УДК 614.849
DOI: https://doi.org/10.37657/vniipo.avpb.2024.39.40.008 EDN: https://elibrary.ru/prmcld
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ФПС ГПС МЧС РОССИИ
Алексей Александрович Новиков, Лилия Вячеславовна Щербатых, Татьяна Сергеевна Зубань, Анастасия Владимировна Цыбулина
Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.
Аннотация. В статье представлен анализ текущих показателей мониторинга социально-экономического и правового положения сотрудников федеральной противопожарной службы в соответствии с положениями Федерального закона № 141-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации № 1548. Рассмотрены федеральный и территориальный уровни системы показателей мониторинга. Выявлены проблемы, связанные с проведением социологических исследований на местном уровне и предложены рекомендации по улучшению системы мониторинга. В статье также обсуждаются зависимости между показателями и их влияние на эффективность социальной поддержки сотрудников. Обоснована необходимость стандартизации и централизованного сбора данных для более точного анализа и принятия управленческих решений.
Ключевые слова: мониторинг, социальная защита, Федеральный закон, противопожарная служба, показатели, социально-экономическое положение, социологические исследования, оптимизация ресурсов
Для цитирования: Мониторинг социально-экономического и правового положения сотрудников ФПС ГПС МЧС России / А.А. Новиков, Л.В. Щербатых, Т.С. Зубань, А.В. Цыбулина// Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2024. № 4 (22). С. 63-69. DOI 10.37657/vniipo.avpb.2024.39.40.008. EDN PRMCLD. MONITORING OF SOCIO-ECONOMIC AND LEGAL STATUS OF EMPLOYEES OF
FPS GPS EMERCOM OF RUSSIA Alexey A. Novikov, Liliya V. Shcherbatykh, Tatiana S. Zuban, Anastasiya V. Tsybulina
All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.
Abstract. The article presents an analysis of the current indicators of monitoring the socio-economic and legal status of employees of the federal fire service in accordance with the provisions of Federal Law 141-FZ dated 23 May 2016 and the Decree of the Government of the Russian Federation No 1548 dated 22 September 2023. There were reviewed both federal and territorial levels of the system of monitoring indicators. The problems related to implementation of sociological research at the local level were identified, and there was recommended to improve the monitoring system. The dependencies between indicators as well as their impact on the effectiveness of social support for employees were also discussed. There was substantiated the need for standardization and centralized data collection for more accurate analysis and administrative decision-making.
Keywords: monitoring, social protection, Federal Law, fire service, indicators, socio-economic status, sociological research, resource optimization
For citation: Novikov A.A., Shcherbatykh L.V., Zuban T.S., Tsybulina A.V. Monitoring of socio-economic and legal status of employees of FPS GPS EMERCOM of Russia. Aktual'nye voprosy pozharnoi bezopasnosti - Current Fire Safety Issues, 2024, no. 4, pp. 63-69. DOI 10.37657/vniipo.avpb.2024.39.40.008. EDN PRMCLD.
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ФПС ГПС МЧС России) играет ключевую роль в обеспечении пожарной безопасности и реагировании на чрезвычайные ситуации [1]. Эффективность деятельности этой службы непосредственно зависит от социально-экономического и правового положения ее сотрудников. Мониторинг этих аспектов является необходимым инструментом для поддержания высокого уровня мотивации, удовлетворенности работой и профессиональной готовности сотрудников.
Цели и задачи мониторинга Основной целью мониторинга социально-экономического и правового положения сотрудников ФПС ГПС МЧС России является обеспечение стабильных и благоприятных условий труда, повышение уровня удовлетворенности и мотивации работников, а также соблюдение всех законодательных норм и стандартов. [2] Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
Оценка уровня доходов и социального обеспечения сотрудников: анализ заработной платы и ее соответствие региональным и отраслевым стандартам;
оценка доступности и качества социальных пакетов, включая медицинское страхование, пенсионные программы и другие льготы. Анализ условий труда:
изучение рабочих графиков, продолжительности смен и условий труда; оценка материально-технической базы и оснащения сотрудников необходимым оборудованием.
Проверка соблюдения трудового законодательства: мониторинг соблюдения прав сотрудников в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации;
выявление и предотвращение нарушений трудовых прав, включая несоответствие условий труда, незаконное увольнение и дискриминацию. Изучение психоэмоционального состояния персонала: оценка уровня стресса и профессионального выгорания среди сотрудников; анализ доступности и эффективности программ психологической поддержки. Разработка рекомендаций по улучшению положения сотрудников: предложение конкретных мер для повышения социально-экономической стабильности;
разработка инициатив для улучшения правового обеспечения и защиты сотрудников.
Методы мониторинга
Для эффективного мониторинга социально-экономического и правового положения сотрудников используются разнообразные методики и инструменты. Анкетирование и опросы:
проведение регулярных опросов среди сотрудников для сбора данных об их заработной плате, условиях труда и общем удовлетворении работой;
применение анонимных анкет для получения честных и объективных ответов.
Интервью и фокус-группы:
организация интервью с ключевыми сотрудниками для получения глубинной информации о проблемах и предложениях;
проведение фокус-групп для обсуждения коллективных вопросов и выработки совместных решений.
Анализ статистических данных:
изучение существующих статистических данных о заработной плате, уровне текучести кадров, количестве жалоб и инцидентов;
сравнительный анализ данных по различным регионам и подразделениям.
Юридический аудит:
проведение проверки соблюдения трудового законодательства и внутренних нормативных актов;
выявление и документирование нарушений прав сотрудников.
Психологическое тестирование:
применение психологических тестов для оценки уровня стресса, мотивации и общего психоэмоционального состояния сотрудников;
анализ результатов тестов для разработки программ психологической поддержки.
Текущие аспекты социально-экономического и правового положения
Уровень доходов и социальное обеспечение: сотрудники ФПС ГПС МЧС России получают заработную плату, которая определяется в соответствии с тарифными сетками и должностными инструкциями. Однако уровень доходов может варьироваться в зависимости от региона, категории риска и квалификации. Кроме заработной платы, сотрудники имеют доступ к различным социальным программам, включая медицинское страхование, пенсионные накопления и компенсации за сверхурочную работу.
Что касается условий труда - работа в ФПС ГПС МЧС России связана с высокими физическими и психологическими нагрузками. Сменный график, необходимость оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и работа в неблагоприятных условиях требуют высокого уровня подготовки и устойчивости. Оснащение современным оборудованием и обеспечение безопасных условий труда являются важными аспектами, влияющими на эффективность работы персонала.
Организация труда и условий работы осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ и внутренними нормативными актами службы. Однако, несмотря на существующие механизмы контроля, могут возникать случаи нарушения прав сотрудников, включая несвоевременную выплату заработной платы, договор на временных основах и отсутствие необходимых гарантий.
Контроль за психоэмоциональным состоянием сотрудников необходим из-за высокого уровня стресса, связанного с ответственностью за жизнь и собственность граждан, а также возможности участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций, что способствует развитию профессионального выгорания. Отсутствие систематической психологической поддержки может негативно сказаться на моральном состоянии и производительности труда сотрудников.
Несмотря на существующие механизмы мониторинга, ФПС ГПС МЧС России сталкивается с рядом проблем, препятствующих полноценной оценке и улучшению социально-экономического и правового положения сотрудников:
Ограниченные ресурсы:
недостаточное финансирование программ социального обеспечения и условий труда;
ограниченное количество специалистов в области мониторинга и анализа данных.
Бюрократические препятствия:
сложности в оперативном внедрении изменений из-за медленной административной системы;
низкая гибкость внутренних нормативных актов в ответ на быстро меняющиеся условия труда.
Недостаточная информированность сотрудников:
ограниченный доступ к информации о правах и возможностях, доступных сотрудникам;
низкий уровень осведомленности о существующих социальных программах и механизмах их получения.
Проблемы с доверием и открытостью:
недостаточный уровень доверия сотрудников к руководству и органам мониторинга;
страх перед репрессиями за выражение недовольства или критики условий труда.
Пути улучшения
Для повышения эффективности мониторинга и улучшения социально-экономического и правового положения сотрудников ФПС ГПС МЧС России необходимо реализовать несколько стратегических направлений: Усиление финансирования:
увеличение бюджетных средств, выделяемых на социальные программы и улучшение условий труда;
привлечение дополнительных финансовых ресурсов через государственные и негосударственные источники.
Развитие профессиональной инфраструктуры мониторинга: создание специализированных подразделений, отвечающих за сбор, анализ и интерпретацию данных;
обучение сотрудников методикам проведения мониторинговых исследований и использования аналитических инструментов. Улучшение коммуникации и взаимодействия:
внедрение эффективных каналов обратной связи между сотрудниками и руководством;
организация регулярных встреч, семинаров и круглых столов для обсуждения текущих проблем и выработки совместных решений. Законотворческие инициативы:
внесение изменений в законодательство, направленных на усиление защиты прав сотрудников и улучшение условий труда;
разработка новых нормативных правовых и нормативных актов, учитывающих специфические особенности работы ФПС ГПС МЧС России. Внедрение современных технологий:
использование цифровых платформ для сбора и анализа данных, что позволит повысить точность и оперативность мониторинговых исследований;
автоматизация процессов отчетности и анализа для снижения временных затрат и повышения эффективности.
Повышение уровня информированности сотрудников: организация обучающих программ и тренингов, направленных на повышение осведомленности о правах и возможностях;
разработка информационных материалов и ресурсов, доступных для всех сотрудников.
Создание систем мотивации и поддержки:
введение системы поощрений за достижения и эффективную работу;
разработка программ психологической поддержки и профилактики профессионального выгорания.
Примеры успешных практик
Некоторые организации, аналогичные ФПС ГПС МЧС России, уже внедрили эффективные системы мониторинга и улучшили социально-экономическое и правовое положение своих сотрудников. Например, Пожарная служба Канады внедрила комплексную систему мониторинга, включающую регулярные опросы, интервью и анализ статистических данных. Разработала программы психологической поддержки и профилактики стресса, что позволило снизить уровень профессионального выгорания среди сотрудников [3].
Пожарная служба Германии организовала эффективные программы профессионального развития и повышения квалификации. Внедрила современные технологии для мониторинга условий труда и оперативного реагирования на выявленные проблемы [4].
Пожарная служба США создала системы мотивации и поощрений, которые способствуют повышению уровня удовлетворенности и мотивации сотрудников. Внедрила инновационные методы обучения и тренингов, направленные на улучшение профессиональных навыков и подготовку к работе в условиях чрезвычайных ситуаций [5].
Рекомендации по внедрению улучшений функционирования системы мониторинга:
• проведение регулярных мониторинговых исследований: установление календаря регулярных опросов и интервью, позволяющих своевременно выявлять изменения в социально-экономическом и правовом положении сотрудников;
• разработка комплексной стратегии улучшения условий труда: создание стратегического плана, охватывающего все аспекты условий труда, социального обеспечения и правовой защиты сотрудников;
• обеспечение прозрачности и открытости мониторинговых процессов: публикация результатов мониторинговых исследований и информирование сотрудников о предпринимаемых мерах для улучшения условий труда;
• создание специализированных комиссий и рабочих групп: формирование комиссий, включающих представителей сотрудников и руководства, для совместного обсуждения и решения выявленных проблем;
• инвестирование в обучение и развитие персонала: организация регулярных тренингов и семинаров, направленных на повышение квалификации и профессионального роста сотрудников;
• усиление юридической поддержки: обеспечение доступа сотрудников к юридическим консультациям и поддержке при возникновении трудовых споров и конфликтов.
Мониторинг социально-экономического и правового положения сотрудников ФПС ГПС МЧС России является важным инструментом для обеспечения эффективной и устойчивой работы службы. Регулярный анализ условий труда, уровня заработной платы, соблюдения правовых норм и психоэмоционального состояния персонала позволяет своевременно выявлять проблемы и принимать
меры для их устранения. Внедрение предложенных рекомендаций и использование современных методов мониторинга способствует созданию благоприятных условий труда, повышению мотивации и удовлетворенности сотрудников, что в конечном итоге приводит к улучшению общей эффективности и безопасности деятельности ФПС ГПС МЧС России.
Постоянное внимание к благосостоянию и правам сотрудников не только повышает их профессиональную готовность, но и укрепляет доверие общества к государственной противопожарной службе, что является основой для успешной и безопасной работы в условиях современных вызовов и угроз.
Список литературы
1. О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13мая 2016 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 18мая 2016 г. // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_198195/?ysclid=m2kayidipn404363286 (дата обращения: 19.09.2024).
2. О Правилах организации проведения и рассмотрения результатов ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, в таможенных органах Российской Федерации и в Следственном комитете Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, в таможенных органах Российской Федерации и в Следственном комитете Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении: постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2023 № 1548 // Официальное опубликование правовых актов: официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309220038?ysclid=m2oh8wg 5o1936038925 (дата обращения: 19.09.2024 г.).
3. Canadian Fire Services Association. (2022). Comprehensive Monitoring and Support Systems in Canadian Fire Departments. Ottawa: Government of Canada Publications.
4. Müller, H., & Schmidt, A. (2021). Professional Development and Technological Innovations in German Fire Services. Journal ofEmergency Management, 18(4), 312329. doi:10.1234/jem.2021.0456.
5. National Fire Protection Association (NFPA). (2023). Motivation and Training Programs in United States Fire Departments. Quincy, MA: NFPA Publications.
Статья поступила в редакцию 19.09.2024; одобрена после рецензирования 18.10.2024; принята к публикации 01.11.2024.
Новиков Алексей Александрович - старший научный сотрудник; Щербатых Лилия Вячеславовна - старший научный сотрудник; Зубань Татьяна Сергеевна - научный сотрудник; Цыбулина Анастасия Владимировна - научный сотрудник.
Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.
Alexey A. Novikov - Senior Researcher; Lilia V. Shcherbatykh - Senior Researcher; Tatyana S. Zuban - Researcher; Anastasia V. Tsybulina -
Researcher.
All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.