Научная статья на тему 'Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО'

Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / диссеминация / инновационный педагогический опыт / Monitoring / dissemination / innovative teaching experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптелов Алексей Викторович

В статье конкретизируется понятие «Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коптелов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article concretizes the concept of «Monitoring the dissemination of innovative pedagogical experience of the winners of priority national project «Education».

Текст научной работы на тему «Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО»

Научные сообщения

УДК 371.13 ББК 74.204

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕМИНАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПОБЕДИТЕЛЕЙ ПНПО

Коптелов А. В.

Аннотация. В статье конкретизируется понятие «Мониторинг результатов диссеми-нации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО».

This article concretizes the concept of «Moni-toring the dissemination of innovative pedagogical experience of the winners of priority national project «Education».

Ключевые слова: мониторинг, диссемина-ция, инновационный педагогический опыт

Monitoring, dissemination, innovative teaching experience.

Одним из главных системных эффектов приоритетного национального проекта «Образование» должно стать значительное повышение уровня профессиональной компетентности учителей путем диссеминации и освоения инновационного опыта победителей, что является основой повышения качества образования.

За пять лет реализации ПНПО в Российской Федерации выявлено 41000 лучших учителей, чей опыт стал предметом пристального внимания управленцев и методистов. В Челябинской области денежное поощрение за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в образование получили из федерального и регионального бюджетов по 900 учителей. Опыт данных учителей обобщается на муниципальном и региональном уровне посредством оформления информационных карт инновационного опыта победителей ПНПО, проведения массовых мероприятий с целью презентации инновационного педагогического опыта (педагогические форумы, секции в рамках августовских мероприятий, Школы победителей Всероссийского и областного конкурсов

«Учитель года», мастер-классы победителей ПНПО, участие в выставках и др.), создания сборников и дисков, содержащих материалы из опыта работы учителей, победителей конкурсов лучших учителей.

Все это свидетельствует о том, что формируется интерес широкой педагогической общественности к инновационному педагогическому опыту лучших учителей. Учителя, базовая подготовка которых основана на традиционных методиках обучения, стремятся овладевать инновационными средствами и технологиями обучения и воспитания, обеспечивающими высокое качество образования в соответствии с современными требованиями государства и потребителей образовательных услуг.

Вместе с тем, на данный период времени процесс распространения инновационного педагогического опыта не подвергается систем -ному мониторингу с целью выявления его продуктивных результатов. Данная ситуация не позволяет адекватно оценивать меру успешности прилагаемых усилий.

Разрешению этой проблемы посвящена работа экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АП-КиППРО, г. Москва), открытой на базе ГОУ ДПО ЧИППКРО по теме «Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей приоритетного национального проекта «Образование» на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения лучших педагогических практик».

В рамках реализации программы экспериментальной площадки одной из задач стало конкретизация и уточнение понятия «Мониторинг

результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО». Данное понятие по своей структуре сложное и многогранное и включает в себя ряд самостоятель -ных понятий. По нашему мнению, ключевыми и несущими основные смыслы являются такие понятия как «мониторинг», «диссеминация», «педагогический опыт», от правильного определения содержания которых будет зависеть значение уточняемого нами понятия. Поэтому прежде чем конкретизировать понятие «Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО» необходимо остановиться на характеристике выше названных ключевых понятий.

Прежде всего, остановимся на характеристике понятия мониторинг в педагогической науке. Понятие мониторинг заимствовано педагогикой из экологии и социологических наук. В педагогической науке исследователи придерживаются разных определений. Некоторые считают, в частности А. А. Орлов, что педагогический мониторинг - это длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической действительности [7].

Исследуя проблему мониторинга качества образования в школе С. Е. Шишов и В. А. Каль-ней, отмечают, что мониторинг связан с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой педагогической системы. В реальном образовательном процессе мониторинг тесным об -разом связан со всеми функциями и стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть полно рассмотрены только в соотнесении другими звеньями процесса управления образованием в школе [10, с. 42]. Поэтому под мониторингом качества образова -ния они понимают систематическую и регулярную процедуру сбора данных по важным обра -зовательным аспектам на национальном, региональном и местном (включая школы) уровнях. Причем, частью системы мониторинга качества образования являются следующие элементы: 1. Установление стандарта и операцио-нализация: определение стандартов; операцио-нализация стандартов в индикаторах; установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов. 2. Сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов. 3. Действия: принятие соответствующих мер,

оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами [10, с. 189-190].

А. Н. Майоров, рассматривая мониторинг как дефиницию, провел обстоятельный анализ различных определений, характерных для разных общественных сфер деятельности. Вывод, к которому он приходит, заключается в том, что один из основных компонентов мониторинга - это его целевая функция управления, неразрывность мониторинга и системы управления [4, с. 11]. А. Н. Майоров указывает, что в большинстве определений мониторинга упоминаются контроль и обратная связь, где первое -это не что иное, как одна из функций управления, а второе - неотъемлемая часть управленческого цикла. Далее он формулирует свое определение мониторинга, которого мы и будем придерживаться. «Мониторинг в образовании -это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объ -екта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» [4, с. 153].

Мы разделяем точку зрения А. Н. Майорова и считаем, что педагогический мониторинг обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей учебного заведения и его структурных подразделений качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по корректировке различных аспектов педагогической деятельности (определение целей, выбор технологий, средств получения информации и т.д.) и дает возможность оперативно исправлять нежелательные результаты деятельности.

В реальной образовательной практике мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, то есть затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию. С этой точки зрения, он не только процесс выявления отклонений от стандартов и норм, но и основа для их пересмотра, то есть не только основа отслеживания курса движения к целям, но и механизм корректировки целей и путей их достижения. Следовательно, педагогический мониторинг направлен на непрерывное наблю-

дение за ходом развития различных образовательных систем.

Педагогический мониторинг - это целостная, многоуровневая система, имеющая следующие компоненты, в соответствии с определением, которое дается А. Н. Майоровым и с которым мы согласны:

1. источники информации;

2. структуры, организующие сбор информации (структурные подразделения учреждения дополнительного профессионального образования, муниципальные методические службы, образовательные учреждения);

3. средства обработки и хранения информации (электронные и печатные базы данных);

4. средства распространения результатов мониторинга (локальные компьютерные сети, Интернет, типографское издание, копирование);

5. получатели информации (организаторы повышения квалификации, руководители, специалисты и методисты муниципальных органов управления образованием и муниципальных методических служб, работники образовательных учреждений).

Таким образом, проанализировав общепринятые в педагогической науке подходы к мониторингу, мы можем сделать вывод, что основной задачей разработки и внедрения мониторинга результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО должно стать формирование системы получения и обработки информации, на основе которой возможно будет осуществить ком -плексный анализ эффективности деятельности педагогов-распространителей инновационного педагогического опыта, педагогов-пользова-телей, осваивающих и внедряющих этот опыт, организаторов диссеминационных процессов, направленной на системное повышение качества образования.

Далее остановимся на характеристике понятия «диссеминация». В современной педагогической науке и образовательной практике данное понятие стало использоваться относительно недавно, на рубеже ХХ-ХХ1 веков, и связывалось оно, прежде всего, с распространением и внедрением результатов различных крупных инновационных образовательных проектов. Поэтому под диссеминацией в контексте образовательных проектов понимается важная обязательная составляющая (этап, фаза, подзада-

ча) процесса реализации проекта, сутью которой является сознательное и ответственное распространение идей, ценностей, продуктов и результатов проекта за рамки того пространства, которое было охвачено им до сих пор, предоставление в распоряжение лиц и групп, ранее не вовлеченных в проект, определенных возможностей (потенциала), которые могут быть использованы в качестве ресурса для решения задач выживания, функционирования и развития других субъектов, образовательных систем и т.п. [6, с. 96].

С точки зрения исследуемой нами проблемы очень важен тезис А. М. Моисеева и О. М. Моисеевой, что диссеминация - это не только распространение в узком смысле, но и весь цикл: от создания объектов диссеминации и их выведения на образовательный рынок до их выбора, освоения, использования и дальнейшей ретрансляции различными получателями в других образовательных системах [6, с. 97].

Таким образом, с учетом основных задач экспериментальной площадки, под диссемина-цией мы понимаем целенаправленный процесс распространения результатов инновационной деятельности победителей ПНПО, который необходим для совершенствования и развития различных образовательных систем (от региональной до образовательной системы образовательного учреждения, а также системы работы конкретного педагога). Причем участие в дис-семинационных процессах требует от их субъектов (педагогов-распространителей, педаго-гов-пользователей, организаторов) высокого уровня профессиональной компетентности, с одной стороны. А с другой стороны, в процессе диссеминации инновационного педагогического опыта происходит развитие профессиональной компетентности этих субъектов через выполнение новых профессиональных функций,

а, следовательно, освоение новых, ранее отсутствующих, компетенций.

Наиболее емким из всех составляющих ключевых понятий, на наш взгляд, является понятие «педагогический опыт». В современной педагогической науке присутствует ни один десяток толкований этого понятия. Наиболее лаконичное, с одной стороны, а с другой - наиболее обобщенное, дается в Современной педагогической энциклопедии. Под педагогическим опытом понимается «совокупность по-

лученных умений, навыков и приемов обучения и воспитания» [8].

М. Н. Скаткин, рассматривая проблему педагогического опыта, выделяет педагогический опыт в широком смысле и в узком смысле. Так он считает, что педагогический опыт в «широком смысле» - это такое мастерство педагогов, которое даёт высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, в подготовке и развитии самого учителя. При этом высокие результаты достигаются благодаря тому, что педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании школьников, творчески использует научнометодические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий педагогического процесса. Педагогический опыт в «узком смысле» означает такую практику, которая творчески использует все лучшее из теории и практики, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному. Стимулирующую и преобразующую свою роль педагогический опыт черпает через точки педагогического роста из массовой педагогической практики, из глубины педагогической реальности [9; 7].

Одно из наиболее современных понятий педагогического опыта дает О. С. Анисимов. Он считает, что опыт педагогический - это рефлексивная, фиксированная реконструкция своей или иной деятельности, общения и т.п., подготавливаемая для заимствования и трансляции, а также для критического переосмысли-вания и развития [1]. В данном определении, на наш взгляд, ключевой фразой является «рефлексивная, фиксированная реконструкция». Рефлексивная - значит уже проведен анализ и самоанализ деятельности. Рефлексии подвергается то, что необходимо зафиксировать, т.е. закрепить, и это потом реконструируется через структурирование полученной информации на концептуальных основаниях. Любая деятельность должна быть прорефлексирована, особенно это важно в ситуации изучения, обобщения и распространения педагогического опыта. При отсутствии рефлексии наступает откат и отставание в профессиональной деятельности.

В педагогической науке помимо определения сущностной характеристики понятий «педагогический опыт» дается также его типологиза-ция. Так, например, в педагогическом словаре Г. М. и А. Ю. Коджаспировых «педагогический опыт подразделяется на исторический (резуль-

таты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования); массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей); передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие (эффективные) результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса); новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства)» [3].

Г. А. Игнатьева и О. В. Тулупова рассматривая проблему педагогического опыта в уни -версуме инновационной культуры, выделяют его типологизацию в зависимости от степени его влияния на состояние теории и практики образования. Так они выделяют личный, массовый, передовой и инновационный педагогический опыт [2].

Начиная свою педагогическую деятельность, педагог приобретает личный педагогический опыт, который состоит из азов профессионального мастерства, т. е. включает в себя те элементы педагогической профессии: организация образовательного процесса, разработка календарно-тематического планирования, проверка знаний и умений учащихся и т.д., без которых немыслим учительский труд.

Педагогический опыт, который создается в рамках общепринятых норм и рекомендаций, характеризуется устойчиво высокой эффективностью и положительной результативностью педагогического труда, называется массовым педагогическим опытом.

Передовой педагогический опыт (буквально, «движущийся, находящийся впереди») - это опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов. Данный вид опыта возникает обычно, когда учитель, освоив известные методики, начинает экспериментировать - находить и использовать новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетать старые. Передовой педагогический, опыт - это итог личного, локального эксперимента педагога, воспитателя, руководителя. Причем, по мнению Г. А. Игнатьевой и О. В. Тулуповой, передовой педагогический опыт по

способу разрешения противоречий можно поделить на совершенствующий и преобразующий. Совершенствующий передовой педагогический опыт касается, как правило, какого-либо элемента или нескольких элементов педагогической системы. При этом сохраняются в неприкосновенности цели и результат. Таким образом, достигается оптимизация существующей системы, более эффективное использование образовательных ресурсов для получения востребованного в обществе результата.

Преобразовательный педагогический (новаторский) опыт затрагивает саму суть педагогической системы - ее цели, отрицает сложившиеся стереотипы, вступает в конфликт с действующими нормами. Новаторский (творческий) педагогический опыт - это высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса. Преобразовательный опыт связан с разработкой и реализацией новых педагогических систем обучения и воспитания.

В своей работе авторы выделяют принципиальное отличие инновационного педагогического опыта от всех остальных. Они считают, что он создается чаще всего в искусственных условиях, живет как некая «модель», которая затем переносится в практику при создании там определенных условий. Носителями данного типа опыта выступают не отдельные педагоги, а целые коллективы - проектные команды. Наиболее перспективным способом становления инновационного педагогического опыта на современном этапе является проектный эксперимент, ибо проектирование в образовании -это базовый процесс выращивания новых форм общности педагогов и учащихся; новых содержаний и технологий образования; новых способов и техник педагогической деятельности и мышления. Инновационный педагогический опыт воплощает в себе тот самый новый тип взаимоотношений между педагогической наукой и образовательной практикой, который характеризуется терминами «практико-ориенти-рованная наука». Таким образом, в содержание данного типа опыта входит, с одной стороны,

разработанная конструкция, а, с другой стороны, среда вживления. Соответственно, ведущими типами деятельности в формировании опыта являются переконструирование имеющейся разработки и перепроектирование (перестройка) среды вживления.

Таким образом, мы считаем, что педагогический опыт может рассматриваться одним из высших проявлений педагогической культуры, если он рождается в процессе преодоления профессиональных затруднений и оформляется как новое педагогическое знание в ходе рефлексии. Этим знанием уже сможет далее пользоваться как технологическим инструментом и сам автор опыта, попадая в схожие ситуации, и другие педагоги. Соответственно современная трактовка понятия педагогический опыт, определяет его как новообразование, которое появляется у педагога в результате рефлексии затруднений в профессиональной деятельности.

Проанализировав ключевые смыслообразующие составляющие понятия «Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО» мы можем его конкретизировать. Под мониторингом результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО мы будем понимать систему получения и обработки комплексной информации о результатах процесса сознательного, ответственного и целенаправленного распространения нового теоретического знания победителей ПНПО о применении известных практических способов, приемов и методов обучения и воспитания, возникшего на основе рефлексии затруднений в профессиональной деятельности и технологически представленного. Данное новое теоретическое знание является ресурсом, который предоставляется в распоряжение других педагогов для совершенствования и развития их профессиональной компетентности посредством его освоения и внедрения в практику работы.

Литература

1. Анисимов, О. С. Методологический словарь для управленцев [Текст] / О. С. Анисимов. - М. : ФГОУ РосАКО АПК, 2002. - 295 с.

2. Игнатьева, Г. А. Педагогический опыт в универсуме инновационной культуры [Электронный ресурс] / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулу-

пова. - Режим доступа : http://www.niro.nnov.ru/ ?id=672&&download=1.

3. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Ростов н/Д. : МарТ, 2005. - 448 с.

4. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А. Н. Майоров. - М. : Интеллект-Центр, 2005. - 424 с.

5. Моисеев, А. М. Диссеминация образовательных ресурсов, созданных в ходе осуществления Мегапроекта «Развитие образования в России» (Среднее образование) [Текст] : методические рекомендации / А. М. Моисеев. - М. : изд-во МГОУ, 2003. - 127 с.

6. Моисеев, А. М. Проектное управление в

образовании [Текст] : учеб.-метод. комплекс для подгот. тьютеров / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. - М. : АПК и ППРО, 2007. - 127 с.

7. Орлов, А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании [Текст] / А. А. Орлов // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 9-15.

8. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е. С. Рапацевич. -Минск : Современное слово, 2005. - 720 с.

9. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М. Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1986. - 150 с.

10. Шипов. С. Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] / С. Е. Шипов, В. А. Кальней. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - 354 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.