УДК 332.142.6
Мониторинг состояния окружающей среды маргинальных территорий для оценки потенциала развития туристско-рекреационных систем*
В статье рассматривается значение мониторинга окружающей среды как составной части процесса территориального управления туристско-рекреационными системами. Результатом мониторинга должен стать турист-ско-рекреационный кадастр как основа разработки алгоритмов, показателей и параметров, а также комплексного плана развития туристско-рекреационной системы. Предлагается алгоритм мониторинга окружающей среды для целей развития туризма и рекреации.
Ключевые слова: мониторинг окружающей среды; рекреационные ресурсы; экономический потенциал; кадастр туристско-рекреационных ресурсов; маргинальные территории.
The paper discusses the importance of environmental monitoring as part of the process of territorial management of tourist and recreation systems. The monitoring should result in creation of a tourism-recreation inventory as the basis for development of algorithms, indices and parameters, as well as in drawing up a comprehensive plan for the development of a tourism and recreation system. An algorithm for environmental monitoring to ensure the development of tourism and recreation is proposed.
Keywords: environmental monitoring; recreational resources; economic potential; tourist and recreational resource inventory; marginal areas.
Отдых как экономико-экологическая и управленческая категория
Мониторинг как составная часть процесса территориального управления качеством окружающей среды позволяет не только фиксировать изменения ее состояния, но и принимать управленческие решения по ее улучшению. Потенциально каждый гражданин России является рекреантом1, однако использование рекреационных ресурсов зачастую отличается низкой эффективностью из-за нерациональной организации самой рекреационной деятельности. Имеющий большое значение в жизни человека отдых следует рассматривать не только как необходи-
* Исследования проведены при финансовой поддержке РГНФ 14-02-00472-а в рамках научно-исследовательского проекта «Экономическая оценка потенциала при формировании кластер-но-логистической структуры туристско-рекреационной системы маргинальных территорий урбанизированных районов». 1 Рекреант — отдыхающий, получающий услуги проживания, питания, восстановительно-реабилитационные и другие виды культурно-познавательных услуг в процессе отдыха в туристическом учреждении либо вне его.
Луговской Александр Михайлович
д-р геогр. наук, канд. биол. наук, профессор кафедры «Региональная экономика и экономическая география» Финансового университета E-mail: [email protected]
Плисецкий Евгений Леонидович
д-р пед. наук, канд. геогр. наук, профессор, зав. кафедрой «Региональная экономика и экономическая география» Финансового университета E-mail: [email protected]
мое условие для нормальной жизнедеятельности, но и как экономико-экологическую и управленческую категорию. Управление рекреационными ресурсами на территории муниципального образования — комплексная задача, решаемая органами местного самоуправления путем реализации полномочий по планированию развития территории, градостроительному зонированию, планировке территории, распоряжению земельными участками. Сложность ее решения заключается не только в наличии проблем правового регулирования, ограниченности финансового обеспечения, но и в том, что перечисленные полномочия принадлежат различным организациям разной формы собственности, а также управленческим структурам, подчиняющимся не только органам местного самоуправления, но и органам государственной власти.
Мониторинг состояния туристско-рекреационной системы
Важным направлением в развитии туристско-ре-креационной системы является выявление объектов наблюдения за состоянием окружающей среды, что позволяет стандартизировать методики исследования как самих объектов, так и изменяющихся природно-климатических условий среды обитания человека [1]. С этой целью должен осуществляться физико-химический мониторинг для установления степени загрязнения окружающей среды конкретными организациями в сопоставлении с запланированными выбросами, что может становиться причиной наложения штрафных санкций на нарушителей природопользования. Однако такой мониторинг не позволяет оценивать состояние среды комплексно с учетом большого количества пользователей, производящих выбросы вредных веществ в заранее запланированных масштабах [2].
Согласно Основным направлениями государственной политики по развитию системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденных приказом Минприроды от 22.04.2003 № 342, одним из приоритетных направлений научных исследований туристско-рекреационных систем является выявление причин неблагоприятных тенденций в динамике природных комплексов и прогноз их последствий на основе разработки методов экологического мониторинга. Для этих целей весьма эффективна биоиндикация как метод оценки качества природной среды [3].
особенности маргинальных территорий
Туристско-рекреационная система должна обладать рядом качеств, ценных с точки зрения организации рекреационной деятельности: доступное географическое положение, благоприятный климат, богатое и привлекательное историко-культурное наследие, живописные и разнообразные ландшафты. Частью туристско-рекреационной системы выступают маргинальные территории, характеризующиеся благополучным экологическим состоянием природной среды несмотря на наличие промышленных предприятий, что весьма характерно для густонаселенных промышленных центров средней полосы России [4]. Ценность включения таких территорий в ре-креационно-туристскую деятельность определяется прежде всего привычными для жителей климатическими условиями, что исключает проблему акклиматизации рекреантов, и относительной транспортной доступностью, позволяющей организовывать для населения городских центров кратковременные виды отдыха в сочетании с экономической деятельностью в течение всего года. Многообразие используемой терминологии при характеристике разнородных территорий требует уточнения понятия «маргинальная территория». Применяемое противопоставление «столичный — провинциальный» несет отпечаток имперских традиций государственного территориального управления, сложившихся еще в Древнем Риме и подчеркивающих неравноправие в политико-административной структуре и наличие территориальной экономической дифференциации.
В трудах западноевропейских ученых популярно использование модели «центр — периферия» при сопоставлении более экономически развитых частей стран, районов и менее развитых окраин. Однако относительность этого понятия определяется масштабами исследования, при котором одна и та же территория может входить в оба структурных подразделения. Депрессивные территории также противопоставляются доминирующим или развитым, иногда отождествляясь с маргинальными, что, на наш взгляд, объясняется схожестью многих черт, но неверно из-за иного принципа классификации.
Маргинальные территории обладают потенциальными ресурсами, еще не вовлеченными в оборот вследствие особенностей географического положения и в силу сложившейся системы территориального управления. Сам термин «маргинальный» (от лат. margo — край, граница или франц. marginal — побочный, второстепенный) в отечественной региональной науке появился относительно недавно и имеет
разночтения [5]. В географии, например, под маргинальными понимаются территории, занимающие внутреннее или периферийное положение в стране (регионе). В экономике его используют для обозначения неприбыльного предприятия. Таким образом, в социально-экономической географии и региональной экономике маргинальная территория может определяться как отдаленная, периферийная, труднодоступная, окраинная, относительно изолированная, приграничная, слабозаселенная, малоосвоенная [6].
По нашему мнению, подобная трактовка, закрепляющая за маргинальными территориями «экономическую неполноценность», не совсем правомерна. Отставание в развитии является следствием совокупности сложившихся на текущий момент времени условий, которые могут носить временный характер и кардинально меняться с изменением приоритета территориального управления. Особенностью маргинальных территорий является временная невовлеченность в систему общественных, экономических, производственных, а в нашем случае — рекреационных отношений. Эта тема актуализирована многими зарубежными учеными, в частности Д. Ал-леном, А. Бейли, Д. Вайо, М. Данфердом, Р. Дж. Льюисом, Д. Морганом, Д. Садлером, Л.И. Хамелином и др. В их работах в том числе подчеркивается тот факт, что территории находятся между собой в «географическом соревновании», в поиске наилучшего использования выгод от своего экономико-географического положения. При этом прогнозируется усиление контрастности за счет обогащения центров и обеднения периферии, а маргинальность связывается с конфигурацией территории [7].
Многообразие ресурсной базы маргинальных территорий является ценным рекреационным качеством с позиции развития отдыха и туризма, определяя потребительское, эмоциональное и информационное содержание досуга потенциальных рекреантов. Различная степень комфортности мест посещения, эстетической новизны и хозяйственной освоенности дифференцирует территорию по степени привлекательности и доступности разным группам рекреантов в соответствии с уровнем их экономической состоятельности, потребительскими запросами, готовностью к осуществлению турист-ско-рекреационной деятельности. Следует также обратить внимание на то, что многие маргинальные территории характеризуются богатым историко-культурным наследием, позволяющим заметно расширить спектр возможностей реализации в пределах туристско-рекреационной деятельности [8].
Составление кадастра туристско-рекреационных ресурсов
Будучи приоритетным компонентом в сфере управ -ления туризма, мониторинг окружающей среды возможен только на основе кадастровой оценки ту-ристско-рекреационных ресурсов, в том числе потенциальных ресурсов маргинальных территорий. Туристско-рекреационный кадастр как систематический свод данных о природных объектах и явлениях рекреационного назначения содержит комплексную эколого-географическую характеристику, данные о динамике компонентов природной среды, степени их изученности, рекомендации по использованию, необходимые меры по охране, а также свод сведений о рекреационных территориях отдыха и восстановления здоровья человека [9].
Кадастр туристско-рекреационных ресурсов включает геоморфологический, геологический, климатический, гидрографический, почвенный, геоботанический, зоогеографический, ландшафтный, демографо-этнический, культурно-религиозный и социально-экономический аспекты рекреации для эффективного планирования, мониторинга, управления и инвестирования на базе инвентаризации и всесторонней оценки ресурсного потенциала.
Туристско-рекреационный кадастр служит основой для разработки алгоритмов, показателей и параметров мониторинга, а также комплексного плана эксплуатации и развития туристско-рекреационной ресурсной базы. Координация мониторинга окружающей среды территориальной туристско-рекре-ационной системы должна возлагаться на органы местного самоуправления в пределах административно-территориального деления. Результаты проведенного мониторинга доводятся до сведения организаторов туристско-рекреационной деятельности и межрайонного информационного центра с целью обобщения и последующего распространения информации о рекреационных услугах.
Осуществление мониторинга окружающей среды
Мониторинг окружающей среды может проводиться по двум основным направлениям:
1) локальная оценка параметров конкретного ресурса (объекта), базирующаяся на выделении системы экономических, экологических, социальных и культурологических индикаторов, отражающих отдельные аспекты рекреационного использования;
2) комплексный подход к оценке рекреационного потенциала территории, основывающийся на
использовании интегрального индикатора степени вовлечения объектов туристско-рекреационной системы в эколого-социально-экономическое развитие региона в целом и муниципального образования в частности. В качестве объектов мониторинга могут рассматриваться:
1) ландшафтная и литогенная основы территории;
2) гидрографическая сеть;
3) пейзажность ландшафта;
4) фитоценологические и фаунистические ресурсы рекреации;
5) объекты историко-культурного наследия;
6) культурно-этнические традиции;
7) туристско-рекреационная инфраструктура;
8) экологические ограничения и риски для развития туризма и рекреации.
В целях оптимизации системы мониторинга и эффективного использования его результатов на уровне администрации региона и муниципального образования целесообразно применять комплексную оценку туристско-рекреационных ресурсов, на основе которой можно подготавливать принятие управленческих решений по экономическим аспектам освоения рекреационно-ресурсного потенциала региона. В методическом плане алгоритм мониторинга окружающей среды маргинальных территорий для целей развития туризма и рекреации может предусматривать:
1) определение степени преобразованности рекреационного ландшафта по показателям освоенности, лесистости, флористического и зоологического богатства и др.;
2) покомпонентный анализ геологического строения, рельефа, климата, гидрографической сети, почв и биоты;
3) выбор критериев оценки по показателям устойчивости природно-антропогенных систем маргинальных территорий с учетом преобразований природного ландшафта под влиянием антропогенной деятельности;
4) геоморфологический мониторинг для осуществления ландшафтного районирования в пределах конкретной природной зоны;
5) выделение эколого-туристского каркаса территории на основе определения ее устойчивости по состоянию обводненности, облесенности, рас-паханности, параметрам особо охраняемых природных территорий;
7) оценка важнейших природных, социально-экономических и историко-культурных ресурсов
по их рекреационной ценности по каждому из выделенных параметров ландшафта. По результатам мониторинга окружающей среды маргинальной территории и комплексной оценки ресурсно-рекреационного потенциала с учетом специфики размещения природных и историко-культурных туристских сервисов создается схема туристско-рекреационного районирования, определяются группы потенциальных потребителей туристско-рекреационных услуг, рекламно-брен-довая политика, рекомендации по оптимальному пути развития туристско-рекреационной деятельности и перспективы реализации концепции территориального развития маргинальной территории.
Литература
1. Луговской А.М. Дендроиндикационный мониторинг в системе экономической оценки при управления качеством среды. Воронеж: Воронежский гос. педагогич. университет, 2013.
2. Бурматова О. П. Стратегические аспекты природоохранной деятельности в регионе. Новосибирск, 2011 (препринт / РАН. Сиб. отд. ИЭОПП).
3. Луговской А.М. Экономическая оценка потенциала при формировании кластерно-ло-гистической структуры туристско-рекреаци-онной системы // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса /Социально-экономические исследования в туризме в России и за рубежом. 2014. № 3.
4. Мышлявцева С.Э. Проблемы и перспективы развития регионального туризма Пермской области / материалы III Междунар. науч.-практ. конф.— Смоленск: Универсум, 2004.
5. Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, Астрель, 2006.
6. Зырянов А.И., Мышлявцева С.Э. Город-регион: туристское взаимодействие // Экология урбанизированных территорий. 2007. № 1.
7. Зырянов А. И. Маргинальные территории // Географический вестник. 2008. № 2.
8. Горяченко Е.Е. Мониторинг социально-экономической ситуации в муниципалитетах в условиях выхода из кризиса / Ассоц. городов Поволжья, ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: АСДГ, 2011.
9. Кусков А. С. Рекреационная география. М.: МПСИ, Флинта, 2005.