References:
1. Vazgustov K.N. Features and principles of entrepreneurial activity in education / K.N. Vazgustov, D.A. Goferber, D.A. Serdyukov // In the collection: Environment surrounding man: natural, man-made, social. materials VII international scientific and practical conference. 2018. С. 205-209.
2. Golovina T.A. Integration model of interaction between business and education for innovative economic development on the principles of cross-university learning / T.A. Golovina, V.V. Prudnikov // In the collection: Effective ways and forms of modernization and technological development of the regional economy. Materials of the VII International Scientific-Practical Conference. 2013. С. 290-294.
3. Golovina T.A. Network model of social partnership of business and education for the development of the regional system of training of workers and specialists / T.A. Golovina, S.S. Bakhtina // Technology and commodity science of innovative food products. 2014. № 5 (28). С. 111-118.
4. Dadaev Ya.E. Opportunities and risks of commercialization of higher education / Ya.E. Dadaev // Journal of Applied Research. 2022. Т. 2. № 2. С. 135-143.
5. Krasnova V.V. Main problems affecting the organization of entrepreneurial activity in the sphere of education / V.V. Kras-nova. Krasnova, A.N. Syrbu // Humanitarian Treatise. 2018. № 21. С. 30-34.
6. Parakhina L.V. Preventive system of risk management in entrepreneurial structures / L.V. Parakhina, A.V. Shegolev, T.A. Golovina // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. № 4 (27). С. 202-209.
7. Tugacheva L.V. Regional aspect of the implementation of the national project "Small and medium entrepreneurship and support of individual entrepreneurial initiative" / L.V. Tugacheva, L.V. Parakhina // Natural and Humanitarian Research. 2020. № 27 (1). С. 187-196.
EDN: NQFMIJ
Р.Х. Азиева - к.э.н., доцент кафедры экономической теории и государственного управления, ФГБОУ ВО «ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова», [email protected]
R.Kh. Azieva- Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Public Administration, FGBOU VO "GGNTU named after akad. M.D. Millionshchikova".
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ MONITORING THE RESULTS OF DIGITAL TRANSFORMATION IN THE OIL AND GAS INDUSTRY
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли с использованием интеллектуальных технологий: необходимость и возможности» №20-010-00583
Аннотация. Статья посвящена мониторингу результатов цифровой трансформации в российской нефтегазовой отрасли. Основной целью является анализ результатов цифровой трансформации российских нефтегазовых компаний, а также разработка рекомендаций, направленных на интенсификацию процессов цифровизации. Цифровизация нефтегазовой отрасли обусловлена стремлением компаний обеспечить высокие темпы добычи и снизить операционные расходы, при этом наибольшие экономические выгоды от цифровизации получают компании сегмента разведки и добычи полезных ископаемых. В процессе исследования было выявлено, что факторами, препятствующими цифровому переходу нефтегазовой отрасли, являются следующие: недостаточное финансирование; проблемы, связанные с реализацией политики импортозаме-щения; отсутствие решения проблем обеспечения кибербезопасности; кадровые проблемы. Для решения указанных выше проблем необходимо: обеспечение взаимодействия нефтегазовых компаний с образовательными учреждениями и производителями программного обеспечения, совместное сотрудничество нефтегазовых компаний для реализации крупных цифровых проектов, создание системы непрерывного обучения персонала. Полученные выводы имеют практическую значимость, поскольку позволяют дополнить национальную программу цифровизации экономики необходимыми мероприятиями по усилению темпов цифровизации нефтегазовой отрасли в России и обеспечению повышения эффективности деятельности добычи полезных ископаемых.
Abstract. The article is devoted to monitoring the results of digital transformation in the Russian oil and gas industry. The main goal is to analyze the results of the digital transformation of Russian oil and gas companies, as well as develop recommendations aimed at intensifying digitalization processes. The digitalization of the oil and gas industry is driven by the desire of companies to ensure high production rates and reduce operating costs, while the companies in the exploration and production segment receive the greatest economic benefits from digitalization. During the study, it was revealed that the factors hindering the digital transition of the oil and gas industry are the following: insufficient funding; problems associated with the implementation of the import substitution policy; lack of a solution to the problems of ensuring cybersecurity; personnel problems. To solve the above problems, it is necessary to: ensure the interaction of oil and gas companies with educational institutions and software manufacturers, joint cooperation of oil and gas companies to implement large digital projects, and create a system of continuous staff training. The findings are of practical importance, since they make it possible to supplement the national program for the digitalization of the economy with the necessary measures to increase the pace of digitalization of the oil and gas industry in Russia and ensure an increase in the efficiency of mining operations.
Ключевые слова: цифровая трансформация, нефтегазовая отрасль, цифровизация. Keywords: digital transformation, oil and gas industry, digitalization.
Введение
Цифровая трансформация является ключевой тенденцией, оказывающей влияние на деятельность предприятий нефтегазового комплекса. В широком смысле цифровая трансформация говорит об изменениях, вызванных применением цифровых технологий в обществе в целом, но для большинства компаний, в том числе и для нефтегазового комплекса, цифровая трансформация выходит за рамки тактического применения технологий. В результате цифровизации трансформируются бизнес-модели, ускоряется внедрение инноваций и постоянно повышается организационная эффективность. Нефтегазовые компании получают существенные выгоды от цифровой трансформации, поскольку цифровизация меняет рабочие процессы в отрасли.
Пионерами цифровой трансформации являются такие нефтяные гиганты, как Shell и BP, которые начали активное внедрение цифровых решений еще в 2000 году, опережая тренды мировой экономики. Согласно прогнозам, цифровая трансформация нефтяных отраслей к 2025 году может обеспечить прирост мирового ВВП на 0,8 %. Таким образом, прирост объемов добычи за счет более высокого коэффициента извлечения составит более 1 триллиона баррелей к 2050 году при снижении себестоимости добычи на треть [5]. Внедрение цифровых технологий в российской нефтяной промышленности началось в 2008 году с приходом Shell и BP на российский рынок. Отставание во времени начала цифрового перехода привело к тому, что отрасль нефтедобычи все еще не достигла того уровня цифровизации, который характерен для компаний - пионеров [2].
Однако, как показывает опыт международных компаний, цифровизация является необходимым этапом развития нефтегазовой отрасли [11]. В связи с этим, недостаточно высокий уровень цифровизации обуславливает актуальность мониторинга цифровой трансформации российского нефтегазового комплекса и важность поиска барьеров на пути цифрового перехода, а также определения путей их преодоления.
Целью настоящей работы является анализ результатов цифровой трансформации российских нефтегазовых компаний, а также разработка рекомендаций направленных на интенсификацию процессов цифровизации.
Обзор литературы
Пандемия COVID-19 оказала существенное воздействие на нефтегазовую индустрию, поскольку снижение цен на углеводороды стало дестабилизирующим фактором. Согласно данным Министерства энергетики, в 2020 году цены на нефть снизились более, чем на 11%. Спрос на нефть упал более чем на 9 миллионов баррелей в сутки. Нефтегазовый сектор находится в состоянии неопределённости, поскольку создаются условия для перехода на возобновляемые источники энергии, что может способствовать дальнейшему снижению спроса на углеводороды в долгосрочной перспективе. Таким образом, специалисты Сколково приходят к выводу, что цифровизация нефтяных компаний необходима, поскольку позволит обеспечить необходимое снижение затрат и конкурентоспособность на мировых рынках в изменяющихся внешних условиях [4].
Вопросами цифровизации нефтегазового комплекса занимаются российские и зарубежные авторы. Так, L.A. Peleg в статье рассматривает результаты цифровой трансформации нефтегазового комплекса в целом за период пандемии. По мнению автора, распространение коронавирусной инфекции COVID-19 послужило драйвером процессов цифровой трансформации и за несколько месяцев отрасль существенно продвинулась в интеграции информационно-коммуникационных технологий за счет возникновения спроса на цифровые взаимодействия в цепочке поставок, а также из-за необходимости снижать эксплуатационные расходы и повышать эффективность на фоне снижения мировых цен на нефть [13].
L.A. Peleg также исследует основные тренды цифровой трансформации предприятий нефтегазового сектора и приходит к выводу, что таковыми являются: повышение эффективности с помощью расширенной аналитики данных, повышение устойчивости предприятий за счет использования удаленного труда, улучшение экологического профиля компаний. По
мнению автора, препятствием цифровой трансформации является серьезный пробел в навыках специалистов. В таких областях, как анализ данных, искусственный интеллект, облачные вычисления, цифровая грамотность и наука о данных, разрыв между важностью, придаваемой навыкам, и уровнем навыков в организации является существенным [13].
Китайские исследователи T.V. Tung, T.N. Trung, N.H. Hai и N.T. Tinh, рассматривают аспекты цифровизации нефтегазового комплекса в сегменте разведки и добычи. Авторы приходят к выводу, что ключевые преимущества цифровой трансформации компаний из сегмента апстрим можно сгруппировать на четыре группы:
1. Повышение производительности технического обслуживания и своевременное предотвращение отказов оборудования за счет использования инструментов сбора и интерпретации данных, интернета вещей и т.д.
2. Непрерывный контроль качества и операционных параметров на протяжении всего производственного процесса.
3. Сокращение эксплуатационных расходов за счет автоматизации, которая позволяет сократить количество персонала, занятого мониторингом на местах, эксплуатацией оборудования, технологическими системами и логистикой.
4. Обеспечение безопасности на рабочем месте [14].
A. Slaughter, A. Mittal и V. Bansal в своем отчете рассматривают аспекты цифровой трансформации нефтяных компаний сегмента транспортировки. Исследователи приходят к выводу, что степень внедрения цифровых технологий во многом зависит от их восприимчивости к изменениям. Понимание ценности цифровой трансформации имеет первостепенное значение для компаний из сегмента мидстрим (транспортировка), поскольку данные компании только начинают реализовывать соответствующие мероприятия, в отличие от сегмента апстрим (разведка и добыча), где выгоды от использования информационных технологий являются наиболее очевидными [12].
Основным препятствием на пути трансформации нефтегазовых компаний в сегменте транспортировки, по мнению авторов, является устаревшая инфраструктура, которая, в отличие от других отраслей, географически рассредоточена. Кроме того, устаревшие технологии и системы автоматизации делают эту инфраструктуру уязвимой для кражи и кибератак, что может привести к простоям и затратам операторов на ущерб здоровью, безопасности и окружающей среде [12].
Отечественные исследователи Д.В. Козлова, Д.Ю Пигарев приводят результаты циф-ровизации российского нефтегазового комплекса, показывая, что все крупные нефтяные компании включили в стратегии развития цифровую трансформацию. Так, в 2019 году реализовано 43 проекта цифровых месторождений, на которых обеспечивается около 30 % объемов добычи и сосредоточено 20 % запасов углеводородов. Эффекты от цифровой трансформации для российского сегмента апстрим (разведка и добыча) оцениваются в размере 150 - 200 миллиардов рублей, цифровизации сегменте мидстрим (транспортировка) - в объеме от 20 до 30 миллиардов, а в сегменте даунстрим (переработка) от 30 до 50 миллиардов [3]. Общий эффект от цифровизации отрасли оценивается в интервале от 200 до 280 миллиардов.
Распределение экономических эффектов от цифровизации, а также различия в стимулах определяют особенности цифровизации российского нефтегазового комплекса. Цифро-визация происходит преимущественно в сегмента апстрим, что показано в трудах Д.В. Козловой и Д.Ю. Пигарева [3], Ю.Д Соколовой [9], С.Б. Сулоевой [11].
Согласно «Стратегии цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» до 2030 года», основной акцент делается именно на проектах в сегменте разведки и добычи. Так, по состоянию на 2020 год компанией были реализованы пилотные проекты создания цифровой модели геологического объекта, внедрена система поддержки принятия решений геолого-экономической оценки, внедрены программные средства для оценки геологических рисков, цифровые двойники сейсморазведочных работ, цифровое проектирование месторождений и др. [10].
Таким образом, проведенный анализ показал, что цифровая трансформация нефтега-
зовой отрасли в настоящее время активно реализуется. При этом процессы цифровизации затрагивают в основном именно сектор разведки и добычи. Однако на основе источниковой базы исследования можно прийти к выводу, что существует целый ряд барьеров, препятствующих цифровому переходу, все это требует поиска путей их преодоления.
Материалы и методы
Методологической основой исследования выступают такие методы, как сравнение, обобщение, анализ, аналогия, синтез, системный анализ. Материалами исследования выступают нормативно-правовые документы, посвященные реализации национальной программы цифровизации экономики России, материалы консалтинговой компании Deloitte, отчеты нефтяных компаний о выполнении программ цифровизации.
Результаты и обсуждение
Согласно позиции T.V. Tung и др., добыча нефти и газа характеризуется высокой конкуренцией, поэтому все производители нефти и газа должны реализовывать мероприятия направленные на повышение эффективности добычи нефти и газа за счет внедрения цифровых технологий [14].
Кроме того, Л.В. Санкова в научной статье проводит мониторинг результатов цифровой трансформации российских нефтяных компаний. В работе показано, что цифровизация нефтегазовых компаний способна приносить экономические эффекты, которые заключаются в увеличении объемов добычи, сокращении трудозатрат, увеличении скорости обработки данных, обоснования принятия управленческих решений и т.д. [8]. Примеры внедрения цифровых технологий представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Примеры внедрения цифровых технологий в нефтегазовых компаниях
Компания Применяемые цифровые технологии Экономический эффект от применения цифровых технологий
Лукойл, Роснефть, Татнефть Интеллектуальное (цифровое) месторождение увеличение объемов добычи, снижение операционных затрат и повышение эффективности разведочных мероприятий.
Сургутнефтегаз Технология Process Mining, оптимизирующая бизнес-процессы сокращение временных затрат на разработку программного обеспечения; повышение скорости обработки данных; сокращение временных затрат на проектирование.
Газпром нефть Искусственный интеллект повышение эффективности принятия ключевых управленческих решений; сокращение временных затрат на геологическую разведку.
Лукойл Умная платформа, определяющая техническое состояние оборудования сокращение трудозатрат на ремонт и обеспечение целостности оборудования; уменьшение времени простоя оборудования вследствие ремонтных работ.
Из представленных данных (таблица 1) можно видеть, что крупные нефтегазовые компании активно внедряют цифровые решения, что позволяет им достигать большей эффективности деятельности.
Рассмотрим более детально основные результаты цифровизации нефтегазового сектора в России на примере АО «Зарубежнефть». Так, программа цифровой трансформации государственной компании состоит из следующих четырех стратегических направлений:
1. Цифровое месторождение - разработка удаленных и сложных месторождений с использованием технологий управления в режиме реального времени, инструментов моделирования и поддержки принятия решений в условиях риска и неопределенности.
2. Цифровая оценка новых проектов - использование искусственного интеллекта и программных решений для геологической разведки, освоения и эксплуатации месторождений, а также достижение стратегических целей с помощью применения цифровых технологий.
3. Цифровой офис - повышение трудовой дисциплины, создание четких и понятных алгоритмов работы сотрудников, контроль выполнения трудовых задач.
4. Цифровые компетенции персонала - создание условий для формирования цифровых компетенций сотрудников для успешного освоения и эффективного использования внедряемых технологий [5].
Этапы реализации проекта цифровой трансформации представлены на рисунке 1. Проект цифровой трансформации государственной компании охватывает все 39 дочерних обществ и ставит целью повысить конкурентоспособность на внутреннем и международных рынках. В настоящее время компания находится на втором этапе, в рамках которого производится формирование корпоративного хранилища данных, разрабатываются программные продукты, реализуются пилотные проекты и производится переход к предсказательной аналитике данных. Предсказательная аналитика означает поиск наилучшего решения среди множества возможных вариантов.
Применение сквозных технологий в производственных процессах;
Изменение бизнес-процессов с учетом наличия цифровых систем поддержки принятия ключевых решений;
Обеспечение обмена данными.
Рисунок 1 - Этапы реализации стратегии цифровой трансформации АО «Зарубежнефть» [5]
В соответствии с опубликованным отчетом компании, первый этап трансформации является завершенным. На предприятии, в том числе и в дочерних обществах, централизована оперативная отчетность: формируются и отправляются в единый центр данные по объемам добычи, движении потоков ресурсов, бухгалтерская отчетность. Предполагается, что в рамках реализации второго этапа цифровой трансформации компания получить дополнительно 100 миллионов рублей дохода к 2025 году [5].
Согласно паспорту национальной стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса, существует целый ряд структурных барьеров, препятствующих внедрению продуктов цифровой экономики в деятельность предприятий. Одним из таких барьеров является несовершенное нормативно-правовое регулирование процессов цифрови-зации. Отсутствие единых стандартов и систем сертификации, низкая готовность законодательной базы к внедрению ИКТ, сложность процедур закупки цифровых решений, наличие пробелов в законодательстве в части защиты прав на интеллектуальную собственность - все это факторы, препятствующие цифровой трансформации нефтегазового комплекса России.
Еще одним существенным барьером выступают ограничения политики импортозаме-щения, которые тормозят внедрение цифровых продуктов, устанавливая требования на установку программного обеспечения российского производства, которое в настоящее время существенно отстает в эффективности от зарубежных аналогов [6, 7].
Следующим выделенным барьером выступает неудовлетворительное кадровое обеспечение процессов цифровой трансформации. На рынке труда в России наблюдается дефицит кадров в области информационных технологий, что и обуславливает наличие трудностей создания эффективных программных решений для нефтегазовой отрасли, требующих наличия как цифровых компетенций, так и понимания операционных процессов предприятий ТЭК.
Согласно статистическим данным, на программах подготовки цифровых специалистов в области прикладной геологии, горного дела, нефтегазового дела и геодезии в 2019/2020 и 2020/2021 учебных годах обучались соответственно 1,6 и 3,8 тысяч специалистов, что составляет менее 10 % от общей численности студентов по программам подготовки специалистов среднего звена [1].
Также в нормативных документах данной стратегии упоминаются такие аспекты, как сложность привлечения инвестиций для обеспечения цифровой трансформации [6]. Анализ
С Сбор ключевой ^ производственной информации;
^ Моделирование
I производственных гл процессов.
О
С сз Н
СП
-
<ч о
Сч|
о м о
Г)
с
сЗ
н
о
г
Формирование корпоративного хранилища данных;
Разработка программного обеспечения для прогнозирования процессов;
Переход от предиктивной к предсказательной аналитике данных;
Реализация пилотных проектов.
и -
О
<п о
ГЛ Гч|
о
с
03
п
£
статистических данных показывает, что внутренние затраты сектора добычи полезных ископаемых на создание, распространение и использование цифровых технологий составляли 27,8 миллиардов рублей, что составляет 0,2 % от валовой добавленной стоимости отрасли [1]. Еще одним барьером, согласно документам национальной программы, выступает наличие проблем обеспечения кибербезопасности [6].
Таким образом, предложены основные пути преодоления барьеров цифровой трансформации нефтегазовых компаний (таблица 2).
Таблица 2 - Барьеры цифровой трансформации и пути их преодоления
Барьер Сущность проблемы Пути решения
Безопасность системы Взаимодействие и интеграция различных цифровых продуктов разных производителей в едином процессе производства может приводить к сбоям, конфликтам программного обеспечения, ошибкам [9]. Совместное сотрудничество производителей программного обеспечения и нефтегазовых компаний для создания вспомогательных продуктов и интернет-платформ для обмена данными.
Недостаточное финансирование Для проведения цифровой трансформации необходимо привлечение инвестиций в крупных размерах [6]. Однако предприятия испытывают сложности с привлечением финансовых ресурсов на длительный период [1]. 1. Применение инструментов динамического моделирования инвестиционных проектов для определения выгод от реализации (расчет показателя рентабельности инвестиций). 2. Планирование инвестиционных процессов. 3. Расширение горизонта планирования инвестиционной политики.
Проблемы импортозамещения Законодательные ограничения на приобретения импортного программного обеспечения [7]. Программное обеспечение российского производства уступает в производительности и требует дополнительных затрат на интеграцию с уже существующими информационными системами. 1. Государственная политика, направленная на формирование отраслевого спроса на отечественные цифровые продукты. 2. Государственное финансирование или поддержка процесса создания технологий. 3. Взаимодействие представителей нефтегазовой с И-компаниями с целью создания программных решений. 4. Создание единых требований для испытания технологий перед их внедрением.
Недостаток знаний Предприятия нефтегазовой отрасли сталкиваются со сложностями внедрения цифровых технологий в силу отсутствия у работников необходимых компетенций. Повышение уровня знаний сотрудников является неотъемлемой частью применения цифровых технологий [6]. 1. Привлечение консультантов для проведения мероприятий по внедрению цифровых технологий. 2. Организация программ непрерывного обучения сотрудников. 3. Сотрудничество с университетами для обеспечения подготовки кадров с требуемыми навыками использования цифровых технологий.
Неподходящая подготовка специалистов Недостаточная подготовка и переподготовка кадров для разработки интеллектуальных проектов на нефтяных месторождениях, нехватка квалифицированных рабочих в нефтегазовой отрасли [1]. 1. Разделение крупных проектов на блоки с отдельными этапами обучения и созданием циклов обратной связи (план-проверка-действие). 2. Обеспечение непрерывного и междисциплинарного взаимодействия на протяжении всего срока реализации проекта между проектной командой, советом директоров, а также всем техническим и вспомогательным персоналом нефтегазовой компании. 3. Создание методической и научной программы обучения для разработки интеллектуальных проектов на нефтяных месторождениях.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:
1. Нефтегазовые компании реализуют самостоятельные стратегии цифровизации, что, в конечном счете, может приводить к проблемам кибербезопасности. Объединение цифровых решений различных производителей для работы над совместными проектами может приводить к программным конфликтам и сбоям. Решение проблемы требует скоординированных действий по созданию программных продуктов и платформ для обмена данными.
2. Реализация проектов по цифровизации требует размещения инвестиций на длительный срок. Например, Роснефть оценивает объем инвестиций для цифровизации процес-
сов разведки за период с 2017 по 2020 годы в объеме 10 миллиардов рублей [9]. В силу наличия сложностей с привлечением финансовых ресурсов на длительных срок, компании прибегают к самостоятельному финансированию, а снижение цен на нефть и ограничения объемов добычи в рамках международных соглашений (ОПЕК+) может существенно замедлить реализацию программ из-за ухудшения финансового состояния нефтяных компаний.
3. Современная российская нефтегазовая отрасль сталкивается с проблемами реализации политики импортозамещения, поскольку программное обеспечение российского производства уступает в производительности и требует дополнительных затрат на интеграцию с уже существующими информационными системами. Решение проблемы лежит в плоскости реализации государственной политики, поскольку именно государственное регулирование и поддержка отрасли информационных технологий может позволить решить возникшие структурные проблемы.
4. Существенным барьером для цифровизации является кадровая составляющая, которая проявляется, во-первых, в недостаточных знаниях, а во-вторых, в неподходящей подготовке специалистов. Несомненно, кадры важны для цифровой экономики и такие компании, как «Газпром» активно сотрудничают с высшими учебными учреждениями для подготовки цифровых специалистов. Для решения кадровых проблем необходимо обеспечивать сотрудничество с вузами, привлекать специальных консультантов для организации непрерывного обучения цифровым навыкам, реализовать программы модельного обучения и т.д.
Выводы
Цифровая трансформация российского нефтегазового комплекса в настоящее время все еще находится на этапе становления. Нефтяные компании активно реализуют программы и достигают поставленные стратегические цели, обеспечивая повышение эффективности деятельности и снижение операционных затрат. Однако для ускорения процессов цифрового перехода необходимо предпринимать усилия для преодоления барьеров цифровизации.
Проведенный анализ показывает, что необходима государственная политика в области импортозамещения и обеспечения возможностей привлечения необходимого финансирования, а также скоординированные действия нефтегазовых компаний для решения проблем кибербезопасности.
Также нефтегазовым компаниям необходимо решить кадровые проблемы для создания укомплектованного штата цифровых специалистов, способных эффективно взаимодействовать с внедренными программными продуктами. Решение кадровых проблем лежит в плоскости HR-подразделений, которые должны сформировать системы непрерывного обучение, а также взаимодействие с образовательными организациями для обеспечения должной подготовки специалистов.
Представленный комплекс рекомендаций носит системный характер и позволяет создать условия для цифровой трансформации отрасли преимущественно за счет создания собственных, а не импортных технологий, что особенно важно в период действия санкций по отношению к России. Разработанные рекомендации имеют теоретическую и практическую значимость, поскольку позволяют дополнить программы цифровизации для обеспечения высокой эффективности процессов цифровой трансформации.
Источники:
1. Индикаторы цифровой экономики 2021: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 380 с.
2. Интеллектуальная добыча // Neftegaz.ru [Электронный ресурс]. URL: https://magazine.neftegaz.ru/ arti-cles/tsifrovizatsiya/523442-intellektualnaya-dobycha.
3. Козлова Д.В., Пигарев Д.Ю. Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли: барьеры и пути их преодоления // Газовая промышленность. 2020. №7. С. 34-38.
4. Коронакризис: влияние COVID-19 на ТЭК в мире и в России // Сколково [Электронный ресурс] URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_COVID19_and_Energy_sector_RU.pdf.
5. Нефть без границ // Зарубежнефть [Электронный ресурс] URL: https://www.zarubezhneft.ru/media/ filer_public/8e/25/8e2555a5-c428-4cd1-aaf0-8632111a9bdb/zn_book_202004.pdf.
6. Паспорт Стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года [Электронный ресурс] URL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202108/76c849c91f492fb923099296 cca0c333.pdf.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189116.
8. Санкова Л.В. Нефтегазовый комплекс на современном этапе: проблемы и перспективы цифровой трансформации // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2021. № 1(29). С. 97-109.
9. Соколова Ю.Д. Процесс цифровой трансформации нефтегазовой отрасли Российской Федерации: состояние, барьеры, перспективы // Administrative Consulting. 2021. №7(3). С. 66-77.
10. Стратегии цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» до 2030 года // Газпром нефть [Электронный ресурс]. URL: https://ar2019.gazprom-neft.ru/strategic-report/digital-transformation.
11. Сулоева С.Б., Мартынатов В.С. Особенности цифровой трансформации предприятий нефтегазового комплекса // Организатор производства. 2019. №2. С. 27-36.
12. Bringing the digital revolution to midstream oil and gas // Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/ us/en/insights/industry/oil-and-gas/digital-transformation-midstream-oil-and-gas.
13. Digital Transformation & Industry 4.0 in Oil & Gas // Precognize. URL: https://www.precog.co/blog/digital-transformation-industry-4-0-in-oil-gas.
14. Tung T.V., Trung T.N., Hai N.H., Tinh N.T. Digital transformation in oil and gas companies - a case study of bien dong POC // PETROVIETNAM JOURNAL. 2020. №10. Pp. 68-81.
References:
1. Indicators of the digital economy 2021: statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L.M. Gohberg and others; National Research University Higher School of Economics. M.: NRU VSHE, 2021. 380 p.
2. Intelligent production // Neftegaz.ru [Electronic resource]. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/ tsifrovizatsi-ya/523442-intellektualnaya-dobycha.
3. Kozlova D.V., Pigarev D.Yu. Digital transformation of the oil and gas industry: barriers and ways to overcome them // Gas industry. 2020. No. 7. pp. 34-38.
4. Coronacrisis: the impact of COVID-19 on the fuel and energy sector in the world and in Russia // Skolkovo [Electronic resource] URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO _EneC_COVID19_ and_Energy_sector_RU.pdf.
5. Oil without borders // Zarubezhneft [Electronic resource] URL: https://www.zarubezhneft.ru/media/ fil-er_public/8e/25/8e2555a5-c428-4cd1-aaf0-8632111a9bdb/zn_book_202004.pdf.
6. Passport of the Digital Transformation Strategy of the Fuel and Energy Complex until 2030 [Electronic resource] URL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202108/76c849c91f492fb923099296cca0c333.pdf.
7. Decree of the Government of the Russian Federation of November 16, 2015 No. 1236 "On establishing a ban on the admission of software originating from foreign countries for the purposes of procurement to meet state and municipal needs" // ATP Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_189116.
8. Sankova L.V. Oil and gas complex at the present stage: problems and prospects of digital transformation // Actual problems of economics and management. 2021. No. 1(29). pp. 97-109.
9. Sokolova Yu.D. The process of digital transformation of the oil and gas industry of the Russian Federation: state, barriers, prospects // Administrative Consulting. 2021. No. 7(3). pp. 66-77.
10. Digital transformation strategies of Gazprom Neft PJSC until 2030 // Gazprom Neft [Electronic resource]. URL: https://ar2019.gazprom-neft.ru/strategic-report/digital-transformation.
11. Suloeva S.B., Martynatov V.S. Peculiarities of digital transformation of oil and gas enterprises // Organizator proizvodstva. 2019. №2. pp. 27-36.
12. Bringing the digital revolution to midstream oil and gas // Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/ us/en/insights/industry/oil-and-gas/digital-transformation-midstream-oil-and-gas.
13. Digital Transformation & Industry 4.0 in Oil & Gas // Precognize. URL: https://www.precog.co/blog/digital-transformation-industry-4-0-in-oil-gas.
14. Tung T.V., Trung T.N., Hai N.H., Tinh N.T. Digital transformation in oil and gas companies - a case study of bien dong POC // PETROVIETNAM JOURNAL. 2020. No. 10. pp. 68-81.
EDN: OGXNGO
Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н., доцент кафедры таможенного дела и логистики, ФГБОУ ВО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, [email protected],
R.R. Akhmedzyanov - candidate of economics, associate professor of the department of customs and logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky;
А.В. Чесноков - студент кафедры таможенного дела и логистики, ФГБОУ ВО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, а[email protected],
A.V. Chesnokov - student department of customs and logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky y.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО И ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
В АВТОМОБИЛЬНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION OF THE WORK
OF CUSTOMS AUTHORITIES FOR THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS AND TRANSPORT
CONTROL AT AUTOMOBILE CHECKPOINTS
Аннотация. Интеграция России в мировые процессы приносит с собой увеличение грузопотока через территорию Российской Федерации. Это, несомненно, отражается на работе таможенных органов, потому что их загрузка возрастает в несколько раз. На данный момент таможенные органы являются ключевым органом по обеспечению не только фискальной функции государства, но и играют важную роль в обеспечении экономической безопасности государства. Актуальность данной работы обусловлена внедрением технологии «искусственного интеллекта» в рамках реализации «Стратегии-2030». В связи с разработкой новой технологии вопросы совершенствования законодательства и различных подконтрольных функций чувствуется достаточно остро, в противном случае, при не эффективном государственном контроле в пунктах пропуска, безопасность государства и общества под угрозой. В статье проанализированы основные показатели эффективности деятельности таможенных органов РФ, а также предложены основные пути по совершенствованию организации работы таможенных органов по осуществлению таможенного и транспортного контроля.
Abstract. Russia's integration into global processes brings with it an increase in cargo traffic through the territory of the Russian Federation. This undoubtedly affects the work of customs authorities, because their workload increases several times. At the moment, the customs authorities are the key body for ensuring not only the fiscal function of the state, but also play an important role in ensuring the economic security of the state. The relevance of this work is due to the introduction of "artificial intelligence" technology as part of the implementation of the "Strategy 2030". In connection with the development of new technology, the issues of improving legislation and various controlled functions are felt quite acutely, otherwise, with ineffective state control at checkpoints, the security of the state and society is under threat. The article analyzes the main performance indicators of the customs authorities of the Russian Federation, and also suggests the main ways to improve the organization of the work of customs authorities in the implementation of customs and transport control.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенный контроль, ЕАЭС, технические средства, должностные лица, перспективы развития.
Keywords: customs authorities, customs control, EAEU, technical means, officials, development prospects.
Одной из главных аспектов административной реформы, и также реформы технического регулирования, является система государственного контроля, или как её еще называют система надзора за соблюдением требований в части товаров, производства товаров, хранения, перемещения товаров, реализации и утилизации. Государственный контроль осуществляется на основании технических регламентов и направлен на защиту государства, прав потребителей, если говорить о качестве продукции, ее безопасности для здоровья и жизни граждан, а также окружающей среды.
К задачам государственного надзора в части пересечения таможенной границы Союза относится предотвращение нарушений и контроль в части перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС - далее) продукции, в том числе импортной.
В связи со стремительным развитием экономики государства без внимания не может остаться необходимость контроля именно государственного. Перемещение транспортных средств и товаров через границу ЕАЭС напрямую связано с выполнением определенных процедур таможенного контроля (ТК - далее), а именно выбор таможенной процедуры, оформление и уплата таможенных платежей в бюджет. Среди этих важных аспектов важную роль играет государственный контроль в пунктах пропуска, который осуществляется силами