Региональная экономика
115
Список литературы:
1. Аттокурова Н.С. Государство и бизнес: баланс интересов в условиях трансформации экономики // Вестник Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. - 2013. - Специальный выпуск.
2. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика: учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.
3. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. - М.: ООО «МИЦ», 2010.
4. Матаев Т.М. Экономические риски в проектах государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. - 2013. - № 10.
МОНОГОРОДА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ: ПОНЯТИЕ МОНОГОРОД, ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ МОНОГОРОДОВ
© Неганова О.А.*
Воткинский филиал Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова, г. Воткинск
В статье рассмотрено несколько подходов к понятию «моногород», критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения», результаты исполнения поручений Президента России по вопросам государственной поддержки моногородов и их влияние по обеспечению стабильного развития моногородов.
Ключевые слова: моногород, градообразующее предприятие, монопрофильные города.
До недавнего времени по отношению к «моногороду» существовала законодательная база, содержащая разные понятия градообразующего предприятия. В Постановлении Правительства РФ от 29 августа 1994 года № 1001 указано, что к градообразующему предприятию относится предприятие, с занятостью около 30 % проживающего населения в населенном пункте, или имеющее на балансе социальные объекты, подразделения коммунального хозяйства, социально-коммунальной сферы и инженерно-технической инфраструктуры, которые обслуживают около 30 % проживающего населения в населенном пункте. А Федеральный Закон № 127 от 27.09.2009 года
* Старший преподаватель кафедры «Экономика и организация производства», главный бухгалтер ВФ ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова».
116 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
«О несостоятельности (банкротстве)» говорит нам о том, что к градообразующему предприятию относится предприятие, которое обеспечивает занятость не менее 25 % работоспособного населения города или населенного пункта.
В феврале 2010 года на международной конференции «Зарубежный опыт реструктуризации моногородов» в докладе Минрегионразвития РФ «Моногорода: перспективы развития» были озвучены ряд критериев и показателей отнесения городов к группе монопрофильных (см. рис. 1). Кроме того в докладе сформулировано понятие «Моногород - это населенный пункт (городской округ), организации и жители которого не способны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населенного пункта, как правило, имеющее градообразующее предприятие, на котором занято не менее 25 % трудоспособного населения этого населенного пункта».
Рис. 1. Критерии и показатели отнесения городов к группе монопрофильных
Для разрешения все чаще возникающих спорных моментов в отношения отнесения города к категории моногорода Президент России В.В. Путин подписал перечень поручений от 15 октября 2013 года № Пр-2418 по вопросам государственной поддержки монопрофильных населённых пунктов со следующими основными направлениями:
1. Разработать нормативный акт о внесении изменений в Положение о Минэкономразвитии в отношении возложения полномочий по координации деятельности по обеспечению стабильного развития моногородов;
2. Организовать непрерывную работу по организации системы комплексного мониторинга социально-экономического состояния моногородов, опираясь на:
- использование в работе способов оценки рисков снижения показателей социально-экономического состояния моногородов и со-
Региональная экономика
117
ставление прогнозов ситуационного развития с учётом деятельности градообразующих предприятий, определив критерии оценки изменения указанной ситуации;
- составить, вести и корректировать реестр моногородов, сгруппированного в зависимости от изменения показателей социальноэкономического положения;
- проводить анализ эффективности реализации мероприятий по государственной поддержке моногородов.
3. Разработать план инвестиционных проектов, которые планируется осуществить в моногородах, механизмы внедрения, источники финансирования;
4. Незамедлительно предоставлять информацию Правительству РФ о возможном ухудшении социально-экономического положения моногородов для разработки вариантов стабилизации и нормализации положения, а также и принятия своевременных управленческих решений.
Постановлением от 29.07.2014 года № 709 [8] «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» (далее - моногорода) утверждены нижеперечисленные критерии, по которым муниципальные образования необходимо относить к монопрофильным:
- имеется статус «городской округ» или «городское поселение», за исключением муниципальных образований, на территории которых располагается законодательный (представительный) орган власти субъекта Федерации в соответствии с законом субъекта РФ;
- численность населения более 3 тысяч человек;
- на градообразующем предприятии в течение 5 лет до даты утверждения перечня моногородов численность работников составляет 20 % среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность в муниципальном образовании;
- деятельность градообразующего предприятия связана с добычей полезных ископаемых (за исключение нефти и газа) и (или) производство и (или) переработка продукции промышленного производства.
Кроме того, к категории монопрофильных решено относить муниципальные образования, включенные в перечне моногородов на 1 января 2014 года к первым двум категориям моногородов, в зависимости от наличия существующих рисков снижения их социально-экономического положения. Этим же постановлением утверждены разработанные категории монопрофильных муниципальных образований в зависимости от величины осложнения социальной и экономической ситуаций, которые определяются по показателям деятельности
118 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
градообразующего предприятия, сложившейся ситуации рынка труда и оценки проживающего населения на сложившуюся ситуацию в городе.
Разработаны три категории моногорода в зависимости от социальноэкономического положения: сложное положение; существование рисков ухудшения положения и стабильное положение
В результате принятых решений и в соответствии с разработанными категориями Распоряжением Правительства № 1398-р от 29.07.2014 года утверждён перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), в который в соответствии с Перечнем поручений Президента РФ по результатам проводимых мониторингов вносятся изменения.
Комплексные мониторинги социально-экономического положения входящих в утвержденный Правительством перечень моногородов проводятся Правительством РФ на основании поручений Президента России от 15.10.2013 года № Пр-2418 (подпункт «а» пункта 2) [7].
На сегодняшний момент в Перечне моногородов находится 319 муниципальных образований, входящих в перечень монопрофильных муниципальных образований (моногородов), утверждённый Правительством, из них 99 городов со сложной социально-экономической ситуацией.
На 01.07.2015 года статистика проведенного Правительством мониторинга свидетельствует о следующей ситуации в моногородах:
Таблица 1
Наименование показателя Значение показателя
Численность населения 13,6 млн. чел. (9,3 % населения РФ)
Численность занятого населения 5,8 млн. чел.
в том числе занятых на градообразующих предприятиях 969,4 тыс.чел (16,6 % от общего числа занятого населения)
занятых в сфере малого и среднего бизнеса 1,5 млн. чел. (25 % от общего числа занятого населения)
Уровень безработицы В 179 городах превышение среднероссийского показателя регистрируемой безработицы, в 70 городах превышено значение в два и более раза.
Предполагаемое количество работников к увольнению на градообразующих предприятиях 101 город - 18,4 тыс. чел.
В результате последнего проведенного мониторинга Минэкономразвития России, выявленные тенденции которого подтверждаются также результатами проведенного анализа Аналитическим центром при Правительстве за период с 01 января 2015 по 30 июня 2015 года наиболее критическое положение в виде снижение производства из за продолжающегося падения спросов, как потребительского так и инвестиционного, которое отрицательным образом скажется на показателях градообразующих предприятий моногородов, продолжает сохраняться с 2014 года в таких отраслях как:
- производство машин и оборудования,
- производство транспортных средств,
Региональная экономика
119
- обработка древесины и производство изделий из дерева,
- чёрная и цветная металлургия.
Это обостряет проблемы функционирования как моногородов, так и развития экономики России в целом в ее отраслевом разрезе [3-4].
Кроме того в процессе мониторинга были проведены анализы технической готовности объектов инфраструктуры в 41 моногороде, получившим государственную поддержку в 2010-2011 годах на создание таких объектов, которые составили соответственно 89,8 % и 67,9 %.
На основании проведённых мониторингов состояния моногородов Ми-нэконоразвития России анализирует текущее состояние моногородов, выделяет города с ухудшающейся социально-экономической ситуацией для своевременного принятия решения с целью нормализации положения. Последний мониторинг выявил 13 моногородов, в которых признаки социально-экономического кризиса проявились наиболее ярко.
Таким образом, разработанные понятия и утвержденная классификация позволили конкретизировать отношения к моногородам, а постоянный мониторинг ситуации и выявления городов, находящихся в кризисной ситуации обеспечить повышенное внимание и отношения к таким городам со стороны правительства РФ [1-2, 5-6].
Список литературы:
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. -М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.
2. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города / Под науч. ред. А.И. Татаркина. - Изд-во УрГЭУ 2010. - 81 с.
3. Мингалева Ж.А. Особенности региональных моделей развития в условиях структурной модернизации экономики // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 4. - С. 65-71.
4. Мингалева Ж.А. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики отраслевой структуры экономики // Журнал экономической теории. -2011. - № 4. - С. 126-136.
5. Неганова О.А., Обухова Н.И. К вопросу об устойчивом развитии моногорода на современном этапе (на примере г. Воткинска Удмуртской республики) // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-2 (63-2). - С. 481-483.
6. Обухова Н.И., Шайдурова Н.С. Диверсификация экономики моногорода как фактор развития экономики региона (на примере муниципального образования «город Воткинск» Удмуртской республики) // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-2 (63-2). - С. 492-495.
7. Официальный сайт Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.frmrus. ru/?paged=9&cat=3.
8. Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://govemment.ru/docs/14049/.