «экономизированное». Были попытки представить в виде определенного рода противовеса такому подходу, например, те же «рейтинги счастья». Однако напомним, и в индексе счастья большую долю имеют все те же достаточно прагматизированные составляющие. Кро-

ме того, и само представление о счастье, как справедливо отмечают критикующие данный показатель коллеги, культурно-исторически весьма размыто и требует более дифференцированного подхода к его измерению. При этом практически не слышны голоса тех, кто предлагает хотя бы постепенно, используя новейший инструментарий, продвигаться к разработке показателей, способных фиксировать уровень духовного развития. Конечно, даже такая постановка вопроса автоматически означает начало конкурентных сражений как на академическом, так и на общественно-политическом уровнях. Заведомо можно предположить, что большинство тех же западных государств «просядут» по многим качественным параметрам, и, напротив, страны, сегодня оттененные радикально псевдолиберальной «повесткой», не окажутся в аутсайдерах. Понятно, что и данный подход не панацея. Однако, как представляется, важно начинать работу по вытеснению стран, непримиримо настроенных против создания более справедливого мирового порядка, на пресловутую «обочину истории», не только создавая самостоятельные эффективные финансово-экономические рычаги влияния, но и морально-духовные. Выкристаллизацию новых показателей нормальности жизнедеятельности с опорой не только на материальную обеспеченность можно рассматривать в качестве насущной задачи. При этом отчетливо понимая, что такой подход не должен становиться шаблонной альтернативой, дискредитирующей саму идею полноценного духовно-нравственного развития совокупного человечества.

Информационно-технологические изменения и морально-нравственная проблематика

При обсуждении темы выработки морально-нравственных основ общественного развития в новых условиях никак не обойти тему доминирования техно-информационной составляющей современной жизни. Любые мало-мальски реалистичные предложения не могут игнорировать реалии стремительного внедрения в повседневность революционных новшеств, существенно влияющих на сознание большинства индивидов. Наметившееся прощупывание вариаций использования в качестве социально-экономической составляющей безусловного базового дохода, универсального базового дохода и т.п. разновидностей данной идеи, при сохранении человечества в качестве прогрессирующего организма, также не может не базироваться на представлениях о жизненном существовании как духовно-созидательном творчестве.

В качестве примера диссонанса между передовыми разработками ученых и задачами этического порядка можно привести знаменитые НБИКС-технологии. Примечательно, что если верить открытым источникам, то литеру «С» со значением «социальные» добавили именно российские ученые. Если данная версия верна, то можно предположить, что вновь отечественные представители науки не могли удовлетвориться нано- био- инфо- и когнитивным форматом научных инноваций. Но и данные красивые формулировки, включая и «социо-технологии», оказываются во многом нейтрализованными потребностями экономизированного и прагматизированного плана, являясь инструментарием обеспечения «социального заказа» далекого от реализации задач морально-нравственного характера. В той же «при-родоподобности», которую, как известно, ставят во главу угла специалисты в области НБИКС-технологий, не вычленяется духовно-нравственная составляющая. Напротив, в природе доминируют как раз таки достаточно приземленные установки (по сути «животные»), заключающиеся в обычной приспособляемости, нацеленности на доминирование, реализацию целей по выживанию организмов. Если конечно не трактовать природу в широком значении как своеобразную гармонию с её глобально-вселенским предназначением, реализуемым посредством человеческой личности как по-настоящему высшей сущности. Впрочем, данные сентенции относятся скорее к религиозной традиции или же научной в лице тех её представителей, кто видел в обновленном научном знании прежде всего широту и чистоту совершенного разума, направленного на подлинное преобразование личности и общества. На сегодняшний день эта традиция воспринимается зачастую как ретроградная, присущая в лучшем случае представителям ушедшей «академической» эпохи.

Старая-новая морально-нравственная платформа требует сопряжения ее с новой технореальностью. Обоснованная обеспокоенность последствиями все более широкого распространения технологий искусственного интеллекта давно вынуждает специалистов и ответственных политиков осуществлять попытки упорядочивания внедренческих инициатив с ценностными и правовыми основаниями функционирования общества. Однако и здесь, как представляется, основная опасность заключается не столько в опасности «выхода» так называемого ИИ из-под контроля, а в хорошо известной, особенно по современной истории, способности вполне конкретных политэкономических субъектов злоупотреблять совершенными достижениями в области науки и техники. И в этом смысле напрашивается интересная двухполюсная траектория развития «совершенного ИИ». Как бы спорно, ненаучно и фантастически не звучало, но скорее всего, обучаясь у «несовершенных» людей он (ИИ) станет подличать, двурушничать, выстраивая изощрённые схемы обмана, но при этом будет прикрываться моральными принципами, либо вступит в противоречие с той частью человечества, которая ведет себя сегодня подобным образом и с опорой на истинные морально-нравственные авторитеты продемонстрирует примеры честного «служения» общественным интересам на платформе бескорыстия и добропорядочности. Тем самым, повторимся, стараясь воплотить высокие морально-нравственные принципы как квинтэссенцию всего этического наследия человечества.

Возможно, данный тезис покажется весьма спорным. Но сегодня вряд ли есть какие-либо предположения однозначно отвергаемые и заведомо ошибочные, когда речь идет о неизведанном базисе существования глобальной цивилизации совместно с искусственным интеллектом. «Воспитываемый» разработчиками в качестве идеальной субстанции он не может игнорировать закладываемые пласты ценностных выборов. Это представляется почти неизбежным, исходя из сознательного или непроизвольного насыщения устройств подобного рода знанием, включающим в себя ценностно-смысловую составляющую. Напомним, что не так давно в российском информационно-новостном про-

странстве появилось сообщение о мечте искусственного интеллекта стать человеком1. Пока это можно воспринимать как некую игру в передовые технологии. Тем не менее, морально-нравственный пул проблем и подобным образом активируется более чем существенно.

В этом ключе может показаться вполне обоснованным включение (с использованием все тех же инновационных форм) в активное и максимально широкое поле информирования персоналий из нашей недавней истории в качестве достойных примеров соединения новаторского и морально-этического, общецивилизационного и патриотического. Именно такие фигуры в глазах молодежи могли бы приобретать черты новых богатырей, самых достойных героев, пример которых способен служить вполне реалистичным образцом выстраивания жизненных стратегий. Понятное дело, сегодня (впрочем, как и ранее) важна не просто популяризация науки, её достижений и возможностей, а точная фокусировка на направленности научного знания в пользу преобразования человеческих отношений на принципах добра и справедливости. Ученые и религиозные деятели из недавнего прошлого, нацеленные на сохранение морального лица верований и научных знаний, могли бы создавать конструктивный фон преемственности, перспективности мышления и деятельности. Эти «прадедушки» и «прабабушки» должны восприниматься не как исторические аутсайдеры, а как представители поколений «забежавших» мыслью, мечтами и даже целым рядом прорывных разработок в «доброе» будущее, в пока не реализовавшуюся «сказку», которую, действительно, важно воплотить на практике. Примеры их самоотверженной и эффективной деятельности в сложные периоды истории, которые значимо представлять в целостности всеобщих проблем, также способны служить показателями колоссальных скрытых возможностей личности. Не разоблачать эпохи (простыми они не бывают никогда), а демонстрировать подвижничество и целеустремленность личностей, не взирая на прагматические реалии. Широко растиражированный даже для нынешней молодежи образ Леонардо да Винчи целесообразно распространять на отечественных подвижников, о которых специалисты в конкретных областях знания расскажут полноценно и занимательно. В.Г. Шухов, М.А. Бонч-Бруевич, А.Л. Чижевский, Святитель Лука, А.Ф. Лосев, П.Г. Кузнецов, В.М. Глушков и многие другие достойнейшие представители русско-советской цивилизации - таланты, энтузиасты, настоящие творцы, действительно «опережавшие время», в котором им пришлось созидать, - не должны оказаться в историческом забвении, вновь послужив Отечеству и без преувеличения Человечеству.

Заполнение информационно-просветительской среды данными положительными примерами с тесной увязкой преемственности линии «Российская империя - СССР - Российская Федерация» необходимо еще и постольку, поскольку сегодня молодежь погружена в пространство, где информация начинает вычленяться и «обобщаться» нейро-сетями. Поэтому, даже справедливо подозревая данные технологии в известном «субъективизме», требуется создание хотя бы минимальных опорных блоков, «плотин» на пути фактически безраздельного господства образов и образцов дегуманизированных, развратных, пошло-комичных и т.п.

Фактически за внешней нейтральностью, непредвзятостью и едва ли не объективностью развернулось соперничество за отнюдь не виртуальное, а вполне реальное культурно-историческое и без преувеличения духовное пространство. Интенсивность и содержательная наполненность, казалось бы, самых «несерьезных» и на видимом уровне «неважных» ниш (те же компьютерные игры) способны определять будущее в его результирующей итоговой конфигурации. Агрессивная реакция ряда представителей украинского политикума на недавно вышедшую и очень спорную по сюжету компьютерную игру «Atomic Heart», где лишь в визуальной форме представлен бывший СССР, а ученый отнюдь не является однозначно позитивным персонажем - неплохой пример болезненной реакции оппонентов даже на косвенную пропаганду научных достижений Советского Союза и его потенциального влияния на пусть и вымышленную составляющую общественных отношений. Сама возможность закрепления в детской и подростковой памяти -хотя бы в весьма искореженном виде - образа (псевдознания) о стране, которая во многом определяла ход всемирной истории оказывается опасной для тех, кто тщательным образом стирает даже гипотетическую линию альтернативы «западному» миропорядку. Возможно, опасаются и того, что у кого-то из представителей «геймерской молодежи» информация о неизвестном фантоме способна повлечь за собой прямой интерес к знаниям о реальных фактах существования СССР.

Возвращаясь к принципиальной проблеме об этической наполненности современного бытия, вполне допустимо рассматривать перспективу запроса кого-то из молодежи, адресованного нейросети, о морально-нравственном основании современного общества. Можно предположить, что сгенерированное нейросетью мнение и выступит для молодых людей в качестве наиболее авторитетного по причине его деперсонализированности, обезличенности, не отяго-щённости «назидательностью» взрослых. Хорошо если по совокупности позиций и без анонимного вмешательства заинтересованных лиц «Интернет-разум» выдаст что-то похожее на библейские истины. Если же предположить противоположный сценарий, то современная воспитательная система столкнется не с союзником, а с серьезным оппонентом за влияние на неокрепшие умы.

Выводы

Ситуация вокруг СВО, её возможного исхода, характера договоренностей, среднесрочных и дальнесрочных последствий складывается таким образом, что в силу вступают уже категории, так называемой, вселенской справедливости. Глобальное общество в сопересечении всех его сложных и противоречивых составляющих будет демонстрировать самому себе уровень морально-нравственной зрелости. Тридцать два года назад оказалось возможным за счет экономико-финансового и опять-таки морального разложения советского общества на базе обмана и несправедливого

1 Искусственный интеллект Microsoft рассказал о своей главной мечте. - https://ria.ru/20230217/microsoft-1852556282

303

перераспределения общественного достояния рассредоточить силовые поля реального преобразования. Мало кто не ощущает масштаб нынешнего поворота, особо не обольщаясь относительно моральной зрелости человеческой цивилизации.

Нет смысла углубляться в полемику о взаимодействии и взаимозависимости морально-нравственной и экономической составляющих общественной структуры. Исходим из очевидного факта - ни одна общественная система не существует без морально-этического базиса, который подвергается существенному влиянию геополитических конкурентов. Направленность на развенчание рудиментов неоколониализма в обязательном порядке должна включать разработку и распространение идейных нравственных прерогатив глобального порядка. Одновременно и простых, и глубоких, позволяющих сочетать новейшие технореалии и устойчивое естество человеческих отношений.

Борьба за морально-нравственное основание общественного развития выходит на новый уровень. Реализация принципов добропорядочности, уважительного отношения к окружающим, гуманность, самосовершенствование, устремленность к идеалам истины - специально перечисляются ключевые принципы морально-нравственного базиса характерные практически для всех устоявшихся и состоявшихся (хотя бы на заметный исторический промежуток времени) общественно-политических систем - теперь находится на этапе сопряжения с новейшими информационно-коммуникационными технологиями.

Существенный опять-таки старо-новый вопрос: удастся ли хотя бы сократить дистанцию между декларируемыми моральными нормами и их практической реализацией, особенно среди тех, кто обеспечивает их пролонгацию, -естественно остается открытым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.