Научная статья на тему 'МОРАЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ'

МОРАЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ МОРАЛИ / МОРАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гагаринова М.А., Трапезников М.В.

Независимо от нации и религии, такое понятие как мораль существует в любом обществе и имеет особое место. Каждый из нас знает или слышал об этом понятии, но все трактуют его по-особенному. В свою очередь же, мораль, является неотъемлемым элементом в жизни людей и несет свое особое значение. В данной статье хочу рассмотреть мораль, с точки зрения, элемента социального контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORALITY AS SOCIAL CONTROL

: Regardless of nation and, such a as morality exists in any and has a special place. of us knows or has heard this, but interpret it in a special way. In, morality is an essential in people's life and your meaning. In this I want to examine from the point of of the element of control.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 179

Гагаринова М.А. студент 3 курса стоматологический факультет Трапезников М.В., к.филос.н.

преподаватель

кафедра «Гуманитарные и социальные науки»

Кировский ГМУ Россия, г. Киров МОРАЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация: Независимо от нации и религии, такое понятие как мораль существует в любом обществе и имеет особое место. Каждый из нас знает или слышал об этом понятии, но все трактуют его по-особенному. В свою очередь же, мораль, является неотъемлемым элементом в жизни людей и несет свое особое значение. В данной статье хочу рассмотреть мораль, с точки зрения, элемента социального контроля.

Ключевые слова: мораль, сущность морали, высшие ценности, моральный человек

Gagarinova M. A.

student

3rd year dental faculty Kirov state medical University Russia, Kirov

Trapeznikov, M. V., candidate of philosophical Sciences lecturer of the Department "Humanities and social Sciences"

Kirov state medical University Russia, Kirov

MORALITY AS SOCIAL CONTROL

Abstract: Regardless of nation and religion, such a thing as morality exists in any society and has a special place. Each of us knows or has heard about this concept, but interpret it in a special way. In turn, morality is an essential element in people's life and carries your special meaning. In this article I want to examine morality from the point of view of the element of social control.

Keywords : morality, the essence of morality, the highest values, moral man

Мораль - одна из форм общественного сознания человека, включающая в себя систему ценностей и требований , которые регулируют поведение человека.

Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает людям их конкретные поступки или действия. Моральные нормы формируются социумом, и, следовательно, они всегда отвечают интересам определенной группы (к примеру религиозной ). Своя мораль имеется даже у преступных кланов ! При этом им обязательно противостоит другая часть

общества - со своими устоями и нормами, поэтому, можно сделать вывод, что моралей бы вает мн ого и у каждого она своя.

Также, следует сказать, что мораль является по-своему сложным явлением и может представать в различных обличиях: в качестве харак теристика личности, совокупности моральных качеств, к примеру, честность и доброта; в качестве характеристики отношений между людьми, совокупности моральных норм, требований и правил, например, «не лги», «не крад и», «н е убий».

В связи с этим можем выделить несколько характерных особенностей морали.

Моральные предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и мм огут быть применим! ы в различных жизненных ситуациях.

Также моральные нормы оптоаются на авторитет общественного мнен ия и на нравственные убеждения отдельного чел овека.

Мораль предполгает умение ¡различать добро и зло,и тем самым блл аготво рно влияет на поведение конкретных людей и нравы всего общества в целом .

Важной чертой морали является существование в ней слоя высших ценностей, таких как жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Именно данные ценности наполняют нашу повседнее вную жизнь особым смыслом: полнотой и духовностью.

Начиная с греческой античности, мораль рассматривалась как мера господства человеека нгад самим собой, господство разуума над аффектами, показатель того, настолько человек ответственен за себя, з[а то, ччто он делает. Вопрос о господстве человека над с амим собой есть, прежде всего, вопрс о госпо дстве разума над страстями. Если в человеке выделять тело, душу и разум (дух), то мораль является качественной характеристикой его души. Когда про человека говорят, что он душевный, то обычно имеют в виду, что он добрый, отзывчивый. Когда же кого-то называют бездушным, то подразумевают, что он является злым, жее стоким.

Мораль понимается как умеренность близкая к афетичности, способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Во все времена и у всех народов мораль ассоциировалась со сдержанностью и противопоставляла^ чувственной разнузданности. Речь идет, разумеется, о сдержанности в отношении аффектов, себялюбшвых страстей.

Мораль предполагает автономию воли. Характерной особенностью морали является единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходимости). Для своего успешного действия она должна быть глубоко усвоена человеком, должна «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственное поведение становится органичнным для него, и ему не нужен надсмотрщик, который про веряет и понукает. Посскольку моральный аспект есть у любых человеческих действий и отношений (кроме чисто технических

), постольку в люб(|)й сфере жизни мы сталкиваемся с моралью как «внутренним голосом» человека, Который помогает ему нравственно вести себя в самых различных ситуациях.

В качестве ценностного базиса, своего рода безосновной основы челов(рческого общежития людей, мораль обнаруживает две <р собенности. С одной стороны, он! а мыслима толь»: о при допущении свободы воли. Разумная человеческая воля нахоз дит мораль в себе, но не может ее ниоткуда вывести, ни из природы, ни из общества. А с другой стороны, она имеет всеобщую форму, распространяется на всех людей. Эти две характеристики неразрывно связаны между собой. Акты свободой воли необходимо мыслить всеобщими, бщезначимыми, так как ничто не может их ограничивать. В противном случае они не были бы свободными.

Мор аль ни в коем случае нельзя отождествлять с произворлом. У нее есть своя логи^, не менее строгая и обязателыная, чем логика природных процессов. Она существует в форме законаа, не допускает исключений. Но это - такой закон, который устанавливается самой личностью, ее своо бодной волей. В морали человек подчинен, говоря словами Канта, только своему собств енномуу и тем не менее всеобщему законодательству

Мораль характеризует ч еловека с точки зрения его спосс обности жить в челов(рческом обществе. Пространство мм орали - отношения между людьми. Когда про человека говорят, что он сильный или умный, то это такие свойства, которые характеризуют индиввида самого по себе; чтобы обнаружить их, он не нуждается в других людях. Но когда про человека говорят, что он добрьгй, щедрый, любезный, то I эти свойства обнаруживаются только вв отношениях с другими людьми и описывают само качество этих отношений.

Под моралью понимается сама человечность, без которой отношения! людей никогда бы не приобрели человеческого (общественного) характера. Свое обоснование и| оформление идеи гумганизма получили в XVIII веке в эпоху неогуманизмаа. Для Канта гуманность - это чувство блага в общении с другими; с одной стороны, всееобщее чувство участия, с другой - возм ожность внутренне и всеобщим о бразом сообщаться с другими, свойства, которые в совокупности создают соответствующее человечеству товарищество, благодаря которому оно отличается от животной ограниченности.

В целом нормы мор) али указ; ывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.

Так что же значит быть моральным человеком? К примеру, в Таиланде достаточно не обсуждать вслух жизнь королевской семьи. В нашей стране же каждый при желании может высказывать свое мнение о личности и жизни президента. С точки зрения ислама, моральным считается тот человек, который четко испоолняет предписания шариата. Мерой его нравственности является мотивация его поступков: лицемерная, искренняя

или эгоистичная. Иудеи и христиане же считали издревле, что мораль представляет послание Бога и является сводом правил (10 заповедей). Поэтому, на вопрос о том, что же всё-таки значит быть моральным, ответа представителей этих обществ будут разными, соответствующими их культуре и морали. Но все же нечто общее в них будет: все культуры признают, что если человек моральный, то он следует законам и установкам той этики, которая принята в определенном обществе, никогда не нарушит законов (юридических и нравственных), которые приняты в его среде. Это и есть правильное, но узкое понимание морали. Но ведь в мире есть и общечеловеческие, не зависящие от особенностей той или иной культуры ценности. И с этой точки зрения ответ на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, прозвучит совсем по-другому.

Использованные источники:

1. Шрейдер Ю. А. Лекции по этике; Учебное пособие. - М.: МИРОЛ, 1994.

2. Дружинин В. Ф., Демина Л. А. Этика: курс лекций: учебное пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2005.

3. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2002.

4. Кант И. Сч. в 6 томах. М„ 1965. Т. 4(1). С. 231.

5. Кант И. Основы метафизики нравственности //Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). С. 274,1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.