Научная статья на тему 'Мониторинг социально-экономического развития региона: опыт Белгородской области'

Мониторинг социально-экономического развития региона: опыт Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
285
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шлеките Ирэна Альгиманто

In this article the tendencies, forms, problems and positive moments in monitoring system of the social and economical development of Belgorod region are determined. The author states the correlation of monitoring and regional management, that requires further parallel perfection of these processes and coordination of their purposes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of the social and economic development of the region: experience of the Belgorod region

In this article the tendencies, forms, problems and positive moments in monitoring system of the social and economical development of Belgorod region are determined. The author states the correlation of monitoring and regional management, that requires further parallel perfection of these processes and coordination of their purposes.

Текст научной работы на тему «Мониторинг социально-экономического развития региона: опыт Белгородской области»

мальной организационной структуры предприятия, внутрихозяйственного размещения, экономического стимулирования производства, рациональных форм организации и оплаты труда. При этом необходимо соблюдать следующие основные условия:

- внутрихозяйственные коллективы формируются строго на добровольной основе. Подбор персонального состава производится самими работниками с учетом взаимного желания работать совместно;

- количественный состав коллектива должен быть небольшим, в пределах 1520 человек, но при этом преобладающую часть работ он должен выполнять собственными силами. На тех работах, где требуется высокая концентрация техники, коллективы собственников могут объединять свои усилия на основе взаимной договоренности;

- работники должны быть взаимозаменяемы: каждый из них должен качественно и производительно выполнять практически все полевые работы и ремонт используемой техники;

- первичный трудовой коллектив самостоятельно принимает решения по организации выполнения производственной программы;

- за растениеводческим первичным коллективом закрепляется полный севооборот, с набором культур, отвечающих агротехническим и организационно-экономическим требованиям, а за животноводческим

- ферма с определенным поголовьем скота;

- состав возделываемых культур должен обеспечивать высокую занятость его членов на полевых работах (не ниже 65 % за полевой период) и высокую сезонную загрузку технических средств, находящихся в их собственности или арендуемых ими;

- режим труда и отдыха определяет сам первичный трудовой коллектив, согласовывая его при необходимости с режимом труда и отдыха рабочих других подразделений, причастных к его работе.

Поступила в редакцию 10.10.2006 г.

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ОПЫТ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

И.А. Шлеките

Shlekite I.A. Monitoring of the social and economic development of the region: experience of the Belgorod region. In this article the tendencies, forms, problems and positive moments in monitoring system of the social and economical development of Belgorod region are determined. The author states the correlation of monitoring and regional management, that requires further parallel perfection of these processes and coordination of their purposes.

Мониторинг социально-экономического развития в Белгородской области (в усеченной его форме) начинает свой отсчет с начала 90-х гг., когда в данном регионе уже можно было наблюдать результаты проводившихся в стране реформ. На данном этапе преобладала индикативная характеристика мониторинга, что было связано с необходимостью контроля эффективности принимаемых решений и четкой координацией мероприятий в различных сферах жизнедеятельности населения на основе нормативных или запланированных показателей с целью своевременного вмешательства в развитие соци-

ально-экономических процессов и устранения негативных тенденций. Система индикаторов формировалась по данным территориальных органов государственной статистики и включала в себя наиболее важные направления, к которым были отнесены: строительство, сельское хозяйство, промышленность, социальная сфера. В рамках данной системы индикаторов рассматривались следующие показатели: индекс промышленного производства, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», ввод в действие жилых домов, продукция сельского хозяйства, производство основных продуктов

животноводства (в хозяйствах всех категорий), грузооборот организаций транспорта, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, индекс потребительских цен, индекс цен производителей промышленных товаров, численность официально зарегистрированных безработных, реальные располагаемые денежные доходы, среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (номинальная, реальная). Необходимо отметить, что количество показателей определялось не только стратегией, но и условиями развития территории: данные направления можно были считать наиболее перспективными, которые смогут обеспечить стабильность в регионе.

Данная система показателей формировалась по данным статического учета, т. е. была ограничена по количеству и качеству и ничем не отличалась от аналогичных статистических баз данных в других субъектах РФ. В то же время проведение систематического мониторинга на этой основе позволило адекватно сформировать стратегию развития с учетом выявленных тенденций и проблем социально-экономического развития и разработать комплекс необходимых мероприятий, которые в несколько скорректированной форме и легли в основу «Программы развития до 2007 г.».

Важным элементом развития системы мониторинга в Белгородской области явилось то, что со временем к его организации и проведению мониторинга по отдельным направлениям на договорной основе стали привлекать специализированные организации и вузы Белгородской области, что является в целом общей для России тенденцией.

Примером подобных мероприятий можно отметить проводившиеся с 2002 г. сотрудниками кафедры «Безопасности жизнедеятельности» Белгородского государственного технологического университета научные исследования по мониторингу безопасности ведения горных работ при разработке железорудных месторождений КМА открытым способом и карьеров строительной индустрии, а кафедра «Промышленной экологии» БелГТУ выполняла заказы промышленных предприятий и организаций по мониторингу природных и сточных вод методом биотестирования. Особенностью развития указанной тенденции заключается в при-

кладном и «индивидуальном» характере проводимых исследований, в то время как большинство мероприятий, реализуемых вузами в других субъектах РФ, носили общий характер и предполагали теоретическое и научное обоснование системы мониторинга.

Однако и от проекта создания «глобальной» системы мониторинга социальноэкономического развития региона в области не отказывались, к тому же со временем приходило понимание роли мониторинга не только как инструмента контроля, но и как информационно-аналитической основы процесса территориального управления.

В данном направлении отмечается факт создания по распоряжению главы администрации (№ 401-р от 19 июня 2002 г.) научноисследовательской лаборатории по проблемам качества жизни населения Белгородской области, основной целью которой являлось научно-методическое сопровождение и экспертиза разработанной стратегии и тактики развития региона.

Данная лаборатория должна была сформировать основные элементы системы мониторинга, которые условно можно разделить на две группы: методико-аналитическое

обеспечение процесса управления и информационная база для принятия управленческих решений. Для формирования первой группы элементов было определено решение следующих задач:

- разработка методики и инструментария для исследования и оценки качества жизни как населения Белгородской области в целом, так и отдельных социальных групп;

- разработка общих методических рекомендаций по поддержке принятия решений в области социального планирования, анализа результатов социальных и экономических реформ и программ Белгородской области.

В перечне работ лаборатории по формированию информационной основы процесса управления было предусмотрено проведение:

- сбора информации, экспертного опроса, тематических семинаров, конференций;

- мониторинга положения социальных групп;

- социологического исследования;

- анализа данных и сравнения показателей с социальными нормативами и стандартами;

- экспертизы разрабатываемых социальных программ и многие другие мероприятия.

По нашему мнению, методическая база системы мониторинга согласно данному перечню мероприятий была сформирована не полностью, т. к. первая группа элементов обязательно должна быть дополнена принципами организации мониторинга, а информационная группа элементов, во-первых, не должна ограничиваться только социальными направлениями, во-вторых, необходимо разработать основы хранения и группировки информации, в-третьих, сформировать систему показателей (индикаторов), позволяющих провести полное исследование стратегии и тактики развития региона.

Сотрудниками научно-исследовательской лаборатории, которая хоть и является самостоятельным информационно-аналитическим центром, но, поддерживая сложившуюся отечественную практику организации сотрудничества и обмена опытом, в ходе сбора информации и исследовательской работы установлены и налажены контакты практически со всеми ведущими учеными российских вузов и научных центров, работающих над вопросами улучшения качества жизни населения. Особенно тесное и взаимовыгодное сотрудничество было установлено с сотрудниками из следующих организаций: Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) Минпромнауки России, Института качества жизни Уральского государственного лесотехнического университета, лаборатории социальных технологий Орловского технического университета, а также с академиком РАЕН И.А. Гундаровым - заведующим лабораторией системных исследований здоровья Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины [1]. Таким образом, органы местного управления получают дополнительную возможность использовать в своей практической деятельности не только самостоятельно обоснованные региональные стандарты и методики повышения качества жизни, но и апробированные общероссийские, избегая при этом проблем, уже решенных на других уровнях управления.

Сотрудничество, которое в рамках данной лаборатории осуществляется не только на межрегиональном, но и на международном уровне, повышает эффективность дея-

тельности на основе возможности использования передового опыта организации аналогичных работ, сокращает финансовые затраты и потери времени при разработке собственных программ, мероприятий и частных управленческих решений.

Категория качество «жизни населения», в отличие от схожей категории «уровень жизни населения», носит преимущественно социальный аспект, что в свою очередь требует подбора соответствующей методики для организации и проведения мониторинга в данном направлении. Именно поэтому в ходе работы над Программой улучшения качества жизни населения Белгородской области специалистами научно-исследовательской лаборатории основной акцент делается на методику проведения социологических исследований. Подобное исследование было проведено в октябре 2002 г. «Качество жизни населения Белгородской области». В основе методики - деление всего населения как основного объекта исследования на группы. Особенностью региональной методики деления явилось то, что, в отличие от привычных в общероссийской практике половозрастных критериев, в Белгородской области основные статусные группы населения были выделены на основе критерия деятельности: профессионально занятые; пенсионеры; предприниматели; незанятые; учащиеся и дети. Кроме того, для получения более точного результата были выделены четыре типичные геосо-циальные зоны: Белгород, Староосколько-Губкинский регион; малые города области; сельские районы. Социологическое исследование, являясь элементом реализуемой системы мониторинга, сохраняло его индикативную сущность, что выразилось в делении всей информации по определенным блокам, включающим свои специфические показатели. К основным блокам были отнесены: жизненные проблемы и ценности населения, качество труда и уровень благосостояния, расходы, качество питания и жилищные условия.

В настоящее время реализация системы мониторинга в Белгородской области, по-прежнему, основана на мероприятиях по общему руководству и контролю за ходом реализации «Программы экономического и социального развития Белгородской области», ориентированной на повышение качества жизни населения (в частности на период до

2007 г.), которая была разработана на основании нормативных документов федерального и регионального уровня1. В данной программе определены основные приоритеты, цели преобразований, а также средства достижения намеченных результатов, отслеживание которых и лежит в основе системы социальноэкономического мониторинга региона.

Основные мероприятия осуществляет государственный заказчик - Правительство Белгородской области, а также департамент экономического развития Белгородской области. Отчеты о реализации Программы предоставляются как органам власти Белгородской области, так и Министерству экономического развития и торговли РФ. Подобные информационные потоки позволяют обеспечить взаимосвязь региональных и федеральных мероприятий системы мониторинга социально-экономического развития и создать информационно-аналитическую основу системы управления, что является основной целью функционирования системы мониторинга. В общем, такая система мониторинга позволит судить, насколько эффективна социальноэкономическая политика государства и Правительства Белгородской области и в какой степени общество «справляется» с поставленными задачами и заинтересовано в них.

Система индикаторов мониторинга данной Программы ограничена пониманием основных категорий, находящихся в центре внимания органов местного самоуправления («качество» и «уровень» жизни населения).

1 См.: Федеральный закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г., Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 717 «О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)», Распоряжение Правительства РФ от 14 июня 2001 г. № 800-р, Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р, Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 июня 2002 г. № 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации», Закон Белгородской области от 2 апреля 2003 г. № 74 «Об утверждении программы улучшения качества жизни населения Белгородской области», Постановление Губернатора Белгородской области от 9 февраля 2004 г. № 44 «О мерах по разработке Программы экономического и социального развития Белгородской области на период до 2007 года».

Если в общем случае «уровень жизни» определяется по соотношению реальных и номинальных доходов населения, что зависит от уровня цен и стоимости минимального набора продуктов питания, т. е. преимущественно характеризует экономическое развитие территории, то «качество жизни» - охватывает социальный аспект. По нашему мнению, отрицательным аспектом данной системы индикаторов является отсутствие показателей и соответственно информации, которые отражали бы степень, характер всех влияющих факторов на два основных аспекта развития территории - социальный и экономический.

К тому же следует отметить, что в рамках этих двух направлений трактовки категорий информационная база формируется, периодически концентрируя внимание на одном из них. При этом необходимо отметить, что первый вариант сужает информационную базу и не дает полного представления о развитии населения, что в свою очередь уменьшает возможности принятия адекватных управленческих решений. Во втором варианте - база данных должна включать большой массив показателей, что увеличивает затраты (финансовые, трудовые, затраты времени) на различных этапах принятия управленческих решений: как на стадии их подготовки, так и на стадии контроля за их реализацией.

Следует отметить, что наряду с функционированием некоторых элементов мониторинга общего социально-экономического развития региона, в Белгородской области действуют и даже в последнее время начинают преобладать проблемно-ориентированные системы. Так, в качестве примера можно представить решение и утвержденное Постановление Правительства области «О ведении мониторинга состояния наркоситуации и оценке проводимой работы по организации профилактики наркомании в Белгородской области». Организацию и проведение подобного мониторинга обеспечивает постоянно действующая рабочая группа из числа сотрудников Совета безопасности.

Также примером проблемно-ориентированного мониторинга является мониторинг использования земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Белгородской области. Для его реализации было утверждено Постановление о создании

областной межведомственной комиссии, которая должна участвовать в формировании базы данных о земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), в комплексном анализе информации о целевом использовании земельных участков, а также в подготовке прогнозов развития ИЖС на территории Белгородской области.

Позитивным моментом его функционирования является то, что он способствует решению определенных социально-экономических проблем. Недостаток тенденции развития проблемно-ориентированного мониторинга, достаточно распространенного в РФ, -перманентный характер. Негативным проявлением является тот факт, что система мониторинга «исчезает» как только решена определенная проблема или достигнута определенная задача процесса управления, что в свою очередь не позволяет проводить систематический мониторинг социально-экономического развития на основе четко разработанных методик, информационная база не предполагает формирования на систематической основе исследований, «прерывается» и в некоторых случаях даже не позволяет выявить основные тенденции развития ситуации, т. к. используются определенные статические показатели. К тому же в процессе организации проблемно-ориентированного мониторинга происходит формирование лишь отдельных, как считается наиболее значимых элементов, что не позволяет говорить о мониторинге как системе исследования, оценки и анализа социально-экономических явлений.

Основная цель функционирования системы мониторинга - обеспечение органов управления всей необходимой информацией, т. е. в результате должна быть сформирована всесторонняя и полная информационная база, отсутствие которой признается в качестве одной из проблем системы местного самоуправления Белгородской области. Отчасти это объясняется наличием практически единственного «монопольного» источника данных -информационная база формируется преимущественно на основе данных территориальных комитетов статистики, а базой для сравнения выступают нормативные значения или данные федеральных органов статистики.

Определяя данную проблему как «недостаточная информационная доступность орга-

нов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также недостаточно организованная обратная связь с гражданами и организациями» было принято решение о необходимости формирования особого информационного пространства в Белгородской области [2]. Первостепенная роль в данном процессе отводится СМИ, что в свою очередь должно повысить открытость органов власти области и сформировать механизмы, обеспечивающие эффективную обратную связь с населением. Предполагается, что систематизация и формирование данных должно происходить на основе определения основных направлений деятельности органов государственной власти Белгородской области.

Положительным явлением, позволяющим достаточно быстро сформировать адекватную информационную базу, является четкое определение базовых принципов, на которые должна опираться информационная политика государственной власти Белгородской области. Признавая этот факт, в Концепции были определены основные, к которым отнесли:

- принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, государственная власть области учитывает общественное мнение;

- принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности;

- принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования учитываются его последствия для состояния других и всех в совокупности;

- принцип научности и объективности -программа опирается на научные разработки понятий «информация», «информационное пространство», «информационное обеспечение» и т. д., социологические исследования;

- принцип общественной безопасности -программа должна обеспечивать защиту информационных ресурсов и соблюдение конституционных прав человека и гражданина в области получения информации и пользования ею. При этом должны сохраняться и укрепляться нравственные ценности общества, традиции патриотизма и гуманизма, куль-

турный и научный потенциал страны. Система информационной безопасности призвана обеспечивать сохранение государственной и других тайн, защищать информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру от воздействия информационного оружия, угроз информационного терроризма и информационного криминала;

- принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг;

- принцип социальной ориентации -основные мероприятия информационной политики направляются на обеспечение социальных интересов всех жителей области;

- принцип государственной поддержки -мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются из федерального, областного и местных бюджетов;

- принцип приоритетности общественной идеологии и права - развитие и применение правовых и экономических методов

имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы [2].

По нашему мнению, хоть определенная в Концепции группа принципов, сформирована не полностью, но все-таки она позволяет в достаточно короткие сроки сформировать адекватную сложившимся условиям информационную базу.

Функционирование системы мониторинга социально-экономического развития региона - основа эффективного территориального управления. При этом необходимо помнить о взаимосвязанном развитии этих двух процессов.

1. Сайт Научно-исследовательской лаборатории по проблемам качества жизни населения Белгородской области - http://www.bel.edu.ru/lab

2. Концепция программы развития информационного пространства Белгородской области на 2006-2008 годы от 9 июня 2006 г. № 69-рп.

Поступила в редакцию 16.10.2006 г.

ОТРАСЛЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ УПРАВЛЕНИЯ РЫБОПРОДУКТОВЫМ КОМПЛЕКСОМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

С.И. Курдюков

Kurdyukov S.I. Branch mechanisms of interaction of basic management parameters of fishing complex in regional economy. In the branch mechanism of fishing complex management in regional economy the strategy of fishing market should be considered as a complex instrument of its regulation, which can be classified according to the following principles: the strategy of market behaviour (active development, adaptive stabilization); the strategy taking into account differences in tendencies of organization development and resource supplying (integration and differentiation); functional strategies as basic elements of the whole strategy, among which the leading position belongs to marketing strategy.

Предпочтение того или иного инструмента для достижения результативности управления развитием рыбопродуктовой отраслью во многом предопределяется отраслевой спецификой движения спроса и предложения. «Менеджмент развития» обладает различной степенью адекватности к внешней среде, в которой функционирует отрасль, что, следовательно, делает невозможным

шаблонное, массовое использование одних и тех же способов продвижения товара к конечному потребителю.

В результате, критерием выбора «режима управления» является обеспечиваемое им сокращение продолжительности временного интервала, в течение которого происходит согласование спроса и предложения. При этом важно сочетание, с одной стороны, наиболее вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.