Первоначальная стоимость, начисленная амортизация и остаточная стоимость основных средств определяются по коэффициенту, утверждаемому на основании переоценки. Результат переоценки основных средств оформляется специальным письмом-подтверждением. В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности балансовый счет 32201 во 2 группе резервов банка 2 класса «Казначейский фонд» плана счетов бухгалтерского учета банка предназначен для учета резерва на переоценку основных средств и нематериальные активы. В случае увеличения стоимости актива, по которому ранее были признаны амортизационные отчисления, доход признается в пределах суммы амортизационных отчислений, а оставшаяся часть прироста стоимости актива должна быть отнесена на балансовый счет «Резерв переоценки основных средств и нематериальных активов». В случае амортизации актива, ранее созданного в отношении «Резерва переоценки основных средств и нематериальных активов», амортизационные отчисления признаются за вычетом суммы созданного резерва. При отсутствии кредитового остатка в бухгалтерском балансе «Резерв на переоценку основных средств и нематериальных активов» вся сумма амортизации актива должна быть признана на счетах расходов.
Рекомендуется создать информационную систему, позволяющую проводить анализ этих счетов по видам основных средств и нематериальных активов при детальном учете в банке. В соответствии с принципами бухгалтерского учета операции должны отражаться на дату их совершения. Запись на соответствующих счетах должна производиться по дате операции. Формируется специальная рабочая группа для проведения переоценки основных средств банков. В эту команду входят менеджер банка, главный бухгалтер и другие специалисты. Это основной документ для переоценки основных средств, и появляется форма переоценки. Данная форма заполняется на основании данных ведомостей закупок, инвентарных карточек основных средств, технических паспортов. После того, как раздел переоценки заполнен онлайн, его информация сравнивается с информацией бухгалтерского счета.
Список использованной литературы:
1. www.economy.gov.tm
2. www.Science.gov.tm
3. www.turkmenistan.gov.tm
© Худайбергенова Г., Мурадова Г., Байраммурадов Р., 2023
УДК 33.001
Ягшыев Ахалмырат
Преподаватель,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
г. Ашгабад, Туркменистан Аразов Атагелди Студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
г. Ашгабад, Туркменистан
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ
Аннотация
В данной работе рассматривается вопрос особенностей роста исследований в экономике и их
влияние на развитие национальной экономики. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния различных факторов на развитие экономических процессов. Даны рекомендации по внедрению разработок.
Ключевые слова
Анализ, метод, оценка, технологии, инновации, экономика.
Yagshyev Ahalmyrat
Lecturer,
Turkmen State Architecture and Construction Institute
Ashgabad, Turkmenistan Arazov Atageldi Student,
Turkmen State Architecture and Construction Institute,
Ashgabad, Turkmenistan
MONOPOLISTIC COMPETITION IN THE ECONOMY Abstract
This paper discusses the question of the features of the growth of research in the economy and their impact on the development of the national economy. A cross and comparative analysis of the influence of various factors on the development of economic processes has been carried out. Recommendations for the implementation of developments are given.
Keywords
Analysis, method, evaluation, technologies, innovations, economics.
Монополистическая конкуренцияотносится к рыночной структуре, представляющей собой нечто среднее между двумя крайностями совершенной конкуренции и монополии. Модель допускает наличие возрастающей отдачи от масштаба производства и дифференцированных (а не однородных или идентичных) продуктов. Однако эта модель сохраняет многие черты совершенной конкуренции, такие как присутствие в отрасли многих и многих фирм и идея о том, что свободный вход и выход фирм в ответ на получение прибыли устранит экономическую прибыль среди фирм. В результате модель предлагает несколько более реалистичное описание многих общих экономических рынков. Модель лучше всего описывает рынки, на которых множество фирм поставляет товары, каждая из которых немного отличается от продукции, поставляемой ее конкурентами.
Модель особенно полезна для объяснения мотивов внутриотраслевой торговли, то есть торговли между странами, которая происходит внутри отрасли, а не между отраслями. Другими словами, модель может объяснить, почему некоторые страны одновременно экспортируют и импортируют автомобили. Этот тип торговли, хотя его часто измеряют, нелегко объяснить в контексте моделей торговли Рикардо или Хекшера-Олина. В этих моделях страна может экспортировать вино и импортировать сыр, но она никогда не будет одновременно экспортировать и импортировать сыр.
Модель демонстрирует не только возможность возникновения внутриотраслевой торговли, но и возможность повышения национального благосостояния в результате международной торговли. Одна из причин повышения благосостояния заключается в том, что отдельные фирмы производят больше продукции, что благодаря эффекту масштаба производства приводит к снижению удельных производственных издержек. Это означает повышение эффективности производства. Вторая причина
улучшения благосостояния заключается в том, что потребители могут выбирать из большего разнообразия доступных продуктов благодаря торговле, а не автаркии.
Монополистически конкурентный рынок имеет черты, которые представляют собой нечто среднее между рынком совершенной конкуренции и монополистическим рынком (отсюда и название). Ниже приведены некоторые из основных предположений модели:
1. Многие фирмы производят продукцию в монопольно конкурентной отрасли. Это предположение аналогично тому, что используется в модели совершенной конкуренции.
2. Каждая фирма производит продукт, который отличается (т. е. отличается по своему характеру) от всех других продуктов, производимых другими фирмами в отрасли. Так, одна фирма может производить красную зубную пасту со вкусом мяты, а другая — белую зубную пасту со вкусом грушанки. Это предположение аналогично монопольному рынку, производящему уникальный (или сильно дифференцированный) продукт.
3. Дифференцированные продукты несовершенно взаимозаменяемы в потреблении. Это означает, что если цена на один товар вырастет, некоторые потребители переключат свои покупки на другой продукт в отрасли. С точки зрения фирмы в отрасли, она столкнулась бы с нисходящей кривой спроса на свой продукт, но положение кривой спроса зависело бы от характеристик и цен на другие взаимозаменяемые продукты, производимые другими фирмами. Это допущение занимает промежуточное положение между допущением о совершенной конкуренции, при котором товары полностью взаимозаменяемы, и допущением о монопольном рынке, на котором замена невозможна.
Потребительский спрос на дифференцированные продукты иногда описывается с использованием двух разных подходов: подхода любви к разнообразию и подхода идеального разнообразия. Подход, основанный на любви к разнообразию, предполагает, что у каждого потребителя есть спрос на несколько разновидностей продукта с течением времени. Хорошим примером этого может быть питание в ресторане. Большинство потребителей, которые часто питаются вне дома, также будут переключаться между ресторанами, один день обедая в китайском ресторане, другой день в мексиканском ресторане и так далее. Если все потребители одинаково любят разнообразие, то совокупный рынок будет поддерживать спрос на многие виды товаров одновременно. Если задана функция полезности, включающая в себя любовь к разнообразию, то благосостояние любого потребителя тем выше, чем больше разнообразие доступных товаров.
Подход идеального разнообразия предполагает, что каждый продукт состоит из набора различных характеристик. Например, каждый автомобиль имеет свой цвет, дизайн интерьера и экстерьера, особенности двигателя и так далее. Предполагается, что каждый потребитель имеет разные предпочтения по этим характеристикам. Поскольку конечный продукт состоит из совокупности этих характеристик, потребитель выбирает продукт, наиболее близкий к его или ее идеальному ассортименту, в зависимости от цены товара. В целом, пока потребители имеют разные идеальные варианты, на рынке будет существовать множество фирм, продающих сходные продукты. Следовательно, в зависимости от типа потребительского спроса на рынке модель монополистической конкуренции можно охарактеризовать как наличие потребителей с неоднородным спросом (идеальное разнообразие) или однородным спросом (любовь к разнообразию).
4. Существует свободный вход и выход фирм в ответ на получение прибыли в отрасли. Таким образом, фирмы, получающие положительную экономическую прибыль, служат сигналом для других открывать аналогичные фирмы, производящие аналогичные продукты. Если фирмы теряют деньги (получая отрицательную экономическую прибыль), то одна за другой фирмы будут уходить из отрасли. Вход или выход влияет на совокупное предложение продукта на рынке и обнуляет экономическую прибыль каждой фирмы в отрасли в долгосрочной перспективе. (Обратите внимание, что
долгосрочный период определяется как период времени, необходимый для снижения экономической прибыли до нуля.) Это предположение идентично предположению о свободном входе и выходе на совершенно конкурентном рынке.
5. В производстве существует эффект масштаба (внутренний по отношению к фирме). Это включено в виде нисходящей кривой средних затрат. Если средние издержки снижаются при увеличении выпуска фирмы, это означает, что затраты на единицу продукции падают при увеличении масштабов производства. Поскольку монопольные рынки могут возникать при наличии больших постоянных издержек производства и поскольку постоянные издержки приводят к снижению средних издержек, предположение об экономии за счет масштаба аналогично монопольному рынку.
Эти основные положения рынка монополистической конкуренции показывают, что рынок занимает промежуточное положение между чисто конкурентным рынком и чисто монополистическим рынком. Анализ торгового оборота проводится с использованием стандартного описания равновесия на монопольном рынке. Однако результаты интерпретируются в свете этих предположений. Кроме того, стоит отметить, что эта модель является моделью частичного равновесия, поскольку описана только одна отрасль и нет взаимодействия между рынками, основанного на ограничении совокупных ресурсов.
Список использованной литературы:
1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теори : учебник / В. З. Баликоев. - 16-е изд., перераб. и доп.
- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 528 с.
2. Богатырева, М. В. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. - Москва: Издательство Юрайт, 2021.
- 424 с.
3. Борисов, Е. Ф. Экономик: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 383 с.
4. Бродский, Б. Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2019. - 336 с.
5. Васильев, В. П. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 316 с.
©Ягшыев А., Аразов А., 2023