4. Герасимов А. Н., Громов Е. И., Скрипниченко Ю. С. Развитие пространственно локализованных экономических систем в традиционно аграрных регионах Российской Федерации //Актуальт проблеми економки. - 2014. - №. 6. - С. 264-276.
5. Курушина. Е В. Показатели оценки системно-функциональных пространственных трансформаций //Теория и практика общественного развития. -2015. - №. 18. - С. 68-70.
6. Родионов Д. Г. и др. Трансформация экологической среды социально-экономических систем под воздействием факторов информационной среды // Экономические науки. - 2021. - № 201. - С. 98-111.
7. Родионов Д.Г., Пашинина П.А., Конников Е.А. Алгоритм составления и управления инвестиционным портфелем на основании модели влияния информационной среды на основные параметры финансовых активов //Экономические науки. 2022. № 213. С. 65-73.
8. Bogoradnikova D. et al. Multilingual Sentiment Analysis and Toxicity Detection for Text Messages in Russian //2021 29th Conference of Open Innovations Association (FRUCT). - IEEE, 2021. - С. 55-64.
9. Russian toxicity classifier [Электронный ресурс]. URL: https://huggingface.co/s-nlp/russian_toxicity_classifier (Дата обращения 20.05.2023).
10. Rubert tiny2 Russian emotion detection [Электронный ресурс]. URL: https://huggingface.co/Aniemore/rubert-tiny2-russian-emotion-detection (Дата обращения 08.06.2023.
11. Tinkoff-ai. Toxicity classifier [Электронный ресурс]. URL: https://huggingface.co/tinkoff-ai/response-toxicity-classifier-base (Дата обращения 10.05.2023).
12. Коротеев М. В. Обзор некоторых современных тенденций в технологии машинного обучения //E-Management. - 2018. - Т. 1. - №. 1. - С. 26-35.
13. Борисова. Л. Р. и др. Сравнительный анализ методов машинного обучения в кредитном скоринге при наличии большого количества категориальных переменных //Современная математика и концепции инновационного математического образования. - 2020. - Т. 7. - №. 1. - С. 166-17.
14. Воронина. В. В. и др. Теория и практика машинного обучения. - 2017.
EDN: XPXIMO
М.А. Троянская - д.э.н., доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],
M.A. Troyanskaya - doctor of economics, associate professor, head of the department of state and municipal management, Orenburg state university, Orenburg, Russia;
Е.Д. Симонова - обучающаяся направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия,
E.D. Simonova - student of the direction of training «State and municipal management» of the Department of State and Municipal Management, Orenburg state university, Orenburg, Russia.
МОНИТОРИНГ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ MONITORING OF THE MUNICIPAL SOLID WASTE MANAGEMENT SYSTEM
Аннотация. Государственное управление в настоящее время преследует цель решения новых и текущих задач и проблем, возникающих в современном обществе, а также нацелено на повышение эффективности государственного и муниципального управления. Одной из актуальных проблем, которые возникают в процессе государственного управления, является экологическая политика и охрана окружающей среды. В 2019 г. в Российской Федерации воплотилась в жизнь реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами, в настоящее время обращение с которыми является коммунальной услугой и в тоже время регулируемым видом деятельности и находится в значительной степени под контролем государства. Авторами на примере Оренбургской области проведен анализ расчетных показателей об образовании твердых коммунальных отходов; фактических показателей образования, обработки, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов; количественных характеристик обращения с твердыми коммунальными отходами; показателей и результатов регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»; представлены объекты обработки и размещения твердых коммунальных отходов и показатели эффективности их работы, а также перечень планируемых к строительству объектов обращения с твердыми коммунальными отходами.
Abstract. Public administration is currently pursuing the goal of solving new and current tasks and problems that arise in modern society, and is also aimed at improving the efficiency of state and municipal government. One of the urgent problems that arise in the process of public administration is environmental policy and environmental protection. In 2019, the reform of the municipal solid waste management system was implemented in the Russian Federation, which is currently a public service and at the same time a regulated activity and is largely under state control. The authors, using the example of the Orenburg region, analyzed the calculated indicators on the formation of municipal solid waste; actual indicators of formation, processing, utilization and disposal of municipal solid waste; quantitative characteristics of the treatment of municipal solid waste; indicators and results of the regional project "Integrated system of municipal solid waste management"; objects of processing and disposal of municipal solid waste and indicators of their performance, as well as a list of objects for the treatment of municipal solid waste planned for construction are presented.
Ключевые слова: отходы, твердые коммунальные отходы, бытовые коммунальные отходы, образование отходов, обработка отходов, утилизация отходов, обезвреживание отходов, размещение отходов, переработка отходов.
Keywords: waste, solid municipal waste, household municipal waste, waste generation, waste treatment, waste disposal, waste disposal, waste disposal, waste
disposal.
На территории Российской Федерации сохраняются угрозы экологической безопасности, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Отметим, что именно население является весомым аргументом и отправной точкой для анализа и целесообразности проведения большинства социально-экономических преобразований государственного и частного секторов. В свою очередь, решения, принимаемые в области обращения с отходами, в том числе опираются на информацию о численности населения поскольку именно люди, проживающие на территории региона, являются отходообразователями.
В настоящее время согласно административно-территориальному устройству в состав Оренбургской области входят: 12 городов, 35 районов, 1 закрытое административно-территориальное образование, а также сельские населенные пункты. На указанных территориях проживает 1 841 377 человек. Традиционно самыми многочисленными являются: областной центр - г. Оренбург, где численность городского населения составляет 539 236 человек, г. Орск (190 980 чел.), г. Бузулук (88 419 чел.), г. Новотроицк (79 946 чел.). Динамика количественного состояния численности населения Оренбургской области с 2019 по 2023 г. представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели динамики численности населения Оренбургской области
Год человек
Всего из них
городское сельское
2019 1 963 007 1 183 529 779 478
2020 1 956 835 1 186 569 770 266
2021 1 942 915 1 182 109 760 806
2022 1 924 578 1 175 414 749 164
2023 1 841 377 1 102 605 738 996
По данным, представленным в таблице 1, наблюдается убыль населения, которая берет свои истоки с 1999 г. и идет непрерывно. За представленный период убыль городского населения Оренбургской области составила 6,84 %, сельского населения - 5,19 %.
В 2019 г. была проведена работа по расчету объема и массы образования твердых коммунальных отходов (ТКО) на перспективный период, при этом опора на фактические данные была минимальна ввиду их отсутствия. Сведения о предполагаемом (расчетном) объеме образования отходов потребления за период 20202025 г. представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Расчетные данные об образовании ТКО на территории Оренбургской области
Наименование показателя Единица измерения Год
2020 2021 2022 2023 2024 2025
Образовано отходов тыс. тонн 836 832 827 823 818 813
Образовано отходов тыс. куб. м 4 222 4 201 4 179 4 155 4 131 4 106
(составлена авторами по источнику [2])
Фактические сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления на территории Российской Федерации представлены в форме статистического наблюдения за отходами производства и потребления № 2-ТП (отходы). С момента начала реформы обращения с ТКО в 2019 г. в форме № 2-ТП (отходы) выделен раздел № 2, содержащий информацию о массах образования, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении ТКО, ранее информация об отходах потребления подавалась совместно с данными об отходах производства и не подлежала анализу как самостоятельная категория. В таблице 3 продемонстрированы данные об обращении с ТКО в Оренбургской области.
Таблица 3 - Динамика показателей образования, обработки, утилизации и размещения ТКО
в Оренбургской области
Наименование показателя год
2019 2020 2021 2022
тонн
Наличие на начало отчетного года - 0 155 357
Образование ТКО 482 874 527 548 539 658 532 342
Направлено на обработку 281 183 323 093 322 881 331 911
Направлено на обезвреживание - 0 0 0
Направлено на утилизацию 0 0 14 043 8 410
Направлено на захоронение - 204 455 273 465 525 807
Накоплено на конец отчетного периода - 0 255 249 563
(составлена авторами по источнику [3])
Информация о массе отобранных фракций ТКО, направленных на утилизацию, в период 2019-2020 г. представлена нулевыми значениями. Однако, с 2014 г. в регионе функционировали объекты обработки ТКО в г. Оренбурге и г. Бузулуке, на которых происходил отбор вторичных материальных ресурсов. Вместе с тем, масса размещенных ТКО за аналогичный период представлена не в полной мере. Такая ситуация могла сложиться по причине некорректного предоставления отчетов респондентами при внесении сведений о ТКО в раздел, содержащий информацию о промышленных отходах. В таблице 4 представлены наиболее полные данные, отражающие фактическую ситуацию обращения с ТКО в регионе.
Таблица 4 - Информация об обращении с ТКО в Оренбургской области
Год масса ТКО
| образованных обработанных направленных на утилизацию размещенных
тыс. тонн
2019 482,9 278,1 27,0 455,9
2020 527,5 323,1 30,3 497,2
2021 539,6 228,0 13,8 273,5*
2022 532,3 331,0 8,4 522,8
дополнительно 157,3 тыс. тонн в 2021 г. направлено на хранение
(составлена авторами по источнику [2])
С учетом имеющейся динамики образования отходов, актуализированными нормативами накопления ТКО в таблице 5 представлен расчет баланса количественных характеристик обращения с ТКО. В расчете не учитывались сведения об образовании медицинских отходов класса «А», в случае отнесения их на законодательном уровне к ТКО баланс подлежит корректировке.
Таблица 5 - Баланс количественных характеристик обращения с ТКО
Наименование показателя Единица измерения год
2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Образовано отходов тыс. тонн 593,4 591,1 588,7 586,3 584,0 561,7 578,7
Образовано отходов тыс. куб. м 2 997,1 2 985,1 2 973,2 2 961,3 2 949,4 2 937,6 2 922,9
Принято из др. субъектов РФ тыс. тонн 0 0 0 0 0 0 0
Обработано отходов тыс. тонн 438 474 474 474 474 581 578
Обезврежено отходов тыс. тонн 0 0 0 0 0 0 0
Утилизировано отходов тыс. тонн 27,4 182,9 182,9 182,9 182,9 336,3 334,5
Размещено отходов тыс. тонн 566 408,2 405,8 403,4 401,1 245,4 244,3
Направлено в др. субъекты РФ тыс. тонн 0 0 0 0 0 0 0
Достижение перспективных значений возможно только при высоком уровне эффективности функционирования действующих объектов и своевременном вводе в эксплуатацию запланированной инфраструктуры по обращению с отходами в регионе.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» утверждены ключевые направления развития Российской Федерации на период до 2030 года [5]. В этой связи, в состав национального проекта «Экология» вошел федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» [6], с целью достижения значений показателей и результатов которого, в Оренбургской области реализуется одноименный региональный проект. Уровень достижения показателей и результатов, установленных для региона на период 2021-2023 г. и плановые значения на 2024 г., представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Динамика показателей и результатов регионального проекта «Комплексная система
обращения с твердыми коммунальными отходами»
год
Наименование показателя/результата Ед. изм. 2021 2022 на 05.2023 2024
план факт план факт план факт план
Значения показателей
Доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО % 26,1 43,4 30,3 59 36 63,1 43,4
Доля направленных на утилизацию ТКО % 2,9 2,6 1,4 1,6 1,5 2,2 1,5
Доля направленных на захоронение ТКО % 97,1 67,2 98,6 97,7 98,5 97,5 98,5
Доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО % 39 0 38 0 37 0 36
Доля разработанных электронных моделей % 100 100 100 100 100 100 100
Значения результатов
Введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке (сортировке) ТКО млн. тонн 0,052 0,017 0,072 0,072 0,072 0,072 0,108
Введены в промышленную эксплуатацию мощности по утилизации ТКО млн. тонн 0,003 0 0 0 0 0 0,079
Закуплены в субъектах РФ контейнеры для раздельного накопления ТКО штук 3237 3336 8120 8219 8120 8219 -
(составлена авторами по источнику [7])
Достижение значений показателей по обработке ТКО обеспечивается за счет функционирования инфраструктуры по обработке и размещению ТКО на территории Оренбургской области. Однако, по данным таблицы 6 наблюдается и не достижение отдельных значений: показатель по доле, направленной на утилизацию ТКО; результат в части ввода в эксплуатацию мощностей по утилизации ТКО. Не достижение показателя «Доля направленных на утилизацию ТКО» произошло в связи со снижением эффективности работы сортировочного комплекса в г. Оренбурге, в следствие которого произошло сокращение массы отбираемых полезных фракций ТКО, подлежащей утилизации. Результат по вводу в эксплуатацию оборудования по утилизации ТКО регионального проекта не достигнут в 2021 г. поскольку оператором по обработке и размещению ТКО в г. Оренбурге ООО «ЭкоСпутник» приостановлена реализация мероприятий инвестиционной программы в части строительства участка компостирования.
Следуя логике изложения материала, представим показатели о действующей инфраструктуре и мощностях по обращению с ТКО.
Деятельность по обращению с отходами подразумевает мероприятия по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, осуществление которой возможно при наличии оборудованных мест (площадок) для накопления ТКО, специализированной техники регионального оператора и операторов по транспортированию ТКО, а также при функционировании инфраструктуры по обращению с ТКО.
В состав инфраструктуры по обращению с отходами, в том числе по обращению с ТКО включены объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, захоронения, хранения отходов.
На объектах обработки ТКО производится подготовка отходов с целью последующей утилизации: предварительная очистка поступивших отходов, их разбор на составные части при поступлении спрессованных масс отходов, а также сортировка, которая подразумевает отбор пригодных для утилизации ТКО полезных фракций отходов.
Принято выделять основные методы сортировки ТКО, такие как:
1) ручной метод (выделение пригодных для утилизации полезных фракций ТКО осуществляется сотрудниками сортировочного комплекса визуально, а отбор производится вручную);
2) автоматизированный (комбинированный) метод (распознавание полезных фракций ТКО по-прежнему осуществляется человеком, однако применение широкого круга специализированного оборудования для обработки ТКО значительно облегчает работу).
В результате использования любого из методов сортировки ТКО выделяются утильные или полезные фракции ТКО, для уменьшения объема которых применяется механическая обработка, включающая измельчение, прессование, брикетирование и иные методы. Если сформулировать коротко, то при ручной сортировке производственная линия может включать в себя измерительное, конвейерное, прессовальное и измельчительное оборудование. Автоматизированные сепараторы отсутствуют. При автоматизированной сортировке производственная линия включает в себя помимо измерительного, конвейерного, прессовального и измельчительного
оборудования различные сепараторы (роторный, барабанный, магнитный, оптический, баллистический, динамический, воздушный, иные виды) и (или) разрыватели пакетов, перфораторы ПЭТ.
В настоящее время на территории Оренбургской области фактически существуют 6 объектов обработки ТКО: в г. Оренбурге, в г. Гае, в г. Бузулуке, в с. Курманаевка, в г. Медногорске, в п. Новосергиевка (таблица 7).
Таблица 7 - Объекты обработки ТКО в Оренбургской области
Наименование объекта по обработке ТКО Ввод в эксплуатацию, год Фактический адрес Тип обработки Проектная мощность объекта, тонн/год
ООО «ЭкоСпутник» г. Оренбург 2014 г. Оренбург, ул. Автомобилистов, д.23/1 комбинированная 264 000
ООО «Саночистка» г. Бузулук 2014 г. Бузулук, ул. Юго-Западная, 500 комбинированная 80 000
ООО «Саночистка» Курманаев-ский р-н 2014 с. Курманаевка, Курманаевский с/с комбинированная 22 000
ИП Мамедов И.Г.о г. Гай 2019 г. Гай, в 1340,0 м. по направлению на С-В от ОАО «Гайский ГОК» ручная 17 000
ООО «ПромЭко» п. Новосергиевка 2022 в 3-х км южнее п. Новосергиевка Новосергиевского района ручная 55 000
ООО «Мечта» г. Медногорск - г. Медногорск, ул. Загородное шоссе, 1 ручная 30 000
(составлена авторами по источнику [2])
На данный момент работают объекты обработки, эксплуатируемые ООО «ЭкоСпутник», ООО «Сано-чистка» в г. Бузулуке и Курманаевском районе, а также ИП Мамедов И.Г.о. Оборудование по обработке отходов потребления в г. Медногорске не введено в эксплуатацию в связи с отсутствием лицензии на осуществление такого вида деятельности. На объекте в Новосергиевском районе осуществляется передача полигона ТБО МУП Новосергиевского поссовета «Новосергиевский коммунальщик» для осуществления обработки и размещения ТКО ООО «ПромЭко». Вместе с тем, поскольку объект введен в эксплуатацию в 2022 г. на сегодняшний день продолжаются подготовительные работы по подключению полигона к линии электроснабжения.
г. Оренбург Оренбургский р-н Бепяевсхий р-н Октябрьский р-н Сакмарский р-н Саракташский р-н Тюльганский р-н Шарлыкский р-н Соль-Илецкий ГО Акбулакскнй р-н
Рисунок 1 - Схема движения ТКО на объекты обработки в 2022 г. на территории Оренбургской области
(составлен авторами по источнику [2])
Исходя из данных, представленных в таблице 7 и на рисунке 1, очевиден факт отсутствия мощностей для обработки ТКО в восточной части региона. Отходы потребления наиболее крупных городов таких, как г. Орск, г. Новотроицк, г. Медногорск, и некоторых муниципальных районов, которые составляют пятую часть от общей массы образованных ТКО Оренбургской области напрямую направляются на захоронение.
Таким образом, при функционировании четырех объектов обработки ТКО, представленных в таблице 7, при максимальной загрузке на территории Оренбургской области возможна обработка 383 000 тонн ТКО в год. С учетом того, что динамика последних трех лет показывает годовое образование ТКО в пределах 520 000 -540 000 тонн, складывается понимание, что имеющимися мощностями возможна обработка порядка 70-73 % всех образовавшихся отходов потребления на территории области. По различным оценкам экспертов установлено, что из общей массы ТКО, поступающей на объект обработки возможен отбор порядка 15-20 % вторичных ресурсов в зависимости от качества поступающих отходов, эффективности работы, износа оборудования того или иного оператора по обработке ТКО. По расчету получается, что на территории региона потенциально возможен отбор порядка 57 450 - 76 600 тонн вторичных ресурсов ежегодно. Однако, неполная загрузка объектов, нехватка рабочей силы и низкий процент отбора вторичных ресурсов оказывают негативное влияние на региональный показатель утилизации ТКО.
Таблица 8 - Показатели эффективности работы объектов обработки ТКО в 2022 г.
Наименование объекта обработки ТКО Мощность по входному потоку Фактический объем обрабатываемых ТКО Отбор вторичных ресурсов из фактического объема обрабатываемых ТКО Отбор вторичных ресурсов
тонн/год %
ООО «ЭкоСпутник» г. Оренбург 264 000 276 031 2 396 0,87
ООО «Саночистка» г. Бузулук 80 000 46 705 5 192 11,1
ООО «Саночистка» Курманаевский р-н 22 000 6 667 808 12,1
ИП Мамедов И.Г.о. г. Гай 17 000 1 566 13 0,83
Итого 383 000 330 969 8 409 2,54
(составлена авторами по источнику [2])
Таким образом, можно сделать вывод, что общий отбор вторичных ресурсов на объектах обработки ТКО на территории Оренбургской области составляет 2,54 % из потенциально возможных 15-20 %. Наиболее эффек-
тивно извлечение утильных фракций ТКО осуществляется на объектах в г. Бузулуке и Курманаевском районе, а в равной мере низкий показатель отбора демонстрируют операторы по обработке ТКО в г. Оренбурге и г. Гае.
Одним из методов утилизации ТКО является производство твердого топлива, которое применяется для замещения газового и иного основного топлива для поддержания высоких температур в печах цементной промышленности или в энергетических установках. Подготовленное твердое топливо из неопасных отходов и приведенное в соответствие нормам ГОСТа 33564-2015 и другим нормам законодательства направляется для выработки энергии на мусоросжигательных установках или установках попутного мусоросжигания.
Технология компостирования ТКО - аэробный процесс, при котором кислород реагирует при определенных условиях с органическими материалами, образуя С02, воду и гумусовые соединения. Существуют две базовые системы компостирования: открытое (буртовое) компостирование, при нем происходит укладка отобранных органических фракций в бурты различных форм, процесс гниения органических отходов занимает от 2,3-14 месяцев и закрытое компостирование, которое подразделяется на: цеховое, туннельное компостирование и компостирование в боксах и контейнерах.
Помимо технологии компостирования существуют технологии: сбраживания и сушки органических отходов. В результате процесса сбраживания получается биогаз и остатки брожения. Остатки сбраживания возможно использовать в сельскохозяйственных целях как удобрение при подтверждении соответствия установленным требованиям. При сушке собранные раздельно органические отходы (пищевые отходы) подвергаются высушиванию с получением такой продукции (кормовые добавки, удобрение, биотопливо).
Однако, на объектах обработки ТКО Оренбургской области не осуществляется отбор органической фракций ТКО и отходов для производства твердого топлива ввиду отсутствия объектов обезвреживания и утилизации ТКО, а отобранные вторичные материальные ресурсы направляются в другие субъекты Российской Федерации для дальнейшего их вовлечения в экономический оборот.
Таким образом, оставшаяся масса ТКО направляется на объекты размещения ТКО, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Всего в ГРОРО на территории Оренбургской области включено 56 объектов размещения отходов, из которых 45 объектов размещения промышленных отходов и 11 полигонов размещения ТКО. Наибольшее количество объектов размещения промышленных отходов эксплуатируют следующие организации: ПАО «Гайский горно-обогатительный комбинат» - 11 объектов; ПАО «Т Плюс» - 5 объектов; ООО «Газпром добыча Оренбург» - 4 объекта; АО «Уральская Сталь» - 3 объекта. Информация о полигонах размещения ТКО представлена в таблице 9.
Таблица 9 - Объекты размещения ТКО на территории Оренбуржья
Наименование ОРО Эксплуатирующая организация Адрес нахождения Дата начала эксплуатации Остаточная вместимость на 01.01.21 г тыс. тонн
Полигон ТБО г. Медногорска ООО «Мечта» г. Медногорск, Загородное шоссе, 1 2005 103,8
Полигон ТБО г. Соль-Илецка Соль-Илецкое ММПП ЖКХ 8 км севернее г. Соль-Илецка, в районе Шиховой горы 2000 13,3
ПТБО г. Бузулука Оренбургской области ООО «Саночистка» в 5 км на северо-запад от г. Бузулука 2008 849,3
Полигон ТБО ИП Мамедов И.Г.о ИП Мамедов И.Г.о 1340 м., на С-В от склада ПАО «Гайский ГОК» 2013 224,1
Открытая площадка с грунтовым покрытием для размещения ТБО ООО «ПО «ЭЦЕЗИС» г. Орск, Октябрьский р-н, севернее п. Победа 1970 685,5
Полигон ТБО ООО «Саян» г. Ясный, Домбаровское шоссе, 5 2005 60,7
Полигон для размещения ТКО ООО «ЭкоСпутник» г. Оренбург, ул. Автомобилистов, 23/1 1971 5250,2
Полигон ТБО п. Новосергиевка ООО «ПромЭко» 3 км. южнее п. Новосергиевка 2008 210,6
Полигон ТБО МУП МО «г.Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство» Колхоз «Маяк», п.Красная горка, участок №1 1994 167,2
Полигон ТБО ООО «Саночистка» Курманаевский сельский совет 2014 129,5
Полигон ТБО ПАО «Т Плюс» п. Каргала - -
(составлена авторами по источнику [2])
На полигоне твердых бытовых отходов (ТБО) в п. Каргала осуществляется размещение собственных ТКО, которые образуются в результате хозяйственной деятельности на Каргалинской теплоэлектроцентрали. Полигон ТБО в г. Соль-Илецке с 01.01.2022 г. выведен из схемы потоков ТКО в связи с его заполнением. Таким образом, в 2023 г. ТКО, образованные населением и транспортируемые региональным оператором по обращению с ТКО и операторами по транспортированию ТКО, на территории Оренбургской области направляются для размещения на 9 полигонов (г. Бугуруслан, г. Бузулук, Курманаевский район, п. Новосергиевка, г. Оренбург, г. Медногорск, г. Гай, г. Орск, г. Ясный).
На полигоне в п. Новосергиевка в июле 2023 г. изменилась эксплуатирующая организация на смену МУП Новосергиевский поссовет «Новосергиевский коммунальщик» пришло общество с ограниченной ответственностью «Промышленная Экология», которое в ближайшее время (по окончании подготовительных работ) помимо размещения отходов будет осуществлять их обработку.
МУП МО «г. Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство» и Соль-Илецкое ММПП ЖКХ проводят мероприятия по увеличению площадей полигонов и их проектной вместимости.
Анализируя данные, представленные в таблицах 8 и 9, можно отметить, что полигоны в г. Медногорске, г. Ясном, Бугурусланском районе в ближайшие 2 - 4 года исчерпают свои проектные вместимости, в результате чего увеличится плечо транспортирования отходов от источников образования до места их размещения. Для того чтобы инфраструктура по обращению с отходами функционировала как можно дольше, а также соответствовала законодательным нормам, эксплуатирующие организации реализовывают мероприятия по строительству и реконструкции таких объектов. Указанные мероприятия могут производиться за счет денежных средств, выделяемых самой эксплуатирующей организацией, при использовании средств концедента в рамках утвержденного концессионного соглашения и установленного размера платы концедента, а также посредством инвестиционных программ.
Отметим, что ни один оператор по обработке и (или) размещению ТКО не предпринимает меры по строительству участков компостирования органических отходов, а также по строительству участков производства альтернативного топлива и иных объектов по утилизации и обезвреживанию ТКО. Таким образом, при отборе только лишь вторичных ресурсов из общей массы ТКО, поступающей на объекты обработки, процент утилизации ТКО не может быть достигнут в полной мере, а это значит, что к 2030 г. есть риск не достижения показателя по доле утилизации ТКО равному 50% на территории Оренбургской области. Вместе с тем, строительство и реконструкция региональных объектов обращения с ТКО возможны с привлечением средств федерального бюджета и (или) российского экологического оператора (ППК «РЭО»).
В результате чего для достижения поставленных Президентом Российской Федерации целей и задач по сокращению полигонного захоронения ТКО в 2 раза принято распоряжение Минприроды России от 28.12.2022 № 39-р «Об утверждении утверждаемой части федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами». В данном правовом акте разработан перечень планируемых к строительству объектов обращения с ТКО на территории Российской Федерации на период до 2030 г. Так на территории Оренбургской области запланирован ввод в эксплуатацию трех комплексных объектов по обработке, обезвреживанию/утилизации, размещению ТКО в центральной (г. Оренбург), восточной (г. Орск) и западной (г. Бузулук) частях региона. Запланированный на 2023 г. ввод в эксплуатацию объекта обработки ТКО на территории Новосергиевского района в настоящее время реализован, поэтому наибольшее внимание приковано к трем комплексным перспективным объектам. На объекте в центральной части региона (г. Оренбург) планируется строительство участка производства топлива к 2029 г. при условии субсидирования транспортирования альтернативного топлива до потребителей, на объекте в восточной части региона (г. Орск) введение в эксплуатацию указанного участка запланировано на 2028 г. Производство грунта будет осуществляться на всех трех планируемых объектах предположительно посредством компостирования отходов, но конкретный вид деятельности будет определен в соответствии с проектной документацией. Перечень перспективных объектов и их характеристики представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Перечень планируемых к строительству объектов обращения с ТКО на территории
Оренбургской области до 2030 г. (составлена авторами по источнику [8])
Наименование объекта Муниципальное образование Вид деятельности Срок ввода в эксплуатацию, год Проектная мощность, тыс. тонн
Комплексный объект «Восточный» г. Орск обработка 2028 125
обезвреживание/ утилизация (производство грунта)* 2028 38
обезвреживание/ утилизация (производство топлива)* 2028 19
размещение 2028 50
Комплексный объект «Западный» г. Бузулук обработка 2028 120
обезвреживание/ утилизация (производство грунта)* 2028 36
размещение 2028 66
Комплексный объект «Центральный» г. Оренбург обработка 2024 300
обезвреживание/ утилизация (производство грунта)* 2024 129,4
обезвреживание/ утилизация (производство топлива)* 2029 45
размещение 2026 165
Комплексный объект Новосергиевского района Новосергиевский район обработка 2023 55
вид деятельности будет определен в соответствии с проектной документацией
Подводя итог, можно отметить, что в Оренбургской области выстроена система обращения с ТКО, которая урегулирована соответствующими нормативными правовыми актами. С учетом планируемого ввода в эксплуатацию комплексных объектов по обращению с ТКО планируется обеспечить достижение значений показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», установленных для Оренбургской области.
Источники:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020 (дата обращения: 17.07.2023).
2. Территориальная схема обращения с отходами // Режим доступа: https://mpr.orb.ru/activity/2140/ (дата обращения: 17.07.2023).
3. Официальный сайт Росприроднадзора // Режим доступа: https://56.rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/production-consumption-waste/ (дата обращения: 17.07.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиях к составу и содержанию таких схем» // Режим доступа: https://base.garant.ru/72060036/?ysclid=llhqafwmbo446328943 (дата обращения: 17.07.2023).
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» //
Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 17.07.2023).
6. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» // Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/activity/ np_ecology/federalnyy-proekt-kompleksnaya-sistema-obrashcheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-otkhodami/ (дата обращения: 17.07.2023).
7. Отчеты о ходе реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Оренбургская область)» // Режим доступа: https://mpr.orb.ru/activity/30727/ (дата обращения: 17.07.2023).
8. Распоряжение Минприроды России № 39-р от 28.12.2022 «Об утверждении утверждаемой части федеральной схемы обращения с ТКО» // Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/docs/ofitsialnye_dokumenty/ (дата обращения: 17.07.2023).
EDN: ESEAHY
К.Э. Тюпаков - д.э.н., профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
K.E. Tyupakov - doctor of economics, professor of the department of economics and foreign economic activity, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
М.В. Аверина - зав. кафедрой цифровой экономики ГБПОУ города Москвы, Московский колледж бизнес-технологий, Москва, Россия, [email protected],
M.V. Averina - head of the department of digital economics of the Moscow State Educational Institution, Moscow College of Business Technologies, Moscow, Russia;
В.К. Тюпаков - магистрант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
V.K. Tyupakov - master's student, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
Г.А. Майструк - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
G.A. Maistruk - master's student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА STATE REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE REGIONAL ECONOMY
Аннотация. В статье проведен анализ уровня развития предпринимательства в аграрном секторе экономики Краснодарского края. Выявлены факторы, влияющие на развитие предпринимательских структур в аграрном секторе экономики, среди которых наличие необходимых ресурсов, уровень развития науки и технологий, уровень развития инфраструктуры, государственное регулирование и поддержка предпринимательства. Проведен анализ эффективности агробизнеса Краснодарского края, характеризующий рост доли сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта Краснодарского края. Представлены результаты анализа реализации региональных государственных программ поддержки развития сельского хозяйства, комплексного развития сельских территорий, аграрного предпринимательства в регионе. Предложена система методов государственного регулирования предпринимательской деятельности аграрного сектора экономики региона, включающая формирование условий для поддержания устойчивого спроса на продукцию аграрного сектора экономики и функционирование агропродовольственного рынка, развитие производственной и социальной инфраструктуры сельских территорий, поддержку устойчивого предложения продукции производимой аграрным сектором экономики региона, обеспечение и поддержание приемлемого уровня жизни сельского населения, создание условий для выхода производителей на межрегиональные и международные рынки.
Abstract. The article analyzes the level of development of entrepreneurship in the agricultural sector of the economy of the Krasnodar Territory. The factors influencing the development of entrepreneurial structures in the agrarian sector of the economy, including the availability of the necessary resources, the level of development of science and technology, the level of infrastructure development, state regulation and support for entrepreneurship, are identified. An analysis of the effectiveness of agribusiness in the Krasnodar Territory was carried out, characterizing the growth in the share of agriculture in the structure of the gross regional product of the Krasnodar Territory. The results of the analysis of the implementation of regional state programs to support the development of agriculture, the integrated development of rural areas, and agricultural entrepreneurship in the region are presented. A system of methods of state regulation of entrepreneurial activity in the agricultural sector of the region's economy is proposed, including the formation of conditions for maintaining sustainable demand for products of the agricultural sector of the economy and the functioning of the agri-food market, the development of industrial and social infrastructure in rural areas, supporting a sustainable supply of products produced by the agricultural sector of the region's economy, providing and maintaining an acceptable standard of living for the rural population, creating conditions for producers to enter interregional and international markets.
Ключевые слова: государственное регулирование, предпринимательство, агробизнес, сельские территории, государственные программы развития.
Keywords: economic efficiency, innovation, crop production, precision agriculture, profitability, cost.
В настоящее время все больше внимания уделяется развитию аграрного сектора экономики, который представляет собой совокупность предприятий и организаций, занимающихся производством, переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственного сырья и продукции, продуктов питания. Элементами аграрной системы также является рыбохозяйственный комплекс, лесное хозяйство, добыча минеральных вод и аграрный (сельский) туризм.
Рыбохозяйственный комплекс России объединяет не только отрасли рыболовства, рыбоводства и переработки рыбной продукции, но и сеть научных и образовательных учреждений, морские и речные порты, рыбопромысловый флот и предприятия по изготовлению орудий промысла. Ежегодный объем производства рыбо-хозяйственного комплекса страны составляет около 650 млрд. руб., менее 1 % ВВП страны.
Площадь лесов России составляет 1,2 млрд. га, что составляет свыше 20 % всех лесов Земли, а общий запас древесины на корню достигает 100 млрд. м3. Более 80 % лесов находится в Уральском федеральном округе, Сибирском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе.
Запасы минеральных вод России по месторождениям оцениваются в объеме 300 тыс. м3 в сутки. Месторождения минеральных вод расположены практически по всей территории страны. Самыми известными являются Кавказские Минеральные Воды, Старая Русса в Новгородской области, Сестрорецк и Марциальные воды в Карелии, Белокуриха в Алтайском крае и др.
Концепция развития аграрного туризма в России направлена на развитие инфраструктуры сельских территорий, повышение привлекательности сельского труда, сохранения сельского образа жизни и рост экономической эффективности малых форм хозяйствования на селе. Сфера аграрного (сельского) туризма включает в себя проживание и питание в сельских гостевых домах крестьянских (фермерских) хозяйств, экскурсии в заповедники, национальные парки, винодельни и сыроварни, научно-образовательные мероприятия и события, проводимые в сельской местности, а также культурно-этнографические экспедиции и др. [1].