- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 528 с.
2. Богатырева, М.В. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.В. Богатырева, А.Е. Колмаков, М. А. Колмаков. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 424 с.
3. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 383 с.
4. Бродский, Б. Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2019. - 336 с.
5. Васильев, В. П. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 316 с.
©Мырадова С., Беглиев Г., 2023
УДК 33.001
Мырадова Сульгун
Старший преподаватель, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
г. Ашгабад, Туркменистан Дурдыев Мухамметйар Студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
г. Ашгабад, Туркменистан
ТИПЫ ЧЕТЫРЕХ РЫНОЧНЫХ МОДЕЛЕЙ Аннотация
В данной работе рассматривается вопрос особенностей роста исследований в экономике и их влияние на развитие национальной экономики. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния различных факторов на развитие экономических процессов. Даны рекомендации по внедрению разработок.
Ключевые слова
Анализ, метод, оценка, технологии, инновации, экономика.
Myradova Sulgun
Senior Lecturer, Turkmen State Architecture and Construction Institute
Ashgabad, Turkmenistan Durdyev Muhammetyar Student, Turkmen State Architecture and Construction Institute,
Ashgabad, Turkmenistan
TYPES OF THE FOUR MARKET MODELS Abstract
This paper discusses the question of the features of the growth of research in the economy and their
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»
ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470
№3 / 2023
impact on the development of the national economy. A cross and comparative analysis of the influence of various factors on the development of economic processes has been carried out. Recommendations for the implementation of developments are given.
Keywords
Analysis, method, evaluation, technologies, innovations, economics.
В деловой среде участники различных рынков являются либо ценополучателями, либо ценообразователями. Ценополучатели — это те участники, которые не имеют права голоса в отношении цен, которые доминируют на рынке, в то время как ценообразователи — это те, кто помогает устанавливать цены, существующие на рынке. Продавцы или покупатели могут быть и тем, и другим, но в большинстве случаев покупатели являются получателями цены. Это потому, что они обычно не контролируют цены, существующие на рынке. Поэтому целью данной статьи является сравнение четырех рыночных моделей и описание, а также мнение по каждой из этих моделей.
Чистая конкуренция является одной из рыночных моделей, встречающихся в условиях свободного рынка. Он состоит из множества продавцов и покупателей, которые торгуют стандартизированными товарами и услугами, которые продаются по ценам, устанавливаемым силами спроса и предложения. Кроме того, существует свободный обмен информацией между покупателями и продавцами, причем продавцы знают цены на товары. Более того, «Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы могут свободно выходить из чисто конкурентных отраслей. Никакие существенные юридические технологические, финансовые или другие препятствия не запрещают новым фирмам продавать свою продукцию на любом конкурентном рынке». Следует отметить, что фирмы не контролируют цены, которые преобладают на этом рынке, поэтому они являются ценополучателями, а не производителями. Кроме того, товары на этом рынке практически идентичны, и это затрудняет для фирм продажу товаров по ценам выше преобладающих на рынке. Они также не могут продавать ниже рыночных цен, поскольку это приведет к потере доходов и прибыли, что сделает их неконкурентоспособными.
Монопольная власть — это рыночная среда, характеризующаяся одним участвующим продавцом, который доминирует на всем рынке и влияет на цены, преобладающие на рынке. Существование монополии обычно определяется как сбой на рынке, поскольку продавец является производителем цен и влияет на цену, устанавливаемую другими фирмами, независимо от их местоположения, количества или размера. Фирма-монополист определяется как продавец, способный поставлять на рынок значительно большее количество товаров, что позволяет ему контролировать весь рынок. Кроме того, монополия имеет право повышать цены как на товары, так и на услуги и при этом оставаться в состоянии удерживать своих клиентов. Следовательно, у покупателей остается выбор: либо приобрести товары по этой цене, либо обойтись без них.
Другой формой несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция, характеризующаяся наличием нескольких мелких фирм, которые производят и продают продукты, отличающиеся друг от друга. Товары на этом рынке являются близкими заменителями, и покупателям становится очень легко обмениваться ими. Следует отметить, что монополистическая конкуренция представляет собой гибрид чистой конкуренции и монопольной власти в том смысле, что существует много фирм, подобных совершенной конкуренции, но фирмы имеют контроль, аналогичный контролю монопольных фирм. Фирмы ведут себя как монополии, хотя ни одна из них не имеет полного контроля над рынком. «Чистый монополист не имеет непосредственных конкурентов, потому
что определенные барьеры не позволяют потенциальным конкурентам войти в отрасль». Монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции тем, что продавцы, существующие на рынке, конкурируют друг с другом, сохраняя при этом очень высокие прибыли, поскольку они контролируют цены. Позже, по мере роста рынка, на рынок выходит больше продавцов, и конкуренция растет, что приводит к снижению цен. В результате спрос на продукцию каждой из фирм снижается, и впоследствии фирмы получают возможность удерживать своих клиентов за счет лояльности к бренду. Кроме того, они могут повышать цены, не теряя клиентов. спрос на продукты в каждой из фирм снижается, и фирмы впоследствии могут удерживать своих клиентов за счет лояльности к бренду. Кроме того, они могут повышать цены, не теряя клиентов. спрос на продукты в каждой из фирм снижается, и фирмы впоследствии могут удерживать своих клиентов за счет лояльности к бренду. Кроме того, они могут повышать цены, не теряя клиентов.
Олигополия относится к рыночной структуре, характеризующейся наличием небольшого количества относительно крупных фирм, которые доминируют на рынке и контролируют цены. «Те же барьеры для входа, которые создают чистую монополию, также способствуют созданию олигополии». Крупные фирмы действуют вместе как картель, устраняя конкуренцию, поскольку они также конкурируют друг с другом. Стоит отметить, что в структуре рынка очень мало очень крупных продавцов, которые продают идентичные или сильно дифференцированные товары. Примерами компаний, которые считаются олигополиями, являются компании, работающие в компьютерной, телерадиовещательной и фармацевтической отраслях.
Рыночные структуры чистой конкуренции — это наилучшие рыночные условия, поскольку они обеспечивают честную конкуренцию и эффективность рынков. Покупатели также получают дружественные цены, и у них есть выбор на рынке, поскольку очень много продавцов производят одни и те же продукты. У них есть свобода входа и выхода с рынка, поскольку они не несут высоких затрат при входе и выходе. Они также имеют тенденцию получать нормальную прибыль в долгосрочной перспективе. Однако основным недостатком такой рыночной структуры является то, что у продавцов нет достаточных средств для крупных инвестиций, поскольку они получают достаточно прибыли, чтобы поддерживать себя в бизнесе. Следовательно, фирмы не вкладывают больше средств в разработку своих продуктов, чтобы привлечь больше клиентов.
Список использованной литературы:
1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник / В. З. Баликоев. - 16-е изд., перераб. и доп.
- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 528 с.
2. Богатырева, М. В. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. - Москва: Издательство Юрайт, 2021.
- 424 с.
3. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 383 с.
4. Бродский, Б. Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2019. - 336 с.
5. Васильев, В. П. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 316 с.
©Мырадова С., Дурдыев М., 2023