современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология
со
и
о
си
о
и
со
Е
со
ГО
т
о
со
_а
о
с
о
^ о ^ .Е
о л
го
Е
ф
ф т го л со . -ГО 00 I со СЯ
ф ся о с ^
«и от
X СЯ =3 ^
Е ь-+
го
ф
О-
-а
Т
>
с;
о
о
-С х
р § ™* о £ о
го
? 5 го а.
-Т ^
ГО 2
ГО
Б
_а
ю
ф с; т ф ’
^ ц
ф о
ч--
12 Европейский Конгресс «Принятие управленческих решений в системе здравоохранения в Европе: от пациента к обществу»
Дисконтирование при проведении фармакоэкономических исследований
Ценообразование - зарубежный опыт
т ' .
ф -
Том 2
2009
Мониторинг цен и ассортимента лекарственных средств и его первые результаты
Тельнова Е.А., Пархоменко Д.В., Петроченков ГА, Румянцев А.С. Фисенко В.С., Романов Ф.А., Идрисов М.Ф., Соколова Е.С.
Федеральная служба в сфере здравоохранения и социального развития, г. Москва
Настоящая статья посвящена описанию недавно внедренной государственной программы мониторинга ценовой и ассортиментной доступности жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, осуществляемой Росздравнадзором. Освещены законодательные основы и механизмы функционирования системы мониторинга. В статье изложены цели проведения мониторинга ценовой и ассортиментной доступности жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также приводится описание компьютерного программного обеспечения и результаты мониторинга за период действия программы.
Ключевые слова: программа мониторинга ценовой и ассортиментной доступности жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
В соответствии с решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (протокол № 9 от 10.03.2009) и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.05.2009 № 277н «Об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента лекарственных средств в стационарных лечебнопрофилактических и аптечных учреждениях (организациях) Российской Федерации» Росздравнадзором в штатном режиме с 15 июня проводится ежемесячно мониторинг цен и ассортимента.
С января по май 2009 г. Росздравнадзором мониторинг цен на лекарственные средства проводился в тестовом режиме.
По результатам мониторинга готовятся доклады о состоянии рынка и анализ цен, которые направляются в Минздравсоцраз-вития России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, Федеральную службу по тарифам, а также руководителям всех субъектов Российской Федерации.
Мониторинг ценовой и ассортиментной доступности жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) относится к надзорным мероприятиям и, как система наблюдения, позволяет объективно оценить ситуацию на фармацевтическом рынке, выявить негативные тенденции и своевременно принять соответствующие управленческие решения, направленные на обеспечение доступности лекарственных средств для населения. Он проводится не с целью выявления конкретных фактов нарушения ценообразования в каждом аптечном или лечебнопрофилактическом учреждении для принятия соответствующих
санкций. Контроль за соблюдением порядка ценообразования конкретными субъектами обращения лекарственных средств (ЛС) и применение санкций за его нарушение является самостоятельным элементом системы государственного регулирования.
Таким образом, мониторинг не подменяет собой систему контроля, а действует с ней параллельно.
Для проведения мониторинга был разработан специальный программный продукт, который предоставляет возможность дистанционного ввода информации через Интернет каждому конкретному аптечному и стационарному лечебно-профилактическому учреждению.
Программа позволяет:
- проводить обработку вводимой информации в объемах, необходимых для получения объективной информации об уровне цен в регионах, федеральных округах и в России в целом, а также оценивать их динамику;
- сопоставлять эту информацию с данными о ввозе и декларировании соответствия лекарственных средств.
В среднем объем репрезентативной выборки ЖНВЛС составляет 250-300 тыс. ежемесячно вводимых строк информации.
Электронная база данных (рис.1) по препаратам, включенным в перечень ЖНВЛС, дает возможность:
- принимать обоснованные решения по государственной регистрации предельных отпускных цен производителей с учетом анализа фактических цен реализации лекарственных средств отечественными и зарубежными производителями;
- проводить сравнительный анализ эффективности государственных закупок лекарственных средств как в амбулаторном, так и в госпитальном сегментах рынка;
- позволяет субъектам Российской Федерации отслеживать ситуацию по ценообразованию.
Работа сайта основывается на базе данных по зарегистрированным лекарственным средствам (рис.2).
Источники информации - это три сегмента фармацевтического рынка:
- госпитальный сегмент;
- амбулаторный сегмент;
- программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) + программа высокозатратных нозологий (ВЗН).
Ввод информации осуществляется стационарными лечебнопрофилактическими учреждениями (больницами), аптеками,
38
Тельнова Е. А. тел.: (495) 698-45-38 e-mail: [email protected]
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИРБИС
Рис.1. Схема организации мониторинга уровня цен.
аптечными сетями, органами управления здравоохранения (по остаткам и результатам закупок). Первичной документацией при вводе информации является товарно-транспортная накладная (ТТН).
Все данные вводятся по состоянию на 15-е число месяца. Сроки ввода - с 15-го числа до 5-го числа следующего за отчетным месяца. Данные по объему закупок вводятся 1 раз в полугодие.
Основой для формирования перечня мониторируемых лекарственных препаратов является действующий перечень ЖНВЛС, из которого Минздравсоцразвития России готовит перечень для мониторинга.
На основании перечня, утвержденного приказом Минздравсоц-развития России по международным непатентованным наименованиям (МНН), Росздравнадзором готовятся списки для проведения мониторинга по торговым названиям, при этом учитывается:
- объем продаж лекарственных средств по данным аналитических компаний;
- данные декларирования соответствия;
- поставка или производство единственным поставщиком и т.д.
Непосредственный контроль за вводом информации осуществляют территориальные управления Росздравнадзора.
Обязательными элементами мониторинга является анализ и администрирование этого процесса (рис.3).
Результатом проведенного мониторинга являются:
- Доклад по данным мониторинга обращения лекарственных средств по ассортименту и цене и о мерах по обеспечению доступности и качества лекарственных средств, принимаемых в субъектах Российской Федерации;
- Анализ результатов мониторинга ценовой и ассортиментной доступности лекарственных средств на отчетный период;
- Анализ результатов закупок необходимых лекарственных средств субъектами Российской Федерации для обеспечения отдельных категорий граждан.
Доклад по данным мониторинга обращения лекарственных средств по ассортименту, цене и мерах, принимаемых в субъектах Российской Федерации по обеспечению доступности и качества лекарственных средств и содержит следующую информацию:
• об изменениях в структуре фармацевтического рынка
- об объемах и о структуре потребления лекарственных средств;
- по соотношению импортных и отечественных лекарственных препаратов;
- об итогах работы российской фармацевтической промышленности;
• о лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан;
• о мероприятиях, проводимых в субъектах Российской Федерации и направленных на защиту российских потребителей от продукции, представляющей угрозу здоровья и жизни граждан:
- о качестве лекарственных средств, находящихся в обороте
• о структуре потребления ГЛС из разных ценовых категорий;
• об анализе размеров торговых надбавок на лекарственные средства, действующих в субъектах Российской Федерации;
• о динамике уровня цен на фармацевтическом рынке;
• об индексе потребительских цен;
• об анализе ценовой составляющей остатков лекарственных средств, закупленных субъектами Российской Федерации;
• о мерах, принимаемых в субъектах Российской Федерации по сдерживанию роста цен на фармацевтическом рынке.
Результаты первого мониторинга, проведенного в штатном режиме, показали ситуацию на фармацевтическом рынке по ценообразованию за период январь-май. В мониторинге цен на лекарственные средства и их доступности принимали участие 84 региона - 82 субъекта Российской Федерации, а также г.Байконур; Ненецкий АО и Архангельская область самостоятельно. Число респондентов, принявших участие в мониторинге в мае - 4302, в июне - 5095, в июле - 5201.
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИрБИС
Рис. 2. Принцип сбора информации по уровню цен на препараты госпитального и амбулаторного сегментов анизации мониторинга уровня цен.
Наибольшее число респондентов, как правило, находилось в Центральном федеральном округе, а наименьшее - в Дальневосточном.
Результаты первого мониторинга показали, что в период с января по май 2009 г. произошло удорожание лекарственных средств в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка в среднем на 11,86% (табл.1), при этом в наименьшей степени изменились цены в Приволжском и Уральском федеральных округах, а в наибольшей степени цены увеличились в Сибирском, Дальневосточном, Южном и Северо-Западном округах.
едеральный округ Январь (руб.) Май (руб.) Январь/ май
Дальневосточный 224,77 246,93 113,17
Приволжский
Северо-Западный 492,49 530,38 111,1
ибирский 251,78 299,73 123,79
Уральский 348,38 371,53 106,52
ентральный 257,27 283,35 110,82
Южный 242,87 265,49 111,45
в среднем
едеральный округ Январь (руб.) Май (руб.) Январь/май Январь/июнь
Дальневосточный 2536,27 1512,75 59,64 98,67
риволжский 1158,86 1306,10 112,71 98,87
Северо-Западный 980,87 1385,22 141,22 101,33
ибирский 1340,12 1495,92 111,63 100,96
Уральский 2979,42 3468,44 116,41 101,46
ентральный 972,82 1119,62 115,09 98,05
Южный 989,38 1295,86 130,98 99,60
среднем 112,53 99,8
Таблица 2. Динамика уровня цен на препараты госпитального сегмента рынка в период с января по июнь 2009 г.
Таблица 1. Динамика цен на препараты амбулаторного сегмента рынка в период с января по май 2009 г.
В госпитальном сегменте в период с января по май 2009 г. удорожание произошло на 12,53% (табл. 2), при этом в Дальневосточном федеральном округе наблюдается снижение цен на 40,32%. В наибольшей степени увеличились цены в госпитальном сегменте в Северо-Западном, Южном и Уральском федеральных округах.
Необходимо отметить, что в значительной степени подорожали более дешевые препараты (стоимостью до 500 руб.): в среднем
Федеральный округ Январь (руб.) Май (руб.) %%
Дальневосточный 148,19 170,89 116,52
риволжский 124,99 153,2 123,32
Северо-Западный 140,89 168,13 118,94
ибирский 132,98 200,63 150,12
Уральский 179,38 191,32 106,95
ентральный 129,27 149,16 115,86
Южный 137,99 151,47 113,33
среднем 120,72
Таблица 3. Динамика уровня цен в федеральных округах на препараты начальной стоимостью до 500 руб. в амбулаторном сегменте рынка.
на 20,72% в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка (табл. 3) и в госпитальном сегменте - на 54,65% (табл.4).
При этом более дешевые препараты в амбулаторном сегменте больше всего подорожали в Сибирском и Приволжском феде-
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИрБИС
Рис. 3. Анализ и администрирование мониторинга ценовой и ассортиментной доступности лекарственных средств.
ральных округах, а в меньшей степени - в Уральском федераль- портные препараты повысилась на 12,25%, а на отечественные - на
ном округе, это же подтверждается и данными Росстата.
21,68% (практически в 2 раза больше) (табл. 7,8). В госпитальном
едеральный округ Январь (руб.) Май (руб.) %%
Дальневосточный 81,35 132,24 162,55
риволжский 119,14 175,88 147,62
Северо-Западный 84,29 199,20 236,32
ибирский 133,16 273,50 205,40
Уральский 162,97 365,75 224,42
ентральный 111,18 290,68 261,44
Южный 147,44 267,27 181,27
среднем 154,65
Федеральный округ Январь (руб.) Май (руб.) %%
Дальневосточный 860,6 912,94 108,35
риволжский 1515,86 1343,39 96,7
Северо-Западный 1994,43 2089,34 107,37
ибирский 1204,03 1132,22 101,95
Уральский 1037,78 1095,18 106,18
ентральный 1163,84 1233,44 106,34
Южный 1045,78 1134,43 108,73
среднем 105,09
Таблица 4. Динамика уровня цен в федеральных округах на препараты начальной стоимостью до 500 руб. в госпитальном сегменте рынка.
В госпитальном сегменте рынка дешевые препараты в наибольшей степени подорожали в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском федеральных округах и в меньшей степени в Приволжском и Дальневосточном федеральных округах (табл.4).
На препараты с начальной стоимостью более 500 руб. в амбулаторном сегменте за отчетный период средняя цена повысилась на 5,09% (табл.5), при этом в наибольшей степени она повысилась в Южном и Дальневосточном округах, в Приволжском округе средняя цена снизилась.
На препараты с начальной стоимостью более 500 руб. в госпитальном сегменте рынка за отчетный период стоимость повысилась на 6,57%, при этом в наибольшей степени она повысилась в СевероЗападном и Южном округах, в Дальневосточном округе средняя цена снизилась (табл.6).
При сравнении отечественных и импортных препаратов необходимо отметить, что в амбулаторном сегменте средняя цена на им-
Таблица 5. Динамика уровня цен в федеральных округах на препараты начальной стоимостью свыше 500 руб. в амбулаторном сегменте рынка.
сегменте повышение цен на импортные лекарственные препараты составило 9,2%, а на препараты отечественного производства - 39,52% (в 4 раза).
Наибольшее увеличение цен на импортные препараты отмечалось в Сибирском федеральном округе, наименьшее - в Уральском округе.
На отечественные препараты в наибольшей степени повышение цены отмечалось в Дальневосточном федеральном округе, в наименьшей - в Приволжском округе, а в Уральском округе даже произошло снижение средней цены.
В Южном федеральном округе картина выглядит наоборот: на импортные препараты цены повысились на 12,39%, а на отечественные
- на 7,93%.
Приведенные данные являются подтверждением того, что изменения цен в меньшей степени связаны с экономическим кризисом и колебаниями курсов основных валют, но в большей степени являются следствием несовершенства существующей системы ценообразования.
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИрБИС
Федеральный округ Январь (руб.) Май (руб.) %%
Дальневосточный 6439,45 4116,50 63,93
риволжский 3495,77 3836,81 109,76
Северо-Западный 3756,57 5065,62 134,85
ибирский 3864,77 4059,28 105,03
Уральский 6750,09 7465,02 110,59
ентральный 3253,26 3293,74 101,24
Южный 3062,66 3693,69 120,60
среднем 106,57
Таблица 6. Динамика цен в федеральных округах на препараты с начальной стоимостью свыше 500 руб. в госпитальном сегменте рынка.
едеральный округ Январь (руб.) Май (руб.) %%
Дальневосточный 264,36 290,82 112,00
Приволжский
Северо-Западный 649,40 701,31 112,19
ибирский 297,62 347,13 117,16
Уральский 389,39 417,58 107,17
ентральный 344,57 382,19 111,74
Южный 309,31 342,632 112,39
в среднем
Таблица 7. Динамика цен в Федеральных округах в амбулаторном сегменте рынка на импортные препараты.
едеральный округ Январь (руб.) Май (руб.) %%
Дальневосточный 90,65 99,08 134,23
Приволжский
Северо-Западный 167,95 176,64 105,47
ибирский 162,84 236,98 201,90
Уральский 138,57 133,32 94,38
ентральный 106,94 114,20 106,39
Южный 83,24 89,99 107,93
в среднем
Таблица 8. Динамика цен в Федеральных округах в амбулаторном сегменте рынка на отечественные препараты.
Еще одной причиной подобной разницы в динамике роста цен на отечественные и импортные лекарственные препараты является почти полная сырьевая зависимость российской фармацевтической промышленности от импорта.
По итогам мониторинга зафиксированы значительные отличия в ценах на одно и то же наименование лекарственного средства даже в пределах одного региона, как в рамках программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, так и в рамках закупок лекарственных средств для лечебнопрофилактических учреждений (за счет средств ОМС).
Более того, средняя цена на одно и то же наименование лекарственного средства в госпитальном сегменте по ряду препаратов превышает цену в амбулаторном сегменте.
Все вышеперечисленное косвенно свидетельствует об отсутствии контроля за государственными закупками лекарственных средств в субъектах Российской Федерации, следствием чего являются дефицит лекарственных средств и высокие цены в госпитальном сегменте государственных закупок. При этом необходимо отметить, что из субъектов Российской Федерации часто звучат сообщения регионов о недостаточности финансовых средств, выделяемых на закупку лекарственных средств. Анализ торговых надбавок (табл.9) показал, что в
едеральный округ январь май июнь
Дальневосточный 29,194 28,202 27,529
Не является тер-иторией России г.Байконур 24,905 27,863 26,936
Приволжский 29,262 29,225 28,885
еверо-Западный 31,659 32,683 31,505
Сибирский 26,643 26,550 27,035
ральский 33,015 31,871 33,260
Центральный 23,046 23,278 23,559
жный 23,981 23,811 23,701
В среднем 27,713 27,935 27,801
Таблица 9. Размер средних торговых надбавок на лекарственные средства в федеральных округах.
Федеральный округ %%
Уральский 101,92
ибирский 100,33
Южный 100,29
ентральный 100,17
Приволжский 99,98
альневосточный 99,92
Северо-Западный 98,85
среднем 100,21
В среднем 27,713
Таблица 10. Динамика цен в период май-июнь 2009 г. в Федеральных округах на препараты начальной стоимостью до 500 руб. Таблица 10. Динамика цен в период май-июнь 2009 г. в Федеральных округах на препараты начальной стоимостью до 500 руб.
среднем величины фактической торговой надбавки составляли 27,7% от закупочной цены в январе, 27,9% - в мае и 27,8%
- в июне. Отмечаются незначительные отличия в величине торговых надбавок в различных округах, несмотря на разнообразные географические и социально-бытовые условия между ними, что показывает, что региональные отличия не оказывают существенного влияния на механизмы ценообразования и логистические затраты.
Наибольшая торговая надбавка применяется в Уральском (33,26%) и Северо-Западном (31,5%) федеральных округах, наименьшая - в Центральном и Южном федеральных округах (23,7%).
При этом нужно отметить, что в Дагестане отмечены наименьшие торговые надбавки, составляющие в среднем 16%.
Результаты анализа показали, что на уровень цен в большей степени влияет количество оптовиков («перекупщиков») в товаропроводящей цепочке.
Главным достижением мониторинга, проведенного Росз-дравнадзором, можно считать то, что он позволил привлечь внимание участников фармацевтического рынка и общественности к проблемам ценообразования на лекарственные средства, наиболее остро проявившимся в виде повышения цен в условиях экономического кризиса.
Итоги мониторинга показали несовершенство существующей системы ценообразования на лекарственные средства, а также необходимость внесения существенных изменений в нормативно-правовые документы, определяющих правила ценообразования на лекарственные средства, а также введения контроля за их соблюдением со стороны государства.
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИрБИС
Превышение цен на одни и те же препараты в сегменте государственных закупок (в рамках программ обязательного медицинского страхования и лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан) над коммерческим сегментом требует усиления контроля со стороны государства за закупками ЛС за счет бюджетных средств, особенно в госпитальном сегменте фармацевтического рынка.
Мониторинг за июнь показал правильность выбранного направления по анализу ценовой ситуации на фармацевтическом рынке. Результаты второго мониторинга (июнь, 2009г.) показывают, что на фармацевтическом рынке наметилась определенная стабилизация ситуации (0,16%), а в ряде регионов цены даже снизились по определенным позициям.
Анализ торговых надбавок на лекарственные средства, действующих в регионах Российской Федерации, подтвердил высказанное ранее предположение, что несмотря на значительные различия в климато-географических и социально-бытовых условиях субъектов собственно региональные отличия не оказывают существенного влияния на механизмы ценообразования и затраты на логистику.
Снижение цен в июне по сравнению с маем отмечалось в Красноярском крае, Ненецком автономном округе, Самарской области, Удмуртской Республике, Республике Карелия, Ставропольском крае, Белгородской области, Республике Алтай, Хабаровском крае, Вологодской области, Свердловской области, Республике Бурятия и др.
Вместе с тем, в ряде регионов продолжился рост цен, при этом особо «отличились» следующие регионы: г. Санкт-Петербург (5,68%), Смоленская область (3,74%), а также Калининградская область (3,7%), Чеченская Республика (3,4%), Магаданская область (3,21%) и др.
При сравнении закупочных цен в федеральных округах необходимо отметить, что наиболее высокие закупочные цены - в Дальневосточном округе (на 6,88% выше, чем в среднем по России), а наиболее низкие - в Южном (на 2,15% ниже) и Центральном (на 0,34% ниже) округах.
Розничные цены по отношению к средне-российским были наиболее высокими в Дальневосточном (выше на 16,72%), Северо-Западном (выше на 5,62%), Уральском (выше на 5,5%) округах, наиболее низкие - в Южном (ниже на 4,46%) и Центральном (ниже на 2,85%) округах.
Наметилась тенденция к стабилизации цен на дешевые препараты, подорожание которых составило всего 0,21% (табл. 10).
При этом в наибольшей степени подорожание препаратов этой ценовой категории произошло в Ямало-Ненецком автономном округе (на 7,72%), г.Москве (на 5,36%), Магаданской области (на 5,35%), Курганской области, Чеченской Республике и др.
На препараты с начальной стоимостью более 500 руб. с мая по июнь 2009 г. стоимость снизилась на 0,47%, вместе с тем, в г. Санкт-Петербурге, в Калининградской, Смоленской и Московской областях, а также в г. Москве она повысилась (в пределах 4-6%), а в Красноярском крае, Республике Карелия, Самарской области и других регионах снизилась более, чем на 5%.
В рамках федеральных округов значимого изменения цен в июне 2009г. на импортные препараты по сравнению с маем не произошло.
В Уральском федеральном округе отмечено незначительное повышение цен (1,63%) на отечественные препараты. В остальных округах значительных изменений цен не отличалось.
Таким образом, при общей стабилизации цен с мая по июнь 2009 г. на импортные (снижение на 0,18%) и отечественные (увеличение 0,01%) препараты, в ряде регионов: в г. Санкт-Петербург и г. Москва рост цен на импортные препараты продолжается (4%). Наибольшее повышение цен на отечественные препараты
(более 5%) произошло в Ямало-Ненецком автономном округе, Магаданской, Смоленской областях и др.
По госпитальному сегменту также отмечается определенная стабилизация, в тоже время незначительный рост цен отмечен в Уральском федеральном округе - 1,46%, при одновременном их снижении в Центральном федеральном округе - около 2%.
Данные мониторинга за июль показывают, что наметившаяся в июне тенденция некоторой стабилизации цен, даже их снижения в ряде регионов, по определенным позициям в июле сохранилась.
Наибольшее снижение цен было выявлено в г. Байконур, в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, в то же время незначительное повышение цен отмечалось в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Снижение цен более чем на 4% зафиксировано в следующих регионах: г. Байконур, Магаданская область, Тверская область, г. Санкт-Петербург, Забайкальский край, Ивановская область. В тоже время повышение уровня цен более чем на 4% отмечалось только в 2 субъектах Российской Федерации - в Республике Адыгея и Сахалинской области.
В целом по Российской Федерации стоимость лекарственных препаратов с начальной ценой до 500 руб. практически не изменилась (увеличение на 0,08%), в тоже время в Омской области и Республике Адыгея зафиксировано значительное повышение средней стоимости препаратов данной ценовой категории (на 10% и 15% соответственно). Цены на препараты с начальной стоимостью более 500 руб. также оставались стабильными (снижение на 0,05%), при этом уменьшение уровня цен более, чем на 4% отмечалось в 7 регионах (максимально в Магаданской и Тверской областях - 11,4 и 8,5% соответственно), о повышении цен более чем на 4% сообщили 6 регионов (максимальное повышение отмечено в Еврейской АО и Сахалинской области (5,1 и 6,7%, соответственно).
Уровень цен на импортные препараты в амбулаторном сегменте в целом по России оставался стабильным, при этом снижение цен более, чем на 4% зафиксировано в 5 регионах (максимальное в Магаданской области), повышение цен более 4% отмечено в Сахалинской области и Республике Адыгея.
Аналогичная ситуация зафиксирована для цен на отечественные препараты. Вместе с тем, в 6 регионах отмечено повышение цен более чем на 4% (особенно - в Омской области и Чукотском АО), а в 12 регионах (в наибольшей степени в Тверской области и г.Байконур) - снижение более, чем на 4%.
В июле средняя величина фактической применявшейся торговой надбавки к цене закупки в сравнении с июнем 2009 г. снизилась с 27,8% практически до 26%. По отдельным регионам отмечено существенное снижение: г.Байконур, Ивановская область и Ставропольский край. В тоже время уровень фактически применяемых торговых надбавок увеличился в г. Санкт-Петербург, в Омской области и в Челябинской области.
По-прежнему не прослеживается четкой закономерности в величине уровня цен (величины торговых надбавок) от климатогеографического расположения регионов.
В целом по России ситуация с ценами на госпитальные препараты остается достаточно стабильной, наименьший уровень цен наблюдается в Сибирском федеральном округе, наибольший - в Дальневосточном округе.
Госпитальные препараты с начальной стоимостью до 500 руб. подорожали на 4,62%, наибольший рост произошел в Дальневосточном, Южном и Сибирском округах, в целом в 23 регионах произошло увеличение стоимости данной категории препаратов более чем на 4%, в 4 регионах цены снизились более чем на 4%.
Необходимо отметить, что в Самарской области на протяжении всего периода январь-июнь-июль отмечается увеличение стоимости лекарственных средств в госпитальном сегменте, при этом необходимо учитывать, что данный регион является единствен-
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИрБИС
ным в России, где не установлены предельные размеры оптовых и розничных торговых надбавок.
В период с июня по июль 2009 г. в среднем по России рост цен на препараты стоимостью свыше 500 рублей в госпитальном сегменте составил 1,03%. В наибольшей степени увеличились цены в Дальневосточном, Приволжском и Центральном округах, в Сибирском округе - цены снизились. В 18 регионах отмечалось повышение цен более, чем на 4% на препараты с начальной стоимостью более 500 руб., снижение на более, чем на 4% - в 12 регионах.
Проведенный анализ динамики цен в период с июня по июль 2009 г. показал некоторый рост (на 1,69%) цен на импортные препараты госпитального сегмента. Наибольший рост госпитальных препаратов отмечен в Дальневосточном и Приволжском округах, наименьший в Уральском и Южном округах. Рост цен на импортные препараты более чем на 4% отмечен в 21 регионе, снижение более, чем на 4% - в 10 регионах.
На отечественные препараты цена в среднем по России повысилась на 1,37%, при этом в Сибирском и Уральском округах отмечено повышение цен, а в Дальневосточном и Северо-Западном округах - снижение. Рост цен на импортные препараты более чем на 4% отмечен в 14 регионах, снижение более, чем на 4% - в 23 регионах. Проведено сопоставление величины цен на ряд лекарственных препаратов в странах Европы и США с таковыми, внесенными в Государственный реестр предельных отпускных цен на ЖНВЛС. Было выявлено, что цены за рубежом на большинство препаратов (16 из 17) ниже, чем зарегистрированные в России на 10-20%. Сопоставление фактических цен ввоза лекарственных препаратов с уровнем цен за рубежом в настоящее время невозможно в виду отсутствия информации. В дальнейшем данный вид мониторинга будет расширен за счет включения большего числа препаратов.
Анализ данных по закупкам лекарственных препаратов в рамках программы ОНЛС показал, что субъектами Российской Федерации не реализуются в полной мере полномочия, переданные в соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», в части контроля за результатами закупок необходимых лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан.
Существующая система формирования лотов при проведении аукционов по закупкам лекарственных препаратов несовершенна, способствует закупке дорогостоящих импортных препаратов, даже при наличии отечественных аналогов.
Декларируемая система преференций в отношении продукции отечественных производителей на практике в настоящее время не реализуется.
Проведенный анализ показал, что размер потенциальной экономии при осуществлении импортозамещения в рамках программы ОНЛС с учетом косвенной оценки имеющихся производственных мощностей (по данным о зарегистрированных деклараций о соответствии), а также более высокой стоимости ряда отечественных препаратов по сравнению с зарубежными, мог бы составить за истекший период 2009 года 1,3 млрд. рублей (что составляет около 5,92% от всего финансирования программы ОНЛС).
Максимальная экономия может быть получена в регионах, осуществляющих наиболее масштабные закупки лекарственных препаратов. Вместе с тем, результаты мониторинга свидетельствуют о том, что объем возможной экономии при импортозамещении далеко не всегда связан с общим объемом финансирования, т.е. с численностью населения, участвующего в программе ОНЛС. В первую очередь он зависит от эффективности работы по определению потребности в лекарственных средствах и качества составления заявки, о чем идет речь на протяжении всего периода реализации программы ОНЛС.
Представленные данные мониторинга - это не мониторинг всего фармацевтического рынка, это только срез состояния рынка по лекарственным препаратам, относящимся к перечню ЖНВЛС, и в тоже время общая картина данных, полученных в результате мониторинга, в целом совпадает с заключениями аналитических компаний. Структура мониторинга от месяца к месяцу совершенствуется. Результаты мониторинга ежемесячно направляются руководителям субъектов Российской Федерации, а также в различные министерства и ведомства, в Генеральную прокуратуру, Счетную палату Российской Федерации.
Комплекс мероприятий, включающих в себя мониторинг, контрольные мероприятия совместно с Генеральной прокуратурой, Федеральной антимонопольной службой (ФАС), МВД и ФСБ, изменения, вносимые в нормативно-правовую базу и др. позволят решить проблему по упорядочению системы ценообразования в Российской Федерации в целом.
MONITORING FOR DRUG PRICE AND ASSORTMENT. FIRST RESULTS.
Telnova E., Parchomenko D., Petrochenkov G., Rumiancev A.,
Fisenko V., Romanov F., Idrisov M., Sokolova E.
Roszdravnadzor, Moscow.
Present issue is devoted to description of recently introduced Government Program of monitoring for drug and assortment availability for list of vital and essential drugs conducted by Roszdravnadzor. Legislative frameworks and principles of monitoring system are considered. In the issue is stated objects of Program of monitoring for drug and assortment availability for list of vital and essential drugs and adduced description for software and monitoring results for the period of the program.
Key words: Program of monitoring for drug and assortment availability for list of vital and essential drugs.
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИрБИС