Научная статья на тему 'Мониторинг социального и психофизического состояния студентов с позиций результатов психосоматического феномена здоровья'

Мониторинг социального и психофизического состояния студентов с позиций результатов психосоматического феномена здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOSOMATICS / PSYCHOPHYSIOLOGICAL PASSPORT / MONITORING / ANTHROPOLOGICAL / FUNCTIONAL EXAMINATION / PSYCHO-EMOTIONAL STRESS / SOCIAL HEALTH / ПСИХОСОМАТИКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / МОНИТОРИНГ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туревский И.М., Бородаенко В.Н., Бабушкина Н.А.

В статье показаны комплексные исследования, которые позволяют предложить ряд педагогических условий, способствующих оптимизации обучения без ухудшения здоровья студентов. Результаты мониторинга рассматриваются с позиций их психосоматического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туревский И.М., Бородаенко В.Н., Бабушкина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOPHYSICAL CONDITION MONITORING OF STUDENTS FROM THE POINT OF PSYCHOSOMATIC PHENOMENON OF HEALTH

The article shows the comprehensive studies that allow us to offer a number of educational environments conducive to optimize learning without deteriorating health of students. The monitoring results are considered from the standpoint of their psychosomatic condition.

Текст научной работы на тему «Мониторинг социального и психофизического состояния студентов с позиций результатов психосоматического феномена здоровья»

УДК 371.72 И.М. ТУРЕВСКИЙ

доктор педагогических наук, профессор, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого E-mail: turima@gmail.com В.Н. БОРОДАЕНКО

кандидат педагогических наук, зав. кафедрой специальных и правовых дисциплин, Российская правовая академия Минюста РФ (Тульский филиал) E-mail: Borodaenko61@mail.ru Н.А. БАБУШКИНА

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого E-mail: babushkina_n@list.ru

UDC 371.72 I.M. TUREVSKIY

Doctor of Pedagogics, Professor, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy E-mail: turima@gmail.com V.N. BORODAENKO Candidate of Pedagogics, Head of Department of Special and Legal Disciplines, Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the RF (Tula branch) E-mail: Borodaenko61@mail.ru N.A. BABUSHKINA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of Department of Special Psychology, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy E-mail: babushkina_n@list.ru

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА ЗДОРОВЬЯ

SOCIAL AND PSYCHOPHYSICAL CONDITION MONITORING OF STUDENTS FROM THE POINT OF PSYCHOSOMATIC PHENOMENON OF HEALTH

В статье показаны комплексные исследования, которые позволяют предложить ряд педагогических условий, способствующих оптимизации обучения без ухудшения здоровья студентов. Результаты мониторинга рассматриваются с позиций их психосоматического состояния.

Ключевые слова: психосоматика, психофизиологический паспорт, мониторинг, антропологическое, функциональное обследование, психо-эмоциональное напряжение, социальное здоровье.

The article shows the comprehensive studies that allow us to offer a number of educational environments conducive to optimize learning without deteriorating health of students. The monitoring results are considered from the standpoint of their psychosomatic condition.

Keywords: Psychosomatics, psychophysiological passport, monitoring, anthropological, functional examination, psycho-emotional stress, social health.

В настоящее время различные науки (медицина, психология, физическая культура и др.) изучают человека, по меньшей мере, на четырех уровнях: социального функционирования, биологического организма, психики и личности. При этом современная наука пока не в состоянии ответить на вопросы, как связаны между собой эти уровни.

В психосоматическом аспекте здоровье рассматривается не просто как отсутствие болезней, а как составляющая удовлетворенности жизнью, физического, психического и субъективного благополучия, достижения высокой степени самореализации.

В Тульском филиале Российской правовой академии Минюста России и в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого делается попытка мониторинга физического, социального, психического, функционального и духовного состояния студентов, поиска взаимосвязей и взаимовлияния друг на друга этих сторон развития. В настоящее время соз-

даются отдельные модули программы, позволяющие: проводить регистрацию всех параметров субъектов: осуществлять отдельные виды психологического тестирования; накапливать, хранить и анализировать информацию, полученную при исследовании отдельных функциональных систем организма; формулировать общее заключение по результатам обследования.

В программном обеспечении заложена идея создания индивидуального динамического психофизиологического паспорта студентов. Многокомпонентность описания, регулярное проведение обследований позволят формализовать "коридор индивидуальной психологической нормы", что, в конечном счете, создаст условия для составления психосоматического портрета.

В основу формирования психосоматического паспорта студентов положены представления о здоровье человека как о способности взаимодействующих систем организма, обеспечивать реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторных, инстинктивных

© И.М. Туревский, В.Н. Бородаенко, Н.А. Бабушкина © I.M. Turevskiy, V.N. Borodaenko, N.A. Babushkina

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (66), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 66. 2015

процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на психосоциальную и культурную сферу жизни. Здоровье обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, сохранение и расширение резервов функционирования систем организма, генеративную, познавательную, социальную деятельности.

Методы исследования. Мониторинг включает четыре направления.

Первое направление рассматривает состояние студентов, образ жизни, формирование анамнеза, учебную нагрузку, выявление сопутствующих факторов риска на основе опросника (самооценка образа жизни, физического, психического и социального благополучия, САН и др.).

Второе направление - антропологическое обследование, дающее информацию об уровне психосоматического здоровья (статический компонент здоровья).

Третье - оценка функциональных возможностей студентов в отношении отдельных систем, интегральные описания, оценка функционального резерва в процессе реализации моделей профессиональной деятельности на базе объединенных электронной сетью автоматизированных рабочих мест.

Четвертое - оценка психологического статуса, выявление нарушений в психологической сфере, психических факторов формирования соматических расстройств.

Анализ комплекса морфофункциональных и психофизиологических параметров позволяет разработать карту здоровья, выдаваемую студентам.

При изучении психодинамических (личностных) особенностей студентов нами учитываются и соединяются в единое целое мотивационное, эмоциональное и интеллектуальное развитие личности. Данный подход характеризует психологические и социально-учебные формы поведения студентов: формирование навыков, умений, привычек, перестройку мотивов поведения, особенности темперамента, учебных способностей и сенситивности.

Серьезные трудности, связанные с ломкой прежнего стереотипа поведения, мышления, организации учебной работы, предъявляют высокие требования к компенсаторно-приспособительным механизмам организма. Нельзя полностью освободить студента от психоэмоционального напряжения (да и вряд ли следует к этому стремиться), необходимо повысить устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам и упорядочить трудовую деятельность обучающихся.

Результаты исследования.

Результаты исследований показали, что социальные данные (место жительства, происхождение, семья, тип школы) положительно взаимосвязаны с индексом здоровья, физическим самочувствием, самооценкой и успеваемостью по психолого-педагогическим дисциплинам. Студенты, закончившие инновационные школы, имеют

низкие показатели по физической подготовленности. Выпускники сельских школ - низкую самооценку, оценку сокурсников и удовлетворительную успеваемость

Показатели физической подготовленности тесно взаимосвязаны с физическим самочувствием, самооценкой и оценкой сверстников. Остальные показатели социокультурного здоровья (душевное благополучие, социальное здоровье и др.) имеют положительные взаимосвязи с составляющими интра-диагностики и успеваемостью; отрицательные - с результатами экстра-диагностики.

Студенты с высоким уровнем душевного благополучия имеют низкие показатели самооценки и успеваемости в предметном блоке специальностей (Я = -0,7). Личностные установки студентов (такие свойства, как автократизм, демократизм, либерализм) имеют взаимосвязи с некоторыми показателями экстра-диагностики.

Полученные данные позволяют в какой-то мере решать проблему нахождения оптимальных механизмов самореализации студента как биосоциальной системы в индивидуальной траектории обучения.

Следует отметить, что основная масса студентов считает здоровый образ жизни (ЗОЖ) основополагающим для жизнедеятельности, в профессиональной и личностной самореализации. Однако эта ценность является скорее декларируемой, так как многие имеют низкую физическую подготовленность, не соблюдают элементарных норм ЗОЖ. В этой связи на занятиях по физическому воспитанию необходимо формирование новой парадигмы - здоровье как общественная и индивидуальная (отношение студента к самому себе) ценность, обеспечивающая успехи и благополучие на всех уровнях.

Таким образом, физическая культура в общем плане помогает решать практические задачи с ориентацией на выявление и практическую реализацию биосоциального потенциала студента, его способности к самореализации. В частности, организация физического воспитания через дифференцированные группы к индивидуальным траекториям уже находит свое применение в некоторых вузах страны.

Данные комплексных исследований позволяют предложить ряд педагогических условий, способствующих оптимизации обучения без ухудшения здоровья студентов.

1. Для всех студентов - демократический подход к занятиям по физическому воспитанию (выбор физкультурно-спортивного вида деятельности, педагога, времени занятий).

2. Для студентов, закончивших инновационные учебные заведения, - избранными ими средствами - повышение физических кондиций с опорой на ведущие (наиболее развитые) качества.

3. Для студентов с интровертированной направленностью личности основные средства - спортивные игры и групповые (командные) виды физкультурно-спортивной деятельности.

4. Для студентов с низкой самооценкой - демон-

страция положительной динамики в результатах физкультурной деятельности (желательно в показателях силы и выносливости).

Двухлетний эксперимент подтвердил наши предположения. При повышении общего уровня проявлений социокультурного здоровья студенты быстрее адаптировались к стрессовым ситуациям, у них повысилась успеваемость, появилась потребность в занятиях раз-

личного вида физкультурно-спортивной деятельности.

Такая комплексная постановка проблемы адаптации к новой деятельности не только помогает решать практические вопросы развития потенциала студентов, но и их способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализация биосоциального существа в определенном мире и обществе.

Библиографический список

1. Здоровье в XXI веке - 2010 /Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. док. мед. наук, проф. А.А. Желтикова. Тула: Тульский полиграфист, 2010. 320 с.

2. МарищукВ.Л., Блудов Ю.М. Методика психодиагностика в спорте: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 0303 «Физ. культура». М: Просвещение,1990. 216 с.

3. ОзеровВ.П. Психомоторные способности человека: монография. Дубна: Феникс+, 2002. 320 с.

4. Орлов А.А., Исаев Е.И., Туревский И.М., Федотенко И.Л. Динамика личностного и профессионального роста студентов педвуза. // Педагогика, 2004. №3. С. 53-60.

5. Туревский И.М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика: монография. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. 365 с.

6. Туревский И.М., Бабушкина Н.А. Зависимость эффективности здоровьесбережения детей со специальными нуждами от использования проектирования в управлении коррекционным образовательным учреждением. Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. №2 (58). С.367-370.

References

1. Health in the XXI century - 2010 / Proceedings of the international scientific-practical conference. Ed. Doc. med. sciences, Professor A.A. Zheltikova. Tula: Tula polygraphist, 2010. 320 p.

2. Marishchuk V.L., Bludov Y.M. Methods of psychological testing in sport: Manual for students ped. university on special 0303 «Fiz. Culture». M: Education, 1990. 216 p.

3. Ozerov V.P. Psychomotor abilities of the person / Monograph. V.B.Ozerov. Dubna: Phoenix +, 2002. 320 p.

4. Orlov A.A., Isaev E.I., Turevskiy I.M., Fedotenko I.L. The dynamics of personal and professional growth of students' pedagogical institute. // Pedagogy, 2004. №3. Pp. 53-60.

5. Turevskiy I.M. Psychomotor trained person: structure, ontogeny, practice: Monograph. Tula: Publishing House of the Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, 2012. 365 p.

6. Turevskiy I.M., Babushkina N.A. Dependence of the efficiency health saving children with special needs of the use of design in the management of correctional educational institution. // Scientific notes of Orel State University. 2014. № 2 (58). Pp. 367-370.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.