Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ШУМОВОГО РЕЖИМА ГОРОДОВ'

МОНИТОРИНГ ШУМОВОГО РЕЖИМА ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ШУМОВОГО РЕЖИМА ГОРОДОВ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1997 УДК 614.872.4-07

И. Л. Карагодина, Т. Г. Смирнова, Л. Г. Орлова, Г. Л. Осипов, В. А. Аистов МОНИТОРИНГ ШУМОВОГО РЕЖИМА ГОРОДОВ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; НИИ строительной физики, Москва

Одним из существенных загрязнителей окружающей среды в городах, оказывающих весьма неблагоприятное влияние на здоровье и трудоспособность населения, является шум, обусловленный промышленными предприятиями, средствами наземного и воздушного транспорта, внутри-квартальными и коммунально-бытовыми источниками. Исследования, проведенные в последние годы в ряде городов России, показали, что 25— 40% и более городского населения уже сейчас проживают на территориях, где уровни шума значительно превышают санитарные нормы.

В перспективе ожидается дальнейшее ухудшение шумового режима в городах. Причинами этого являются:

— развитие инженерно-транспортной инфраструктуры городов, связанное с ростом населения, увеличением объемов пассажирских и грузовых перевозок, усилением транспортных связей с другими городами;

— увеличение автомобильного парка, что в условиях стесненной городской застройки приводит к переполнению магистралей, образованию транспортных пробок, увеличению времени задержки на светофорах и как следствие этого к возрастанию уровней загазованности и зашумленности примагистральных территорий;

— отсутствие норм предельных уровней внешнего шума находящихся в эксплуатации средств дорожного движения, что не создает предпосылок к поиску способов уменьшения шума автомобилей;

— увеличение числа автостоянок и гаражей в городской черте;

— усиление интенсивности движения поездов на участках железнодорожных путей в пределах города;

— возрастание объемов воздушных перевозок, что при прохождении авиатрасс над городами приводит к увеличению размеров зон зашумленности на городских территориях, особенно в ночное время;

— низкий уровень работы многих промышленных предприятий по проектированию и внедрению шумозащитных мероприятий, несоблюдение минимальных разрывов из условий шума между промышленными предприятиями и жилой застройкой; отсутствие санитарно-защитных зон по фактору шума вокруг промышленных предприятий.

Эти и многие другие причины показывают, что проблема борьбы с городским шумом не может решиться сама собой. Для достижения акустически комфортных условий проживания населения в каждом городе необходимы тщательно продуманная стратегия борьбы с внешним городским шумом, разработка и внедрение комплекса архитектурно-планировочных, строительно-акустических и организационно-технических мероприятий по защите населения от шума.

Ключевым моментом при выработке и осуществлении стратегии борьбы с городским шумом является организация акустического мониторинга — системы организационных и технических мероприятий по регулярному контролю за шумовым загрязнением окружающей среды в городах.

Акустический мониторинг позволяет проводить гигиеническую оценку степени влияния шума городских источников на окружающую среду и население на основе системы показателей, дающих представление о количестве, мощности, периодах действия, ареалах распространения и шумовых характеристиках источников шума, о линейных размерах и площадях зон акустического дискомфорта, об особенностях архитектурно-планировочных решений селитебных территорий и степени их шумозащищенности.

Он позволяет установить корреляционные зависимости между численностью населения, проживающего в зонах акустического дискомфорта, и показателями его здоровья, что дает важную информацию для решения социально-экономических задач.

Постоянный динамический мониторинг позволяет выявить тенденцию изменения шумового режима, значимость отдельных источников шума и возможность осуществления регулирования уровней шума за счет улучшения шумовых характеристик источников, перераспределения источников на территории города, района, изменения времени эксплуатации, внедрения средств защиты от шума, перепрофилирования или вывода за пределы города отдельных предприятий.

Мониторинг может проводиться на локальном, региональном и зональном уровне. Он может охватывать город в целом, транспортные структуры, селитебную и промышленную территории, окрестности аэропорта, места отдыха населения.

Для проведения мониторинга составляется долгосрочная программа, в которой должны быть определены организационные мероприятия, исполнители, объекты наблюдения, методы исследований, необходимая аппаратура, порядок сбора, обработки данных и создания их банка, порядок предоставления информации заинтересованным организациям.

Организация и масштабы сети пунктов контроля за уровнями шума зависят от заинтересованности органов власти и санэпидслужбы в решении проблемы борьбы с шумом в городе, регионе и т. д., актуальность которой определяется количеством и мощностью источников шума, площадями создаваемых ими зон акустического дискомфорта, жалобами жителей на раздражающее действие шума и ухудшение здоровья, а также объемом финансирования.

Мониторинг шумового режима представляет собой длительное (постоянное или периодическое) наблюдение за состоянием и изменениями

уровней звука в течение суток, дней недели, месяцев, различных сезонов года, лет. Он осуществляется путем непрерывной или периодической регистрации уровней звука в течение периода наблюдения. В отличие от контроля мониторинг предусматривает не только наблюдение за окружающей средой и получение информации о ее шумовом состоянии, но и возможность активного управления акустическим качеством городской среды.

При проведении мониторинга широко используются карты шума улично-дорожной сети, промышленных предприятий, карты зонирования территорий в окрестностях аэропортов из условий шума, карты зоны акустического дискомфорта на селитебных территориях городов.

Мониторинг может проводиться двумя способами: либо с помощью наблюдения за источниками шума, либо с помощью наблюдения в целом за шумовым режимом жилой территории.

При первом способе он может быть ограничен одним или несколькими объектами, являющимися мощными источниками, создающими значительную зону акустического дискомфорта, охватывающую территорию с большим количеством населения. В качестве объектов могут быть выбраны, например, аэропорт, депо или железнодорожные линии, проходящие через город, промышленные предприятия.

При втором способе целесообразно организовать мониторинг в наиболее шумных зонах селитебной территории, например в центре города, где сосредоточены учреждения торговли, культуры, административные здания, к которым тяготеют транспортные потоки, создающие высокий шумовой фон. Контроль проводится для выявления тенденции роста уровней шума с целью принятия решения, например, о реконструкции с разуплотнением застройки или рассредоточением общественно-административных зданий, об изменении транспортной структуры.

Для осуществления мониторинга организуются стационарные или передвижные пункты контроля шума. Их размещают и оборудуют с таким условием, чтобы обеспечить решение конкретных задач по стабилизации и снижению шума на контролируемых территориях при минимальных ма-териально-экономических затратах. Количество, тип, место размещения, график работы этих пунктов зависят от особенностей эксплуатации внешних источников шума, характера влияния их на прилегающую территорию и на проживающее население.

Система контроля должна обеспечивать получение следующей информации: максимальные уровни звука — ЬАмакс, дБ А; эквивалентные уровни звука, определенные за различные периоды времени, — ЬАЭКВ, дБ А; превышение измеренных максимальных и эквивалентных уровней звука над допустимыми; исходные данные, необ-

ходимые для оценки вклада отдельных источников в общий шумовой режим.

Все данные концентрируются в стационарном пункте наблюдения, где на каждый источник шума или каждый наблюдаемый объект заводится журнал регистрации, в котором фиксируются результаты. Обработка и анализ полученной информации из пунктов контроля шума и из других ведомственных служб проводятся на центральной станции обработки информации. Результаты контроля шума представляются в виде банка данных, регистрационного журнала, периодического информационного бюллетеня.

В лаборатории гигиены физических факторов населенных мест Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана совместно с НИИ строительной физики разработаны "Методические рекомендации по контролю шумового режима городов (акустическому мониторингу)", являющиеся руководством по организации мониторинга, условием проведения измерений и контролю шумового режима городов и за шумовыми характеристиками автомобильного, железнодорожного, авиационного транспорта, промышленных предприятий.

Методика была использована для наблюдения за шумовым режимом в шумном (Москва) и тихом (Москва и Мытищи) районах городов. Изучение акустических условий в исследованных районах в течение суток, недели и ряда лет позволило выявить общие закономерности и ряд характерных особенностей.

Динамические наблюдения по годам показали, что за 5 лет уровни шума в одном из районов Москвы возросли с 76 до 83 дБ А. В Мытищи со значительно меньшим количеством транспорта за год уровни звука увеличились на 5 дБ А. Получена зависимость изменений уровней шума по сезонам года и дням недели 11 ].

Акустический мониторинг входит в систему мониторингов по контролю состояния различных физических факторов городской среды, создаваемую во исполнение Закона РФ о санитарно-эпи-демиологическом благополучии населения.

Данные мониторинга используются для гигиенической оценки селитебных территорий по условиям шума; для определения вклада отдельных источников в общий шумовой режим, выявления возможных последствий влияния шума на здоровье населения, прогноза санитарного состояния акустической среды и здоровья населения, прогноза снижения уровней шума в окружающей среде путем регулирования шумового режима за счет улучшения шумовых характеристик и рационального распределения источников в плане города, а также для выбора и внедрения эффективных шумозащитных средств.

Л итература

1. Карпгодшш И. Л., Орлова Л. Г., Токарев В. А. // Вопросы

гигиены города и охраны здоровья населения. — М., 1989.

- С. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.