Научная статья на тему 'МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРАГЕДИИ А С. ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ'

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРАГЕДИИ А С. ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морально-этическая проблематика пьес Пушкина / педагогический потенциал «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина / художественное своеобразие трагедии «Моцарт и Сальери» / нравственное воспитание на уроках литературы / проблема истинной гениальности творца / освещение «извечных вопросов» в отечественной литературе / moral and ethical problems of Pushkin's plays / pedagogical potential of A.S. Pushkin's «Little Tragedies» / artistic originality of the tragedy «Mozart and Salieri» / moral education in literature lessons / the problem of true genius of the creator / coverage of «eternal questions» in Russian literature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Койчуееа Майя Адеевна

Предметом исследования в статье выступают значимые с теоретического и практического аспектов обучения литературе в школе морально-этическая проблематика и художественное своеобразие трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Изучен феномен зависти как социально-психологического концепта, охватывающего ряд различных моделей социального поведения, в рамках творчества драматурга; проведен анализ философского подтекста «Маленьких трагедий» Болдинской осени 1830 года; рассмотрено отражение понятий А.С. Пушкина об истинной гениальности творца и его признании среди людей в трагедии «Моцарт и Сальери». Материалы и выводы статьи могут найти применение в ходе дальнейшего изучения уникальности педагогического наследия творчества А.С. Пушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of research in the article is the moral and ethical problems and artistic originality of A.S. Pushkin's tragedy «Mozart and Salieri», which are significant from the theoretical and practical aspects of teaching literature at school. The phenomenon of envy as a socio-psychological concept encompassing a number of different models of social behavior is studied within the framework of the playwright's work; the analysis of the philosophical subtext of the «Little Tragedies» of the Boldin autumn of 1830 is carried out; the reflection of A.S. Pushkin's notions of the true genius of the creator and his recognition among people in the tragedy «Mozart and Salieri» is considered. The materials and conclusions of the article can find application in the course of further study of the uniqueness of the pedagogical heritage of A.S. Pushkin's work.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРАГЕДИИ А С. ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ»

Аннотация. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования представлений о роли естественных наук в современном мире и уровня естественнонаучной грамотности студентов первого курса бакалавриата различных направлений подготовки. Установлено, что студенты способны оценивать роль естественнонаучных знаний в ситуациях реальной жизни, но не считают естественнонаучною грамотность приоритетом. Выявлена недооценка ее роли в будущей профессиональной деятельности, что может объясняться отсутствием реалистичных представлений о будущей профессии. Результаты тестирования показывают недостаточный уровень естественнонаучной грамотности у значительной части участников при завышенной самооценке. Наблюдается прямая связь между показателем результативности выполнения заданий теста и успешностью обучения в вузе. Это говорит об остроте и актуальности проблемы формирования ЕНГ в системе образования всех уровней.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, высшее образование, профессиональная направленность образовательных программ.

Annotation. The article discusses the results of an empirical study of ideas about the role of natural sciences in the modern world and the level of natural science literacy of first-year students of various bachelor's degree programs. It is established that students are able to assess the role of natural science knowledge in real-life situations, but do not consider natural science literacy a priority. The underestimation of the role of natural science literacy in future professional activity is revealed, which can be explained by the lack of realistic ideas about the future profession. The test results show an insufficient level of natural science literacy in a significant part of the participants with overestimated self-esteem. There is a direct relationship between the performance indicator of the test tasks and the success of studying at the university. This indicates the acuteness and relevance of the natural science literacy problem in the education system at all levels.

Keywords: natural science literacy, higher education, professional orientation of educational programs.

Литература:

1. Демидова, М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю. Добротин B.C. Рохлов // Педагогические измерения. -2020. - № 2. - С. 8-20

2. Марголис, А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. - № 6. - С. 5-24

3. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности // Сайт ФГБНУ «ФИЛИ»: [сайт], 2020. - URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 4.08.2023)

УДК 372.882

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРАГЕДИИ A.C. ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

магистрант факультета психологии и социальной работы Койчуева Майя Адеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. В настоящее время духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся школ является главной задачей современной образовательной системы и важным компонентом взаимодействия социальных институтов. Наряду с поиском современных технологий воспитания, растет интерес к литературному наследию. Именно отечественная литература является действенным и универсальным средством, содержащим большой дидактический потенциал. Приобщение к произведениям русских классиков делает богаче чувства и речь обучающихся, формирует объективно верное отношение к окружающему миру, играет важную роль во всестороннем развитии.

A.C. Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской поэзии и литературы. Его произведения по сей день служат педагогам средством нравственного и эстетического воспитания детей школьного возраста. Морально-этическая проблематика произведений Пушкина раскрывается на языке близком и понятном детям разных классов, а также творческих интересов. Изучение художественного своеобразия прозаических и поэтических текстов Александра Сергеевича на уроках литературы может способствовать формированию положительных личностных качеств учащихся, позволит приобщить детей не только к литературному искусству в целом, но ик отечественной литературе в частности.

Изложение основного материала исследования. Литературными жанрами называют группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. К литературным родам относятся: драма, эпос, лирика. Эпические произведения характеризуются объективным отображением действительности, описанием внешней стороны происходящих в произведении событий. Текст преимущественно описательно-повествовательной структуры, а отношение автора к изображаемым происшествиям прямо выражено. Эпические жанры подразделяются на: малые (новелла, рассказ, очерк), средние (повесть) и крупные (эпопея, роман, эпическая поэма). К лирическим жанрам относятся: послание, романс, ода, идиллия, элегия, эпиграмма. Они характеризуются воспроизведением субъективно личных чувств и отношений к кому- или чему-либо. Драма преимущественно сценический и кинематографический жанр, передающий напряженные переживания, противоречия, борьбу противоположных сил, напряженную интригу.

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкиным отражен один из главных пороков человеческой натуры - зависть. Не та движущая сила, которая побуждает человека действовать на благо себе для достижения цели, уже кем-то успешно пройденной. А темное и гадкое, неконтролируемое желание некоторых людей возвышаться над себе подобными, стремление навредить тому, кто чем-то лучше или в чем-то успешнее. Поддается черному греху в трагедии Александра Сергеевича композитор Антонио Сальери. Его зависть приводит к совершению еще более страшного греха - убийству человека. Короткая пьеса рассказывает об отношениях между двумя гениями своего времени.

Действительно существовавший и творивший музыку итальянский и австрийский композитор, дирижер и педагог Антонио Сальери был учеником и верным последователем Кристофа Виллибальда Глюка. Он родился в 1750 году в провинциальном городке Леньяго Венецианской республики. Его отец занимался торговлей колбасами и этим обеспечивал жизнь восьми своих детей и супруги. К четырнадцати годам Антонио осиротел и был вынужден самостоятельно прокладывать себе дорогу в светлое будущее. Волей случая талантливого юнца замечает известный композитор Флориан

Леопольд. Вскоре Антонио Сальери справедливо считался самым образованным музыкантом Европы, в Вене занимал должность придворного дирижера. Антонио Сальери написал 39 опер.

Сальери был довольно знаменит и успешен, но слава Моцарта звучала в разы громче. Ничто не давалось Антонио легко и просто. Да, он обладал превосходным слухом. Однако его успех являлся следствием немалых трудов, неустанной работы над собой, выполнением непосильных задач. Его гений уступал Моцарту, создавшему 628 произведений, из них 17 опер.

В пьесе Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери», изначально озаглавленной автором «Зависть», перед читателем возникает композитор Антонио Сальери, он сидит в комнате, мрачно размышляя вслух о сущей несправедливости жизни. Сальери с детства был увлечен музыкой и только ей. Он усердно трудился и никогда никому не завидовал. Годы шли, Антонио был верен своей музе, но ныне настало критическое для него время - Сальери увидел соперника в Моцарте. Его обуяла черная зависть. Он не понимал, почему чудесный талант достался не ему, усердному служителю музыки, а праздному и ветреному гуляке Моцарту. Размышления его прерывает сам Вольфганг Амадей Моцарт, вошедший в комнату со слепым стариком, которого просит сыграть что-нибудь из его репертуара. Антонио не выносит игры старика, гонит его прочь, а Моцарт успевает подать уличному музыканту несколько монет в благодарность за его творчество. Сальери негодует, когда произведения великих музыкантов исполняются недостойными ни малейшего внимания бродягами.

Моцарт талантлив во всем, он способен придумать восхитительную партию во время непродолжительной бессонницы. Сальери нестерпимо и мучительно завидует коллеге. Он мнит себя избранным для убийства музыканта, слава и успех которого затмевают труды других служителей музы. Гениальность Вольфганга Антонио воспринимает как воплощение роковой божественной ошибки. Его оскорбляет несправедливое распределение высоких небесных даров. Сальери уверен в том, что по праву может стоять над Моцартом, что он больше достоин являть миру плоды своей неустанной работы как композитора.

В отсутствие Моцарта Сальери подливает ему в бокал яд: «Последний дар моей Изоры, осьмнадцать лет ношу его с собой». Он твердо намерен убить преданного ему друга. Вернувшись, Вольфганг рассказывает о том, что несколько дней за ним приходил человек в черном, но не заставал композитора дома. Встретившись же, черный человек заказал реквием и удалился. Моцарт написал его и сыграл для Сальери. Антонио был поражен произведением товарища, зависть снедала все его существо. Невероятный талант Амадея укрепил Антонио в его решении лишить жизни человека слишком успешного, затмевающего собой всех прочих достойных музыкантов.

Для Моцарта жизнь и творчество составляют единое целое, ему нет необходимости творить ради выгоды или «презренной пользы». Искусство составляет саму суть его существования. Он убежден, что гений - «избранник небес», не способен проявлять низкие и порочные чувства, не может совершить злодейство.

Сальери же не соглашается с Божественным миропорядком, он отрицает его. В этом и заключается конфликт трагедии. Первая фраза композитора уже представляет богохульство: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше». Его жизненный путь представляет постепенное, но медленное и поэтапное восхождение к вершинам мастерства. Гений не достался ему с небес, успех стал наградой за кропотливый и многолетний труд.

Завидовать успеху ближнего способен человек ущербный, осознающий свою в чем-либо несостоятельность и нежелающий прилагать усилия для достижения поставленных целей. Черная зависть толкает людей совершать низкие поступки, недостойные благородных человеческих душ. Зависть не дает людям развиваться и изменять к лучшему самих себя и свою жизнь. Завистливый человек неспособен искренне быть рад успеху другого, не сумеет счастливо жить и довольствоваться тем, что имеет в настоящий момент. Этот порок вызывает агрессию, которая приводит к гибельному разрушению мира вокруг. Завидовать - значит осознавать свою неспособность достичь трудом и терпением успеха в чем-

Людям свойственно совершать ошибки, но некоторые из них невозможно исправить. Убийство - страшнейшее преступление. Преднамеренное и обдуманное убийство еще более ужасный грех. Убить друга из зависти - значит искоренить в собственной душе все светлое и божественное.

Из Священного писания, отражающего историю человечества от начала сотворения Богом всего сущего и до конца земной жизни, переходящей в небесную, мы знаем, что первым человеком, рожденным за пределами Эдемского сада, стал Каин. Интересно, что библейские имена имеют глубокий смысл. Каин произошло либо от древнееврейского корня КАНА, что подразумевает «создавать, приобретать», либо от корня КИПА, что означает «зависть» [3, С. 79].

Адам и Ева - созданные на шестой день творения Богом по своему образу и подобию первые люди. Имя Адама означает «человек, сын Земли», а имя Евы - «дающая жизнь». Мужчина был слеплен из глины или «земного праха», женщина была создана из его ребра. Люди были поселены в Эдемском саду, им было дозволено вкушать любые плоды с любых деревьев, кроме Древа Познания Добра и Зла. В обязанности Адама входило возделывать землю и давать названия всем живым существам, сотворенным Господом. Ева помогала супругу.

Однажды змей, «хитрейший из всех зверей полевых», обманом убедил первую женщину испробовать плод запретного дерева. Явившийся в его облике дьявол обещал людям, что они станут всеведущими Богами. Совершив Первородный грех, Адам и Ева были изгнаны Создателем из Рая и лишены абсолютной праведности и бессмертия. На земле у низвергнутых родились неизвестное количество дочерей и три сына: Каин, Авель, Сиф. Старший сын Адама был земледельцем, Авель пас овец. Когда-то оба брата принесли Богу дары, но Авель искренне верил в искупление грехов и подносил жертву свою с усердием, а Каин - без малейшего благоговения. Господом милостиво был принят дар Авеля, что возбудило страшную зависть в душе его родного брата. Каин увел Авеля в поле и убил его. Проклятый за свое преступление, грешник был вынужден бежать с женой прочь. От него произошло племя нечестивых людей, названных сынами человеческими. От младшего из братьев, Сифа, произошло племя людей благочестивых, названных сынами божиими. С того момента и зародилась в человеческих душах страсть к совершению тяжких грехов [4, С. 230].

С сотворения мира прошло более семисот тысяч лет, однако преступления первых людей, к большому сожалению, совершаются по сей день. Зависть разрушает человеческую душу, разлагает ее божественное существо, проявляет в людях худшие качества натуры. Вечный конфликт зла и добра, людского и божественного описан Александром Сергеевичем в пьесе «Моцарт и Сальери», но неразрешим автором. Черный человек, преследующий композитора Моцарта, - видение его скорой и неизбежной смерти. Злой гений Сальери никогда не возвысится до такой степени, чтобы искупить убийство великого человека, сумевшего творить чарующие произведения до конца отведенных ему на земле дней.

Выводы. Трагедией в литературе называют жанр художественного произведения, предназначенный для реализации на сцене. Сюжет трагедий неизменно приводит действующих персонажей к катастрофической развязке конфликта. Как особенный литературный жанр трагедия серьезно затрагивает и раскрывает скорбное падение главного героя. Конфликтом в основе трагедии является непримиримое и неразрешимое противостояние сил между героем и внешним миром. То есть в традиционной трагедии «правде» действующего героя противопоставляется «правда» окружающей действительности. И единственный логичный и возможный в данном случае способ разрешения непримиримого конфликта двух равнозначных противоборств - смерть героя произведения.

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкиным отражен один из главных пороков человеческой натуры - зависть. Не та движущая сила, которая побуждает человека действовать на благо себе для достижения цели, уже кем-то успешно пройденной. А темное и гадкое, неконтролируемое желание некоторых людей возвышаться над себе подобными, стремление навредить тому, кто чем-то лучше или в чем-то успешнее. Поддается черному греху в трагедии Александра Сергеевича композитор Антонио Сальери. Его зависть приводит к совершению еще более страшного греха - убийству человека. Короткая пьеса рассказывает об отношениях между двумя гениями своего времени.

«Опыты драматических изучений» представляют собой гордость и загадку отечественной и мировой культуры, тайну, проникнутую идеями этико-философских концепций. Реализация педагогического потенциала трагедий А.С. Пушкина на уроках литературы в школе будет способствовать большей заинтересованности учащихся в изучении творческого наследия русских классиков.

Аннотация. Предметом исследования в статье выступают значимые с теоретического и практического аспектов обучения литературе в школе морально-этическая проблематика и художественное своеобразие трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Изучен феномен зависти как социально-психологического концепта, охватывающего ряд различных моделей социального поведения, в рамках творчества драматурга; проведен анализ философского подтекста «Маленьких трагедий» Болдинской осени 1830 года; рассмотрено отражение понятий А.С. Пушкина об истинной гениальности творца и его признании среди людей в трагедии «Моцарт и Сальери». Материалы и выводы статьи могут найти применение в ходе дальнейшего изучения уникальности педагогического наследия творчества А.С. Пушкина.

Ключевые слова: морально-этическая проблематика пьес Пушкина, педагогический потенциал «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, художественное своеобразие трагедии «Моцарт и Сальери», нравственное воспитание на уроках литературы, проблема истинной гениальности творца, освещение «извечных вопросов» в отечественной литературе.

Annotation. The subject of research in the article is the moral and ethical problems and artistic originality of A.S. Pushkin's tragedy «Mozart and Salieri», which are significant from the theoretical and practical aspects of teaching literature at school. The phenomenon of envy as a socio-psychological concept encompassing a number of different models of social behavior is studied within the framework of the playwright's work; the analysis of the philosophical subtext of the «Little Tragedies» of the Boldin autumn of 1830 is carried out; the reflection of A.S. Pushkin's notions of the true genius of the creator and his recognition among people in the tragedy «Mozart and Salieri» is considered. The materials and conclusions of the article can find application in the course of further study of the uniqueness of the pedagogical heritage of A.S. Pushkin's work.

Keywords: moral and ethical problems of Pushkin's plays, pedagogical potential of A.S. Pushkin's «Little Tragedies», artistic originality of the tragedy «Mozart and Salieri», moral education in literature lessons, the problem of true genius of the creator, coverage of «eternal questions» in Russian literature.

Литература:

1. Аношкина-Касаткина, B.H. Православные основы русской литературы 19 века / В.Н. Аношкина-Касаткина. -Москва: Пашков дом,2011. - 384 с.

2. Гаспаров, Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка / Б.М. Гаспаров. -Санкт-Петербург: Академический проект, 1999. -400 с.

3. Гладков, Б.И. Священная история Нового Завета / Б.И. Гладков. - Санкт-Петербург: Издание Б.И. Гладкова, 1913.-177 с.

4. Гладков Б.И. Толкование Евангелия / Б.И. Гладков. - Москва: Эксмо, 2016. - 1330 с.

5. Гукасова, А.Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина / А.Г. Гукасова. - Москва: Просвещение, 1973.-304 с.

6. Дуюнова, М.В. Уроки литературы / М.В. Дуюнова. - Москва: Алмаз-пресс, 2005. - 15 с.

7. Киселева, Л.Ф. Пушкин в мире русской прозы 20 века / Л.Ф. Киселева. - Москва: Наследие, 1999. - 367 с.

УДК 372.882.116.11:268

ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ ОТРАЖЕНИЯ М.А. БУЛГАКОВЫМ ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСТВА В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

магистрант факультета психологии и социальной работы Койчуева Майя Адеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова интересует ученых и ценителей литературы с XX века по сей день. Несмотря на относительно недолгую жизнь в 48 лет, советский писатель оставил после себя великолепное наследие. Отметим, что первые и при этом классические произведения постмодернизма явил миру именно Михаил Афанасьевич, перу которого принадлежат «Собачье сердце», «Записки на манжетах», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита», «Морфий», «Бег», «Необычайное происшествие, или Ревизор», а также множество других романов, повестей, пьес, либретто, киносценариев, фельетонов и рассказов. В творчестве Булгакова нашла свое отражение философия христианской религии.

Изложение основного материала исследования. Христианство представляет собой не просто религию, а одно из самых величественных явлений истории развития человечества в целом. Христианская церковь насчитывает более двух тысячелетий, но нас интересует период мессианизма, а именно Пришествие царства Божьего. Изначально исторически христианство не охватывало всех верующих в мессию людей, оно составляло лишь группу среди них. Община в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.