Научная статья на тему 'Монополистическая и олигополистическая конкуренция как экзогенный фактор роста масштабов и концентрации производства'

Монополистическая и олигополистическая конкуренция как экзогенный фактор роста масштабов и концентрации производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / CONCENTRATION OF PRODUCTION / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛА / CENTRALIZATION OF CAPITAL / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / IMPERFECT COMPETITION / МОНОПОЛИЗАЦИЯ / MONOPOLIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самородова Е. М.

Ускорение процессов концентрации производства и капитала является одной из объективных тенденций развития современных экономических систем. Концентрация производства функционально опосредуется монополистической и олигополистической конкуренцией, способствующей накоплению капитала. Несовершенная конкуренция предполагает инвестиции в НИОКР для достижения, конкурентных преимуществ, ведущих к временному монопольному положению, которое открывает возможности для новых инвестиций и новаций. Результатом этого является научно-технический прогресс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monopolistic and Oligopolistic Competition as an Exogenous Factor of Growth of Production Scale and Concentration

Аccelerating the process of production and capital concentration is one of the objective tendencies in developing modern economic systems. Concentration of production is mediated functionally by monopolistic and oligopolistic competition, providing conditions for capital accumulation. Imperfect competition implies investments in R & D to achieve competitive advantages leading to a temporary monopoly position, which opens up opportunities for new investments and innovations. The result is a scientific and technological progress.

Текст научной работы на тему «Монополистическая и олигополистическая конкуренция как экзогенный фактор роста масштабов и концентрации производства»

монополия

и научно-технический прогресс

монополистическая и олигополистическая конкуренция как экзогенный фактор роста масштабов

и концентрации производства

__Аннотация

Ускорение процессов концентрации производства и капитала является одной из объективных тенденций развития современных экономических систем. Концентрация производства функционально опосредуется монополистической и олигополистической1 конкуренцией, способствующей накоплению капитала. Несовершенная конкуренция предполагает инвестиции в НИОКР для достижения конкурентных преимуществ, ведущих к временному монопольному положению, которое открывает возможности для новых инвестиций и новаций. Результатом этого является научно-технический прогресс.

_Ключевые слова: концентрация производства, централизация капита-

_ла, инновации, научно-технический прогресс, инвестиции, конкурент_ные преимущества, несовершенная конкуренция, монополизация

В настоящее время в большинстве случаев объемы рынка для крупного производителя определяются размерами его рыночного сегмента по отношению к другим производителям, присутствующим в отрасли. При этих обстоятельствах условием концентрации капитала и производства становится наличие возможностей расширения доли рынка, пределом которой становится монополия. И монополия не выступает как цель концентрации, в большинстве случаев она является ее последствием. В этой связи концентрация создает объективные предпосылки для последующего образования рыночных структур несовершенной конкуренции.

1 Олигополистический (от «олигополия») - связанный с такой ситуацией на рынке, когда небольшое число достаточно крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей и на каждого продавца приходится существенная часть общего предложения на рынке - прим. ред.

Самородова Е.М.

доцент кафедры экономической теории и мировой экономики Орловского государственного института экономики и торговли 8атогоёоуа73309б@ mail.ru

Во-первых, укрупнение производства требует большего масштаба рынка и охватывает физически весь объем отраслевого рынка. Во-вторых, за счет накопления изменяется органическое строение капитала в сторону его технического совершенства, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию положительного эффекта роста масштабов производства и снижение стоимости продукции. В результате, низкая цена конечной продукции становится барьером для вступления в отрасль мелких производителей. Таким образом, в настоящее время монополия не является целью и неожиданным последствием роста масштабов производства, а становится, скорее, средством, способом существования крупного предприятия в современной конкурентной среде, характеризующейся небольшим количеством участников и непредсказуемостью технических сдвигов.

Монополия, олигополия и современный рынок

На фоне концентрации производства наблюдается своеобразная эволюционная трансформация свободной конкуренции в конкуренцию монополистическую, монополии в олигополию. В итоге образуется некая усредненная структура, исключающая конфронтацию монополии и конкуренции. Имеет место диффузия противоположных форм рынка.

Монополия становится и стимулом, и средством современного развития, характеризующегося резкими технологическими сдвигами. В условиях монополистической конкуренции и особенно конкуренции олигополистической относительное монопольное положение дает возможность получать сверхприбыль, в то время как временность и непостоянство подобного положения заставляют эту прибыль направлять на развитие технологии.

Конфронтация и взаимоисключение механизмов совершенной конкуренции и чистой монополии сегодня в целом преодолена. И хотя модели рынка чистой монополии и рынка совершенной конкуренции присущи современным экономическим системам, их существование носит фрагментарный характер. Эти модели закономерно вытесня-

...низкая цена конечной продукции становится барьером для вступления в отрасль мелких

производителей

накопление

капитала сегодня связано с накоплением _монопольной

сверхприбыли

гмках циклической _зависимости

ются олигополистическими структурами и рынками монополистической конкуренции, оптимально удовлетворяющим современным экономическим условиям.

Неопределенность, непредсказуемость современного рынка, его динамизм делают его исходно монополистическим. Действительно, в условиях монополистической и олигополистической конкуренции фирмы стремятся за счет новой номенклатуры выпускаемой продукции хотя бы временно получить господствующее монопольное положение.

Соотношение доли рынка темойприбыли

польная сверхприбыль используется для тки новой технологии, а также компенса-исков ее рыночной адаптации. В конечном монопольная сверхприбыль, полученная в результате монопольного положения в настоящем, пользуется для более интенсивного накопле-ия капитала, совершенствования технологии, что должно обеспечить новое монопольное положе-

ие в будущем. Накопление капитала сегодня связано с накоплением монопольной сверхприбыли в рамках циклической зависимости (см. рис. ниже). Исследования показывают, что существует прямая зависимость между контролируемой фирмой долей рынка и успехом ее деятельности. Западные экономисты выявили следующую зависимость. Если доля рынка предприятия не превышает 7%, то его норма прибыли не превышает 10%. При увеличении доли рынка до 18% норма прибыли возрастает до 14%. Если доля рынка составляет не более 22%, то норма прибыли не превысит 18%. Но как только доля

Монапольное накоплен ие для разработки новой продукции и совершенствования технологии

Новая продукция и новая технология для достижения монопольного положения

Монопольное

положение

для

накопления

Рис. Циклический характер монопольного накопления как условие непрерывного развития крупной корпорации.

Таблица _

Зависимость уровня рентабельности продаж от уровня концентрации _

(по отраслям) [2] _

Отрасль промышленности Доля на рынке, % Рентабельность продаж, %

Электроэнергетика 15,6 13,5

Топливная промышленность 30,7 51,1

Черная металлургия 38,0 25,6

Цветная металлургия 37,6 51,6

Химическая и нефтехимическая промышленность 12,6 17,0

Машиностроение и металлообработка 15,0 14,1

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 12,0 16,5

Промышленность строительных материалов 5,2 9,0

Легкая промышленность 5,0 7,2

Пищевая промышленность 4,9 10,1

рынка начинает превышать 33-35%, норма прибыли резко возрастает до уровня 32% [2]. То есть, чем больше доля рынка предприятия, тем больше его оборот, а при одновременном увеличении нормы прибыли, сумма прибыли будет расти большими темпами, чем у конкурентов с меньшей долей рынка. Эта зависимость подтверждается данными официальной российской статистики по отраслям промышленности, приведенными в табл. (см. выше).

Монополия и НТП

Каждая фирма стремится получить большую долю рынка, поскольку это предполагает возможность получения большей прибыли. Сущность конкуренции на современных рынках проявляется в движении каждой конкурирующей фирмы к монополии. Характер рынка складывается из стремления каждой конкурирующей фирмы к монополии для себя. Лидерство в отношении большей доли рынка и большей нормы прибыли связано с получением фирмой значительных конкурентных преимуществ для более интенсивного накопления капитала, реализации положительного эффекта масштаба, обновления и совершенствования технологической базы. Соответственно, это требует значительных

неопределенность, непредсказуемость современного рынка, его динамизм делают его исходно монополистическим

макроэкономика

_Литература

1. Империализм - монополистический капитализм. / Под ред. В.В. Мотылева. - М.: Высшая школа, 1988. - С. 14.

2. Экономика отрасли: Учебное пособие. / Сост. Н.Н. Пушина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elective.ru/arts/ eko01-k0250-p14596.phtml.

3. Шемятенков В.Г. Между стихией и планомерностью. - М.: Мысль, 1987. - С. 159.

4. Швецов Д.Е. Сравнительный анализ государственной инновационной политики стран мировой «триады». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geopub.narod.ru/ student/shvecov/1/5.htm.

5. Курченков В.В. Крупномасштабное производство в переходной экономике России: политэкономичес-кий аспект. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 1999. -С. 76.

инвестиций. В этом отношении монополистическая конкуренция (не исключаем и вариант олигопо-листической конкуренции) несет в себе и стимул, и условие ускоренного накопления капитала, его концентрацию на современном этапе. Монополия как фрагмент монополистической конкуренции или олигополии является функционально вплетенной в структурный процесс капиталистического накопления, который характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и ускорением НТП. В этом случае монополия становится условием НТП, а не сдерживающим фактором, как это зачастую предполагается. «Ослабление ценовой конкуренции выдвинуло на первый план конкуренцию в области качества и послепродажного обслуживания. Связанные с этим дополнительные издержки покрываются за счет монопольной цены. Борьба за повышение качества превратилась в столбовую дорогу НТП» [3].

Олигополия,

инвестиции и инновации

Сегодня процессы концентрации производства функционально опосредуются монополистической и олигополистической конкуренцией, обеспечивающей условия и дополнительные предпосылки концентрации и накопления капитала. На современном этапе развития экономических систем экзогенные (монополистическая конкуренция, олигополисти-ческая конкуренция) и эндогенные (концентрация и технологическое обновление) факторы роста масштабов и концентрации производства взаимообуславливают друг друга, становясь функциональными составляющими единого целостного процесса накопления капитала.

Многие экономисты рассматривают обособленно внутренние причины роста масштабов производства и внешний процесс образования монополий как последствие данного роста, игнорируя при этом обратное функциональное влияние олигопо-листической конкуренции на процесс инновационного роста производства. С одной стороны, они подтверждают факт концентрации НИОКР на базе крупных корпораций, с другой стороны, корпорации отожествляются с монополией, которая, по

их мнению, препятствует техническому прогрессу, являясь главным сдерживающим фактором прогресса экономического.

В действительности олигополистическая конкуренция, инвестиции в НИОКР, исходный уровень концентрации производства функционально взаимосвязывают и взаимообуславливают друг друга как нераздельные моменты единого процесса накопления капитала и роста масштабов производства. Олигополистическая конкуренция предполагает инвестиции в НИОКР для достижения конкурентных преимуществ, ведущих к временному монопольному положению, которое, в свою очередь, открывает возможности для новых инвестиций. Монопольное положение и формирование резерва монопольной сверхприбыли в крупных корпорациях становится в современных условиях главным фактором прогрессивных структурно-динамических преобразований в экономике.

Samorodova E.M. _

Associate Professor, Chair of Economic Theory and Global Economy, _

Orel State Institute of Economics and Trade _

Monopolistic and Oligopolistic Competition as an Exogenous Factor _

of Growth of Production Scale and Concentration _

_Abstract _

Accelerating the process of production and capital concentration is one of the _

objective tendencies in developing modern economic systems. Concentration _

of production is mediated functionally by monopolistic and oligopolistic _

competition, providing conditions for capital accumulation. Imperfect competition _

implies investments in R & D to achieve competitive advantages leading to a _

temporary monopoly position, which opens up opportunities for new investments _

and innovations. The result is a scientific and technological progress. _

Keywords: concentration of production, centralization of capital, inno- _

vations, scientific and technical progress, investments, competitive _

advantages, imperfect competition, monopolization _

-в^ш

макроэкономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.