Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ УРОВНЯ УТОМЛЯЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ'

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ УТОМЛЯЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТИ / УРОВЕНЬ УТОМЛЯЕМОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ландина Диана Альбертовна

В статье рассмотрено влияние синдрома перетренированности на состояние здоровья студентов. Изучены методы оценивания уровня утомляемости. Проведен анализ эффективности метода мониторинга утомляемости студентов в рамках занятий предмета физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ландина Диана Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE LEVEL OF FATIGUE OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF SPORTS LESSONS

The article examines the effect of overtraining syndrome on the health status of students. Methods for assessing the level of fatigue have been studied. The analysis of the effectiveness of the method of monitoring students' fatigue within the framework of physical culture lessons is carried out.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ УРОВНЯ УТОМЛЯЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ»

УДК: 159.91

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ УТОМЛЯЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Ландина Д.А.

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Российская Федерация. E-mail: landina_2021@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрено влияние синдрома перетренированности на состояние здоровья студентов. Изучены методы оценивания уровня утомляемости. Проведен анализ эффективности метода мониторинга утомляемости студентов в рамках занятий предмета физическая культура.

Ключевые слова: синдром перетренированности, уровень утомляемости, физическая культура, мониторинг.

емым «периферической усталостью», так и снижением способности центральной нервной системы активировать мышцы, называемым «центральной усталостью» [2].

Формирование грамотной программы тренировок строится по методу составления целевых функций, отражающих зависимость «доза-эффект» или реакцию организма на физические нагрузки. Таким образом, тренировка, вызывающая высокий уровень переутомления может привести к негативным последствиям для состояния здоровья человека.

В связи с этим актуализируется необходимость постоянного контроля за состоянием здоровья спортсменов, эффективностью проводимых спортивных занятий. Учет зависимости эффективности проводимых занятий от программы тренировок позволяет корректировать программу тренировок спортсмена по мере необходимости, чтобы обеспечить постоянную адаптацию, предотвратить перетренированность и, в конечном итоге, максимизировать производительность.

При реализации программы развития спортсменов или студентов на занятиях по физической культуре необходимо учитывать множество различных факторов, одним из которых является оценка готовности спортсменов к тренировкам - эта концепция получила название «мониторинг уровня утомляемости».

Мониторинг уровня утомляемости позволяет контролировать состояние здо-

Введение. Синдром перетренированности рассматривается в настоящее время как наиболее тяжелое последствие утомления, развивающееся в результате кумуляции его эффектов на фоне недостаточного восстановления [1; 3]. Нерациональное применение физических нагрузок способно привести к обратному действию - снижению адаптационных и резервных возможностей, приводящих к утомлению и трудно обратимым процессам.

Среди самых чувствительных индикаторов в течение как очень коротких, так и долговременных периодов тренировок рассматривается психологическая симптоматика [4; 9]. Именно поэтому одной из профилактик появления синдрома перетренированности является исследование психоэмоционального состояния человека на выявление его уровня утомляемости [5; 6].

Актуальность. В связи с этим, является актуальным изучить уровень утомляемости студентов на занятиях по дисциплине физическая культура для предотвращения появления негативного влияния на состояние здоровья обучающихся.

В исследовании, подтвержденном Американским физиологическим обществом, отмечается негативное влияние продолжительных ненормированных физических упражнений на состояние работоспособности человека. Появляющаяся утомляемость может быть вызвана как нарушением мышечной функции, называ-

ровья спортсмена и производится по субъективным и объективным показателям. Субъективные показатели отражают психоэмоциональное состояние человека, его чувства, эмоции и т.д. Объективные же отражают физиологическое состояние человека - частоту сердечных сокращений, выработку определенных гормонов и т.д.

Стоит отметить, результаты исследований в области физиологии Центра физических упражнений и спортивных наук университета Дикина не подтверждают наличие связи между субъективными и объективными показателями, но доказывают обратную зависимость психоэмоционального состояния человека от уровня

нагрузки тренировок: при резком увеличении тренировочной нагрузки состояние ухудшается, при резком снижении тренировочной нагрузки, наоборот, улучшается

[7; 8].

По результатам того же исследования доказывается эффективность изучения субъективных показателей на практике. В частности, в качестве основных показателей мониторинга эмоционального и физического состояния здоровья студентов, обучающихся на занятиях по учебной программе дисциплины физическая культура.

Причины и условия перетренированности и характерные особенности проявления представлены в таблице.

Причины и условия перетренированности студентов

Причины и условия перетренированности Характерные особенности проявления перетренированности

Работоспособность в неспецифических тестах Может быть очень сниженной

Спортивная работоспособность (наиболее интенсивная) Может быть сниженной

Утомляемость Высокая при любом виде деятельности

Восстанавливаемость Снижена, для полноценного отдыха необходимо длительное время

Эмоциональный фон Возбудимость, внутреннее беспокойство, раздражительность; иногда - вялость, заторможенность, апатия

Сон Нарушен

Аппетит Снижен или существенно повышен

Масса тела Может быть снижена

Кожные покровы Склонность к потливости, особенно по ночам, влажные холодные ладони, круги под глазами

Терморегуляция Возможен субфебрилитет. Характерны диссоциация между внутренней и кожной температурой, почти постоянная кожная асимметрия

Головные боли Характерны

Неприятные ощущения в области сердца Сердцебиения, сдавливания, покалывания, не связанные и связанные с физической нагрузкой

Пульс Как правило, учащен или на верхней границе индивидуальной нормы, лабилен

Артериальное давление Нетипичное (в условиях покоя обычно в пределах нормы), может быть увеличено систолическое АД

Реакция пульса и АД на нагрузки Чрезмерная: атипичные варианты с замедленным восстановлением

Реакция системы дыхания на физическую и эмоциональную нагрузки Выраженная, неадекватная нагрузке; гипервентиляция эмоционального происхождения

Экономичность обеспечения мышечной деятельности Всегда снижена (синдром напряженности вегетативного обеспечения мышечной деятельности)

Основной обмен Повышен

Координация движений Движения нередко суетливы, плохо скоординированы, иногда замедленны

Психофизиологические пробы Уменьшение или увеличение скорости реакции при большом количестве ошибок

Основная направленность занятий Увеличение максимальной мощности (высокая интенсивность нагрузок)

Виды нагрузок Чаще силовые и скоростно-силовые, трудные технические виды, спортивные игры и циклические виды физических упражнений при повышении интенсивности нагрузок

В рамках работы было проведено исследование эффективности метода мониторинга уровня утомляемости студентов в целях улучшения системы оценивания эмоционального и физического состояния студентов Кубанского государственного технологического университета.

В процессе работы была введена методика мониторинга уровня утомляемости обучающихся в течение учебного семестра. Для выявления уровня утомляемости студентов использовались следующие стандартизированные опросники:

- POMS (Profile of Mood States) или анкета оценки психологического статуса, в частности оценка настроения, эмоционального состояния;

- опросник здоровья Мак Мастера (Mc-Master Health Index Questionnaire -MHIQ), отражающий состояние здоровья в физических, эмоциональных и социальных аспектах.

По завершению сбора и анализа результатов исследований в начале и по окончанию учебного семестра можно сделать вывод, что после занятия физической культурой уровень психоэмоционального состояния у студентов повысился. Это находит отражение в оценке студентами своего состояния «самочувствия», «активности» и «настроения». Большинство студентов после занятия оценили функциональные состояния в диапазоне высоких значений, что говорит в целом о благоприятном психоэмоциональном состоянии студентов после занятия и о том, что психологическая нагрузка на занятии физической культурой оказала положительное влияние на студентов.

Таким образом, становится актуальным проведение мониторинга уровня утомляемости студентов в рамках дисциплины физическая культура.

ЖЛитература

(Ш?Шу 1. Допуск к физкультуре. Углубленный медицинский осмотр лиц, занимающихся спортом на спортивно-оздоровительном этапе // Центр спортивной медицины ФМБА России. URL: www.sportfmba.ru

2. Кэрролл Т. Восстановление центральной и периферической нервно-мышечной усталости после упражнений / Т. Кэрролл, Д. Тейлор, С. Гандевиа. 2016.

3. Макарова Г.А. Синдром перетренированности у спортсменов (обзор отечественной и зарубежной литературы). Часть 1. / Г.А. Макарова, С.Н. Волков, Ю.А. Холявко, С. А. Локтев //

Физическая культура, спорт - наука и практика. 2014. URL: http://sportfiction.ru/articles/sindrom-peretrenirovannosti-u-sportsmenov-obzor-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literatury-1 -chast/

4. Матос Н. Тренируемость юных спортсменов и перетренированность / Н. Матос, Р. Уинсли // Журнал спортивной науки и медицины. 2007. С. 353-367.

5. Орджоникидзе З.Г. Эндокринный аспект перетренированности спортсменов / З.Г. Орджоникидзе, Н.А. Демидов, В.И. Павлов [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика. 2018. Т. 8, № 4. С. 16-21. - DOI 10.17238/ISSN2223-2524.2018.4.16.

6. Платонов В. Перетренированность в спорте / В. Платонов // Наука в олимпийском спорте. 2015. № 1. С. 19-34.

7. Сав A. Мониторинг реакции спортсмена на тренировку: субъективные самооценки важнее общепринятых объективных показателей: систематический обзор / А. Сав, Л. Мэйн, П. Гастин // Британский журнал спортивной медицины. 2016. D0I:10.1136/bjsports-2015-094758.

8. Смакотнин Я.Ю. Перетренированность в спорте / Я.Ю. Смакотнин // Спортивная гимнастика и акробатика. URL: http://artgym.at.ua/publ/o_zdorove/peretrenirovannost_v_sporte/4-1-0-88

9. Kirwan, John & Costill, David & Flynn, Michael & Mitchell, Joel & Fink, William & Neufer, P & Houmard, Joseph. (1988). Physiological responses to successive days of intense training in competitive swimmers. Medicine and science in sports and exercise. 20. 255-9. 10.1249/00005768198806000-00007.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ландина Д.А. Мониторинг уровня утомляемости студентов в рамках спортивных занятий / Д.А. Ландина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 1. С. 40-45.

Сведения об авторе Ландина Диана Альбертовна

Студент. Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Российская Федерация. E-mail: landina_2021@mail.ru

Сведения о научном руководителе Ковтун Римма Ивановна

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Российская Федерация. E-mail: rim-machka 16 @yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 1, pp. 40-45.

MONITORING THE LEVEL OF FATIGUE OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF SPORTS LESSONS

Landina D.A.

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. E-mail: landina_2021@mail.ru

Abstract. The article examines the effect of overtraining syndrome on the health status of students. Methods for assessing the level of fatigue have been studied. The analysis of the effectiveness of the method of monitoring students' fatigue within the framework of physical culture lessons is carried out.

Keywords: overtraining syndrome, level of fatigue, physical culture, monitoring.

References

1. Dopusk k fizkulture. Uglublennyiy meditsinskiy osmotr lits, zanimayuschihsya sportom na sportivno-ozdorovitelnom etape[Admission to physical education. In-depth medical examination of persons engaged in sports at the sports and wellness stage]. Tsentr sportivnoy med-itsinyi FMBA Rossii [Center for Sports Medicine of the FMBA of Russia]. URL: www.sportfmba.ru (In Russ.).

2. Kerroll T., Teylor D., Gandevia S. Vosstanovlenie tsentralnoy i perifericheskoy nervno-myishechnoy ustalosti posle uprazhneniy [Recovery of central and peripheral neuromuscular fatigue after exercise]. 2016. DOI: 10.1152. (In Russ.).

3. Makarova G.A., . Volkov S.N., Holyavko Yu.A., Loktev S.A. Sindrom peretrenirovannosti u sportsmenov (obzor otechestvennoy i zarubezhnoy literaturyi). Chast 1. [Overtraining syndrome in athletes (review of domestic and foreign literature). Part 1.]. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice]. 2014. URL: http://sportfiction.ru/articles/sindrom-peretrenirovannosti-u-sportsmenov-obzor-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literatury-1 -chast/(In Russ.).

4. Matos N., Uinsli R. Treniruemost yunyih sportsmenov i peretrenirovannost [Trainability of young athletes and overtraining]. Zhurnal sportivnoy nauki i meditsinyi [Journal of Sports Science and Medicine]. 2007. Pp. 353-367. (In Russ.).

5. Ordzhonikidze Z.G., Demidov N.A., Pavlov V.I. [et al.]. Endokrinnyiy aspekt peretrenirovannosti sportsmenov [Endocrine aspect of athletes' overtraining]. Sportivnaya meditsina: nauka ipraktika [Sports medicine: science and practice], 2018, vol. 8, no. 4, pp. 16-21. - DOI 10.17238/ISSN2223-2524.2018.4.16. (In Russ.).

6. Platonov V. Peretrenirovannost v sporte [Overtraining in sports]. Nauka v olimpiyskom sporte [Science in Olympic sports], 2015, no. 1, pp. 19-34. (In Russ.).

7. Sav A., Meyn L., Gastin P. Monitoring reaktsii sportsmena na trenirovku: sub'ektivnyie samoots-enki vazhnee obscheprinyatyih ob'ektivnyih pokazateley: sistematicheskiy obzor [Monitoring an athlete's reaction to training: subjective self-assessments are more important than generally accepted objective indicators: a systematic review]. Britanskiy zhurnal sportivnoy meditsinyi [British Journal of Sports Medicine]. 2016. DOI:10.1136/bjsports-2015-094758. (In Russ.).

8. Smakotnin Ya.Yu. Peretrenirovannost v sporte [Overtraining in sports]. Sportivnaya gimnastika i akrobatika [Gymnastics and acrobatics]. URL: http://artgym.at.ua/publ/o_zdorove/peretrenirovannost_v_sporte/4-1-0-88 (In Russ.).

9. Kirwan, John & Costill, David & Flynn, Michael & Mitchell, Joel & Fink, William & Neufer, P & Houmard, Joseph. (1988). Physiological responses to successive days of intense training in competitive swimmers. Medicine and science in sports and exercise. 20. 255-9. 10.1249/00005768198806000-00007. (In Ebgl.).

Information about the author Landina Diana Albertovna

Student. Kuban State Technological University, Krasnodar, Russian Federation. E-mail: lan-dina_2021@mail.ru

Information about the scientific supervisor Kovtun Rimma Ivanovna

senior lecturer of the Department of Physical Education and Sports. Kuban State Technological University, Krasnodar, Russian Federation. E-mail: rimmachka16@yandex.ru

Поступила в редакцию 25.12.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.