УДК 006.06
Н. С. Найденова*, Г. Е. Смирнова
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, дом 9 * e-mail: [email protected]; [email protected]
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО КАЧЕСТВУ АВИАЦИОННЫХ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Для гражданской авиации высокое качество авиационных горюче--смазочных материалов (авиаГСМ) одно из важнейших условий обеспечения безопасности полетов воздушного судна. Государственное регулирование в области обращения авиаГСМ регламентирует организацию авиатопливообеспечения и контроль качества авиаГСМ. Мониторинг законодательно-нормативной базы включал анализ состояния государственного регулирования и практику его применения.
Ключевые слова: качество авиационных горюче-смазочных материалов (авиаГСМ), гражданская авиация, технические регламенты, декларирование, паспорт качества, сертификация.
В гражданской авиации наряду с авиационной и экологической безопасностью огромное значение для обеспечения безопасности полетов имеет техническая безопасность воздушного судна (ВС), в том числе - качество авиационных горючесмазочных материалов (авиаГСМ).
Как в России, так и за рубежом, разработаны и существуют общепризнанные правила и требования, которые позволяют создавать стабильную систему поддержания качества авиатоплива и контроля на стадиях обращения до заправки в ВС.
Государственное регулирование в области авиации представлено следующими нормативно -правовыми документами:
1. ИКАО - международные нормы гражданской авиации, которые касаются авиационной безопасности, экологической безопасности, безопасности полетов и качества авиаГСМ.
2. Воздушный кодекс РФ (№60-ФЗ от 19.03.97г. с изменениями на 2015 г.) (ВЗК РФ) - устанавливает правовые основы государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации, регулирует деятельность, связанную с авиационной и экологической безопасностью.
3. Федеральные авиационные правила (ФАП-89; ФАП-126; ФАП-128 и др.).
4. Руководства и приказы Минтранса РФ.
5. ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
6. ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям».
7. ГОСТы, ОСТы и ТУ на авиационные нефтепродукты.
В процессе движения авиатоплива от изготовителя до конечного потребителя, необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность физико-
химических параметров и чистоту от механических примесей и воды на этапах транспортировки, приема, хранения, и особенно при заправке в ВС.
Поэтому при государственном регулировании в области обращения авиаГСМ, используемых в аэропортах гражданской авиации,
регламентируются: деятельность по организации авиатопливообеспечения и контроль качества авиаГСМ.
Авиатопливообеспечение (далее АТО) воздушных перевозок — комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиаГСМ и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка ВС авиаГСМ и специальными жидкостями).0
Система авиатопливного обеспечения аэропортов гражданской авиации является неотъемлемой частью воздушного транспорта РФ и включает в себя: материальные объекты, субъекты системы АТО, а также правила и ограничения взаимодействий этих субъектов.
Основные правила и ограничения взаимодействий субъектов системы АТО определены в ФАП, приказах и постановлениях органов госрегулирования и регламентируют как технические, так и коммерческие вопросы АТО.
За рубежом основные участники процесса АТО — поставщики авиатоплива, топливозаправочные эксплуатационные компании и авиакомпании — несут солидарную ответственность за качество авиатоплива. В тоже время, процедура обязательной сертификации (непосредственная юридическая ответственность) участника АТО предусмотрена только для нефтеперерабатывающих заводов - НПЗ (или нефтяной компании), которые заключают договорные отношения с остальными организациями.
Юридическую ответственность в РФ и Таможенном союзе (ТС) за качество заправляемого в ВС авиатоплива перед авиакомпанией до настоящего времени фактически несут топливно-заправочные комплексы - ТЗК (предусмотрена обязательная сертификация ТЗК). ТЗК - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы
собственности, имеющее специализированное структурное подразделение - лабораторию горючесмазочных материалов, осуществляющее контроль качества авиаГСМ и дающее окончательное разрешение на заправку авиатоплива в ВС.
Таким образом, ответственность за качество заправляемого в ВС авиатоплива перед авиакомпанией в настоящее время возложена: за рубежом нефтяные компании или НПЗ; в РФ и ТС фактически ТЗК.
Однако, согласно ВЗК РФ с изменениями на 13 июля 2015 г., из перечня объектов, юридических и
Стадии «жизненного
цикла» яви атопл лва
Объекты
Субьекты
физических лиц, подлежащих обязательной сертификации, исключены аэропорты, а также юридические лица, деятельность которых в настоящее время непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов (например, ТЗК). Вместо обязательной сертификации все перечисленные в п.3 статьи 8 ВЗК РФ с изменениями на 13 июля 2015 г. юридические лица должны получить от органа, уполномоченного Правительством РФ, некий документ, подтверждающий их соответствие требованиям ФАП. А юридические лица, входящие в состав аэропортовых комплексов, в этот перечень не включены. В тоже время за рубежом рассматривается возможность возвращения обязательной сертификации ТЗК.
Структура системы АТО аэропортов гражданской авиации РФ наглядно представлена на рис. 1 [1].
Производство
Т ра нспарт-ка
Хранение
Подготовка
Реализация
Средства авто. jk/д транспорта трубопровод Ь1
Pe se рвуарн bit?
п арки, оборудова ние
П a G opa тор ии. и нфраструктура ТЗК. топливоза-прввщики. 1ДЗО
Во ушные суда
Нефтяные ном Панин
Транспортные ком па нии
Росреэер&. аэропорты.
ТОП/1 ИИ I I-
эаправйчные компании в аэропортах
Аэропорты.
ТОПЛИВО-з ап р а в оч ныв компании в аэропортах
Авн а ко мпан им
Органы госрегулирования
Правила, от ранимения
Технические регламенты. ГОСТы. TV
ГОСТы СЬАПы . ГОСТы, ФАПы .
отраслевые отраслевые
ГОСТы нормативные нормативные
документы документы
Антпмпнппол н -
мое закон-во. постановления правительства РФ
Рис. 1. Структура системы АТО
Из представленной на рисунке структуры следует, что технические регламенты предъявляют требования качества и безопасности к авиаГСМ, «выпускаемым в обращение» (определяемое как первичный переход паспортизированного ГСМ от изготовителя к потребителю). «Обращение топлива на рынке» рассматривается как этапы движения топлива от производителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение. Также в этой структуре показана основная логистическая цепочка обращения авиаГСМ в гражданской авиации.
В Таможенном союзе качество авиаГСМ регламентируется техническими регламентами ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям».
Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям ТР ТС 013/2011 в форме декларирования
аэропортов гражданской авиации РФ
соответствия (с учетом кодов ТН ВЭД ТС). Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в приложении к ТР ТС.
Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом) [2].
Каждая партия смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, выпускаемая в обращение и (или) находящаяся в обращении, в соответствии с ТР ТС 030/2012 должна сопровождаться паспортом качества продукции. Также, следует заметить, что данная продукция должна иметь паспорт безопасности химической продукции [3].
Паспортизированные авиаГСМ после выпуска их в обращение проходят через ряд стадий, например, от производителя к поставщику (импортер, продавец) и далее к непосредственному потребителю. На всех этапах движения топлива качество и безопасность топлива строго контролируется.
Таким образом, по действующему в настоящее время законодательству РФ, подтверждение соответствия авиаГСМ требованиям ТР ТС проводится производителем/поставщиком при выпуске в обращение (первичный переход паспортизированной продукции на рынок).
При подготовке авиаГСМ для заправки в ВС качество авиаГСМ на соответствие ГОСТам и отраслевым нормативным документам контролирует ТЗК с лабораторией ГСМ.
На рис. 2 показана необходимая комплектация пакета документов ТЗК о качестве авиаГСМ, готовых к заправке в ВС.
ТЗК получают авиаГСМ от разных производителей, поставщиков отдельными партиями, складируют, хранят и контролируют качество авиаГСМ. В ТЗК выдача авиаГСМ из расходных резервуаров в заправочные средства производится только после оформления Паспорта качества, с использованием показателей, установленных в государственных и отраслевых стандартах. Паспорт качества для авиаГСМ, готовых к заправке в ВС, формируется ТЗК на основании требований стандартов, с учетом документов подтверждения соответствия от производителя/поставщика (Декларация на соответствие ТР ТС, Паспорт продукции от производителя).
Логи стика обрагцения аеиаГСМ
Поставщик - Партия ГСМ - Приемные резервуары Расходные резервуары - ГСМ, готовые к заправке
Докулг ентъг noömeepjfcöe лия соотеетсте/
Норлга тиеи ъге
д OKVAt ей гп ъг
Декларация соответстви я
Паспорт на партию
TP ТС на
авиатопливо, масла и спец. жидкости
«Анализ пригодности » или «Анализ показателей качества»
Комплект из
всех документов, получе иных на ранних стадиях
ГОСТ, ост
гост, ост
гост, ост
Рис.2. Документирование качества авиаГСМ в ТЗК
Найденова Надежда Сергеевна студентка 4 курса факультета Инженерной химии (ФИХ), РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Смирнова Галина Егоровна к.х.н., доцент кафедры стандартизации и инженерно-компьютерной графики, РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Степаненко С. В. Направления модернизации системы авиатопливного обеспечения в аэропортах гражданской авиации России // Научный вестник МГТУ ГА. — 2012. — №181. — С. 108-113. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberlemnka.m/artide/n/napravlemya-modernizatsii-sistemy-aviatopHvnogo-obespecheniya-v-aeroportah-grazhdanskoy-aviatsii-rossii
2. Технический регламент Таможенного союза 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Решение комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г № 826 с изменениями (Решение №43 от 23.06.2014 г., Решение № 95 от 25.06.2014 г).
3. Технический регламент Таможенного союза 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 59.
Naydenova Nadezhda Sergeevna*, Smirnova Galina Egorovna D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: [email protected]; [email protected]
MONITORING OF LEGISLATAVE AND REGULATORY FRAMEWORK ON THE QUALITY OF AVIATION FUELS AND LUBRICANTS
Abstract
For civil aviation high quality of the aviation lubricants is one of the most important conditions for ensuring the safety of the aircraft. State regulation in the sphere of aviation fuel regulates the organization of aviation fuel supply and quality control of aviation lubricants. Monitoring legislative and regulatory framework included the analysis of government regulation and practice of its application.
Key words: quality of the aviation lubricants, civil aviation, technical regulations, declaring, quality passport, certification.