Научная статья на тему 'Моральная природа американского общества'

Моральная природа американского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
477
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУРИТАНИЗМ / КАЛЬВИНИЗМ / МОРАЛИЗМ / МОРАЛЬ / МОРАЛЬНАЯ ПРИРОДА / СВЯТОСТЬ / АМЕРИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДОБРО / ЗЛО / PURITANISM / CALVINISM / MORALISM / MORALITY / MORAL NATURE / HOLINESS / AMERICAN SOCIETY / THE GOOD / THE EVIL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Панова Юлия Владимировна

В статье рассматривается морализм, берущий начало из учения пуритан, в качестве структурного элемента американского социума. Преданность Всевышнему, обладающему абсолютной властью, выступила в качестве принципа общественной морали, которая, в свою очередь, приравнивается к святости, не дающей человеку права выбора между добром и злом. Данное положение вещей представлено в качестве отличительной черты пуританизма. Автор предлагает исследовать мораль в ее социокультурном своеобразии, детерминирующем моральную природу общества в целом. Утверждается, что моралистическое восприятие жизни, людей и их поступков пронизывает весь американский социум и его членов, где мораль перестала быть частью веры на пути к спасению, а превратилась в средство конкурентной борьбы для уничтожения противника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral Nature of American Society

The paper discusses the moralism as a structural element of American society originated from the doctrine of the Puritans. The devotion to the Lord having the absolute power appeared as a principle of social morality which, in turn, is equated to the holiness that does not give the right to choose between the Good and the Evil to a human being. This state of affairs is presented as a distinctive feature of Puritanism. The author offers to research the morality in its sociocultural distinctness, determining the moral nature of society as a whole. It is stated that the moralistic perception of life, people and their actions permeate the entire American society and its members where the morality has ceased to be part of the faith on the way to salvation but it has turned into the means in the competitive struggle for the elimination of rivals.

Текст научной работы на тему «Моральная природа американского общества»

УДК 130.2(73-41)

https://doi.org/10.24158/fik.2020.1.6

Панова Юлия Владимировна

старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики

МОРАЛЬНАЯ ПРИРОДА АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Panova Yuliya Vladimirovna

Senior Lecturer, Foreign and Russian Languages Department, Siberian State University of Telecommunications and Information Sciences

MORAL NATURE OF AMERICAN SOCIETY

Аннотация:

В статье рассматривается морализм, берущий начало из учения пуритан, в качестве структурного элемента американского социума. Преданность Всевышнему, обладающему абсолютной властью, выступила в качестве принципа общественной морали, которая, в свою очередь, приравнивается к святости, не дающей человеку права выбора между добром и злом. Данное положение вещей представлено в качестве отличительной черты пуританизма. Автор предлагает исследовать мораль в ее социокультурном своеобразии, детерминирующем моральную природу общества в целом. Утверждается, что моралистическое восприятие жизни, людей и их поступков пронизывает весь американский социум и его членов, где мораль перестала быть частью веры на пути к спасению, а превратилась в средство конкурентной борьбы для уничтожения противника.

Ключевые слова:

пуританизм, кальвинизм, морализм, мораль, моральная природа, святость, американское общество, добро, зло.

Summary:

The paper discusses the moralism as a structural element of American society originated from the doctrine of the Puritans. The devotion to the Lord having the absolute power appeared as a principle of social morality which, in turn, is equated to the holiness that does not give the right to choose between the Good and the Evil to a human being. This state of affairs is presented as a distinctive feature of Puritanism. The author offers to research the morality in its sociocultural distinctness, determining the moral nature of society as a whole. It is stated that the moralistic perception of life, people and their actions permeate the entire American society and its members where the morality has ceased to be part of the faith on the way to salvation but it has turned into the means in the competitive struggle for the elimination of rivals.

Keywords:

Puritanism, Calvinism, moralism, morality, moral nature, holiness, American society, the Good, the Evil.

Соединенные Штаты Америки, позиционирующие себя оплотом демократии и свободы, действительно вполне могут считаться таковыми. Права и свободы граждан подробно задекларированы в Конституции страны и вполне реализованы. Американцы горды тем, что предстают перед мировой общественностью как свободная нация: любой гражданин США имеет право на свободу слова, вероисповедания, собственности и др. Америка знала немало случаев, когда обычные граждане подавали в суд на крупные компании или политических деятелей и выигрывали дела. Однако если посмотреть на ситуацию с другого ракурса, то нашему взору предстанет огромное количество судебных решений, поражающих своей суровостью и временами жестокостью. Обычным гражданам приходилось выплачивать немыслимые по размеру штрафы за неосторожные слова или отбывать многолетние или пожизненные наказания за совершенные проступки. Такие наказания не всегда имеют юридический характер, но тем не менее провинившегося вынуждают отказаться от занимаемой должности или привычного окружения. Так, взглянув на обратную сторону американской демократии, закономерно задаемся вопросом: с чем связана чрезмерная беспощадность и суровость, царящая временами в американском социуме, в котором не принято прощать многие поступки, не являющиеся настолько вопиющими на первый взгляд.

Предполагаем, что такое положение вещей уходит своими корнями глубоко в пуританизм, оказавший огромное влияние на религиозные воззрения американцев, а именно в период сильнейших гонений на пуритан, вынужденных переселиться в Америку и составивших костяк американской нации. Являясь ветвью кальвинизма, пуританизм не мог не вобрать в себя его идейных ценностей, удивительным образом распространившись практически на всех членов американского общества и во многом детерминировав их поведение, независимо от вероисповедания. Равно как и кальвинисты, пуритане считали себя «богоизбранным народом». Однако, в отличие от кальвиниста, который считается «богоизбранным», если ему в жизни сопутствует успех, пуританин достоин спасения лишь по воле Божьей, поскольку Бог обладает абсолютной властью. Чтобы считаться «спасенным», необходимо доказать свою избранность, которая определяется тем, насколько «святой» образ жизни ведет человек, и далеко не каждый в конечном счете может считаться таковым. «Число тех, кто имеет божественное право на какую-либо систему церковной организации, сравни-

тельно мало» [1, p. 335]. И, пожалуй, во многом предопределило дальнейшее развитие и функционирование американского общества то, что человек не может оправдать свои грехи и вымолить спасение праведными поступками. «Единственный выход для него (грешника. - Примеч. авт.) -это отвернуться от себя и повернуться к Богу, который действительно может спасти. Все пути назад отрезаны. Сам человек не может себе помочь. Его надежда - воззвать к Богу и просить о милости. И милосердный Господь никогда не прогонит тех, кто приходит к Нему с верой» [2, с. 138]. Такая преданность Богу и выступала в качестве принципа общественной морали, которая явилась главным отличительным качеством пуританизма, хотя морализм и присущ протестантизму в целом.

Такая его особенность просматривалась еще в философии И. Канта и Г. Гегеля. Например, в «Жизни Иисуса» у Г. Гегеля [3], которая как бы следует евангельским сюжетам, убраны все чудеса, которые творил Христос. И. Кант, объявив мораль автономной, т. е. независимой от эмпирической природы человека и Бога, также поставил ее выше Бога, поскольку у него Он тоже подчиняется категорическому императиву. В «Религии в пределах только разума» [4] И. Кант придает морали значение юридического закона, за нарушение которого должны следовать санкции, т. е. наказание со стороны государства. В этой абсолютизации морали прослеживаются мотивы, сходные с пуританизмом.

Протестантизм, по сути дела, свел христианство к морали и отбросил метафизику христианства, что противоречит его духу. Христос говорил, что Он пришел спасать грешников, а не праведников, которые спасутся своей праведностью. Спаситель понимал, что часто для того, чтобы пробудилась совесть и открылся Бог, человеку нужно сильно согрешить, даже совершить преступление. Подтверждение этому находим у Ф.М. Достоевского, внемлющего словам Всевышнего. Его философские размышления наполнены этими смыслами: «Именно в падшести человека Достоевский, вопреки всем и всему, а главное фарисействующей морали, декларируемой слишком многими социальными институтами, провидел единственную возможность его духовного спасения, и в этом откровении о путях человека в мире "горнем и вышнем" он действительно был, быть может, единственным подлинным провозвестником значения христианской сотерио-логии в эпоху все более и более ветшающего земного жизнеустройства» [5, с. 17].

Пуританизм же, может быть, и следует букве христианства, однако, как было сказано ранее, противоречит его духу. Христос прощает и спасает покаявшегося разбойника. Пуританизм же добивает оступившегося человека, поскольку тот нарушил моральную норму и стал вне избранных, а значит, обречен на погибель. Так, если в православии высшей ценностью выступает покаяние, то в пуританизме - моральность. Кроме того, отличительной чертой именно «пуританской морали» стало как раз то, что человек, по сути дела, не имеет права выбора между добром и злом, поскольку ему не представится возможности покаяться и хотя бы частично искупить свои грехи. Такое положение вещей приравнивает мораль к святости, т. е. к тому, что нельзя нарушать ни в коем случае.

Таким образом, с нашей точки зрения, в пуританизме осуществляется подмена духовного добра и духовного зла, сопряженных со спасением или гибелью души в вечности, с добром и злом как моральными понятиями, регулирующими поведение человека в обществе. Проблему соотношения духовного и морального добра и зла всесторонне проанализировали В.Ш. Сабиров и О.С. Соина [6, с. 343-356]. Там же, где происходят такого рода подмены, неизбежно возникает релятивизация моральных норм, ценностей и смыслов, а также моралистическое восприятие жизни, людей, их поступков и человеческих качеств.

Так, к примеру, в американском обществе весьма распространен феномен доносительства, уходящий корнями именно в пуританскую традицию. С самого детства в сознание американцев закладывается установка на то, что для поддержания порядка в обществе необходимо и абсолютно правильно с моральной точки зрения доносить на своих близких, соседей, коллег, и в этом нет ничего зазорного. Это обстоятельство отражается в языковой практике: американскими эквивалентами понятия «донос» выступают такие слова, как reporting или чаще informing, что означает просто информирование, донесение или сообщение нужной информации. Так, считается, что при доносе на своего коллегу, совершающего аморальные поступки или берущего на себя несвойственные функции, совершается благое дело для процветания компании или для того, чтобы начальство своевременно приняло необходимые меры для урегулирования возникающих конфликтов. В этом плане нетрудно убедиться, насколько отличается менталитет американцев, к примеру, от менталитета русских, для которых донос всегда считался низким и подлым поступком с моральной точки зрения.

Американский этос в целом, представляя собой своеобразный и уникальный феномен, как раз обладает ярко выраженной моральной природой, поскольку там морали до сих пор придается преувеличенное значение с далеко идущими последствиями для отдельных индивидов. Все, кто, по мнению американцев, поступают неподобающим образом, ведут себя аморально, а морально «нечистый» человек не может и не имеет права полноценно находиться в сообществе других людей.

Казалось бы, произошедшие в США «сексуальные» и «кухонные» революции должны были максимально раскрепостить моральные нравы, и на первый взгляд ситуация обстоит именно так, что она далека от тех представлений, которые господствовали в американском обществе в прошлом и позапрошлом веках. Об этом можно судить, в частности, обратившись к роману Н. Го-торна «Алая буква» [7]. Разумеется, никакой суд в настоящее время не приговорит мать-одиночку к тому, чтобы стоять перед толпой на позорном помосте, как это произошло с Эстер Прин, и не заставит носить в качестве клейма алую букву на своей одежде. В современном американском обществе многое стало дозволено из того, что было ранее под запретом: сексуальные отношения до брака, возможность родить ребенка, не вступая в законный брак, однополые отношения или браки. Однако смеем предположить, что никакой сексуальной революции в Америке, по сути дела, не было. Безусловно, были предприняты некоторые попытки, но принципы пуританской морали довлеют над всем американским обществом абсолютно так же, как это было при первых пуританах. Американское общество по-прежнему загнано в некие «моралистические» рамки, которые сейчас, как, впрочем, и раньше, четко регламентированы юридическими законами или негласными нормами. Бесспорно, что, к примеру, сексуальная связь с несовершеннолетними карается законом практически во всем цивилизованном мировом сообществе.

Что касается супружеской измены, она до сих пор продолжает оставаться одним из самых тяжких «моральных» грехов, хотя и не является уголовно наказуемым преступлением. Тем не менее общественное мнение в США и моральное преследование уничтожают гораздо сильнее преследования в рамках закона. Так, изменившая сторона, особенно занимающая видное общественное положение, лишается всего - семьи, друзей, карьеры, поскольку само общество не допустит больше присутствия в публичной политике такого общественного деятеля. Американская политическая история знает немало таких примеров. Тогда естественным образом напрашивается вопрос: что же, по сути, изменилось в обществе по отношению к супружеской измене, если она, как и много лет назад, находится под тяжким гнетом «пуританской морали»?

Как нам кажется, изменилась лишь формальная сторона преследования изменщика/изменщицы. Теперь это не осуществляется в рамках закона, поскольку, каждый, согласно Конституции, обладает правом на свободу слова и действий. На самом же деле, ничего, по сути дела, не изменилось. Равно как и Эстер Прин, только не такими радикальными способами, изменивший супруг или супруга подвергаются тотальному осуждению со стороны общества. История американской нации помнит пример с президентом Б. Клинтоном, которого уличили в интимных отношениях со стажеркой президентского аппарата Моникой Левински. Данная связь, которая явилась нарушением моральных норм, сильно подорвала репутацию президента и всей Демократической партии США: в третий раз за всю историю США поднялся вопрос об импичменте.

А. Токвиль также описывал в труде «Демократия в Америке» ситуации, касавшиеся вынесения приговоров политическим деятелям и должностным лицам. В его словах о том, что «именно мягкость американских законов в политической области придает им особенно грозный характер» [8, с. 274], заключается большая доля истины. В отличие от Европы и ее суровых приговоров, Америка лишала политического противника власти, формально оставив ему жизнь и свободу. Однако фактически это означало его полное уничтожение в обществе ввиду запятнанной репутации.

Так, американцы перенесли принципы пуританской морали в повседневную жизнь. Любой человек, проживающий в США, начинает проникаться этими нормами поведения, независимо от своего происхождения и вероисповедания. Пуританская мораль перестала быть частью веры на пути к спасению, тем принципом, которому следовали верующие на пути очищения и спасения Богом. Пуританскую мораль сами же американцы превратили в средство конкурентной борьбы. Человека, которого необходимо уничтожить как противника в бизнесе или политике, толкают на то, чтобы он нарушил моральные нормы. Также с этой целью выискивают ситуации из прошлого, компрометирующие соперника.

Обратимся к яркому примеру морализаторства, каким служит вся жизненная ситуация Фрэнка Каупервуда в романе Т. Драйзера «Финансист» [9]. Финансовая карьера Каупервуда в Филадельфии пошла под откос, когда широкой общественности стало известно о его, женатого мужчины и отца двоих детей, связи с девушкой Эйлин. При этом значительную роль в крахе карьеры Каупервуда сыграл отец Эйлин Батлер, для которого связь дочери с женатым мужчиной была морально недопустимой. Примечательно, что отец Эйлин не был пуританином, поскольку он был ирландцем и католиком. Тем не менее живя в Америке, он настолько впитал в себя принципы пуританской морали, которыми пронизано американское общество, что стал заодно с теми, кто, используя моральные нормы, которые нарушил Каупервуд, пытался сломать ему жизнь и карьеру. Во второй части трилогии «Титан» [10], когда Каупервуд все-таки женился на Эйлин, он снова потерпел поражение на деловом поприще, опять-таки из-за несоблюдения моральных принципов, так как совращал жен и дочерей своих богатых противников. Чикагский высший свет

так и не принял в свои круги его законную супругу Эйлин по той причине, что она была скомпрометирована тем, что изначально связалась с несвободным мужчиной и разрушила его первый брак. Вновь, теперь уже в Чикаго, Каупервуд оказался выброшен за пределы финансовой сферы ввиду попрания им моральных норм.

Вызывает интерес и другой момент, напрямую связанный с этикой и моралью. Так, Каупервуд вновь становится миллионером после биржевой паники. Он обладает как деньгами, так и сильно подпорченной репутацией, что вынуждает его уехать в другой город. При этом его законная супруга и дети остаются в Филадельфии, на его содержании. Так пишет об этом Т. Драйзер: «Миссис Каупервуд, бывшая жена Фрэнка, осуждала его образ действий, но охотно пользовалась всеми благами его преуспеяния. Как сочетать это с понятием этики?» [11, с. 550]. Данный пример наглядно показывает цену пуританской морали в американском варианте социума. Довести до полного уничтожения морально оступившегося человека не является предосудительным, но в то же время пользоваться материальными благами, которые он может предоставить, не считается зазорным. Поведение первой жены Каупервуда в очередной раз иллюстрирует принцип двойной морали, который, несмотря на присущую ему уникальность, стал вполне типичным для поведения американцев.

Вышеприведенные примеры хорошо иллюстрируют суть американской «пуританской» действительности, в которой неизбежно происходит «моралистическая препарация людей, жизненных обстоятельств и исторических событий» [12, с. 148]. Современному обществу кажется, что пуританские взгляды остались в прошлом. Однако, как показывает реальная американская жизнь, они существуют в обществе по сей день в несколько видоизмененной форме. Тем не менее изощренный морализм, принимающий порой дикие формы для современного цивилизованного мира, парадоксальным образом сочетается с, казалось бы, «аморальными» принципами ведения внешней и внутренней политической деятельности или сексуальной распущенностью в обществе, что в очередной раз подтверждает своеобразие моральной природы американского социума.

Ссылки:

1. Fisher G.P. The Elements of Puritanism // The North American Review. 1881. Vol. 133, no. 299. P. 326-337.

2. Халз Э. Кто такие пуритане? Их жизнь и учение : пер. с англ. Минск, 2012. 208 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса // Гегель Г.В.Ф. Философия религии : в 2 т. Т. 1 / пер. с нем. М.И. Левиной. М., 1975. С. 35-100.

4. Кант И. Религия в пределах только разума / пер. с нем. Н.М. Соколова. Изд. 2-е. М., 2011. 231 с.

5. Соина О.С., Сабиров В.Ш. Русский мир в воззрениях Ф.М. Достоевского : монография. М., 2015. 312 с.

6. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Этика и нравственная жизнь человека. СПб., 2010. 488 с.

7. Готорн Н. Алая буква / пер. с англ. Н. Емельянниковой, Э. Линецкой. СПб., 2011. 315 с.

8. Токвиль А. Демократия в Америке : пер. с фр. М., 1992. 554 с.

9. Драйзер Т. Финансист // Собрание сочинений : в 12 т. Т. 3. М., 1986. 560 с.

10. Драйзер Т. Титан // Там же. Т. 4. М., 1986. 592 с.

11. Драйзер Т. Финансист. С. 550.

12. Соина О.С., Сабиров В.Ш. Живая историософия Ф.А. Степуна // Человек. 2017. № 4. С. 144-158.

References:

Dreiser, T 1986a, The Financier, vol. 3, Moscow, 560 p., (in Russian). Dreiser, T 1986b, The Titan, vol. 4, Moscow, 592 p., (in Russian).

Fisher, GP 1881, 'The Elements of Puritanism', The North American Review, vol. 133, no. 299, pp. 326-337.

Hawthorne, N, Emeliannikova, N & Linetskaya, E (trans.) 2011, The Scarlet Letter, St. Petersburg, 315 p., (in Russian).

Hegel, GVF & Levina, MI (trans.) 1975, 'The Life of Jesus', Filosofiya religii, vol. 1, Moscow, pp. 35-100, (in Russian).

Hulse, E 2012, Who Are the Puritans... and What Does They Teach?, Minsk, 208 p., (in Russian).

Kant, I & Sokolov, NM (trans.) 2011, Religion Within the Limits of Reason Alone, Moscow, 231 p., (in Russian).

Sabirov, VSh & Soina, OS 2010, Ethics and Moral Life of Man, St. Petersburg, 488 p., (in Russian).

Soina, OS & Sabirov, VSh 2015, The Russian World in the Views of F.M. Dostoevsky, Moscow, 312 p., (in Russian).

Soina, OS & Sabirov, VSh 2017, 'Living Historiosophy of F.A. Stepun', Chelovek, no. 4, pp. 144-158, (in Russian).

Tocqueville, A 1992, Democracy in America, Moscow, 554 p., (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Дубина Юлия Юрьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.