Л. С. Хачатрян
МОРАЛЬ ВИКТОРИАНСКОЙ АНГЛИИ КАК ПОСЛЕДСТВИЕ «КУЛЬТУРНОГО ВЗРЫВА»*
Термин «викторианская» связан с именем королевы Виктории (1837-1901), представительницы правящей династии Ганноверов.
Нравственный уклад викторианской Англии был одним из наиболее строгих в Европе XIX в., но одновременно едва ли не самым лицемерным и фальшивым. Именно Англию XIX в. приводят как образец извращенного ханжества. Викторианская мораль включала в себя множество запретов, которые распространялись практически на все формы как частной, так и общественной жизни англичан.
Табуировалось все, что было связано с областью половой жизни. Масштабы наказания варьировались от церковного осуждения в качестве греха и осуждения общественным мнением (вплоть до признания того или иного человека персоной non grata в светском обществе) до уголовного преследования. Последнее предусматривалось за гомосексуальные отношения. В результате этих запретов возникает обильная эвфемизация всего, что хоть как-то относилось к интимной сфере. Например, вместо слов «руки» и «ноги» использовалось слово «конечности» и т.п. Изгонялись также варианты семантического сближения - нельзя было размещать на одной полке книги мужчин и женщин, если авторы не состоят в браке.
Детей и юношество не только ограждали от малейшего влияния «разврата», но даже лишали физической возможности прикоснуться к
* Хачатрян Л.С. Модель Викторианской Англии как последствие «культурного взрыва». - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nmoral-viktorianskoy-anglii-как-ро81е(18Ме-ки1Шгш^о-У7гууа 216
Мораль викторианской Англии
сфере «нечистого». В то время получили популярность специальные изделия, конструктивно напоминавшие пояса верности, целью которых была невозможность мастурбации.
В качестве источника викторианской морали выступают англиканство и кальвинизм. Пуритане-кальвинисты, бывшие активными участниками реформационных и постреформационных событий, составляли мощную религиозно-политическую силу. Пуританство подразумевало строжайшие ограничения во всех сферах жизни обывателя наряду с жестким контролем за выполнением этих требований со стороны государства, что было характерно для теократии времен Кальвина. Пуритане проявляли недоверие ко всем культурным ценностям, которые не были непосредственно связаны с религией.
Вторая мощная политическая и религиозная культурформирую-щая сила представлена англиканской церковью. Проводя умеренную реформационную линию, она упразднила или сделала необязательными многие элементы традиционной католической аскетики (например, посты, частую регулярную исповедь), включила в официальное исповедание веры учение об оправдании только верой, что, в итоге, создавало предпосылки для большей свободы нравов. Сыграла также свою роль изначальная позиция англиканства времен Реформации: с одной стороны, это роль церковного института, с другой - ориентация на всемерную поддержку государства.
Церковные должности занимались в том же порядке, что и места светских чиновников, среди духовенства были распространены не только вольнодумство, но и полный атеизм.
Двойные стандарты англиканской церкви, изначально ориентированной на государство, породили двойные стандарты в области нравов. Так, английское общество терпимо относилось к половой распущенности, если только этот факт не становился общеизвестным.
Несмотря на разнообразные бытовые запреты, чрезвычайно распространена была литературная и изобразительная порнография, а процветание проституции (по некоторым данным, в Лондоне насчитывалось около 80 000 проституток) объяснялось с позиций культурного элитизма, т.е. моральным падением людей второго сорта. Эксплуатация детского и женского труда оправдывалась с позиций существования разных классов, имеющего теологические истоки.
Низкий моральный уровень, испорченность нравов викторианской Англии - результат того «культурного взрыва», которым яви-
Л. С. Хачатрян
лась Реформация, выхода культурной системы из состояния равновесия. Двойные стандарты, идеологически заданные лидерами протестантского движения, оформленные документами англиканской церкви и укорененные в недрах викторианской культуры, проецировались на все сферы культуры Англии - от политики до искусства. «Культурный взрыв» Реформации Англия пережила достаточно спокойно, переведя его последствия в русло культурной традиционности. Кроме того, ставший, в конце концов, маргинальной культурной силой пуританский кальвинизм задавал чрезвычайно жесткие нормы морали, так что ситуация XIX в. ознаменовалась мощным обратным движением культурной системы, входящей в равновесное состояние.
Т.А. Фетисова