МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ВЫПУСКНИКАМИ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
И.А. МАТНЕНКО
Состояние взаимодействия образовательных учреждений и предприятий-работодателей является объектом тщательного комплексного анализа в силу ряда объективных причин, обусловленных текущими негативными социальноэкономическими тенденциями на рынке труда, спадом в сферах производства и потребления, реальном секторе экономики. В стратегическом контексте мониторинг призван комплексно проанализировать «состояние взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-структур (работодателей) в области политики на рынке труда, методов решения проблем занятости, в том числе выпускников и молодых специалистов, выявление тенденций развития в условиях экономического кризиса и разработка общей концепции этого взаимодействия» [1 ,2]. В рамках выявления текущего состояния и тенденций развития взаимодействия предприятий-работодателей и вузов становится возможным прогнозировать модели такого взаимодействия, разрабатывать систему сбора и обработки информации и выстраивать в режиме обратной связи «самоподстраиваемую», эффективную систему управления этим взаимодействием.
По данным I мониторинга Российского союза ректоров в процессе привлечения молодых специалистов больше половины работодателей (63,9%) из 239 респондентов сталкиваются с трудностями, такими как [1,14]:
• низкое качество подготовки студентов/выпускников (28,9% работодателей указывают на эту проблему);
• плохая посещаемость мероприятий студентами (плохая информированность, низкая активность и т.п. - 11,1%);
• отсутствие центра занятости в вузе или лиц, отвечающих за организацию работы с компаниями, заинтересованными в привлечении студентов и выпускников (4,4%);
• низкая заинтересованность центров занятости в сотрудничестве с работодателем (11,1%);
• высокие цены на услуги центра занятости (6,7%);
• низкий уровень организации мероприятий и других форм работы с молодыми специалистами (2,2%);
• отсутствие новых интересных форматов мероприятий в вузах (2,2%),
• незаинтересованность молодежи в работе на производстве из-за низкой заработной платы (2,2%).
Учитывая выявленные факторы, препятствующие эффективному взаимодействию вуза со стратегическими партнерами по трудоустройству выпускников, можно определить, что социально-экономический эффект подготовки конкурентоспособного специалиста зависит от совершенствования во внутренней среде вуза:
1. формирования содержания образовательного процесса Института по основным образовательным программам.
2. помощи при выборе траекторий обучения, трудоустройстве и профессиональной адаптации и внедрения системы взаимодействия с предприятиями - стратегическими партнерами Института по трудоустройству выпускников.
3. системы сопровождения выпускников в процессе профессиональной адаптации и отслеживания их трудовой карьеры.
4. деятельности Института по реализации программ дополнительного профессионального образования (ДПО), направленных на решение конкретных профессиональных, социальных и личностных проблем.
Поскольку вуз является основным посредником между конечными потребителями: бизнес-сообществом и молодежной аудиторией, то одним из ключевых факторов, обусловливающих эффективность управления взаимодействием, является содержательный анализ требований работодателей к выпускникам и соответствия искомых профессиональных компетенций актуальным потребностям регионального рынка труда.
В рамках указанного направления Центром развития профессиональной карьеры (ЦРПК) в период с октября 2009 по январь 2010 года было проведено исследование «Оценка удовлетворенности работодателя». Его целью являлось провести анализ экспертной оценки работодателей профессиональной деятельности выпускников и формирование рекомендаций по повышению качества подготовки специалиста торгово-экономического профиля в Омском институте (филиале) ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».
В исследовании принимали участие в качестве респондентов 19 работодателей, на предприятиях которых трудоустроены 2 и более выпускника Омского института (филиала) РГТЭУ.
Практически по всем специальностям наблюдается следующая тенденция: уровень актуальности полученных знаний как теоретических, так и практических и их соответствия квалификации (0 при оценке от 1 до 5) является, по мнению респондентов, выше среднего (4.25-4.75). Таблица № 1.
Таблица 1 - Удовлетворенность уровнем теоретической подготовки выпускников
Менеджмент организации Финансы и кредит Бухгалтерский учет, анализ и аудит Коммерция (торговое дело) Товароведен ие и экспертиза товаров
Актуальность теоретических знаний 4,2 4,3 4,1 4 4,75
Соответствие теоретических знаний квалификации 4,1 3,9 3,7 4 4,5
Умение применять теоретические знания в профессиональной деятельности 3,9 4 3,9 3,8 4,25
Однако профессиональные практикоориентированные компетенции выпускников, раскрывающиеся уже непосредственно в профессиональной деятельности, уступают по критериальному значению (3.7-4.25). Таблица № 2.
Таблица 2 - Удовлетворенность уровнем практической подготовки выпускников
Менеджмент организации Финансы и кредит Бухгалтерский учет, анализ и аудит Коммерция (торговое дело) Товароведени е и экспертиза товаров
Актуальность практических знаний 4,1 4 4 3,8 4,75
Соответствие практических знаний квалификации 4 3,8 3,9 3,7 4,25
Умение применять практические знания в профессиональной деятельности 3,75 3,8 3,7 3,8 4,25
При выявлении экспертной оценки значимым для исследования являлось установление обратной связи с работодателями для формирования рекомендаций. К числу необходимых профессионально важных компетенций работодатели отнесли следующие:
1. Умение применять теоретические знания на практике;
2. Умение общаться с клиентами, коммуникативные навыки;
3. Самоорганизация, умение рефлексивно оценивать свою деятельность;
4. Умение работать на результат;
5. Техника продаж;
6. Умение работать в программе 1С (преимущественное использование версии 8.0, 8.1)
7. Приемы и методы функционального маркетинга, применение современных методов мониторинга маркетинговой информации о рынках, потребителях, конкурентах, внешней среде;
8. Владение современными коммуникационными технологиями, в том числе автоматизированными системами документооборота.
При определении спектра личностных качеств, которыми должен обладать сотрудник предприятия, работодатели отметили следующие приоритеты (по частотности упоминаний): ответственность; коммуникабельность; быстрая обучаемость; исполнительность; пунктуальность; инициативность; целеустремленность.
Также некоторые работодатели отметили необходимость наличия у работника таких качеств как стрессоустойчивость, грамотность, работоспособность, порядочность, эрудированность и ориентация на результат.
Дополнительные программы, которые необходимы выпускниками по рекомендации работодателей, чтобы они были востребованы на рынке труда:
1. 1С (8.0, 8.1) и прочие бухгалтерские программы (т.к. на большинстве предприятий бухгалтерский учет ведется автоматизировано).
2. Программы самопрезентации (умение продать себя на рынке труда).
3. Управление стрессом, психология конфликта.
4. Программы по профессиональному изучению иностранных языков.
5. Тренинги по продажам, по работе с возражениями.
6. Программы обучения современным и эффективным методам управления производственным процессом (услугой).
7. Делопроизводство.
По-прежнему востребованными остаются выпускники по специальностям «Менеджмент организации», «Коммерция (торговое дело)», «Финансы и кредит»: менеджеры; контролеры-кассиры; продавцы; управляющие магазином; специалисты коммерческого отдела; младшие специалисты по работе с проблемной задолженностью; специалисты по кадровому делопроизводству. То, что в списке оказались специальности, требующие среднеспециального образования, свидетельствует о возможном снижении качестве подготовки специалистов в таких профильных учреждениях и попытке работодателей привлечь на вакантные места студентов 3-5 курса вуза.
Таким образом, мониторинг удовлетворенности работодателей позволяет выявить «проблемные зоны» в подготовке специалиста и сформировать пакет первичных рекомендаций по совершенствованию как управлением взаимодействием с партнерами, так и по устранению негативных тенденций. Вспомогательными инструментами также являются ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников всех форм обучения и входное анкетирование студентов 5 курса очной формы обучения с целью выявления нуждающихся в содействии трудоустройству по всем видам занятости. По результатам составляется прогноз трудоустройства выпускников и определяется необходимый комплекс мероприятий, удовлетворяющий актуальные потребности студентов. В 2008 году с целью снижения напряженности на рынке труда и содействию трудоустройству выпускников всех форм обучения введен мониторинг трудоустройства выпускников заочной основной образовательной программы, включая сокращенную. В целом, обратная связь (создание информационной базы данных - сопровождение - консультирование -трудоустройство) с выпускниками в долгосрочной временной перспективе (до 3 лет) показывает нарастающий процент трудоустроенности (Таблица № 3).
Год Очная форма, чел Трудоустроенных выпускников, % Выпускников, работающих в регионе, %
2006 147 83,3 % 71,7 %
2007 126 84 % 94.4 %
2008 159 89 % 89,3 %
2009 99 73 %* 94 %
В целях оптимизации подбора кандидатуры выпускника для потенциального работодателя Центр проводит также мониторинг качественного состава выпускников всех форм обучения. Выпускающие кафедры по итогам работы ГЭК заполняют утвержденную форму, предоставляющую сведения о качественном составе выпускников. По данным мониторинга выпускников 2008-2009 учебного года (очная и заочная основные образовательные программы) 45 % от общего количества выпускников (371 чел.) защитили ВКР на «отлично», 36% трудоустроены на предприятии, по заказу которого выполнена ВКР.
Второй год Центр развития профессиональной карьеры принимает участие в подготовке рекомендаций и выступает в качестве респондента во всероссийском исследовании проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов [2-4], инициированном партнером - Центром тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии», официальным Региональным Представительством которого ЦРПК является при реализации дистанционного образовательного и профориентационного тестирования. Результаты данного опроса полезны как самим компаниям-работодателям (с точки зрения сравнения своей ситуации со среднерыночной) и молодым специалистам (перспективы трудоустройства), так и всем специалистам, занимающимся адаптацией, подготовкой и обучением персонала, оказанием содействия трудоустройству.
Все указанные инструменты позволяют формировать комплексную систему сбора и анализа оперативной и долгосрочной информации о внешней и внутренней среде Института для корректировки политики и стратегии в условиях кризиса, и как условие сбалансированности потребностей, повышения степени участия в этих процессах заинтересованных сторон: потребителей услуг (студентов, бизнес-партнеров), персонала вуза, представителей общественности региона в целом.
1. I Мониторинг Российского союза ректоров взаимодействия бизнеса и образования 2009 http://rsr-online.ru/index.php
2. В.Алтухов, А. Серебряков. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда, 2009 http://www.teletesting.ru/ modules/ articles/index.php?op=viewarticle&artid=25
3. Исследование проблем и перспектив работы с выпускниками и молодыми специалистами на современном рынке труда, 2009 год http://www.teletesting.ru/modules/ articles/index.php?op=viewarticle&artid=24
4. Исследование критериев отбора молодых специалистов: результаты опроса
компаний-работодателей, 2008 год
http://www.teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=20