Научная статья на тему 'Монография Л. Я. Миночкиной "Д. Я. Мамин-Сибиряк "миру детства""'

Монография Л. Я. Миночкиной "Д. Я. Мамин-Сибиряк "миру детства"" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
584
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монография Л. Я. Миночкиной "Д. Я. Мамин-Сибиряк "миру детства""»

Монография Л. И. Миночкиной «Д. Я. Мамип-Сибиряк— “миру детства*»

Миночкина, Л, И. Д. Н, Мамин-Сибиряк — «миру детства» /Л, И. Ми-

ночкина. Челябинск ; Абрис, 2007. 167 с.

В январе 2007 года вышла в свет монография доцента кафедры русской литературы и фольклора Челябинского государственного университета Л. И. Миночкиной — автора более 30 публикаций о творчестве Д. Н. Мами-на-Сибиряка.

Само название книги обозначает сферу интересов автора: творчество уральского писателя для детей. Отсутствие современных обобщающих работ о Мамине-Сибиряке как детском писателе делает монографию актуальной и востребованной, так как в ней Л. И. Миночкина системно рассматривает творчество писателя. Жанровое и тематическое многообразие произведений Мамина для детей, их художественные особенности — всё это вписывает книгу в контекст современных исследований о писателе.

Несомненным достоинством монографии является обращение автора к общественно-педагогическим взглядам Д. Н. Мамина-Сибиряка. Их обзором и открывается книга. Опираясь на интересные факты биографии писателя, Л. И. Миночкина рассказывает о семейных традициях Маминых, которые способствовали формированию просветительских взглядов будущего писателя. Именно его демократические представления о литературе для детей, а также личные качества стали той базой, на которой появились произведения для маленьких читателей.

Второй раздел исследования посвящён анализу книги воспоминаний Д. Н. Мамина-Сибиряка «Из далёкого прошлого». Художественное осмысление темы детства в книге автор монографии предпринимает на широком литературном фоне. Произведения Н. Г. Гарина-Михайловского, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, дневники М. А. Бекетовой, Е. А. Дьяконовой и др. становятся средством выявления своеобразия пнсателя-уральца. Анализ композиции, манера повествования, образ автобиографического героя, выявление концепции детства в воспоминаниях — позволяют автору монографии сказать новое слово о книге «Из далёкого прошлого».

Одним из весомых разделов монографии является глава, посвященная сказкам и преданиям Д. Н. Мамина-Сибиряка. Опираясь на теорию фольклорной и литературной сказки (работы В. Я. Проппа, Э. В. Померанцевой, В. П. Аникина, Л. Ю. Брауде, Е. М. Неелова и др.), Л. И. Миночкина рассматривает поэтику «Алёнушкиных сказок»: своеобразие фантастики в них, сказочные образы и мотивы, стилевые особенности, ритмико-интонационный строй. Но, на наш взгляд, недостаточен литературный контекст

Анализируя сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка, автор книги уделяет внимание не только хорошо исследованным «Алёнушкиным сказкам», но и менее изученным аллегорическим и природоведческим сказкам («Золотой брат», «Чёрная армия», «Искорки», «Лесная сказка», «Зелёная война»), Ин-тересныидеи Л. И. Миночкиной о жанровом синтетизме некоторых сказок Д. Н. Мамина- Сибиряка, Так, «Серая Шейка» — это органический сплав сказки и рассказа о незадачливом старике-охотнике» (с. 71), а волшебная «Сказка про славного царя Гороха...» включает в себя и элементы сатирической сказки (с. 78). Тщательный анализ сказочного творчества писателя не совсем выгодно оттеняет раздел, посвящённый преданиям Д. Н. Мамина-Сибиряка для детей. Он несколько схематичен прежде всего потому, что приведённое в начале раздела определение предания в народно-поэтическом творчестве (с. 82) вступает в противоречие с анализом литературных текстов.

Богатый материал содержится в главе «Реалистические рассказы и повести Д. Н. Мамина-Сибиряка для детей». Б нём Л. И. Миночкина делает акцент на социальной и национальной тематике произведений («Вертел», «Белое золото», «Кормилец», «Байгуш», «Ак-Бозат», «Китайцы и американцы» и др.), обогащая свои интерпретации литературным контекстом. Несомненной удачей исследователя стал раздел о преодолении жанровых канонов в святочных рассказах Мамина для детей, которые в литературе о творчестве писателя практически не затронуты. Автор .книги успешно восполняет этот пробел, рассматривая традиции святочного рассказа в творчестве Мамина-Сибиряка для детей. Правда, не помешало бы более, чёткое обозначение жанровых признаков святочного рассказа, ведь монография адресована не только филологам-профессионалам, '

Интерес представляют и последние два раздела монографии, в которых автор анализирует природоведческую прозу писателя («Малиновые горы», «Приёмыш», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной») и жанр очерка в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка для детей, Л. И. Миночкина отмечает сплав публицистического начала и беллетристики, историко-документальную основу в путевых очерках, историческую и национальную тематику произведений, своеобразие художественного мира Мамина-Сибиряка.

Монография Л, И, Миночкиной, раскрываяющая идейно-художественное своеобразие творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка для детей в контексте литературы конца XIX — начала XX века, предназначена для преподавателей, студентов-филологов и всех, кто интересуется литературной историей Урала.

Е. Е. Жеребцова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.