newvolume/pages/article.php?articleID=615
6. Sepanmaa Y. Flows, Vortices, and Counterflows: Artification and Aesthetization in Chiasmatic Motion on a Mobius Ring. Available at: URL:http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/article. php?articleID=646
References
1. Barabanov E. Iskusstvo na rynke ili rynok iskusstva [The art on market or art market]. Moscow Art Journal. 2002, No. 46. Available at: http://xz.gif.ru/numbers/46/rynok
2. Beardsley M. Esteticheskaia tochka zreniia [The aesthetic point of view]. Amerikanskaia filosofiia iskusstva: osnovnye kontseptsii vtoroi poloviny 20 veka: antiessentsializm, pertseptualizm, institutsionalizm. Antologiia, pod red. B. Dzemidoka i B. Orlova [American philosophy of art: general conceptions the last half of the 20th century: antiessentialism, perceptualism, institutionalism, ed. by B. Dzemidok, B. Orlov]. Ekaterinburg, Delovaia kniga Publ. [Business book Publ.], Bishkek, Odissei Publ. [Odysseus Publ.], 1997, p. 162.
3. Binkley T. Protiv estetiki [Against aesthetics]. Amerikanskaia filosofiia iskusstva: osnovnye kontseptsii vtoroi poloviny 20 veka: antiessentsializm, pertseptualizm, institutsionalizm. Antologiia, pod red. B. Dzemidoka i B. Orlova [American philosophy of art: general conceptions the last half of the 20th century: antiessentialism, perceptualism, institutionalism, ed. by B. Dzemidok, B. Orlov]. Ekaterinburg, Delovaia kniga Publ. [Business book Publ.], Bishkek, Odissei Publ. [Odysseus Publ.], 1997, p. 299.
4. Bychkov V. V. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Gardariki Publ., 2002. 556 p.
5. Kuplen M. Disgust and Ugliness: a Kantian Perspective. Available at: http://www.contempaesthetics.org/ newvolume/pages/article.php?articleID=615
6. Sepanmaa Y. Flows, Vortices, and Counterflows: Artification and Aesthetization in Chiasmatic Motion on a Mobius Ring. Available at: http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/article.php?articleID=646
^^М^ОРААЬ ВИКТОРИАНСКОЙ АНГЛИИ КАК ПОСЛЕДСТВИЕ «КУЛЬТУРНОГО ВЗРЫВА»
УДК 17(410) Л. С. Хачатрян
Московский государственный институт культуры
Викторианская мораль несёт явные следы идеологии пуританизма, возникшего в Англии в рамках движения Реформации. И в этом смысле она может рассматриваться как одно из последствий этого «культурного взрыва». В то же время на её формирование оказала большое влияние теория и практика англиканской церкви. Статья посвящена анализу специфических черт викторианской морали, которая во многом повлияла на дальнейшее развитие английской культуры. Подробно рассматриваются истоки и причины существования «двойных стандартов», характерных для викторианства, и их конкретные проявления. Выделяются и подробно анализируются три структурных элемента викторианской морали: 1) запреты на вещи (определённые поступки); 2) запреты семиотического толка (на моделирование поступков с помощью языков культуры); 3) средства контроля за соблюдением этих запретов.
Ключевые слова: Реформация, англиканство, пуританизм, викторианство, культура Англии.
ХАЧАТРЯН ЛИЛИТ САРКМСОВНА — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
KHACHATRIAN LILIT SARKISOVNA — doctoral student of Department of history, cultural history and 75
museology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Хачатрян Л. С., 2015
L. S. Khachatrian
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
THE MORALITY OF VICTORIAN ENGLAND
AS A CONSEQUENCE OF "CULTURAL EXPLOSION"
The Victorian morals carries obvious traces of ideology puritanism, arisen in England within the limits of movement Reformation. And in this sense it can be considered as one of consequences of this «cultural explosion». At the same time on its formation the theory and practice of Anglican church has rendered the big influence. The article is devoted to the analysis of specific features of the Victorian morals which in many respects has affected the further development of English culture. Sources and the reasons of existence of «double standards», characteristic for Victorian, and their concrete displays are in detail considered. Three structural elements of the Victorian morals are allocated and are in detail analyzed: 1) interdictions on a thing (the certain acts); 2) interdictions of semiotics sense (on modelling of acts by means of languages of culture); 3) means of the control over observance of these interdictions. Keywords: Reformation, Anglican Church, puritanism, Victorian, English culture.
«Викторианская мораль», «викторианские нравы» являются очень ярким элементом «викторианской культуры» в целом. Эта эпоха внесла значительный вклад в формирование британского культурного самосознания. Викторианскую мораль также часто называют «пуританской», что связывает её с Реформацией, но, чтобы прояснить эту связь, необходимо сначала дать очерк самих нравов викторианской Англии.
Термин «викторианская» связан с именем королевы Виктории (правление с 1837 года по 1901 год). Представители правящей династии Ганноверов — предки королевы Виктории, славились вольными нравами и вели распутный образ жизни, им сопутствовали постоянные скандалы и дурная молва.
Нравственный уклад викторианской Англии был одним из наиболее строгих в Европе XIX столетия, но одновременно и едва ли не самым лицемерным и фальшивым. Именно Англию XIX века приводят как образец извращённого ханжества, а не, например, францию, в которой также существовал кодекс буржуазной добропорядочности, да и влияние церкви было ещё достаточно сильным. Скажем, появление оперетки Оффен-баха со знаменитым канканом достаточно органично вписывается в культуру буржу-
азной франции, но в контекст английской культуры не вписывается вообще.
Викторианские нравы можно разделить на:
1) запреты на вещи (определённые поступки);
2) запреты семиотического толка (на моделирование поступков с помощью языков культуры); 3) средства контроля за соблюдением этих табу.
Что касается первого, то табуировалось все, что было связано с областью половой жизни. Масштабы наказаний варьировали от церковного осуждения в качестве греха и осуждения общественным мнением (вплоть до признания того или иного человека персоной non grata в светском обществе) до уголовного преследования. Последнее предусматривалось за гомосексуальные отношения.
В результате «семиотических запретов» возникает обильная эвфемизация всего, что как-то относилось к интимной сфере (вместо слов «руки» и «ноги», использовалось «конечности» и т.п.), а также изгнание слов и предметов, выступающих как метафоры, метонимии или иные варианты семантического сближения. порой эти ограничения трудно отличить от анекдотического фольклора той эпохи, впрочем, весьма близкого к реальности. Это и предложения надевать кринолин-чики на ножки рояля, и запрет размещать на
одной полке книги мужчин и женщин, если авторы не состоят в браке. Женщины считались слабыми и нервными существами, которых надо оберегать от грубой жизненной реальности [см., например: 2, 4].
С самым ранним средством охраны моральных табу житель Англии сталкивался уже в детстве — это соответствующая система воспитания, включавшая противоречивые тенденции. Детей и юношество, с одной стороны, не только ограждали от малейшего влияния «разврата», но и порой лишали физической возможности прикоснуться к сфере «нечистого». Были популярны специальные изделия, конструктивно напоминавшие пояса верности, целью которых была невозможность мастурбации. Но наряду с этим существовала и противоположная тенденция: дети считались практически асексуальными, неспособными проявлять живой интерес к теме пола. С одной стороны, это недостаток знаний в области физиологии детства, с другой — влияние Ветхого Завета, на котором английские пуритане-кальвинисты делали значительный акцент. Для Ветхого Завета характерно отношение к ребёнку как человеку, не состоявшемуся полностью, именно поэтому на детей не распространялось табу на наготу. Здесь мы уже сталкиваемся с религиозными корнями викторианской морали, имеющей два взаимосвязанных источника: кальвинизм и англиканство.
Во-первых, сказалось сильное влияние пуритан-кальвинистов, бывших активными участниками реформационных и постреформа-ционных событий, составлявших, фактически, мощную религиозно-политическую силу. Пуританство подразумевало строжайшие ограничения, а также стремление государства жёстко контролировать все сферы жизни обывателя, характерное для теократии времён Кальвина. Пуритане проявляли недоверие ко всем культурным ценностям, которые не были непосредственно связаны с религией. Жизненный идеал пуританина не является полностью акультурным. По М. Веберу: «Крупнейшие представители пуританизма глубоко восприняли идейное богатство Возрождения
— проповеди представителей пресвитерианского крыла этого движения пестрят класси-цизмами» [1, с. 194]. Но в сфере искусства и литературы ненаучного характера преобладало сплошное отрицание. Пуритане отвергали не только католическую литургию, но и любые её реминисценции в искусстве. Театр пуритане отвергали, изгоняли телесность из искусства. Вообще, искусство, как ненаправленное на достижение практической цели, именовалось «излишеством», «суетным тщеславием». Особой силы это противопоставление достигало тогда, когда речь шла о склонности к роскоши, например в одежде. Идейной основой тенденции к унифицированию стиля жизни является отказ от «обожествления рукотворного» [1, с. 194]. В классических произведениях портретной живописи пуритан достаточно легко узнать по характерным особенностям костюма.
Вторая мощная политическая и религиозная культуроформирующая сила представлена англиканской церковью. Проводя умеренную реформационную линию, она упразднила или сделала необязательными многие элементы традиционной католической аскетики (например, посты, частую регулярную исповедь), включила в официальное исповедание веры учение об оправдании только верой, что, в итоге, создавало предпосылки для большей свободы нравов. Кроме того, сыграла свою роль изначальная позиция англиканства времён Реформации: с одной стороны, эта роль церковного института, а с другой — ориентация на всемерную поддержку государства (что и выразилось в том, что главой её является король, сочетающий в себе функции светского монарха и главы церкви).
Церковные должности занимались в том же порядке, что и места светских чиновников, среди духовенства были распространены не только вольнодумство, но и полный атеизм, так что слишком строгих требований со стороны служителей алтаря государственной церкви тоже сплошь и рядом не было.
Двойные стандарты англиканской церкви, изначально ориентированной на государст-
венные интересы, породили двойные стандарты и в области нравов. Так, английское общество терпимо относилось к половой распущенности, если людям удавалось скрывать свои низменные побуждения. Если не оскорблялось общество, не было и осуждения общественным мнением. Известный эпизод с осуждением писателя Оскара Уайльда за гомосексуальные отношения стал следствием неблагоприятного стечения обстоятельств, когда тайная жизнь писателя оказалась демаскированной. В массе других случаев связи подобного рода длились порой десятилетиями и, если не становились достоянием общественности, не влекли осуждения ни общественного, ни уголовного.
Чрезвычайно широко была распространена литературная и изобразительная порнография, при этом процветание проституции (по некоторым данным, 80000 проституток в одном только Лондоне [3, с. 28]) объяснялось с позиций культурного элитизма: это моральное падение людей второго сорта, а эксплуатация детского и женского труда оправдывалась с позиций существования разных классов, имеющего теологические истоки. Поэтому половая связь с несовершеннолетними считалась тяжким проступком, если возраст ребёнка был менее 12 лет (потом его поэтапно повысили до 16 лет).
Итак, не случайно в литературном английском языке слово "Victorian" имеет значение «лицемерный».
Низкий моральный уровень, испорченность нравов викторианской Англии — это результат того «культурного взрыва», которым явилась Реформация. В согласии с концепцией «культурных взрывов», предложенной Ю. М. лотманом, континентальная реформация была типичным культурным взрывом, выходом
культурной системы из состояния равновесия. Однако изолированное, островное положение Англии привело к тому, что реформа-ционные настроения дошли до неё в ослабленном виде — как волны основного, континентального «культурного взрыва». Двойные стандарты, идеологически заданные лидерами протестантского движения, оформленные документами англиканской церкви и укоренённые в недрах викторианской культуры, проецировались на все сферы культуры Англии — от политики до искусства. Англия пережила «культурный взрыв» Реформации достаточно спокойно, переведя его последствия в русло культурной традиционности. Кроме того, ставший, в конце концов, маргинальной культурной силой пуританский кальвинизм задавал чрезвычайно жёсткие нормы морали (в католических странах постреформаци-онного периода возобладала тенденция к разумной аскезе), так что ситуация XIX века ознаменовалась мощным обратным движением культурной системы, входящей в равновесное состояние.
«Реформа нравов», выразившаяся в кальвинистской трудовой и бытовой морали, породила культуру узаконенного ханжества, представленную Викторианской эпохой, так что говорить о достижении качественно иного уровня нравственной культуры в протестантском мире тоже стало невозможным, а аморальные эксцессы викторианской Англии превзошли легендарную распущенность «ренес-сансного Рима», носившую во многом ограниченный, кастовый характер. «Ударная волна» европейской Реформации донеслась до Британских островов и угасла, порождая поздние последствия основного «реформационно-го взрыва», порой внешне кажущиеся с ним не связанными.
Примечания
1. Бедер М. Протестантская этика и дух капитализма : пер. с нем. Москва : Ист-Вью, 2002. 352 с.
2. Диттрич Т. Повседневная жизнь Викторианской Англии. Москва : Молодая гвардия, 2007. 382 с.
3. Иванов П. М.. Дементьева М. Б. История нравов викторианской Англии. Санкт-Петербург : Амфора, 2011. 420 с.
4. Коути Е, Харса Н. Суеверия викторианской Англии : пер. с англ. Москва : Центрполиграф, 2011. 480 с.
5. Лотман Ю. М. Культура и взрыв // Семиосфера. Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2010. С. 13—148. References
1. Weber M. Protestantskaia etika i duh kapitalizma [Protestant ethics and spirit of capitalism]. Moscow, Ist-View Publ., 2002. 352 p.
2. Dittrich T. Povsednevnaia zhizri Viktorianskoi Anglii [The private life of the Victorian England]. Moscow, Molodaia gvardia Publ. [Young guard Publ.], 2007. 382 p.
3. Ivanov M., Dementyeva M. V. Istoria nravov viktorianskoi Anglii [The History of customs the Victorian England]. St. Petersburg, Amfora Publ. [Amphora Publ.], 2011. 420 p.
4. Kouti E., Harsa N. Sueveriia viktorianskoi Anglii [Superstitions of the Victorian England]. Moscow, Centropoligraf Publ., 2011. 480 p.
5. Lotman Yu. M. Kultura i vzryv [Culture and explosion]. Semiosfera. St. Petersburg, Iskusstvo-SPb Publ. [Art — St. Petersburg Publ.], 2010, pp. 13—148.
К. В. Политковская
Российская академия музыки имени Гнесиных
В статье раскрываются идеи и представления о творческой индивидуальности и динамика их интерпретаций в различные исторические эпохи: от античности до эпохи Возрождения. Представлены мнения о «творческой индивидуальности» личности Гомера, Платона, Аристотеля, Аврелия Августина, представителей «восточного аристотелизма» (Авиценны /Ибн-Сина/, Аверроэса /Ибн-Рушт/ и Маймонида /Моше-бен-Маймон/, А. ф. Лосева и др.). В период средневековья проблема художественной индивидуальности связывалась с вопросами творения, отражения прекрасного в Боге (Августин Блаженный), таланта и мастерства творца. В этот исторический период художественные аспекты творческой индивидуальности европейской и русской культуры складывались в классических образцах поэтических, музыкальных систем и в условиях перехода от устной к письменной формам культуры. В статье подчёркивается, что именно с эпохи Возрождения можно утверждать о наличии индивидуального сознания и самосознания субъекта творчества. Ключевые слова: эстетика, история эстетики, античность, средневековье, поэтико-музы-кальная сфера, творчество, сознание, творческая индивидуальность, художественная индивидуальность, творческая личность, искусство управления государством, «восточный аристотелизм», креационизм.
ПОЛИТКОВСКАЯ КСЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНА — доцент, заведующая кафедрой эстрадно-джазового пения факультета музыкального искусства эстрады Российской академии музыки имени Гнесиных
POLITKOVSKAIA KSENIIA VALER'EVNA — Associate Professor, Head of Department of pop-jazz singing, Faculty of Musical Arts Stage, Gnessin Russian Academy of Music
« ЗОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ » В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
УДК 159.923+7.03
e-mail: [email protected] © Политковская К. В., 2015