Научная статья на тему 'МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ'

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философская антропология / мораль / этика / человек / сознание / совесть / долг / ответственность / справедливость / philosophical anthropology / morality / ethics / man / consciousness / conscience / duty / responsibility / justice

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — О.С. Акматов, А.А. Бекбоев

В статье рассматривается понятии морального сознания в контексте философской антропологии. Моральное сознание в контексте философской антропологии является одним из ключевых аспектов изучения человеческой природы и поведения. В частности в работе проанализированы такие этические категории как, “долг”, “совесть”, ‟ответственность“, “справедливость”. Упомянутые морально-этические понятия играют ключевую роль в философской антропологии, поскольку они помогают понять природу человека, его место в мире и отношения с другими существами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND ETHICAL CONCEPTS IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY

The article examines the concept of moral consciousness in the context of philosophical anthropology. Moral consciousness in the context of philosophical anthropology is one of the key aspects of the study of human nature and behavior. In particular, the work analyzes such ethical categories as “duty”, “conscience”, “responsibility”, “justice”. The mentioned moral and ethical concepts play a key role in philosophical anthropology, since they help to understand the nature of man, his place in the world and relationships with other beings.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ»

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ

АНТРОПОЛОГИИ

О.С. Акматов1, канд. филос. наук, доцент

А.А. Бекбоев2, д-р филос. наук,профессор

1Ошский государственный университет

2Институт философии им. академика А. Алтмышбаева

^Кыргызстан, г. Ош)

2(Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-2-160-166

Аннотация. В статье расматривается понятии морального сознания в контексте философской антропологии. Моральное сознание в контексте философской антропологии является одним из ключевых аспектов изучения человеческой природы и поведения. В частности в работе проанализированы такие этические категории как, "долг", "совесть", "ответственность", "справедливость". Упомянутые морально-этические понятия играют ключевую роль в философской антропологии, поскольку они помогают понять природу человека, его место в мире и отношения с другими существами.

Ключевые слова: философская антропология, мораль, этика, человек, сознание, совесть, долг, ответсвенность, справедливость.

Философская антропология занимается изучением человека как субъекта морали, его способности к нравственному выбору, ценностным ориентациям, источникам моральных норм и их влиянию на поведение. Моральное сознание в контексте философской антропологии является одним из ключевых аспектов изучения человеческой природы и поведения. Оно охватывает систему убеждений, ценностей, норм и принципов, которые регулируют поведение и оценку действий как правильных или неправильных, добрых или плохих. Моральное сознание включает в себя эмоциональные реакции на моральные действия и ситуации, такие как чувство вины, стыда, совести, сострадания.

Философская антропология исследует как формируется моральное сознание, какие факторы оказывают влияние на его развитие, и как оно взаимодействует с другими аспектами человеческой природы, такими как разум, воля, эмоции и социальная среда. Понятие морали было выработано еще в древности до возникновения теории и было стихийно воспринято в область научно-философского размышления; затем образовалась более или менее стойкая традиция употребления данного

понятия в этических трактатах, которую всякий последующий мыслитель воспринимал бессознательно и определенным образом видоизменял, строя те или иные концептуальные схемы [1, с. 12].

В рамках философской антропологии мораль и этика рассматриваются как основополагающие категории, определяющие то, как человек взаимодействует с окружающим миром и другими людьми. Философская антропология исследует природу и происхождение ценностей, которые формируют основу морали и этики в обществе. Ценности определяют, что считается важным, добрым или желательным для человека и общества в целом.

Понятие долга играет важную роль в философской антропологии, особенно в контексте этики и морали. Долг часто рассматривается как обязательство или ответственность перед другими людьми, обществом или даже перед самим собой. Философская антропология изучает природу долга, его происхождение и роль в формировании человеческой природы и поведения. Долг - это этическое понятие, которое обозначает обязательства или требования, которые человек должен выполнить в соответствии с определенными этическими

принципами или нормами. Долг может быть определен как моральный долг, который обязывает человека выполнять свои обязательства по отношению к другим людям, обществу или окружающей среде, даже если это не выгодно для него самого. Например, если долг врача сохранять жизнь своих пациентов, то он должен сделать все возможное, чтобы спасти их жизни, даже если это требует от него больших усилий или жертв.

Следует отметить, что долг как этическое понятие может быть определен по-разному в зависимости от культурных, религиозных и социальных контекстов. Некоторые понятия о долге могут быть универсальными и общими для всех людей, например, долг быть честным и справедливым, а другие могут быть определены более узкими социальными и профессиональными нормами. Независимо от того, как определен долг, он остается важным этическим понятием, которое помогает людям принимать решения, основанные на моральных принципах и создавать здоровые отношения в обществе.

Иммануил Кант - немецкий философ XVIII века, один из основоположников классической немецкой философии. Кант разработал многие важные концепции в области этики и морали, в том числе теорию нравственности и долга. Основная идея Канта заключается в том, что нравственность является неотъемлемой частью человеческой природы и базируется на понятии долга. Он считал, что нравственные принципы не могут зависеть от субъективных желаний и чувств, а должны основываться на объективной рациональности и универсальности [2].

Кант разделял моральные поступки на те, которые основаны на интересах и которые основаны на долге. Поступки, основанные на интересах, могут быть благородными и полезными, но они не являются нравственными, потому что они не обязательны и не универсальны. Только поступки, основанные на долге, являются нравственными, потому что они обязательны и могут быть применены к любому человеку, независимо от его желаний и интересов.

Кант утверждал, что нравственность основывается на понятии долга, который определяется объективными принципами рациональности и универсальности, а не на субъективных желаниях и интересах. Он считал, что нравственные поступки должны быть основаны на категорическом императиве, который гарантирует универсальность и обязательность моральных принципов.

Долг в кантианской этике связан с выполнением императивов разума, а не желаний или житейских целей. Долг по утверждению Канта, это «практически безусловная необходимость поступка» [2]. Для Иммануила Канта долг - это центральное понятие его этики. Кант указывает, что одно из важнейших определений человеческой воли - это ее целенаправленность, устремленность к некоторому результату, который выступает для человека как благо. Но представляет ли собой цель определение специфически моральной воли? Когда человек выполняет свой долг, говорит Кант, он должен «отвлечься от всяких целей» [3].

В своей теории Кант различал два типа императивов: гипотетический и категорический. Гипотетический императив является условным, он указывает на действия, которые должны быть выполнены для достижения определенной цели или желания. Категорический императив же накладывает на человека обязательства, которые не зависят от его личных желаний и целей.

Кант утверждал, что категорический императив является основой моральности. В своей наиболее известной формулировке, он звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы твое действие могло стать общим законом» [3]. Это означает, что мы должны поступать так, как если бы наши поступки стали общими правилами поведения, которые могут быть применены к любому человеку.

Для Канта долг не связан с каким-то конкретным желанием или интересом, а основывается на общих принципах морали и рациональности. Долг накладывает на нас обязательства, которые мы должны исполнить независимо от того, нравится

нам это или нет. Исполнение долга - это проявление моральной силы и ответственности перед собой и перед другими людьми.

Таким образом, долг является фундаментальным понятием в этике и морали, которое закладывает основу для универсальных моральных принципов и обязательств, которые должны выполняться независимо от личных интересов и желаний.

Понятие совести играет значительную роль в философской антропологии, так как оно связано с внутренним моральным ощущением и осознанием правильности или неправильности наших действий. Философская антропология изучает природу совести, её возникновение, функции и роль в формировании человеческой природы и поведения. Совесть часто рассматривается как внутренний моральный голос, который напоминает человеку о его обязательствах и нормах. Философская антропология анализирует, как совесть влияет на наше поведение и моральные решения, и какие факторы формируют наше внутреннее чувство справедливости. Философская антропология изучает, как социокультурные факторы формируют представления о совести в различных обществах и культурах. Она также исследует, как эти представления могут изменяться со временем и в разных исторических контекстах.

Совесть является одной из основных категорий морального сознания, и возникает в результате восприятия моральных норм и ценностей, которые приобретаем в обществе, семье, культуре и т.д. Совесть не является постоянной и неизменной категорией морального сознания. Она может меняться и развиваться в течение жизни человека под влиянием различных факторов, таких как опыт, образование, социальная среда, культурные традиции и т.д.

Э. Фромм считает, что подлинная («гуманистическая») совесть - это «голос нашего внутреннего Я» в отличие от неподлинной («авторитарной») совести, которая является результатом интернализа-ции каких-либо внешних, в том числе общественных авторитетов [4]. «Быть со-

вестливым, - пишет П. Ноуэлл-Смит, -значит не согласоваться с принятым моральным кодексом, а повиноваться тем правилам, которые агент полагает должными для себя» [5].

Совесть помогает нам принимать решения на основе моральных принципов и осуществлять ответственное поведение. Она может возникать как реакция на совершение действий, которые не соответствуют нашим моральным убеждениям, или нарушают социальные нормы, также как и может проявляться в виде предчувствия или предвидения того, каким должно быть наше поведение в определенной ситуации. Кроме того, совесть является важным элементом моральной самооценки и саморегуляции. Она помогает нам оценивать наши действия и поведение, и устанавливать стандарты для наших будущих действий. Итак, совесть как моральная категория означает следующее. Это не просто особое переживание, чувство или убеждение, но выраженное в той или иной психологической форме отношение человека к миру. Это такое отношение, в котором человек берет на себя ответственность не только за свое нравственное состояние, но и за то, что каждодневно происходит вокруг него [6].

Совесть может быть как индивидуальной, так и коллективной категорией морального сознания. Индивидуальная совесть определяется личностными особенностями каждого человека, его моральными убеждениями и восприятием моральных норм и ценностей. Коллективная совесть, с другой стороны, формируется в рамках общественной жизни и взаимодействия людей, она отражает общие моральные убеждения и ценности, которые делят большинство людей в данном обществе.

Существует также концепция «плохой совести», когда совесть человека может испытывать чувство вины и стыда не только за фактически совершенные действия, но и за действия, которые не были совершены, но могли бы быть совершены в соответствии с моральными убеждениями. Это может привести к сильным эмоциональным переживаниям и даже к развитию невротических состояний.

Совесть является сложной категорией морального сознания, которая играет важную роль в формировании личности и общества в целом. Она позволяет нам различать правильное и неправильное, определять наши действия и поведение в соответствии с моральными нормами и ценностями, и осуществлять ответственное поведение.

Соотношение индивидуальной и коллективной совести.

Индивидуальная и коллективная совесть не являются двумя отдельными и независимыми явлениями, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Индивидуальная совесть формируется в процессе социализации личности, когда на человека воздействуют моральные нормы, ценности и общественные стереотипы. Коллективная совесть, в свою очередь, формируется на основе общих моральных убеждений и ценностей, которые делят члены общества.

Индивидуальная совесть может как соответствовать коллективной, так и расходиться с ней. Если моральные убеждения и ценности человека совпадают с моральными убеждениями и ценностями общества, то индивидуальная совесть будет направлена на соблюдение этих норм и ценностей. Однако, если индивидуальные моральные убеждения и ценности расходятся с моральными убеждениями и ценностями общества, индивидуальная совесть может стать противоречивой и привести к внутренним конфликтам и противоречиям.

С другой стороны, индивидуальная совесть может влиять на формирование коллективной совести. Иногда индивидуальные моральные убеждения и ценности могут стать толчком для общественных преобразований и изменений в моральных установках общества. Например, такие личности, как Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг, в свое время смогли воздействовать на общество и изменить его моральные установки, используя свою индивидуальную совесть в качестве инструмента.

Таким образом, индивидуальная и коллективная совесть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Индивидуальная совесть

формируется в процессе взаимодействия с коллективной, и может как соответствовать ей, так и расходиться с ней.

Понятие справедливости является одним из ключевых аспектов философской антропологии, поскольку оно касается моральных и этических принципов, которые руководят человеческим поведением в обществе. Философская антропология исследует справедливость как моральное, социальное и культурное явление, а также её значение для формирования человеческой природы и общества. Философская антропология изучает различные концепции справедливости в контексте правовых и социальных систем. Это включает в себя вопросы о том, какие законы и нормы считаются справедливыми, как они формируются и применяются, и какие социальные институты способствуют обеспечению справедливости в обществе.

Философская антропология рассматривает справедливость с моральной точки зрения, исследуя вопросы о том, какие принципы и ценности лежат в основе моральных оценок справедливости и несправедливости. Это включает в себя идеи о равенстве, справедливом распределении ресурсов и вознаграждений, уважении прав и свобод каждого человек.

Философская антропология анализирует как представления о справедливости могут различаться в разных культурах и обществах, и какие культурные факторы влияют на их формирование и развитие. Философская антропология помогает нам понять природу и значение справедливости в человеческой жизни и обществе, а также различные подходы к её пониманию и реализации в разных культурных и исторических контекстах.

Как этическая проблема, справедливость связана с вопросами о том, каким должно быть правильное распределение благ и ресурсов, какие принципы должны лежать в основе общественной жизни и как справедливо решать различные социальные конфликты. Справедливость также связана с вопросами гражданской и правовой ответственности, законности и законности судебных процессов, а также с во-

просами отношения к меньшинствам, бедным и уязвимым слоям общества.

Проблема справедливости обычно рассматривается в контексте различных этических теорий, которые могут предлагать различные подходы к определению и решению этой проблемы. Например, для некоторых этических теорий, таких как деонтология, справедливость может определяться универсальными нормами и принципами, которые применяются к каждому человеку независимо от его социального статуса или общественного положения. Другие теории, такие как телесность, могут подчеркивать важность учета индивидуальных потребностей и интересов каждого человека.

Таким образом, справедливость является этической проблемой, которая касается многих аспектов морали и социальной справедливости. Различные этические теории могут предлагать разные подходы к определению и решению этой проблемы, но в целом справедливость является неотъемлемой частью общественной морали и этики.

Справедливая власть.

Справедливая власть - это концепция, которая заключается в том, что власть должна быть упражняема в соответствии с определенными принципами справедливости, которые обеспечивают равенство перед законом, уважение прав человека и защиту интересов общества в целом.

Ключевыми принципами справедливой власти могут быть

Равенство перед законом. Этот принцип заключается в том, что никто не должен быть выше закона и все граждане должны иметь равные права и возможности.

Уважение прав человека. Справедливая власть должна гарантировать защиту прав человека и основных свобод, таких как свобода слова, собраний, вероисповедания и др.

Представительство. Власть должна быть представительной и отражать интересы различных слоев общества. Таким образом, граждане должны иметь возможность участвовать в принятии решений, влиять на политику и контролировать деятельность государственных органов.

Понятия ответственности и справедливости играют важную роль в философской антропологии, поскольку они связаны с моральными и этическими принципами, определяющими человеческое поведение в обществе. Философская антропология исследует эти понятия в контексте формирования человеческой природы, социальных отношений и общественной жизни.

Философская антропология изучает природу и значение ответственности как морального и социального понятия. Это включает в себя анализ того, каким образом человек осознает свои действия и их последствия, а также какие обязательства он несет перед другими людьми, обществом и самим собой. Философская антропология также рассматривает справедливость как принцип морального и социального порядка, определяющий равенство, справедливое распределение ресурсов и вознаграждений, а также уважение прав и свобод каждого человека.

Философская антропология анализирует взаимосвязь между ответственностью и справедливостью, исследуя, как выполнение обязанностей и соблюдение норм морали и этики способствуют созданию более справедливого и равноправного общества. В целом, философская антропология помогает нам лучше понять природу и значение ответственности и справедливости в человеческой жизни и обществе, а также их взаимосвязь и роль в формировании моральных и социальных норм.

Ответственность. Справедливая

власть должна нести ответственность перед гражданами за свои действия и решения. Таким образом, должна быть установлена система контроля и баланса власти, которая обеспечивает прозрачность и открытость деятельности государственных органов.

Общественное благо. Справедливая власть должна признавать интересы общества в целом и работать на благо всех граждан, а не на благо узких групп или интересов отдельных лиц.

Концепция справедливой власти является одной из основных принципов демократического общества. Она подразумева-

ет, что власть должна служить интересам общества и работать на благо всех граждан. Важно, чтобы государственные органы были прозрачными, открытыми и ответственными, а граждане имели возможность участвовать в принятии решений и контролировать деятельность власти.

Ответственность в контексте морального сознания.

Ответственность в контексте морального сознания - это понимание, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и их последствия в моральном плане. Она подразумевает, что каждый человек обязан действовать в соответствии с моральными нормами и принципами, а также нести ответственность за нарушения этих норм.

В моральном смысле ответственность означает осознание своих действий и их влияния на других людей и на окружающую среду. Она подразумевает, что каждый человек должен быть готов принять последствия своих поступков, как положительные, так и отрицательные, и нести за них ответственность перед собой, другими людьми и перед обществом в целом.

Моральная ответственность также означает, что каждый человек должен учитывать моральные нормы и принципы при принятии решений и действиях, особенно если эти действия могут повлиять на других людей или на окружающую среду. Таким образом, моральная ответственность стимулирует людей к более взвешенным и этически обоснованным поступкам и позволяет им чувствовать себя ответственными за свои действия и последствия [7].

Кроме того, моральная ответственность включает в себя и уважение к правам и интересам других людей. Она подразумевает, что каждый человек должен учитывать мнение и интересы других людей, а также не причинять им вреда своими действия-

ность играет важную роль в формировании гражданского общества и способствует развитию взаимодействия и взаимопонимания между людьми.

Понятие свобода и нравственная свобода. Понятие свободы включает в себя идею того, что человек способен действовать без внешних ограничений и препятствий. Свобода является одним из фундаментальных понятий в обществе и политике, и она часто ассоциируется с правом на самоопределение, выбор и автономию [8].

Нравственная свобода, с другой стороны, подразумевает, что человек свободен в выборе между добром и злом, между соблюдением моральных принципов и их нарушением. Она включает в себя идею того, что каждый человек обладает свободой выбора своих поступков и несет ответственность за них. Нравственная свобода связана с понятием морального сознания, которое помогает людям различать, что является правильным и что неправильным в их действиях [9].

Однако, нравственная свобода не означает безоговорочную свободу действий вне контекста моральных принципов и норм. Например, если человек считает, что нарушение прав других людей является морально допустимым, это не означает, что его действия несут моральную ответственность. Таким образом, нравственная свобода включает в себя свободу выбора между добром и злом, но также подразумевает, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и их последствия в моральном плане.

Итак, исследование антропологического смысла нравственных оснований философии вписывается в теоретический контекст социокультурной эволюции, движения материальных ценностей и символов в пространствах культуры и жизненного мира человека.

ми. Таким образом, моральная ответствен-

Библиографический список

1. Вундт В. Этика. Факты нравственной жизни. Философские системы морали. - М.: Либроком, 2011. - 456 с.

2. Иммануил Кант «Основы метафизики нравственности». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.e-reading.life/bookreader.php/25302/Kant_-_Osnovy_metafiziki_nravstvennosti.html.

3. Кант И. Сочинения в шести томах. - М., тр. 4, ч. 2, 1963-1966.

4. Фромм Э. Душа человека. - М.: Издательство АСТ, Астрель. - 2010. - 256 с.

5. Nowell-Smith Р.И. Ethics. Harmondsworth, 1967.

6. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. - М.: Наука, 1986. - 208 с.

7. Горелова Т.А. Доминанты морального сознания и поведения: эволюционный аспект // Человек. - 2005. - № 6. - С. 78-86.

8. Денисов А.А. Принципы моральной регуляции общества в либеральной и традиционной этике // Омский научный вестник. - 2006. - № 2. - С. 35-40.

9. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / Сост. Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2002. - 523 с.

MORAL AND ETHICAL CONCEPTS IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHICAL

ANTHROPOLOGY

O.S. Akmatov1, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor A.A. Bekboev2, Doctor of Philosophical Sciences, Professor 1Osh State University

2Institute of Philosophy named after Academician A. Altmyshbaev 1(Kyrgyzstan, Osh) 2(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article examines the concept of moral consciousness in the context of philosophical anthropology. Moral consciousness in the context of philosophical anthropology is one of the key aspects of the study of human nature and behavior. In particular, the work analyzes such ethical categories as "duty", "conscience", "responsibility", "justice". The mentioned moral and ethical concepts play a key role in philosophical anthropology, since they help to understand the nature of man, his place in the world and relationships with other beings.

Keywords: philosophical anthropology, morality, ethics, man, consciousness, conscience, duty, responsibility, justice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.