Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ'

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / ЕГСЭМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шипицына М.Г.

В статье дана краткая характеристика современного состояния мониторинга земель. Предлагается единая система мониторинга, призванная упорядочить исследования в сфере мониторинга земель. Обосновывается структурная схема единого центра мониторинговых исследований, обеспечивающе- го сбор и систематизацию информации о земельных ресурсах, оптимизацию ее анализа и использова- ния в целях управления и контроля за использованием земельного фонда.The article gives a brief description of the current state of land monitoring. A single monitoring system, designed to streamline research in the field of land monitoring. Substantiates structural diagram of a single monitoring centre for the collection and systematization of information on land resources, optimization anal- ysis, and use to manage and control the use of the land Fund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шипицына М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ»

УДК 349.4

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Monitoring of agricultural land uses as a method of governmental management

of land resources

Шипицына М.Г., магистр Уральского государственного аграрного университета

(Екатеринбург, улица Карла Либкнехта, 42)

Рецензент: Капицкий В.Н., доцент

Аннотация

В статье дана краткая характеристика современного состояния мониторинга земель. Предлагается единая система мониторинга, призванная упорядочить исследования в сфере мониторинга земель. Обосновывается структурная схема единого центра мониторинговых исследований, обеспечивающего сбор и систематизацию информации о земельных ресурсах, оптимизацию ее анализа и использования в целях управления и контроля за использованием земельного фонда.

Ключевые слова: землепользование, мониторинг, единая система мониторинга, земельный фонд, ЕГСЭМ.

Summary

The article gives a brief description of the current state of land monitoring. A single monitoring system, designed to streamline research in the field of land monitoring. Substantiates structural diagram of a single monitoring centre for the collection and systematization of information on land resources, optimization analysis, and use to manage and control the use of the land Fund.

Keywords: land use, monitoring, single monitoring system, the land Fund, agsem.

Мониторинг земель, является основной частью мониторинга окружающей среды.

Основные задачи мониторинга земель являются всвоевременном выявлении состояния земель, их оценке, выработке рекомендаций для рационального землепользования и землеустройства.

Очевидно, что решение сложных проблем возможно только в результате анализа почвенных, агрохимических, и других наблюдений, которые отражают изменения в состоянии всех компонентов: почвы, растительности, грунтовых и поверхностных вод.

Кроме того, следует отражать изменения, в правовом и экономическом состоянии земель [1]. Структуру системы мониторинга земель, и в то же время, определяя ее содержание, могут быть представлены следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура мониторинга земель

Объектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации. Мониторинг земель включает подсистемы, соответствующие категориям земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Согласно статье 42 действующей Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экономическим правонарушением».

Это право обеспечивается планированием и нормированием качества среды, мерами реабилитации, ликвидации аварий, государственным контролем.

Земельный кодекс в настоящий момент, регулируетдеятельность государства в области контроля и охраны [2].

Помимо экологического контроля, осуществление мониторинга земель в Российской Федерации реализует одну из функций государственного регулирования земельных отношений - экологическую учетную функцию [3].

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 года № 1229 в Российской Федерации была создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Общее руководство ЕГСЭМ было возложено на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов [4].

Система ЕГСЭМ предусматривает не только контроль состояния окружающей среды, здоровья населения, но и возможность активновлиять на ситуацию, так как появляется возможность целенаправленно управлять источниками загрязнения, предварительно моделируя технологические процессы предприятий на основе оптимальных методов прогнозирования качественных и количественных оценок.

Органы, осуществляющие экологический мониторинг, обязаны предоставлять текущую информацию об изменениях окружающей природной среды, предупреждать о них и давать прогнозы ее качества. Данные экологического мониторинга предоставляются бесплатно государственным органам субъектов РФ, органам местного самоуправления и гражданам РФ. Предприятиям и организациям результаты экологического мониторинга предоставляются за плату. Порядок установления и взимания платы за эту информацию устанавливается Правительством РФ.

В задачи ЭГСЭМ входят разработка программ наблюдения, проведение измерений, обеспечение достоверности данных и их хренине, оценка и прогноз среды, информационное обеспечение [5].

Также устанавливается порядок распределения функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти.

К сожалению, на сегодняшний день мониторингом земель в общей сложности занимаются 12 различных министерств, ведущих к разобщенности сведений о состоянии земель и отсутствию единого центра обработки мониторинговой информации. Эти причины не позволяют эффективно решать задачи мониторинга, охраны и контроля за использованием земель.

ЕГСЭМ решает следующие задачи: разработка программ наблюдений за состоянием окружающей среды, организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга и многие другие.

Мониторинг земель ведется в настоящее время Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Под ведением мониторинга земель понимаются последовательные действия по сбору, документированию, хранению, обработке, учету и предоставлению сведений об изменениях в состоянии земель всех категорий.

Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых: классификаторов, кодов, систем единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.

Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в местных органах Росреестра и в государственных комитетах субъектов РФ.

Первичные данные, были получены путем непосредственных наблюдений за состоянием земельных угодий, полей, участков в целом, а также по отдельным природным комплексам.

Оценку состояния земель разрабатывают и по согласованию с соответствующими органами Минприроды и направляют в Росреестр предложения по мониторингу земель на определенный период. Росреестр и Минприроды с участием заинтересованных министерств и ведомств обобщают полученные предложения, разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации федеральную программу мониторинга земель на соответствующий период и ежегодно, не позднее 1 сентября, уточняют ее с учетом поступивших предложений.

Библиографический список

1. Гиниятов И.А., Жарников В.Б. О структуре и содержании мониторинга в современный период // Вестник СГГА. 2000. № 5.

2. Региональное природопользование и экологический мониторинг. Тезисные доклады республик (конференция 27-29 сентября 1996 г.). Барнаул, 1997.

3. ЕрофеевБ.В. Экологическое право России : учебник для вузов. М. : Юристъ, 1996.

4. Технические предложения на создание системы мониторинга земель России. М. : Рос. институт мониторинга земель и экосистем, 1994.

5. Конституция РФ // Сборник законов Российской Федерации. М. : Изд-во ЗАО «Славянский дом книги», 1999.

6. Варламов А. А., Захарова С.Н. Мониторинг земель : учебное пособие. М., 2000. 156 с.

7. Ашимихина Т. Я. Экологический мониторинг : учебно-методическое пособие. Изд. 3-е. испр. и доп. / под ред. Т. Я. Ашимихиной. М. : Академический проект, 2006. 416 с.

8. Капицкий В.Н. Эволюция лесного и уголовного законодательства об охране и использовании лесов // Эколого-правовые проблемы рационального использования в сельском хозяйстве земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов : материалы международной научно-практической конференции "Экологические проблемы использования природных и биологических ресурсов в сельском хозяйстве" / науч. ред. В. Д. Богданов, Б. А. Воронин. Екатеринбург, 2012. С. 42-47.

9. Ожгибесова В.М., Капицкий В.Н. Отграничение земельных споров от гражданско-правовых отношений // Актуальные проблемы науки - 2014. Екатеринбург, 2014. С. 87-90.

10. Капицкий В.Н. Земельная реформа в Российской Федерации: результаты и перспектива // Правовая реформа в России: проблемы теории и практики материалы всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. В.Д. Перевалов. 1996. С. 137-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.