Научная статья на тему 'Мониторинг становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному образованию'

Мониторинг становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СONTINUING EDUCATION / CONCEPT OF CONTINUING EDUCATION / PROBLEMS OF CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарикова Людмила Ивановна

Статья посвящена диагностике становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному образованию. Разработана структура, содержание и алгоритм мониторинга становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному педагогическому образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарикова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному образованию»

имодействия «общество - личность - природа» на актуальные аспекты социально-гуманитарного знания, тем самым усиливая значимость и увеличивая внимание к решению глобальных экологических проблем со стороны международной общественности. Анализируя представленный выше текст, следует отметить смысловой акцент, ориентированный на важность экологизации всех уровней и направлений образования. В этой связи следует поставить ряд проблем, связанных с выработкой содержания и принципов ЭОУР, рассматривая его в аспекте новой экосистемной методологии образования. Под последним подразумевается новый способ мышления, экологический подход как новая эпистемология, как экодидактика, основанная на системном принципе познания с учетом закономерностей функционирования экосистем - «экосистемная познавательная модель» [6, с. 61]. Нельзя не отметить особую важность психологических исследований экологического сознания и мышления, связанных с разработкой альтернативных гносеологических моделей изучения мира природы [9, с. 64] .

Однако мы считаем, что в целом не изменились основные цели и принципы, присущие как ЭО, так и ЭО-УР, а именно: ориентирование на формирование экологической культуры личности через нравственнодуховное преобразование, через изменение экологического сознания и способа экологического мышления, а значит, и через совершенствование экологического поведения и экологической деятельности. В связи со сказанным выше, актуальными для педагогической практики, на наш взгляд, представляются вопросы о преемственности педагогических технологий экологического образования и соответствующих технологий ЭОУР, вопросы о разработке новых моделей формирования экологического сознания личности в современном социально-гуманитарном ракурсе.

Литература

1. Власюк, Н.Н. Концепция устойчивого развития в контексте идей безопасности / Н.Н. Власюк // Философия образования. - 2006. - № 1. - С. 135 - 138.

2. Глазачев, С.Н. Пределы устойчивого развития / С.Н. Глазачев // О необходимых чертах цивилизации будущего (научное издание по материалам Международного форума, посвященного 90-летию со дня рождения выдающегося российского ученого, академика РАН Н. Н. Моисеева) / под ред. А. Т. Никитина, С. А. Степанова. - М. 2008. - С. 118 - 123.

3. Гришин, И. Концепция устойчивого развития в контексте глобализации / И. Гришин // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 6. - С. 66 - 79.

4. Декларация тысячелетия ООН, 2000. - URL: http:// www.un.org/russian/millenniumgoals

5. Лось, В.А. Экология / В.А. Лось. - М., 2006.

6. Либеров, А.Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения/ А.Ю. Либеров. - М.,

2007.

7. Мазур, И.И. Путь к экологической культуре / И.И. Мазур, О.Н. Козлова, С.Н. Глазачев. - М., 2001.

8. Олейникова, Ю.В. Формирование экологической культуры общества: историко-философский аспект / Ю.В. Олейникова // Философия образования. - 2009. - № 1. -С. 185 - 191.

9. Панов, В.И. Концепция устойчивого развития: мышление, сознание, образование / В.И. Панов // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция): Материалы международной конференции «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы vs. решения» (26 - 27 октября, 2010 г.), 2010. - С. 62 - 64.

10. Повестка дня на XXI век. - URL: http://www.un.org/ russian/conferen/wssd/agenda21

11. Степанов, С.А. Концептуальные основы экологического образования для устойчивого развития в научном наследии академика Н. Моисеева (попытка систематизации и структуризации) / С.А. Степанов. - М., 2011.

12. Стратегия ЕЭК. - URL: http://www.econews.uz

УДК 371

Л.И. Жарикова

МОНИТОРИНГ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Статья посвящена диагностике становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному образованию. Разработана структура, содержание и алгоритм мониторинга становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному педагогическому образованию.

Непрерывное образование, концепция непрерывного образования, проблемы непрерывного образования.

The article is devoted to the diagnosis of formation of the valuable attitude of the future teacher to continuing education. The structure, content and algorithm of monitoring of formation of the valuable attitude of the future teacher to continuing pedagogical education have been developed in the paper.

^ntm^ng education, concept of continuing education, problems of continuing education.

В современных условиях усиливается значение профессионального становления педагога, способного адекватно реагировать на требования новой эпохи. Анализ научной литературы показывает, что вопросы мониторинга педагогической деятельности уже

рассматривались Э.Ф. Зеером, который является основателем научной школы, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических со-

ставляющих, Е.С. Зубаревой, в работах, посвященных профессиографическим мониторинговым исследованиям в отечественной педагогике, С.Н. Силиной и другими [1], [4], [5], [6].

Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. Внешними показателями формирования ценностного отношения являются личностные качества, которые могут проявляться в словах, эмоциональных реакциях, действиях и поступках.

По мнению В.А. Ситарова, целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность [7]. В исследовании мы опираемся на положение А. В. Кирьяковой о том, что ценностное отношение к деятельности выражается в разных проявлениях. В принятии личностью объективных целей деятельности для руководства собственного участия в ней; в понимании личностью смысла выполняемой деятельности; в активном участии личности в деятельности; в овладении личностью способами ее выполнения [3, с. 33].

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Как мы уже отмечали, ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности, то есть ценность формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность.

Ценностное отношение к непрерывному педагогическому образованию - это состояние субъекта, характеризующееся удовлетворенностью выбором педагогической профессии, готовностью работать по специальности и постоянно повышать свой образовательный уровень. При этом в структуру личности входят образовательные потребности, мотивы и установки.

В структуру ценностного отношения педагога к непрерывному педагогическому образованию входят:

1. Когнитивный (познавательный) компонент, выступающий как образ того, что познал и воспринял будущий учитель (представление о педагогической деятельности, ценностях профессии учителя, непрерывном педагогическом образовании): владение системой теоретических знаний, способность применять знания в практической деятельности, стремление к получению новой информации.

2. Эмоционально-оценочный компонент, выступающий как комплекс симпатий и антипатий будущего учителя к непрерывному педагогическому образованию. Эмоции выполняют сигнально-защитную функцию, они как бы компенсируют недостающую информацию: удовлетворенность выбранной про-

фессией, признание педагогической деятельности как наилучшей, наличие интереса к изучаемому предмету.

3. Конативный (поведенческий) компонент, отражающий готовность будущего учителя действовать определенным образом в отношении непрерывного педагогического образования, предполагающий овладение основными приемами и способами поведения в соответствии с присвоенными ценностями в практической деятельности: способность проектировать предстоящую деятельность, умение анализировать результаты своего труда, желание работать по избранной специальности [3, с. 38].

Становление, с точки зрения Э.Ф. Зеера, - это непрерывный процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных влияний и собственной активности, совершенствования и самоосу-ществления [2, с. 10].

Мы рассматривали становление ценностного отношения будущего педагога к непрерывному педагогическому образованию с помощью анкеты для старшеклассника, анкеты для студента колледжа, анкеты для студента педвуза, анкеты для учителя. В дальнейшем они были модифицированы в методику определения сформированности ценностного отношения к непрерывному педагогическому образованию. Однако процесс отслеживания становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному педагогическому образованию носил субъективный характер и сделал необходимым научнообоснованное, диагностико-прогностическое отслеживание, имеющее в своей основе объективную мониторинговую базу исследования.

Для решения данной проблемы была поставлена цель - разработать структуру, содержание и алгоритм мониторинга становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному педагогическому образованию.

В своих работах Э.Ф. Зеер трактует мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих совокупность определенных ключевых показателей [2, с. 11].

Сбор данных по проблеме исследования осуществляется непрерывно, начиная с 1996 г. Результаты диагностик отражены в публикациях автора.

Т аким образом, мы провели исследование на разных уровнях образования: в школе, в педколледже и педуниверситете (всего 3190 респондентов). Были применены разные типы анкет: анкета для старшеклассника, анкета для студента педагогического колледжа, анкета для студента педагогического университета, анкета для учителя. Часть вопросов была общая (одинаковые вопросы), часть вопросов учитывала специфику возраста респондентов и типа учебного заведения. Основные результаты отражены в диссертации (2002 г.) и в монографии автора (2008 г.).

Таблица

Опытно-экспериментальная база мониторинга ценностного отношения к непрерывному образованию

Дата Тема исследования Методика Место проведения Количество респондентов

1996 Проблемы жизненного самоопределения молодежи Опрос (анкетирование) Школа № 69 г. Барнаула 58

1999 - 2000 Социальное качество молодежи XXI века Социологическое исследование Академгородок, Барнаул, Бердск, Краснообск, Новосибирск, Томск 2700

2000 -2001 Формирование ценностного отношения студента педуниверситета к непрерывному педагогическому образованию Опрос (анкетирование) Барнаульский государственный педагогический университет (БГПУ) (факультет начальных классов, педагогический факультет, факультет иностранных языков) 323

2005 - 2006 Формирование ценностного отношения студента педуниверситета к непрерывному педагогическому образованию Опрос (анкетирование) БГПУ (факультет начальных классов) 44

2007 Ценностное отношение учителя к непрерывному педагогическому образованию Опрос (анкетирование) Школы № 55, 12, 40, 103 г. Барнаула 17

2007 Ценностное отношение студента педуниверситета к непрерывному педагогическому образованию Опрос (анкетирование) БГПУ (физический факультет) 16

2007 Проблемы жизненного самоопределения молодежи Опрос (анкетирование) Школы № 55, 12, 40, 103 г. Барнаула 13

2008 Ценностное отношение студента педколледжа к непрерывному педагогическому образованию Опрос (анкетирование) Барнаульский государственный педагогический колледж 19

Структура мониторинга - это модель, отражающая все необходимые элементы системы, ее содержание и алгоритм действий. Согласно нашей модели, ценностное отношение к непрерывному педагогическому образованию оценивалось при помощи методик и анкет, как собственных, так и других авторов. Количество необходимых показателей до конца не определено, вот некоторые из них:

1. Общекультурные компетенции (готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; владеет моральными нормами и основами нравственного поведения).

2. Общепрофессиональные компетенции (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий; способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности; способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности).

3. Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности (готов применять совре-

менные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебновоспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии).

В содержании мониторинга становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному педагогическому образованию выделяются три блока: когнитивный (познавательный) компонент, эмоционально-оценочный компонент, конативный (поведенческий) компонент. Отслеживание формирования этих компонентов позволяет выявлять некоторые факторы, препятствующие становлению ценностного отношения будущего педагога к непрерывному педагогическому образованию. К ним относятся:

- экономические факторы (невысокая заработная плата);

- социальные факторы (низкий престиж профессии);

- психологические факторы (конформность, пассивность, пессимизм).

Основными факторами, способствующими становлению ценностного отношения будущего педагога к непрерывному педагогическому образованию, являются:

- интерес к профессии;

- установка на непрерывное образование;

- внутренняя мотивация получения педагогического образования.

Алгоритм мониторинга включает в себя пять взаимосвязанных этапов:

1) подготовительный этап;

2) констатирующий этап;

3) коррекционный этап;

4) контрольный этап;

5) заключительный этап.

Все этапы были осуществлены. Однако контрольный этап мониторинга показал необходимость продолжения исследования становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному образованию. Поэтому мы можем констатировать, что заключительный этап мониторинга пролонгирован.

Таким образом, мониторинг становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному образованию является необходимым не только для процесса отслеживания, но и для выявления перспектив профессионального становления педагога, способного адекватно реагировать на требования новой эпохи. Дальнейшая разработка проблемы будет способствовать обоснованию различных форм становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному педагогическому образованию.

Литература

1. Белкин, А. С. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования / А.С. Белкин, С.Н. Силина. - Вып. 4. -Шадринск, 1999.

2. Гафнер, В.В. Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Гафнер. - Екатеринбург, 2005.

3. Жарикова, Л.И. Ценностное отношение будущих учителей к непрерывному педагогическому образованию: проблемы и перспективы / Л.И. Жарикова. - Барнаул,

2008.

4. Зеер, Э.Ф. Мониторинг профессионального развития личности: теоретический аспект / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков // Журнал теоретических и прикладных исследований «Образование и наука» (Известия Уральского отделения РАО). - Екатеринбург. - 2002. - № 5(17). - С. 127 -140.

5. Зубарева, Е.С. Профессиографические мониторинговые исследования в отечественной педагогике / Е.С. Зубарева // Нижнетагильский государственный педагогический институт (Нижний Тагил). Сборник научных трудов аспирантов и соискателей НТГПИ. - Нижний Тагил, 2002. -Вып. 3. - С. 19 - 28.

6. Силина, С.Н. Профессиографический мониторинг становления специалиста в образовательном процессе педагогического вуза: дис. ... д-ра пед. наук / С.Н. Силина. -Екатеринбург, 2002.

7. Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.

УДК 378

Н.В. Иванова, М.А. Виноградова, О.Л. Цыбанова, В.Н. Поникарова

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СУБЪЕКТОВ К СОХРАНЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации гранта «Система многоуровневой подготовки научно-педагогических кадров в сфере сохранения социального здоровья детей в условиях промышленного города» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009 - 2013 гг.), ГК № 14.740.11.0776

В статье раскрыта сущностная характеристика понятия «социальное здоровье», определены субъекты сохранения социального здоровья, выделены методологические основы построения образовательного пространства многоуровневой подготовки родителей, педагогов и студентов к решению задач в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста.

Социальное здоровье, субъекты сохранения социального здоровья, образовательное пространство.

The article revealed the characteristic of the concept “social health”, defined the subjects of social health protection and the methodological bases of construction of the educational space of multilevel training of parents, teachers and students to the decision of problems concerning social health protection of preschool children.

Social health, subjects of social health protection, educational space.

Важнейшей проблемой социального становления ребенка с точки зрения общества является проблема обеспечения успешной социализации подрастающего поколения. Одним из показателей успешности или неуспешности данного процесса выступает со-

циальное здоровье, которое характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для его всесторонней и долговременной активности в социуме.

Существуют различные подходы к определению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.