МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
И. В. Филиппова
В последнее время уделяется большое внимание вопросам разработки и внедрения в вузах систем менеджмента качества (СМК) на основе стандартов ИСО серии 9000. Но «механическое» внедрение стандартов не гарантирует автоматического улучшения деятельности вуза. К тому же, в отличие от промышленных предприятий, разработка и внедрение СМК в вузе отличаются большей сложностью и продолжительностью. Поэтому в первую очередь следует внедрять те принципы, которые могут дать ощутимый результат и возможность «мягкого» внедрения СМК. Таковым является принцип «ориентация на потребителя». В связи с этим на начальном этапе формирования внутривузов-ской системы менеджмента качества образовательной деятельности в Мордовском государственном университете главный акцент был сделан именно на него.
Актуальность исследований об удовлетворенности потребителей качеством подготовки специалистов заключается в том, что полученные результаты позволяют не только диагностировать образовательный процесс, но и эффективно управлять им, совершенствовать работу кафедр, факультетов и всех структурных подразделений вуза, что очень важно при формировании системы менеджмента качества.
В Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева была разработана система мониторинга удовлетворенности потребителей, содержащая программы анкетирования основных потребителей результатов образовательной деятельности, критерии оценки, методики обработки результатов и пр.
Как известно, существуют как внешние, так и внутренние потребители. К внешним, как правило, относят государство, работодателей, родителей студентов, выпускников, абитуриентов. К внутренним — профессорско-преподавательский состав,
Предметом нашего внимания в данной статье выступает удовлетворенность таких категорий потребителей, как абитуриенты, студенты и выпускники.
Ежегодно в период приемной кампании в Мордовском госуниверситете проводится анкетирование абитуриентов на предмет выявления их ожиданий от обучения в вузе. Такие исследования проведены в университете в 2005 и 2006 гг. Так, для более чем половины опрошенных (58,1 %) наиболее значимой целью обучения в университете является подготовка к будущей карьере, далее — получение диплома о высшем образовании (49,5 %) и получение специальных знаний (46,9 %). Немаловажное значение имеет также саморазвитие и самосовершенствование (42,7 %). Менее значимым явилось развитие тех или иных навыков (практических — 24,1 %, решения проблем — 12 %, аналитических — 7,6 %). Последнее является тревожным сигналом, так как приобретение навыков — одна из важнейших составляющих подготовки к будущей карьере. Основные ожидания абитуриентов как в 2005, так и в 2006 г.. связаны с получением качественного образования (68,2 % и 82,1 % соответственно). На втором месте по значимости стоит потребность в интересной учебе (59,6 % — 2005 г. и 49,2 % — 2006 г.), далее — возможность по окончании устроиться на высокооплачиваемую
работу (53,3 % в 2005 г. и 41,8 % в 2006 г.). Каждого третьего как в 2005, так и в 2006 г. привлекает возможность участвовать в студенческой жизни и проявить себя. Наименьшую обеспокоенность абитуриентов, по данным исследования, вызывает проблема свободного времени на другие занятия.
На вопрос «Почему Вы выбрали именно это учебное заведение?» ответы распределились следующим образом. Так, в 2005 г. основопо-аспирантов, докторантов, сотрудников и студентов, лагающим фактором для абитуриентов стал
© И. В. Филиппова, 2007
Серия «Экономические науки»
21
престиж вуза (29 % опрошенных), на втором и третьем местах по значимости — советы друзей и знакомых, а также нахождение вуза в пределах Мордовии (25,4 % и 22,7 % соответственно). За 8,8 % опрошенных решили родители, и у 2,2 % не было другого выбора.
В 2006 г. количество критериев несколько расширилось. Практически на одном уровне среди приоритетов выступают наличие интересующей специальности и получение качественного образования (57,7 % и 56,8 %). Для трети опрошенных значимой явилась известность университета . Менее привлекательными оказались плата за обучение, отсрочка от армии, а также отсутствие возможности поступления в другой вуз (7,2 %, 3,8 % и 2,6 % соответственно).
Таким образом, из ответов респондентов становится ясно, что в основной своей массе (более 97 %) абитуриенты, принимающие решение о поступлении в вуз, делают свой выбор вполне осознанно. Они уверены, что Мордовский госуниверситет предоставляет самое качественное образование в республике.
Студенты — основные потребители результатов образовательной деятельности. Поэтому в университете распространены различные формы опросов и ежегодно проводятся письменное анкетирование.
Имея достоверные данные о студентах как объекте обучения и воспитания, об их настроениях и возможностях, выраженных в отношении к существующей социальной реальности на уровне макро- и микросреды, можно осуществлять поиск соответствующих педагогических технологий в обучении и организации воспитательного процесса, адекватно и эффективно реализующих целевые установки образовательного процесса.
Как показывают результаты опроса, основная часть студентов Мордовского госуниверситета считает свой вуз престижным, и большая их часть осознанно выбрала его для получения качественного образования.
Чтобы выяснить, насколько студенты удовлетворены различными аспектами вузовской жизни и что, по их мнению, нужно предпринять для его совершенствования, был задан вопрос: «Удовлетворены ли Вы..?» Как показывают данные, в целом по университету студенты довольны организацией учебного процесса. Их удовлетворенность в 2005 г. составила 63,9 %, в 2006 возросла на 6,5 % и составила 70,4 %.
Данная тенденция положительно характеризует уровень организации учебного процесса. И это очень важно: ведь от того, насколько грамотно он организован, зависит качество профессиональной подготовки студентов. Главной целью учебного процесса является предоставление не только необходимого объема знаний, но и формирование у студентов полного, глубокого представления об их будущей профессии, воспитание у них коммуникативных качеств, развитие их как личности.
Студентам также был задан вопрос: «Ваше отношение к организации учебного процесса?» Большинство респондентов отметило, что особых претензий к учебному процессу не имеют,
(53 % в 2005 г. и 58,1 % в 2006 г.). Каждый четвертый в 2005 и каждый пятый в 2006 г. отметили несоответствие изучаемых дисциплин получаемой специальности. Также каждый четвертый опрошенный и в 2005, и в 2006 г. отмечал недостаточное количество выделяемых часов для наиболее значимых предметов. Как видно, в данном случае больше претензий предъявляется к образовательному стандарту, а не к вузу. Также студенты не совсем довольны перегруженностью аудиторными знаниями. Это отметили 19,2 % опрошенных в 2005 г. и 18,3 % — в 2006 г.
Для повышения эффективности учебного процесса представляет интерес анализ обучения с точки зрения использования различных новаторских средств и методов, от которых во многом зависит качество подготовки специалистов с высшим образованием. Для исследования того, какие новаторские методы используются в вузе, был задан вопрос: «Используются ли в Вашем вузе новаторские методы обучения?»
Результаты анкетирования по данному вопросу показывают, что в вузе в значительной степени используется рейтинговая система аттестации студентов, что отметили 57,1 % опрошенных в 2005 г. и 48,9 % — в 2006 г. Не в достаточной степени используются технические средства (учебное телевидение, Интернет и др.) То, что в вузе используются активные методы формы проведения занятий, отметили 40 % опрошенных студентов в 2005 г., а в 2006 г. их процент возрос до 47,7.
Итак, в целом можно отметить достаточно высокий уровень удовлетворенности студентов различными аспектами учебного процесса, что
22
ВЕСТНИК
I 2007 | № 1
свидетельствует о том, что в вузе процесс обучения организован грамотно, и это служит основой для обеспечения высокого качества подготовки специалистов.
Важнейшим индикатором уровня подготовки специалистов выступает мнение выпускников. С целью выявления удовлетворенности выпускников различными аспектами учебного процесса в вузе в анкете был задан вопрос «Насколько Вы удовлетворены?» Исследование показывают, что в целом результаты образовательного процесса соответствовали ожиданиям выпускников (89,6 %).
Свою удовлетворенность по связи содержания учебной программы с практикой выпускники оценили достаточно высоко — на 3,85 балла по 5-балльной шкале. Чуть ниже выпускники оценили применение активных методов в процессе обучения — на 3,3 балла. Организацией производственных и учебных практик выпускники в целом достаточно удовлетворены — на 3,94 балла.
Выпускникам было предложено оценить также престижность получаемого диплома. Средний балл престижности диплома по уни-
Поступила 12.12.06.
верситету составил, по результатам опроса, 4,19 балла.
На вопрос «Удовлетворены ли Вы выбранной специальностью?» больше половины опрошенных (52,85 %) по университету в целом дали положительный ответ. Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены выбранной специальностью 31,2 % опрошенных выпускников. Ответ «нет» дали лишь 3,9 %.
Предложив выпускникам оценить сильные стороны деятельности своего факультета (института, филиала), мы получили следующие результаты: 55,9 % отметили высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, сильной стороной, по мнению выпускников, является и доброжелательность преподавателей.
Таким образом, мониторинг удовлетворенности основных потребителей качеством подготовки специалистов в университете доказал, что в Мордовском университете образовательный процесс организован грамотно, здесь работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский персонал. Это служит основой для обеспечения самого высокого качества под-готовки специалистов в республике.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Л. А. Челмакина
Актуальной в настоящее время является подготовка специалистов-экономистов, владеющих навыками работы с компьютерными программами. Сложность решения данной проблемы заключается в том, что существует значительное количество компьютерных технологий, и необходимо произвести их отбор с позиций качества, удобства и степени защиты.
Решение данной проблемы рассмотрим на конкретном примере. Дисциплина «Практикум по экономическому анализу» (далее — Практикум) включает обобщение всего объема учебного материала по курсам «Теория экономического анализа», «Комплексный экономический анализ», «Финансовый анализ», «Инновационный анализ», «Анализ финансовой отчетности», «Анализ в отраслях», и предполагает проведение эко-
© Л. А. Челмакина, 2007
Серия «Экономические науки»
23