Мониторинг управления земельными ресурсами Оренбургской области
Д. В. Фролов, аспирант, ОренбургскийГАУ
Сельское хозяйство нашей страны находится в состоянии экономического, экологического и социального кризиса. Развитие промышленного производства, транспорта и дорожной сети, расширение территории городов приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, в том числе и на земельные ресурсы, составляющие основу аграрного производства. Одно из проявлений такого воздействия — техногенное загрязнение земель, используемых в сельском хозяйстве. Оно непосредственно влияет на экономику аграрного сектора, поскольку приводит к сокращению обрабатываемых площадей, снижению урожайности возделываемых культур, уменьшению объемов производства продукции. Перед экономикой встает вопрос, связанный с получением экологически чистой продукции на сельскохозяйственных полях. Это требует разработки новых подходов к организации ведения сельского хозяйства с учетом экологического состояния территории.
С целью получения достоверной информации о состоянии окружающей среды система мониторинга земель Оренбургской области разработана на основании соответствующих нормативных документов[1]. Главный из них — Земельный кодекс РФ. Кроме того, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области была подготовлена, а администрацией области принята «Программа мониторинга земель области на 1996—2000 гг.» и утверждена постановлением (от 24.04.96 г. №14-ПЗС) Законодательного собрания области. Было также
принято постановление Правительства РФ от 28.11.02 «Об осуществлении государственного мониторинга земель».
На рис. 1 приведена схема функционирования системы мониторинга управления земельными ресурсами[2].
В представленной структурной схеме центральное место принадлежит системе мониторинга, обеспечивающей получение систематизированной информации, на основе которой
Рис. 1 - Схема функционирования системы мониторинга управления земельными ресурсами
проводятся анализ и оценка состояния и использования земель, разрабатывается прогноз воздействия природных и антропогенных процессов на состояние земель. На основании прогнозов разрабатываются мероприятия для принятия решений по управлению земельными ресурсами, осуществляются природоохранные мероприятия, совершенствуются системы рационального использования и охраны земель.
Актуальность проведения работ по мониторингу земель определяется ухудшением экологического состояния всех объектов природной среды и земель в частности.
Необходимость ведения государственного мониторинга земель обусловливается еще и тем, что снижение уровня плодородия почв приводит к увеличению материально-технических затрат для получения сельскохозяйственной продукции и, в целом, к потере продуктивных земельных угодий.
В связи с этим для достижения экологического равновесия требуется принципиально новый подход к рациональному землепользованию и природопользованию. Принятию решений, связанных с реализацией действий на земле, должен в обязательном порядке предшествовать анализ разноаспектных, достоверных и регулярно обновляемых данных о ее состоянии. Все это определяет необходимость организации систематических комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды — мониторинга, и прежде всего ее главного объекта — земли.
На первом этапе мониторинга земель комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Оренбургской области (1993—2000 гг.) в основном разработан принцип организации экологического мониторинга земель области; уточнено и конкретизировано с учетом природных условий региона содержание мониторинга земель; проведено ландшафтное картографирование — с анализом ландшафтно-морфологической структуры территории области, с созданием карт масштаба 1:500000; разработаны шкалы оценок фонов, критериев, градаций, обобщающих коэффициентов для систематизации данных, подлежащих мониторингу почв; накоплен материал химико-физических и морфологических свойств основных типов почв области для банка данных; изучены и составлены карта загрязнения почв центральной и восточной зон области, эрозионная карта и другие. На основании обобщающих результатов первого этапа мониторинга установлено, что ухудшение экологического состояния земель происходит из-за нарушения структуры земельных угодий, распашки склоновых земель, нарушения систем земледелия в результате дробления землепользований, нарушений технологии промышленного производства, приводящих к загрязнению почв[3].
По величине техногенной нагрузки в Оренбургской области можно условно выделить три зоны. Первая зона — северо-западные, западные и юго-западные районы области, где размещаются основные предприятия нефтедобывающей промышленности, которым в постоянное пользование отведено 7,7 тыс. га земель. Разведка, разработка и эксплуатация месторождений сопровождаются загрязнением почв нефтепродуктами, побочно происходит засоление почв в результате излияния высокоминерализованных вод из скважин.
Вторая зона характеризуется интенсивным развитием предприятий газодобывающей промышленности, в постоянное пользование которым отведено около 3 тыс. га земель. Основные коммуникации ГП «Оренбурггазпром» (месторождения, трассы трубопроводов) расположены на землях Оренбургского, Илекского и Переволоцкого районов.
Третья зона расположена в восточной части области. Здесь размещены крупные промышленные центры региона, горнорудная промышленность, металлургическое производство. За предприятиями зоны в настоящее время числится около 4 тыс. га нарушенных земель.
Мощная химическая нагрузка, оказываемая на агроэкосистемы при производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции, потребовала создания системы контроля за ее качеством и безопасностью. В нашей стране — это система стандартов и ГОСТов в области охраны природы, введенная в 1976 г., и системы обязательной и добровольной сертификации продукции, разрабатываемые с 1994 г.
Наиболее полной, на данный момент, является система добровольной и обязательной сертификации пищевых продуктов, используемая также при сертификации почв земельных участков и грунтов согласно «Временному порядку добровольной сертификации почв земельных участков и грунтов» (ГОСТ Р RU.0001.8.1.0038. М., 1993).
Основная задача сертификация почв земельных участков и грунтов — обеспечить сохранение плодородия почвы как средства производства, а также получение экологически безопасной и конкурентоспособной продукции. Учитывая, что почвы земельных участков сертифицируются по показателям безопасности, эти данные могут быть использованы для прогнозной оценки качества продукции, проведения мероприятий по повышению плодородия почв и охране окружающей среды.
Сертификация почв создает условия для успешной деятельности производителей сельхозпродукции, в агроэкологической оценке почв, что очень важно при определении кадастровой стоимости сельхозугодий.
При подтверждении соответствия показателей безопасности земельного участка установленным требованиям сертификационные испытания произведенной на этом участке продукции проводят по сокращенной схеме. Это позволяет в 2,5—2,7 раза сократить стоимость сертификации продовольственного сырья.
Сертификат может выдаваться на площадь всего севооборота, что делает экономически выгодным его получение не только мелким хозяйствам, но и особенно крупным землепользователям.
Срок действия сертификата соответствия почв составляет три года, что дает возможность в течение этого времени сертифицировать продукцию по сокращенной схеме.
Еще более широкие возможности открывает сертификация земельных участков в области повышения плодородия почв, мониторинговых исследований, охраны окружающей среды[4].
Полученные при сертификации данные по обеспеченности почв питательными веществами позволяют более объективно подходить к решению вопроса о размещении культур по полям севооборота.
Одновременно можно вносить соответствующие поправки в распределение удобрений по отдельным полям, дифференцировать дозы удобрений и планировать их использование с учетом окупаемости и энергетической эффективности. Это особенно важно в современных условиях при экстенсивном земледелии, когда возникает необходимость оценить влияние именно плодородия почв на получение урожая сельскохозяйственных культур.
Ежегодно инспекционный контроль за сертифицируемыми участками имеет большое значение для целей мониторинга. При отлаженной организации базы данных он позволит своевременно обнаружить те негативные процессы, которые происходят в почве. Информация будет касаться не отдельных реперных участков,
а достаточно больших массивов, имеющих неоднородный почвенный покров и различную степень антропогенной нагрузки.
Данные по содержанию токсикантов в почве и ее буферных свойств необходимы для разработки научно обоснованных приемов по их детоксикации.
Сертификат соответствия является официальным документом, фиксирующим фактический уровень плодородия почв данного участка на момент получения сертификата. Это также может помочь при разрешении ряда юридических проблем, связанных с арендой, продажей участков и использованием.
Государственная агрохимическая служба сертификацией почв занимается с 1964 г. Таким образом, государственные центры и станции агрохимической службы уже более сорока лет определяют соответствие показателей плодородия и безопасности почв установленным требованиям. За этот длительный период они смогли накопить большой банк данных, приобрести высококвалифицированный опыт работы и стать единственными структурами, которым посильна задача сертификации почв.
В заключение необходимо сказать, что эффективное и рациональное ведение экологического мониторинга, в т.ч. мониторинга за загрязнением химическими элементами почв и земель области, возможно при условии научного обобщения и глубокого анализа информации с последующим формированием геоинформаци-онных систем.
Литература
1 Нагабедьян, И. А., Минкина, Т. М., Назаренко, О. Г. Сертификации почв земельных участков // Агрохимический вестник. — 2003. - № 3. - С.25—26.
2 Сизиков, В. А. Правовые основы мониторинга земель // Земельный вестник России. — 2003. — №4. — С.36—38.
3 Басманов, А. Е., Горбачев, В. В. Мониторинг земельных ресурсов с использованием космической информации // Земельный вестник России. — 2003. — №3. — С.28—35.
4 Русанов, А. М., Прихожай,Н. Н. Современное состояние и пути совершенствования мониторинга земель Оренбургской области // Земельный вестник России. — 2003. — №3. — С.16—18