УДК 796.011
МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ СЕССИИ
MONITORING OF HEALTH AND PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS
BEFORE AND AFTER THE SESSION
Бабаян А. Р., студентка ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ
Babayan A. R., student, South - Russian Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Administration
В статье анализируется общее состояние физического здоровья студентов во время учебного процесса и сдачи сессии. Приводятся результаты исследования психологического и физического состояния студентов 3 курса факультета управления ЮРИУ РАНХиГС, проведённого в течение года.
Ключевые слова: студент; учебный процесс; здоровье и физическое состояние; исследование и оценка состояния учащихся.
This article analyzes general physical health of students during the process of study and the exam session. The subject of research was the psychological and physical condition of the 3rd year students of the Faculty of Management at the South Russian Institute of Management "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration". The article features the results of this study.
Key words: student; the learning process; health and physical condition; study and assessment of students.
Государству нужны здоровые управленцы, работники, люди, обладающие свободой мышления, готовностью к творчеству, стремлению к самореализации, психологически готовые к конкуренции и перемене стиля жизни, обладающие сформированной способностью поддерживать свое здоровье, планировать и реа-лизовывать план деятельности, а также уметь осуществлять оценку результатов и делать соответствующие выводы.
Проблема, связанная с ухудшением здоровья молодежи является одной из наиболее актуальных. Охрана здоровья студенческой молодежи считается одной из важнейших социальных задач общества[6].
Студенты высших учебных заведений - социально-экономический, интеллектуальный потенциал страны. Вместе с тем, студенческую молодёжь можно отнести к группе повышенного риска, так как именно у студентов возникают непростые возрастные проблемы.
Регулярно придерживаясь здорового образа жизни, можно избежать множества проблем и сберечь свое здоровье на долгие годы.
Согласно методике Лёвушкина С.П., измерив все антропологические и физиологические показатели можно оценить физическое состояние придерживаясь пяти функциональных и морфологических показателей: индекса Кетле, который рассчитывает уровень развития массы и роста; индекса Робинсона, чтобы определить качество регуляции сердечно - сосудистой системы; индекса Скибинского, определяющего функциональные возможности органов кровообращения и дыхания; индекса Руфье, показывающего уровень адаптационных резервов кардио -респираторной системы; индекса Шаповаловой, чтобы определить уровень двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости. [1, 146]
Следует помнить и о психологических характеристиках, таких как: внимание, которое можно определить методом Бурдона; память - тест Бернштейна; а также умственную работоспособность можно определить тестом Векслера; [2, 5]
Современными авторами предложены системы оценки физического состояния:
- "Фитнес", система, которая позволяет на базе знаний специалистов - экспертов получать объективные данные по состоянию здоровья, физическому развитию, подготовленности и функционированию основных систем жизнеобеспечения за короткий промежуток времени с выдачей научно обоснованных рекомендаций;
- "Мини - шейпинг", система, с помощью которой можно определить индивидуальный диапазон норм по весу, окружности тела, диаметрам, а также физической подготовленности.
- компьютерная программа Оксаны Фаныгиной "Aquastudent", в которой предложены методы оценки и контроля над физическим состоянием студентов в возрасте от 17 до 22 лет.
Однако, в современной научной литературе, отсутствуют данные о мониторинговой системе оценки физического состояния.
Проблема мониторинга доныне, не получила надлежащего решения через сложность унификации, объективизации и недоступности тестов для оценки физического состояния, а иногда и нежелания их проводить.
Подготовка высококвалифицированных кадров специалистов в высших учебных заведениях является одной из важнейших предпосылок успешного решения задач экономического, культурного и социального развития общества.[3, 22]. В сложившейся ситуации глубокий анализ и осмысление современных тенденций здоровья студентов в течение учебного процесса и во время сессии становится необходимым.
Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, физическое самочувствие, уровень интеллекта. Симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у студентов во время сессии, у водите-
лей, впервые сдающих на права, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю.
Два месяца в году у студентов связаны с экзаменами - зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях - типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно -сосудистую, иммунную и др.[4]
Мониторинг результатов исследований, проведенных среди студентов 3 курса факультета управления ЮРИУ РАНХиГС, позволил нам оценить неустойчивость ценностных ориентаций, а также недостаток волевых качеств будущих специалистов в плане физического саморазвития и сохранения своего здоровья. Следствием всего этого послужила реакция студентов на сессию. У активных, энергичных студентов, испытывающих страх перед предстоящими экзаменами наблюдалось состояние нервного напряжения и тревоги, что сопровождалось учащением сердцебиения и повышением артериального давления. У студентов с более слабым типом нервной системы, меланхолическим темпераментом было выявлено замедление ритма сердца, низкое артериальное давления. Причем, у всех студентов, перед первым экзаменом был «нормальный» тип реагирования, то ко второму - третьему экзамену, как правило, наблюдалась пассивность, резкий упадок сил и настроения. Последние экзамены сессии студенты сдавали «по инерции» и были готовы принять любую оценку, лишь бы побыстрее сдать и успокоиться.
В результате мониторинга студентов 3 курса факультета управления было выявлено, что 60% студентов испытывают усталость после долгих утомительных занятий или сдачи сложного экзамена в институте, 30% студентов сообщили, что испытывают усталость довольно часто и только 10% студентов ответили, что практически никогда не устают и ведут активный образ жизни [7].
Большинство студентов считают, что усталость у них выражается в общей утомлении, напряжении в глазах, головной боли, сонливым состоянием, плохим аппетитом и в нервном напряжении. Как показывает практика все эти факторы приводят к снижению умственной и физической работоспособности, возникновению и обострению заболеваний.
Сравнив данные исследования, полученные в начале учебного года с данными полученными после зимней сессии мы пришли к выводу что к началу экзаменационной сессии возросло время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, был нарушен режима труда и отдыха, питания. Возросло негативное влияние увеличения интоксикации никотином, возросло количество потребления крепкого чая и кофе, что в совокупности также приводит к общему физическому утомлению.
15
10
начало учебного года | после зимней сессии
сонливое
головные состояние ^ плохое
боли плохой
настоение аппетит бессоница
5
0
Рис. 1 Общее состояние студентов до и после сессии.
На вопрос как вы оцениваете своё нервно - эмоциональное состояние в целом был дан удовлетворительный ответ, но по сравнению с началом учебного года нервно-эмоциональное состояние студентов ухудшилось. Это связано с перегруженным учебным процессом, проведёнными праздниками и насыщенной подготовкой к зачётно - экзаменационному периоду.
Необходимо отметить, что по данным приведённым в работе учёного Лей-мана все студенты исследуемой группы -"жаворонки" [5,174]. Прежде всего это связано с тем, что занятия у студентов 3 курса факультета управления проходят в первую смену, следовательно, студенты встают рано и наиболее работоспособны с девяти часов до четырнадцати часов дня. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.
Количество вредных привычек, которые негативно влияют на состояние здоровья исследуемых студентов также резко возросло во время сессии: неправильное питание; несоблюдение режима дня; уклонение от занятий физической культурой.
Результаты проведённого мониторинга свидетельствуют о том, что здоровье студентов напрямую связано с их работоспособностью и степенью утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов. Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, объема и переключения внимания, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда.
Как известно, для нормализации функционального состояния организма необходимо регулярно выполнять физические упражнения, которые повышают возможности человека, в том числе студентов. Регулярные занятия физической культурой необходимы. Данные занятия не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус.
Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
Список литературы
1. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая куль тура студента. М., 2013 г. С. 296.
2. Лесникова Г. Н. Психологические и психосоматические компоненты здо-ровьесберегающих образовательных технологий // Известия Тульского государственного университета. 2013. № 2 С. 10.
3. Буянов В. Н. Переверзева И. В. Физическая культура и спорт. (лекционный курс для студентов I-III курсов). Ульяновск. 2011. С 310.
4. Деманова И.Ф. Кузнецов А.В., Крупнов П.А., Климова Ю.В. Оценка состояния здоровья и физического развития студентов // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 8
URL: www.science-education.ru/100-5176 (дата обращения: 23.03.2014).
5. Дьякова Е. Ю., Осокина О.С., Лалаева Г.С., Захарова А.Н. Влияние занятий физической культурой на функциональное состояние студентов // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352 .С 173-175.
6. Шхагошев Р.В., Полочанская О.Г. Совершенствование управления развитием физической культуры и спорта: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 3. С. 50-63 .
7. Кононенко А.В. Спортивная политика как предмет политической науки // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 207-215.