Научная статья на тему 'Мониторинговое сопровождение формирования рефлексивной компетентности'

Мониторинговое сопровождение формирования рефлексивной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL PEDAGOGUE / РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / REFLEXIVE COMPETENCE / МОНИТОРИНГ / MONITORING / МОНИТОРИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MONITORING SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раскалинос Валерия Николаевна

В статье описывается мониторинговое сопровождение качества профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на основе оценки уровня сформированности их рефлексивной компетентности. Определены компоненты, критерии, показатели сформированности рефлексивной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раскалинос Валерия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING SUPPORT OF FORMATION OF REFLEXIVE COMPETENCE

The article describes a monitoring support for quality training of future social pedagogues on the basis of evaluation of the level of formation of reflexive competence. It is described the components, criteria, indicators of formation of reflexive competence.

Текст научной работы на тему «Мониторинговое сопровождение формирования рефлексивной компетентности»

УДК 378.22

Раскалинос Валерия Николаевна

Кандидат педагогических наук Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.Вернадского», г. Евпатория

МОНИТОРИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ формирования РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье описывается мониторинговое сопровождение качества профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на основе оценки уровня сформированности их рефлексивной компетентности. Определены компоненты, критерии, показатели сформированности рефлексивной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальный педагог, рефлексивная компетентность, мониторинг, мониторинговое сопровождение.

Valeria Raskalinos

Ph.D. (Pedagogy) Yevpatoriya Institute of Social Sciences (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoriya

MONITORING SUPPORT OF FORMATION OF REFLEXIVE

COMPETENCE

The article describes a monitoring support for quality training of future social pedagogues on the basis of evaluation of the level of formation of reflexive competence. It is described the components, criteria, indicators of formation of reflexive competence.

Keywords: professional training, social pedagogue, reflexive competence, monitoring, monitoring support.

Актуальность, сложность и полиаспектность проблемы подготовки будущих социальных педагогов убеждает в необходимости поиска наиболее результативных путей формирования их рефлексивной компетентности. Неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки будущих

профессионалов становится мониторинговое сопровождение, обеспечивающее обратную связь в обучении и коррекцию содержания профессиональной подготовки будущих специалистов.

Современным способом исследования, который объединяет контроль, прогноз и коррекцию, и способствует эффективному исследованию и оценке подготовки будущих социальных педагогов является мониторинг, который трактуется как:

- многоуровневая иерархическая система отслеживания педагогического процесса, позволяющая получать и использовать информацию об адекватности реализованных в ней дидактических способов в определенных целях педагогической подготовки, индивидуально -типологических особенностей субъектов педагогического процесса и специфики среды их жизнедеятельности [3];

- система сбора, обработки, хранения и использования информации об учебном процессе или отдельных его элементах, которая предназначена для информационного обеспечения управления его протеканием и позволяет определить состояние субъектов учебного процесса в любой временной период, прогнозировать их развитие и выбирать необходимые управленческие решения, направленные на достижение определенных целей развития объекта [1];

- функция управления качеством учебного процесса вузов, которая позволяет сравнивать результаты мониторинга с нормами и стандартами, существующими в системе образования, для дальнейшего анализа образовательных результатов и внесение соответствующих корректировок и инноваций в учебный процесс [2, с. 28];

- ключевой элемент системы управления качеством образовательной деятельности и процессом непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического отслеживания результатов учебного процесса [5];

- организованная структура непрерывного наблюдения за образовательной деятельностью; совокупность методик, процессов и ресурсов, необходимых для сбора и накопления данных благодаря педагогическим измерениям; методы анализа результатов, разработки рекомендаций и получения образовательной информации с целью ее оперативного анализа, интерпретации и влияния на учебный процесс для обеспечения обучения с определенными свойствами, характеристиками, параметрами [4, с. 68].

Таким образом, теоретическое содержание понятия мониторинг включает в себя непрерывное наблюдение за состоянием определенной системы и прогнозирование ее развития. Использование мониторинга позволит найти результативные пути подготовки высококвалифицированных специалистов, а потому данная проблема актуализирует научный интерес исследователей. При этом анализ научной литературы дает основание утверждать о недостаточной изученности особенностей педагогического мониторинга профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

В качестве общих признаков педагогического мониторинга можно выделить следующие: наличие объекта мониторинга непосредственно в педагогической системе как составляющего ее элемента, определение целей педагогического оценивания состояния образовательного процесса, педагогическое прогнозирование и коррекция наблюдаемого объекта, систематичность и непрерывность, научная обоснованность проведения педагогического мониторинга, использование результатов мониторинга для эффективного управления образовательной системой.

Под мониторинговым сопровождением формирования рефлексивной компетентности будущих социальных педагогов понимаем оценку уровня ее сформированности, выявление педагогических условий и факторов эффективного протекания учебного процесса с целью его коррекции и совершенствования. Одним из заданий мониторинга является определение

составляющих компетентности, критериев и показателей сформированности отслеживаемого качества.

В соответствии с теоретическим обоснованием методики и процедуры мониторингового сопровождения возникает необходимость методической организации, указанного процесса, который можно представить в виде взаимосвязи элементов: компонент рефлексивной компетентности - критерии сформированности - показатели компонента - методики исследования. Мониторинговое сопровождение формирования рефлексивной компетентности в данном случае будет представлено следующим образом:

- мотивационно-аксиологический компонент, критериями которого выступают сформированность мотивации к осуществлению рефлексии и понимание ценности рефлексивной компетентности, а показателями являются: развитость, качество, устойчивость, социально-педагогическая окраска, системность мотивов рефлексии в профессиональной деятельности, а также осмысленность и устойчивость ценностного отношения к рефлексивной компетентности. Методиками исследования выступают: опросник «Оценка потребности в формировании рефлексивной компетентности», тест В. Андреева «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию», методика предельных смыслов Д. Леонтьева.

- содержательно-процессуальный компонент - сформированность структурной системы научных знаний о рефлексии и владение знаниями о рефлексии в социально-педагогической деятельности; показатели: полнота, целостность, прочность, наполняемость, использование психолого-педагогических знаний о рефлексии; глубина, точность и системность осознания и осмысления рефлексии, а также надситуативнисть и диалектичность профессиональной рефлексии. Для диагностики используются тестирование, анкета «Профессиональная рефлексия социального педагога», анализ и решение педагогических ситуаций.

- операционно-деятельностный - сформированность рефлексии и развитость педагогической рефлексии. Показателями выступают: качество,

комплексность, прочность профессиональной рефлексии и систематичность, оригинальность, самостоятельность действий по обеспечению педагогической рефлексии. Диагностируется с помощью методики А. Бизяевой «Перевод на суахили», наблюдения за студентами в процессе прохождения педагогической практики, методики «Профессиональная рефлексия в процессе педагогической практики» (модификация М. Марусинец).

- профессионально-творческий компонент в качестве критериев характеризуется развитостью профессиональной рефлексии и уровнем владения рефлексией, показателями которого считаем качество, глубину, степень использования рефлексии как личностной характеристики; надситуативнисть, социально-педагогическую окрашенность,

диалектичность рефлексии в профессиональном творчестве. Методики исследования: методика А. Карпова «Диагностика уровня развития рефлексивности», контент-анализ отчетов по педагогической практике, тест «Рефлексия на саморазвитие» Л. Бережновой.

Такой подход к организации мониторингового сопровождения создает предпосылки для объективного определения уровней сформированности рефлексивной компетентности будущих социальных педагогов.

Таким образом, определение результативности формирования рефлексивной компетентности будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки осуществляется на основе определения уровня сформированности у студентов мотивационных образований, соответствующих знаний, умений и навыков, опыта профессиональной деятельности, развития профессионально значимых личностных качеств. Условиями получения объективных данных при мониторинговом сопровождении является: соответствующий диагностический инструментарий, постоянная обратная связь и осуществляемая на ее основе коррекция учебной деятельности, использование динамического коэффициента, а не суммарных количественных данных. Использование мониторинга в процессе формирования рефлексивной

компетентности будущих социальных педагогов обеспечит информацией об уровне ее сформированности и позволит оказать своевременную помощь в ее коррекции в соответствии со способностями и потребностями личности.

Литература

1. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основы образовательной технологии / М. Е Бершадский, В. В. Гузеев. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.

2. Найденова И. Е. Мониторинг качества профессиональной подготовки студентов туристического ВУЗа: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Найденова Ирина Евгеньевна. - Москва, 2010. - 176 с.

3. Орлов А. А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества / А. А. Орлов // Педагогика. - 2002. - №10. - С.57-64.

4. Пульбере А. И. Система мониторинга как средство управления качеством непрерывного технического образования: дис . док. пед. наук : 13.00.08 / Пульбере Александр Иванович. - Ростов-н/Д., 2006. - 441 с.

5. Сергеева Е. В. Мониторинг учебных достижений студентов в системе управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сергеева Елена Викторовна. -Волгоград, 2011. - 27 с.

References

1. Bershadskij M. E. Didakticheskie i psihologicheskie osnovy obrazovatel'noj tehnologii / M. E Bershadskij, V. V. Guzeev. - M. : Centr «Pedagogicheskij poisk», 2003. - 256 s. (in Russian)

2. Najdenova I. E. Monitoring kachestva professional'noj podgotovki studentov turisticheskogo VUZa: dis. ...kand. ped. nauk: 13.00.08 / Najdenova Irina Evgen'evna. - Moskva, 2010. - 176 s. (in Russian)

3. Orlov A. A. Pedagogicheskoe obrazovanie: poisk putej povyshenija kachestva / A. A. Orlov // Pedagogika. - 2002. - №10. - S.57-64. (in Russian)

4. Pul'bere A. I. Sistema monitoringa kak sredstvo upravlenija kachestvom nepreryvnogo tehnicheskogo obrazovanija: dis ... dok. ped. nauk : 13.00.08 / Pul'bere Aleksandr Ivanovich. - Rostov-n/D., 2006. - 441 s. (in Russian)

5. Sergeeva E. V. Monitoring uchebnyh dostizhenij studentov v sisteme upravlenija kachestvom podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Sergeeva Elena Viktorovna. - Volgograd, 2011. -27 s. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.