Научная статья на тему 'МОНОПОЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕНННЫХ ЭКОСИСТЕМ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

МОНОПОЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕНННЫХ ЭКОСИСТЕМ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМА / БИЗНЕС / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романец Ирина Игоревна, Дешина Кристина Александровна, Новикова Татьяна Игоревна

Пандемия способствовала развитию дистанционных сервисов, усилению влияния экосистем на экономику. Наиболее важными тенденциями с развития в современном обществе является экономическая конвергенция, т.е. сближение деятельности разных экономических субъектов, и цифровизация, повсеместное внедрение цифровых технологий в экономике. Именно такое взаимодействие является предпосылкой для создания новых возможностей повышения конкурентоспособности, а также эффективности в рамках ведения совместного бизнеса между представителями самых различных сегментов и секторов экономики. Основной диверсифицированной формой ведения бизнеса и оказания комплексных услуг потребителям в условиях цифровизации является преимущество применения экосистемного подхода. Исследование показало, что конкуренция уходит на второй план, и построение технологических экосистем приводит к монополизации рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONOPOLY TRENDS OF MODERN ECOSYSTEMS IN THE DIGITAL ECONOMY

The pandemic contributed to the development of remote services, strengthening the impact of ecosystems on the economy. The most important trends of modern social development are economic convergence, i.e. the convergence of the activities of different economic entities, and digitalization, the widespread introduction of digital technologies in the economy. It is their interaction that creates new opportunities to increase competitiveness and efficiency within the framework of joint business of representatives of various segments and sectors of the economy. The ecosystem becomes the main institutional and organizational form of doing business within the framework of intersectoral economic convergence under the influence of digitalization. The study showed that competition takes a back seat, and the construction of technological ecosystems leads to the monopolization of markets.

Текст научной работы на тему «МОНОПОЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕНННЫХ ЭКОСИСТЕМ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 105

DOI: 10.47581/2022/IE.1.59.15

УДК 334.012.23

Романец Ирина Игоревна, канд. экон. наук, доцент

(e-mail: irina_nazarko@mail.ru)

Дешина Кристина Александровна, студент

(e-mail:deshina-kristina@mail.ru)

Новикова Татьяна Игоревна, студент

(e-mail:nv.novickova2018@yandex.ru)

Кубанский государственный технологический университет, г.Краснодар, Россия

МОНОПОЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕНННЫХ ЭКОСИСТЕМ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. Пандемия способствовала развитию дистанционных сервисов, усилению влияния экосистем на экономику. Наиболее важными тенденциями с развития в современном обществе является экономическая конвергенция, т.е. сближение деятельности разных экономических субъектов, и цифровизация, повсеместное внедрение цифровых технологий в экономике. Именно такое взаимодействие является предпосылкой для создания новых возможностей повышения конкурентоспособности, а также эффективности в рамках ведения совместного бизнеса между представителями самых различных сегментов и секторов экономики. Основной диверсифицированной формой ведения бизнеса и оказания комплексных услуг потребителям в условиях цифровизации является преимущество применения экосистемного подхода. Исследование показало, что конкуренция уходит на второй план, и построение технологических экосистем приводит к монополизации рынков.

Ключевые слова: экосистема, бизнес, цифровая экономика, цифровизация, монополизация рынков.

Современные поведенческие модели и новые формы бизнес взаимодействия строятся на основе экосистемного подхода. Бизнес-стратег Дж. Мур предложил определять компанию следующим образом: это представитель бизнес-экосистемы, который охватывает множество участников из различных отраслей. Из хаотично формирующихся системных элементов планомерно происходит перестройка в структурированные системы, образующие целые сообщества (экосистемы), сформированные сетевыми эффектами [1].

В настоящее время экосистемы рассматриваются как динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, создающие определенно новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. Но, как показывают исследования, конкуренция в современном обществе уже уходит на второй план [2-5].Сотрудничество является основой экосистемного бизнеса, так как по-

106 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 зволяет достигать общие цели и интересы, а главное, отвечать на растущие запросы потребителей.

Рассмотрение экосистем и их влияние на современную экономику являются довольно актуальными темами, так как пандемия способствовала развитию дистанционных сервисов, а, следовательно, и усилению влияния экосистем на экономику.

Целью нашего исследования является изучение феномена современных экосистем, имеющих тенденции технологической монополизации рынков и представляющих определенные угрозы для рыночной конкуренции. Исследование опирается на применении теоретических и эмпирических методов: научный обзор источников, обобщение, анализ численных данных и математическая обработка результатов.

Участниками экосистемы являются инициаторы и другие участники межсекторной конвергенции (партнеры инициатора). В рамках экосистемы можно выделить две группы партнеров. В первую группу партнеров входят те организации, которые, в первую очередь, заинтересованы в использовании каналов связи экосистемы с клиентами, а также в расширении своей базы для клиентов за счет других участников экосистемы, т.е партнеров. Во вторую группа партнеров входят те компании, которые заинтересованы не только в использовании каналов для распространения продуктов экосистемы и связи с клиентами, но также заинтересованы в создании совместного с инициатором бизнеса, который также реализуется в рамках экосистемы [6]. В качестве примера можно привести финансовую экосистему «Сбербанк», состоящую из следующих сервис-компонентов: сберегательный банк (инициатор создания экосистемы), партнеры первой группы — VisionLabs (распознавание лиц), работа.ру (онлайн-рекрутмент), СберМо-байл (сотовая связь), ДомКлик (портал недвижимости) и т.д. Целью участия в экосистеме группы партнеров является повышение эффективности собственной деятельности в рамках экосистемы.

Общим для всех участников экосистемы является сближение их деятельности независимо от того, в каких сегментах и секторах они работали до вхождения в нее. Технологическая база ведения бизнеса в рамках экосистемы представляет собой электронную базу ведения бизнеса, обусловленную воздействием цифровизации на процессы межсекторной экономической конвергенции и включающую ИТ, платформы ИТ и сети. Она является основным инфраструктурным звеном всей экосистемы, обеспечивающим связь всех участников экосистемы и повышение эффективности их деятельности [7].

Обратимся к выделению следующих видов экосистем:

1. Экосистемы общего типа (продуктовые экосистемы). Базовый продукт инициатора, который является основным, и который он предлагал клиенту до создания экосистем, не является цифровым, а также не основан на использовании цифровых и информационных технологий. Примером может послужить Экосистема «Сбербанк». Ее инициатором является сбе-

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 107 регательный банк РФ. До создания экосистемы в большинстве своем он предлагал только банковские продукты, не являющиеся цифровыми, и в их создании также не участвовали цифровые и информационные технологии (депозиты, вклады, счета).

2. Цифровые экосистемы. Для экосистем данного вида основной базовый продукт, предоставлял клиенту инициатором межсекторной конвергенции до создания экосистем, основывался уже на специальном использовании цифровых, а также информационных технологий. Примером являются такие российские экосистемы, как «Яндекс» и «МТС», а также экосистема «Google».

3. Информационно-технологические (ИТ) экосистемы. Для экосистем этого вида основным базовым продуктом, который инициатор предоставляет клиенту до создания экосистемы, является самостоятельным цифровым продуктом или информационной технологией. Примером таких экосистем являются компании Microsoft, Apple, Google. Например, до создания глобальной экосистемы компания Microsoft предоставляла цифровые и информационные технологии, которые являлись базовым продуктом, связанные с программным компьютерным обеспечением, которые ИТ экосистема «Microsoft» продолжает предоставлять и сейчас, но уже в новом формате

Цифровые платформы, экосистемы в настоящее время доминируют в мировой экономике. Данное обстоятельство обусловило появление определенных тенденций:

1. Риски трансформации конкурентных рыночных структур в направлении образования монопольных системных образований.

2. Вытеснение конкуренции и извлечение преимуществ доминирования на рынке.

3. Риски распространения технологических платформ, компаний и цифровых экосистем за пределы своего основного вида деятельности, бросающие вызов конкурентной среде.

Основные риски, связанные с развитием платформенной экономики для государства представлены ниже:

1. Риски утраты контроля за использованием данных, в том числе персональных и коммерческих, формируемые в условиях отсутствия конкурентоспособных национальных экосистем и платформ, а также с учетом трансграничной специфики взаимодействия. Все это приводит к развитию иностранных экосистем/платформ, а также к снижению конкурентоспособности национальной экономики, налогооблагаемой базы и, следовательно, к обозначенным выше рискам.

2. Различные кибер-риски, технологические риски и риски, связанные с безопасностью персональных данных клиентов цифровых экосистем и платформ.

Результаты исследования

Анализ на агрегированном уровне экосистемы на базе системной экономической теории предполагает использование такого инструмента, как модель экосистемы в виде тетрады, т.е. комплекса, состоящего из четырех стабильно взаимодействующих систем объектного, средового, процессного и проектного типов.

Рассмотрим три компании, которые в последнее время наиболее часто встречаются в контексте экосистем: Сбербанк, Яндекс и Mail.ru Group. При схожих целях, если судить на первый взгляд, эти компании значительно отличаются в своих стратегиях, а также и по финансовым показателям.

.^тт

877,5

^9-28,3 f е-лрд

■ Общая выручка Сбербанк ■ Общая вы руч ка Яндекс ■ Общая выручка М ai(. ги Grou р

Рисунок 1 - Финансовые итоги деятельности экосистем в первом квартале 2021 г. [8]

836Д

■ Сбербанк (финансовая) ■ Яндекс (рекламная) s Maii.ru Group (рекоамная)

Рисунок 2 - Выручка экосистем от традиционного вида деятельности [8]

■ Сбербанк ■ Яндекс ■ Mail.ru Сгоир

Рисунок 3 - Выручка экосистем от различных активов [8]

Под экосистемой Сбер подразумевает свои нефинансовые сервисы (услуги электронной коммерции, развлечений, здравоохранения, Б2Б). В совокупности Сбербанк купил и создал с нуля более 60 компаний, кото-

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 109 рые оказывают услуги как повседневного спроса, так и в бизнес-сегменте и области новых технологий [8].

В настоящее время экосистема «Яндекс» включает следующие возможности: поиск и портал, голосовой помощник, почта, геосервисы, такси, каршеринг, «Яндекс-маркет», медиасервисы, музыкальная платформа и многое другое.

Mail.ru Group еще одна крупная российская экосистема, на протяжении продолжительного периода времени компания проявляет интерес к сделкам по слиянию и поглощению. Компания присоединила к почте и порталу решения для бизнеса, социальные сети, e-commerce, игры, образовательные проекты.

Говоря об эффективности развития и внедрения экосистем в современную экономику, можем выделить следующие их преимущества:

- большой потенциал развития бизнеса;

- гибкость правил подключения к экосистеме;

- возможность масштабирования своего бизнеса;

- снижение издержек;

- защита в рамках экосистемы от конкурентов и повышение своей конкурентоспособности, путем объединения и сотрудничеств.

К тенденциям развития экосистем можно отнести риски, приставляющие угрозы для рыночной конкуренции:

- во-первых, формирование ценовой политики. Монополистические субъекты могут формировать цены в своих интересах, как монопольно низкие цены, так и необоснованно завышенные;

- во-вторых, диверсифицированная сфера деятельности позволяет экосистемам занять огромное экономическое пространство, что поставит под угрозу возможность отдельным категориям граждан и юридическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность. По мнению некоторых экономистов и юристов, экосистемы фактически уничтожают конкуренцию и всякое развитие экономики [9-12].

- в-третьих, объединение с промышленными и иными хозяйственными организациямибанков. Подобное слияние дает банкам возможность манипулировать заёмщиками, а также навязывать свои условия. Этот факт не лучшим образом сказывается наформировании конкуренции на рынке и ценообразовании.

Выводы:

Экосистемы - это новая реальность цифровой экономики, которая будет развиваться и совершенствоваться. Дальнейшие перспективы развития экосистем кроются в реализации товаров и услуг ежедневного потребления и использования соответственно. Совершенствование системы взаимодействия между экосистемами, а также уровень качества и удобства предоставления услуг будут совершенствоваться по мере развития экосистем. Под основными условиями развития экосистем подразумевают преобразование рынка труда в области специализации сотрудников для работы с

проектами на стыке различных секторов экономики, а также скорость технологического развития 1Т-систем.

В монополизации рынка крупными компаниями кроется опасность экосистем. Посредствам объединения множества сервисов, крупные компании получают превосходство в конкурентной среде - большое количество данных о пользователе. Подобные компании начинают влиять на конъюнктуру и изменяя траектории движения других игроков, подобно центрам гравитации на рынке

Они вынуждают перенимать их подходы и по-новому взаимодействовать с потребителем. Идея единой подписки представляет собой своего рода инструмент монопольного "захвата" определенных ниш за счёт плановой убыточности, что формирует риск монополизации для экономики в целом.

Стоит отметить, что риск возникновения монополизации услуг и предложений из-за введения баллов внутри экосистемы, что в дальнейшем может стать аналогом внутренней валют, тем самым вынуждая пользователя выбирать одну конкретную экосистему. ИТ-корпорации, соединяющие свои сервисы в единые суперприложения, это еще один современный тренд.

Развитие экосистем является логичным шагом в продвижении к экономике будущего. Новые технологические формы взаимодействия безусловно требуют перенастройки институтов государственного регулирования. Но нельзя не учитывать то, что именно экосистемы становятся крупнейшими инноваторами, поэтому регулирование должно быть таким, чтобы российские экосистемы не оказались в худшем положении, чем их международные конкуренты.

Список источников

1. Клейнер Г. Б. Системные проблемы отечественной экономики: мезо-экономика, микроэкономика, экономика предприятий // Вестник ЦЭМИ. -2018. - № 1. - С. 5.

2. Брижак О. В., Романец И.И. Новая парадигма развития экономических систем в условиях цифровизации // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". - 2020. - № 1. - С. 55-63.

3. Прохорова В.В., Кобозева Е.М. Концептуальные подходы к сущностной характеристике предпринимательских экосистем // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 11. № 2. - С. 106-112.

4. Маслюк Н. А., Медведева Н. В. Инновационная экосистема: региональный аспект // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Т. 10. - № 4. - С. 1893-1910.

5. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Инновационные экосистемы в цифровой экономике // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2020. -№ 1. - С. 49-56.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 111

6. Современные экосистемы и антимонопольное законодательство [Электронный источник] - URL: zakon.ru (дата обращения 19.12.2021 г.).

7. Доклад для общественных консультаций "ЭКОСИСТЕМЫ: ПОДХОДЫК РЕГУЛИРОВАНИЮ" [Электронный источник] - URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения 12.02.2022 г.).

8. Цифровая экосистема Сбера [Электронный источник] - URL: https://www.sberbank.com/ru/eco (дата обращения 12.02.2022 г.).

9. Шелудько Е. Б., Романец И. И., Назаренко А.А. Роль человеческого капитала в формировании цифровой экономики // Актуальные аспекты институциональной экономики: эволюция взглядов и геополитические вызовы, 2019. - С. 433-437.

10. Романец И. И., Шелудько Е.Б. Платформенные рынки как основа цифровой трансформации социально-экономических процессов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. -№ 5(55). - С. 137-144.

11. Шелудько Е. Б., Романец И.И. Развитие платформенных рынков в цифровой экономике // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 5(55). - С. 173-177.

12. Кобозева Е.М., Осипова Н.Е. Методы и подходы к исследованию корпоративной культуры организации // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. - № 3 (27). - С. 52-56.

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 18.02.2022.

Romanets Irina Igorevna, Cand.Sc. (Economic), associate professor

(e-mail: irina_nazarko@mail.ru)

Deshina Kristina Alexandrovna, student

(e-mail:deshina-kristina@mail.ru)

Novikova Tatiana Igorevna, student

(e-mail: nv.novickova2018@yandex.ru)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

MONOPOLY TRENDS OF MODERN ECOSYSTEMS IN THE DIGITAL ECONOMY

The pandemic contributed to the development of remote services, strengthening the impact of ecosystems on the economy. The most important trends of modern social development are economic convergence, i.e. the convergence of the activities of different economic entities, and digitalization, the widespread introduction of digital technologies in the economy. It is their interaction that creates new opportunities to increase competitiveness and efficiency within the framework of joint business of representatives of various segments and sectors

112 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 of the economy. The ecosystem becomes the main institutional and organizational form of doing business within the framework of intersectoral economic convergence under the influence of digitalization. The study showed that competition takes a back seat, and the construction of technological ecosystems leads to the monopolization of markets.

Keywords: ecosystem, business, digital economy, digitalization, monopolization of markets.

DOI: 10.47581/2022/IE.1.59.16 Сапунов Андрей Владимирович, к.э.н., доцент (e-mail:dismallll@mail.ru)

Сапунова Татьяна Алексеевна, к.э.н., доцент (e-mail:zipow@mail.ru)

Академия маркетинга и информационных технологий - ИМСИТ, г.Краснодар, Россия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКОРЕНОВСКИЙРАЙОН

Аннотация. В данной статье определены стратегические направления социально-экономического развития муниципального образования Коре-новский район. По каждому стратегическому направлению выделены задачи и расставлены приоритеты.

Ключевые слова: стратегическая цель, региональная программа, сценарий, индикатор, инвесторы, предпринимательство, производств, регион.

Эффективными инструментами реализации стратегических направлений социально-экономического развития Кореновского района являются:

- нормативно-правовые акты;

- реализация целевых программ, участие в региональных и федеральных программах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций в местную экономику;

- вовлечение инвесторов в социальные проекты;

- прозрачность местных органов власти с целью конструктивного диалога и сотрудничества со всеми субъектами бизнеса в регионе;

- поддержка частной инициативы;

- компетентная кадровая политика;

- распространение передового опыта;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.