Научная статья на тему 'Мониторинг трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья'

Мониторинг трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА / МОНИТОРИНГ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ / ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ / АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ / LABOUR PREPARATION / MONITORING OF LABOUR PREPARATION / ESTIMATION OF LEVEL OF HEALTH / GROUP OF PUPILS / ASPECTS DISPLAY OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савин В. В.

Статья посвящена мониторингу трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Автором определен комплекс методов для исследования психологических и познавательных особенностей обучающихся с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted monitoring of labour preparation of pupils with the limited possibilities of health. The author defines a complex of methods for research of their psychological and informative features.

Текст научной работы на тему «Мониторинг трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

МОНИТОРИНГ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

САВИН В.В.

Статья посвящена мониторингу трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Автором определен комплекс методов для исследования психологических и познавательных особенностей обучающихся с ОВЗ.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на: коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки; усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредовано. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие - выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно.

В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие мы рассматриваем как специально организуемый и направляемый процесс, который неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивает, это относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального трудового обучения учащихся с ОВЗ перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

При этом объектом мониторинга является личность ученика во всем многообразии ее проявлений. Полученная в результате диагностики педагогическая оценка должна быть тесно связана с педагогическим диагнозом - заключением о качествах личности ученика и характере его учебной деятельности. Предполагается, что тогда педагог (учитель труда) сможет сделать заключение о перспективах работы с конкретным учеником, о путях оказания ему помощи в учебном процессе, а соединенные оценка, диагноз и прогноз придадут учебно-трудовому процессу сугубо личностный характер, превратят его в личностно ориентированный, а без-личностную педагогику - в педагогику личности.

Курс на создание системы личностно ориентированной педагогики при работе с детьми с ОВЗ возрождает идею человековедения, человековедческой подготовки учителя специальной школы на основе интеграции социально - педагогического, психологического и естественнонаучного знания, способной обеспечить глубокое знание природы человеческой личности, закономерностей развития, методов диагностики и педагогической технологии, изменить методологию педагогической деятельности.

Трудовая подготовка лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии и интеграция их в общество нормально развивающихся сверстников и взрослых признается педагогами как высшая степень социально-трудовой и профессиональной адаптации.

Следовательно, процесс трудовой подготовки есть процесс оптимального взаимодействия личности школьника и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. И для создания в учебном заведении VIII вида эффективной системы тру-

Article is devoted monitoring of labour preparation of pupils with the limited possibilities of health. The author defines a complex of methods for research of their psychological and informative features.

довой подготовки для дальнейшего успешного обучения в колледже необходимо провести полномасштабный мониторинг воспитанников. Для этого выявляются психологические особенности школьников и сравнивают их с результатами психолого-медико-педагогического изучения личности проводимого в 1-4-ых классах. На основании диагностики личности разрабатываются рекомендации и коррегирующие воздействия на процесс дальнейшего трудового обучения и воспитания.

В нашем исследовании изучались психологические и познавательные особенности личности учащихся с ОВЗ школы № 482 двух экспериментальных и одной контрольной группы. Экспериментальные группы составили учащихся 8-х и 9-х классов.

I группа (А) - учащиеся, у которых не отмечается грубых нарушений в эмоционально - волевой сфере, двигательной сфере. Однако существует недоразвитие познавательной деятельности, низкий уровень абстрактного мышления, инертность и тугоподвижность мышления. Дети быстро возбудимые, расторможенные, недисциплинированные, с резко сниженной работоспособностью или крайне вялые и заторможенные, что вызвано нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения.

II группа (В) - учащиеся, у которых на фоне недоразвития познавательной деятельности отчетливо выступает недоразвитие личности в целом. Отмечается своеобразное изменение поведения. Учащиеся некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены застенчивости, необидчивы, поведение лишено стойких мотивов. Учащиеся грубые со сверстниками и старшими, недисциплинированные, имеющие патологические влечения, не умеющие регулировать свое поведение общепринятыми морально - этическими нормами.

III группа (К) - контрольная, состоящая из здоровых детей учащихся 8-го класса школы № 1386, г. Москвы

Мониторинг осуществлялся следующими методиками: проективной методикой У. Касселя (тест SIS-I), опросником Басса и Дерки, опросником психоэмоционального состояния (СУПОС-8), опросником основных юношеских проблем А. Хромова. Все полученные данные подвергались математико-статистическими методам анализа.

В исследовании мы рассматривали два аспекта проявления эмоциональности личности при трудовом обучении. Первый аспект, отражающий субъективную оценку текущего и психологического состояния школьников, изучался с помощью методики СУПОС-8. Опросник базируется на представлении о многокомпонентности типичного психического состояния человека, в структуре которого неравномерно представлены мобилизирующие и демобилизирующие компоненты психической деятельности. Оптимальным для человека эмоциональным состоянием, обеспечивающим продуктивную жизнедеятельность и свидетельствующим о его высоком уровне адаптиро-ванности к жизни, является состояние, в котором доминируют мобилизующие компоненты состояния. В этом состоянии человек ощущает свою энергию, которой достаточно для проявления активности, в трудовом обучении учащихся.

Второй аспект эмоциональности личности представлен субъективными оценками враждебности и агрессивности. Определение уровня агрессивности личности является одной из наиболее информативных характеристик при изучении поведения человека в кризисных жизненных ситуациях.

По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на нанесение оскорбления или причинения вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. А. Басс выделил следующие компоненты агрессивных реакций: физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия, когда агрессивные действия опосредованно направлены на другое лицо; раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и правил; обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди приносят вред; вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через звуковую форму (крик), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины - выражает возможные убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести.

В таблице 1 представлены результаты тестирования актуального эмоционального состояния учащихся методикой СУПОС - 8; в таблице 2 показаны параметры враждебности и агрессивности, полученные опросником Басса и Дерки.

Таблица 1.Таблица значений и различий шкал методики СУПОС - 8

ШКАЛЫ СУПОС-8 ГРУППА А ГРУППА В ГРУППА К ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИИ

M SD M SD M SD t- STUDENT

психическое спокойствие 17.3 3.5 16.6 3.9 14.6 5.1 -

ощущение силы, энергии 15.7 4.7 19.0 3.1 14.9 5.2 2-3 t-3.3 P < 0.02

стремление к действию 11.7 2.3 15.7 4.3 11.0 4.4 2-3 t-2.8 P < 0.05

импульсивная реактивность 6.8 5.6 13.6 5.9 8.5 5.1 1-2 t-2.3 -

психическое беспокойство 6.9 4.9 13.9 5.2 9.3 5.6 1-2 t-2.7 P < 0.05

страх, опасение 6.0 4.9 12.3 4.3 5.5 4.2 1-2 t-2.7 P < 0.05 2-3 t-4.0 P < 0.01

депрессия 6.4 6.1 10.1 4.2 6.0 5.5 2-3 t-2.5 P < 0.05

тоскливость 7.2 5.1 8.9 3.0 5.0 4.9 2-3 t-3.1 P < 0.02

Таблица 2. Таблица значений и различий шкал методики Басса и Дерки

ШКАЛЫ BUSS & DER^ 1 ГРУППА (А) 2 ГРУППА (В) 3 ГРУППА (К) ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ

M SD M SD M SD t- STUDENT

физическая агрессия 4.7 2.1 7.5 2.1 4.9 2.1 1-2 t-2.8 P < 0.05 2-3 t-3.1 P < 0.02

косвенная агрессия 3.8 1.1 4.1 1.9 1.5 4.3 -

раздражение 5.2 3.5 8.6 1.7 7.2 2.7 1-2 t-2.5 P < 0.05

негативизм 4.8 1.5 4.7 1.1 3.5 1.4 2-3 t-2.6 P < 0.05

обида 3.7 1.6 4.9 1.9 4.0 1.3 -

подозрительность 4.3 2.4 7.0 2.2 4.3 2.1 2-3 t-3.0 P < 0.02

вербальная агрессия 5.6 1.7 7.7 1.8 6.3 1.9 1-2 t-2.4 P < 0.05

чувство вины 5.7 2.0 6.4 0.8 6.5 2.2 -

общая агрессивность 15.4 5.2 23.9 4.7 18.2 5.9 1-2 t-3.4 P < 0.02 2-3 t-2.8 P < 0.05

общая враждебность 8.0 3.0 11.9 3.1 8.7 2.9 1-2 t-2.4 P < 0.05 2-3 t-2.6 P < 0.05

Неосознаваемые личностные проблемы учащихся с интеллектуальной недостаточностью получены с помощью проективной методики У. Касселя, направленной на выявление соматических нарушений, отклонений и личностных проблем обучающихся, которые чаще всего возникают на уроках труда.

Учащимся предъявлялось в определенной последовательности 20 стимулов теста. Каждое чернильное пятно методики сфокусировано на определенном теоретическом аспекте опреде-

лялось системой оценок, базирующейся на контент - анализе (качественный анализ интерпретации ответов), которые распределялись по 17 категориям и шкалам (количественный анализ).

По предположению автора методики У. Касселя, субъекты с ОВЗ должны воспринимать в стимульных пятнах гораздо больше патологических структур, чем здоровые люди. Соматические чернильные кляксы у здоровых людей должны вызывать преимущественно нормальные ответы - образы, а у школьников с отклонениями - патологические. Если ответы испытуемого отличаются от нормативных, то это свидетельствует о каких-то физических или психических отклонениях.

Можно интерпретировать результаты диагностики как качественно, так и количественно. В таблице 3 показана достоверность различий параметров методики SIS - I трех групп (количественный анализ).

Таблица 3. Сравнительная таблица категорий и шкал

методики SIS-I

ШКАЛЫ SIS -I 1 ГРУППА А 2 ГРУППА В 3 ГРУППА К ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ

M SD M SD M SD t- STUDENT

шкала ^) 31.2 8.4 27.1 5.4 24.9 4.5 1-3 t-2.2 не достоверно

образы человека 2.6 1.6 4.0 2.1 4.6 2.2 1-3 t-3.4 P < 0.01

образы животного 10.1 4.5 6.1 2.5 6.9 3.1 -

анатомические ответы 10.0 7.9 7.4 2.0 8.2 3.8 -

сексуальные ответы 0.7 1.7 0.6 1.7 1.7 2.6 -

ответы движения 4.9 3.9 7.4 4.5 8.2 6.1 1-3 t-2.3 P < 0.05

типичные ответы 2.6 1.3 2.4 0.8 3.0 1.4 -

нормативные ответы 13.8 2.2 12.1 1.5 12.2 4.0 -

нетипичные ответы 6.0 2.3 7.5 1.5 6.0 3.7 1-2 t-2.0 не достоверно

положительные эмоции 0.6 0.7 1.1 1.1 1.6 1.5 1-3 t-3.7 P < 0.01

отвержение образа 7.7 4.8 6.0 3.0 3.8 3.5 1-3 t-2.3 P < 0.05

вытеснение 3.6 0.7 1.7 2.0 3.7 1.7 -

патологическая анатомия 1.3 3.0 2.3 3.3 1.6 1.9 -

депрессия 2.9 2.5 4.4 3.8 2.3 2.4 -

агрессия 1.4 1.8 0.6 1.1 2.5 3.4 2-3 t-3.4 P < 0.02

паранойя 0.8 1.6 0.3 0.5 1.0 2.2 2-3 t-2.8 P < 0.05

ответы сердца 1.7 1.0 0.9 0.8 1.3 1.1 -

Исследование показало, что испытуемые двух экспериментальных групп имеют различия в характеристиках состояния личности, и эти различия в наибольшей степени обнаруживаются на неосознаваемом уровне психики. На уровне же субъективных оценок только в группе I и II уровень баллов достоверно отличается от цифр контрольной группы. Субъективные оценки обоих групп достоверно не отличаются от оценок учащихся контрольной группы. Это относится как к оценкам агрессивности, так и к показателям текущего эмоционального состояния. Уровень агрессивности, полученный в группе (К), ниже, чем у школьников с интеллектуальной недостаточностью.

У здоровой личности, как правило, преобладает положительное и оптимистичное отношение к жизни, что проявляется в характере высказываний на стимулы проективной методики

SIS - I. В группе коррекции, таких высказываний обнаружено достоверно меньше, чем в группе обычных школьников.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что испытуемые обеих экспериментальных групп имеют специфические особенности, которые отличаются от оценок контрольной группы и которые необходимо учитывать учителям труда при планировании своей деятельности.

Для того чтобы успешно в дальнейшем обучаться в системе профессионально образования, эффективно взаимодействовать в современном социуме, в сфере межличностных отношений подростков, необходимо наличие коммуникативных качеств, которые представляют собой интегративную связь ценностных ориентаций, нравственных позиций и устремлений, знаний, умений, этики общения. В старших классах с увеличением потребности в общении, с ростом связей в обществе, коммуникация становится ведущей деятельностью.

Как показало проведенное нами исследование, напряженность и внутреннюю скованность в ситуации коммуникативного взаимодействия на уроках труда испытывают 97,2% опрошенных учащихся коррекционной школы, на неумение четко и лаконично выразить мысль указали 86,9% респондентов.

Наблюдения в эксперименте показали, что у ребят наиболее часто испытывающих трудности в ситуациях активного речевого общения (ответы на вопросы учителя труда, выступление на заданную тему и т.д.), резко выражено чувство неуверенности в своих силах; социальная тревожность, отсутствие необходимых навыков в общении; неумение вести себя и сложных межличностных ситуациях; сниженная самооценка и, как вариант психологической защиты, уход от общения. Кризис этого периода часто связан с возникающими коммуникативными противоречиями: возрастающей потребностью в общении и невозможностью полного удовлетворения этой потребности.

Проведённый мониторинг учащихся с ОВЗ позволяет сделать вывод, что трудовая подготовка и воспитание в коррекционной школе, подготовка учащихся к выбору профессии, возможности дальнейшего обучения в УПО, поиск вариантов создания постоянно функционирующей социально направленной системы работы, создание модели трудовой подготовки, целью которой является подготовка лиц с ОВЗ, требует существенного переосмысления теории и методики организации учебно-трудовой и адаптационной работы всего педагогического коллектива школы.

Библиографический список:

1. Апанасенко Г.Л. Так можно ли измерить здоровье? // Советский спорт. 17 мая 1987 г. Ключевые слова: трудовая подготовка, мониторинг трудовой подготовки, оценка уровня здоровья, группы учащихся, аспекты проявлении личности.

Keywords: Labour preparation, monitoring of labour preparation, estimation of level of health, group of pupils, aspects display of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.