УДК 342.95:504.06
А.Н. КРАСНОВ, кандидат юридических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, [email protected]
МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
A.N. Krasnov
MONITORING OF ENFORCEMENT OF THE ADMINISTRATIVE LAW NIZHNY NOVGOROD REGION IN THE SPHERE OF THE ENVIRONMENT AS A MECHANISM FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF ENVIRONMENTAL SUPERVISION AND CONTROL
Проведение мониторинга правоприменения административного законодательства в области охраны окружающей среды в настоящее время является актуальным направлением деятельности органов государственной власти. Административное законодательство в области охраны окружающей среды призвано обеспечить экологическую функцию государства и соблюдать законность и правопорядок в общественных отношениях. Большая задача по реализации административного законодательства возложена на органы местного самоуправления, которые, как показало исследование, не готовы к ее выполнению. В статье указаны причины и основания отсутствия соответствующих результатов работы, а также ресурсов и компетенций у органов государственной власти и местных органов власти, необходимых для эффективной работы в рассматриваемой сфере. Анализ информации, полученной в результате мониторинга, позволяет оценить эффективность реализаций положений законодательства, а также выявить проблемные вопросы и правовые пробелы. Ключевые слова: экологическая политика, мониторинг правоприменения, административная ответственность, Нижегородская область, муниципальные образования.
The monitoring enforcement of administrative law for the protection of the environment is currently the actual direction of public authorities. Administrative law in the field of environmental protection is intended to ensure the ecological function of the state and abide by law and order in public relations. Large task of implementing administrative law lies with the local authorities, which, as the study showed, are not ready to implement it. The article listed the reasons and grounds of lack of relevant results of the work and the resources and competences of state authorities and local authorities needed to work effectively in this sphere. Analysis of the information obtained as a result of monitoring, to evaluate the effectiveness of implementation of the provisions of the legislation, and to identify problematic issues and legal gaps.
Keywords: environmental policy, monitoring of enforcement, administrative responsibility, Nizhny Novgorod region, the municipalities.
Реализация экологической политики - неотъемлемая часть осуществления государственной экологической функции. Как утверждал основоположник отечественного экологического права О.С. Колбасов экологическая функция государства - одна из основных самостоятельных функций современного российского государства, включающая в свое содержание деятельность по распоряжении в интересах общества природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, а также деятельность, направленную на
обеспечение рационального использования природных ресурсов, на охрану окружающей среды и защиту экологических прав. Таким образом, одним из правовых методов реализации экологической политики государства является правоохранительная деятельность, реализующаяся преимущественно законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
К задачам законодательства об административных правонарушениях отнесены: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды и другие важнейшие общественные и государственные интересы.
Административное законодательство в Российской Федерации одно из самых часто меняющихся. За тринадцать лет, со дня принятия КоАП РФ, в его текст внесено более 2 тысяч поправок. На региональном уровне законодательные акты, устанавливающие ответственность за административные правонарушения, установлены во всех субъектах федерации страны. В Нижегородской области Кодекс об административных правонарушениях Нижегородской области (далее - КоАП области) принят 24 апреля 2003 года. За время его действия было принято около 100 законов области для внесения изменений в текст КоАП области.
Сейчас основной задачей законодателя, как на федеральном, так и на региональном уровне, является систематизации действующего административного права и повышение эффективности его правоприменения.
Систематическая работа по мониторингу правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области позволяет оценить проблемные вопросы в реализации установленных региональным законодательством правовых норм.
Вопросам охраны окружающей среды посвящена глава 5 КоАП области -«Административные правонарушения в области охраны окружающей среды». Мониторинг правоприменения главы 5 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды» КоАП области был организован профильным комитетом Законодательного Собрания по экологии и природопользованию. При проведении мониторинга были определены цели и задачи мониторинга, к которым относятся:
а) выявление проблемных положений главы 5 КоАП области об административных правонарушениях, препятствующих ее эффективному действию, в целях оптимизации процесса охраны окружающей среды и природопользования;
б) усиление эффективности действия норм главы 5 КоАП области в целях их практического применения;
в) выработка конкретных предложений по итогам анализа полученной информации для возможного внесения изменений в главу 5 КоАП области об административных правонарушениях в целях совершенствования ее положений;
г) возможная разработка и внесение законодательных инициатив, как на региональном, так и на федеральном уровне, в целях совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Также были определены основные критерии эффективности действия административного законодательства области, к которым следует отнести:
1) достаточность уровня нормативного правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие неработающих статей, наличие составов административных правонарушений нуждающихся в расширении и уточнении;
2) эффективность реализации уполномоченными должностными лицами полномочий в области охраны окружающей среды и природопользования, простота и прозрачность административных процедур.
В главе 5 КоАП области - 17 действующих статей, устанавливающих отдельные составы правонарушений (статья 5.2 Нахождение в прибрежной полосе с запрещенными орудиями рыболовства была исключена в 2004 году).
В соответствии со статьей 12.3 протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица:
1) должностные лица органов полиции - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.18;
2) должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований области - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3 - 5.6, 5.8, 5.10, 5.15, 5.16, 5.18;
3) должностные лица министерства экологии и природных ресурсов области - об административных правонарушениях, предусмотренных главой 5;
4) должностные лица государственного казенного учреждения, находящегося в ведении министерства экологии и природных ресурсов области, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.5, 5.10 - 5.14 и 5.18;
5) должностные лица инспекции административно-технического надзора области - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.4, 5.8, 5.16 и 5.18;
6) должностные лица департамента лесного хозяйства области - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.3 - 5.5, 5.11, 5.13 -5.15 и 5.18.
Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) Мировые судьи в отношении статей 5,1, 5.4, 5.5;
2) Министерство экологии и природных ресурсов области рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 5, за исключением статей 5.3, 5.15 и 5.18;
3) Департамент лесного хозяйства области рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3, 5.15 и 5.18.
Размеры санкций варьируются в следующих размерах:
Для граждан - от 1 000 до 5 000 руб. (максимальный размер штрафа, установленный в отношении шести составов с учетом повторности правонарушений);
Для должностных лиц - от 5 000 до 50 000 руб. (максимальный размер штрафа, установленный в отношении четырех составов с учетом повторности правонарушений);
Для юридических лиц - от 20 000 до 500 000 руб. (максимальный размер штрафа, установленный в отношении одного состава);
В отношении четырех статей 5.1, 5.4, 5.5, 5.10 установлена возможность для привлечения к более жесткой санкции за совершение повторного административного правонарушения в течение года.
В рамках мониторинга правоприменения главы 5 КоАП области проведены следующие основные мероприятия:
1. Анализ практики применения составов административных правонарушений органами исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченными составлять протоколы.
В итоге практика показала, что за период 2012-2014 гг. из 17 составов административных правонарушений, по которым министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области уполномочено составлять протоколы реально за отчетный
период применялось только 6 статей («Незаконная вырубка или уничтожение зеленых насаждений в населенных пунктах», «Нарушение правил пользования участками недр местного значения», «Нарушение требований по организации и соблюдению режима воспроизводственных участков в пределах территории охотничьих угодий», «Нарушение Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Нижегородской области», «Нарушение порядка предоставления сведений, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления области»). По остальным статьям за 3 года министерством экологии и природных ресурсов области не было составлено ни одного протокола.
Инспекцией административно-технического надзора Нижегородской области за 3 года было составлено лишь 2 протокола, в то время как должностные лица инспекции наделены соответствующими полномочия по 4 составам правонарушений.
Из 9 возможных составов департаментом лесного хозяйства Нижегородской области на практике применяется только 2 («Торговля и транспортировка деревьев без документов», «Нарушение ограничений пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ или запрета на посещение гражданами лесов»).
Таким образом, необходимо принять меры по активизации работы должностных лиц инспекции административно-технического надзора и департамента лесного хозяйства при реализации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных главой 5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
2. Анализ практики применения составов административных правонарушений органами местного самоуправления области, уполномоченными составлять протоколы.
Обобщив информацию по вопросу о наделении должностных лиц органов местного самоуправления полномочиями по составлению административных протоколов, получены следующие данные: из 38 муниципалитетов, предоставивших сведения, только 9 муниципалитетов приняли соответствующие правовые акты: городские округа Н.Новгород, Дзержинск, Выкса, Шахунья, муниципальные районы Дальнеконстантиновский, Городецкий, Тонкинский, Чкаловский (см. таблицу 1). Но и в них за период 2012 - 2014 (1-я половина) гг. должностными лицами муниципалитетов не составлено ни одного протокола.
Таблица 1- Данные о реализации главы 5 КоАП области «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды природопользования» органами местного самоуправления Нижегородской области
№ Наименование Наличие правовых актов Статьи главы 5 Составлено
муниципальных о наделении КоАП области, в протоколов
районов и городских полномочиями отношении в 2012-2014
округов области должностных лиц ОМСУ которых (первое
по составлению определены полугодие)
протоколов полномочия должностных лиц ОМСУ годах
1. Ардатовский Не принимались Не определены Не составляли сь
2. Арзамасский Не принимались Не определены Не составляли сь
3. Балахнинский Не принимались Не определены Не составляли сь
4. Варнавинский Не принимались Не определены Не составляли сь
5. Вадский Не принимались Не определены Не составляли сь
6. Вачский Не принимались Не определены Не составляли сь
7. Ветлужский Не принимались Не определены Не составляли сь
8. Воротынский Не принимались Не определены Не составляли сь
9. Володарский Не принимались Не определены Не составляли сь
10 Воскресенский Не принимались Не определены Не составляли сь
11 Гагинский Не принимались Не определены Не составляли сь
12 город Арзамас Постановление администрации г. Арзамаса от 4 апреля 2014 года №565 Не определены Не составлял ись
13 город Бор Не принимались Не определены Не составляли сь
14 Постановление
город Выкса Администрации городского округа г. Выкса Нижегородской области от 17 сентября 2012 года №4239 5.4, 5.5 и 5.8 Не составлял ись
15 город Дзержинск Постановление 5.3, 5.4, 5.5, 5.8, Не составлял
Администрации г.о.г.Дзер жинск от 04.05.10 №1517 5.16, 5.18 ись
16 город Нижний Решение городской Думы 5.3 - 5.6, 5.8, 5.10, Не составлял
Новгород г.Н.Новгород от 24.09.14 г. № 138 5.15, 5.16, 5.18 ись
17 город Первомайск Не принимались Не определены Не составляли сь
18 город Шахунья Распоряжение 5.3-5.6, 5.8, 5.10, Не составляли
администрации г.о. г. Шахунья от 13.01.14 №5-р 5.16, 5.18 сь
19 Городецкий Должностные лица 5.3, 5.4, 5.5, 5.8, Не составлял
назначены в двух 5.16, 5.18 ись
поселениях (г. Городец от
21.10.2014 года № 227-р-к
и Николо-Погостинский
сельсовет от 10.10.2014
года № 26)
20 Дальнеконстантинов Постановление 5.3-5.6, 5.8, 5.10, Не составлял
ский администрации р.п. Дальнее Константиново от 5.16, 5.18 ись
14.04.2014 №91 Постановление администрации Суроватихинского сельсовета от 13.05.2014 года №80
21 Княгининский Не принимались Не определены Не составляли сь
22 Краснобаковский Не принимались Не определены Не составляли сь
23 Кстовский Не принимались Не определены Не составляли сь
24 Лукояновский Не принимались Не определены Не составляли сь
25 Навашинский Не принимались Не определены Не составляли сь
26 Павловский Не принимались Не определены Не составляли сь
27 Пильнинский Не принимались Не определены Не составляли сь
28 . По чинковский Не определены Не составляли сь составлялис ь
Не принимались
29 . Семеновский Не определены Не составляли сь составлялис ь
Не принимались
30 Сеченовский Не принимались Не определены Не составляли сь
31 Сокольский Не принимались Не определены Не составляли сь
32 Сосновский Не принимались Не определены Не составляли сь
33 Спасский Не принимались Не определены Не составляли сь
34 Тонкинский В трех сельских советах приняты нормативные правовые акты (Бердниковский, Большесодомовский и Вязовский) (в области охраны окружающей среды и природопользова ния) Не составлял ись
35 Тоншаевский Не принимались Не определены Не составляли сь
36 Чкаловский Постановление Администрации города Чкаловска от 13.01.2014 года №3 Предусмотренны е пунктом 2 части 1 статьи 12.3 КОАП области Не составлял ись
37 Шарангский Не принимались Не определены Не составляли сь
38 Шатковский Не принимались Не определены Не составляли сь
Основные причины следующие: информация о правонарушениях органами местного самоуправления доводится до сведения государственных инспекторов Минэкологии области и уже инспектора составляют протоколы и рассматривают эти дела, а также некоторые муниципалитеты (г.о. Бор) считают, что для составления протоколов должностными лицами органов местного самоуправления необходим отдельный закон о передаче государственных полномочий.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
3. С целью реализации выявленных недостатков в реализации КоАП области, рабочей группой по мониторингу разработана типовая форма нормативного правового акта органа местного самоуправления о наделении должностных лиц администраций муниципального образования полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12.3 КоАП Нижегородской области об административных правонарушениях, порядок составления протокола об административном правонарушении и образец протокола об административном правонарушении.
4. В рамках мониторинга главы 5, 3 декабря 2014 года было проведено совещание руководителей профильных комиссий по вопросам экологии представительных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области «Проблемы и перспективы реализации природоохранных мероприятий в Нижегородской области в 2015 году», где были рассмотрены проблемные вопросы, даны соответствующие разъяснения и рекомендации.
5. Проведен анализ статей главы 5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, на основании которого можно сделать вывод о необходимости корректировки положений ряда статей. Остановимся на нескольких из них.
По статье 5.1 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» размер штрафа для должностных лиц установлен от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. При этом в статье 5.13 «Нарушение ограничений и запретов на использование объектов животного мира» для должностных лиц установлен штраф в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Таким образом, очевидно, что за правонарушение по статье 5.1, имеющее больший уровень общественной опасности, должен быть установлен больший размер ответственности.
Кроме того, на основании статьи 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ. Вместе с тем, по мнению природоохранной прокуратуры, устанавливая ответственность за данное правонарушение необходимо учитывать, что одни и те же объекты окружающей среды, подлежащие особой охране, могут быть включены как в Красную книгу субъекта РФ, так и в Красную книгу Российской Федерации. В целях включения дублирования и во избежание вмешательства в пределы ведения Российской Федерации полагаем необходимым внести
изменение в статью 5.1 КоАП области, определяющие, что действия данного закона не распространяются на объекты растительного и животного мира, включенные в Красную книгу Российской Федерации.
Статьей 5.3 КоАП области предусматривается ответственность, в том числе и за транспортировку елей, сосен, пихт или наборов веток этих деревьев без документов на отпуск указанной продукции, оформленной в установленном действующим законодательством порядке. Главой 2.2 Лесного кодекса РФ установлены общие требования к транспортировке древесины и об учете сделок с ней. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 571 установлены сопроводительные документы, необходимые для транспортировки при транспортировке древесины. Таким образом, вопросы транспортировки деревьев урегулированы в настоящее время на федеральном уровне, в связи с чем за нарушение таких правил может быть установлена административная ответственность только КоАП РФ.
Статьей 5.6 установлена ответственность за нарушение сроков сбора, незаконный сбор, заготовку дикорастущих и лекарственных растений и их частей, охраняемых (запрещенных к сбору) видов либо сбор их на территориях, где такой сбор запрещен (часть 1 статьи). А также за торговлю на рынках, вокзалах, в поездах, на улицах, площадях и на других территориях общего пользования такими растениями (часть 2 статьи). При этом, несмотря на структурное разделение статьи на 2 части, установленный размер ответственности идентичен как для 1 части статьи, так и для 2 части статьи.
Кроме того, по мнению природоохранной прокуратуры статья 5.6 КоАП области дублирует состав статьи 5.15 КоАП области и является излишней, поскольку иных требований, кроме как установленных Законом Нижегородской области от 01.11.2007 №143-З «О порядке и нормативах заготовки древесины, порядке заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядке заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд на территории Нижегородской области», региональным законодательством не предусмотрены.
Статьей 5.9 Кодекса «Нарушение ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива» установлена ответственность, но не установлены сами ограничения использования нефтепродуктов, в связи с тем, что Постановление Правительства Нижегородской области № 140 от 25 апреля 2007 г. «О введении ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива в Нижегородской области» признано утратившим силу с 5 сентября 2008 года. В связи с чем правовые основания для реализации данной статьи в настоящее время отсутствуют.
Статьей 5.16 Кодекса, предусматривающей ответственность за нарушение установленного органами местного самоуправления порядка сбора и вывоза отходов строительства и сноса, в том числе требований по разработке, согласованию, регистрации и соблюдению регламентов обращения с отходами строительства и сноса, не предусмотрена ответственность в отношении граждан. При этом также представляется целесообразным обсудить возможность увеличения размера штрафа в отношении должностных лиц (действующая редакция - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей) и на юридических лиц действующая редакция - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей). Данные изменения весьма актуальны в связи с участившимися фактами незаконного сброса строительных отходов на территории Н.Новгорода.
6. Отдельным направлением деятельности рабочей группы по мониторингу административного законодательства области можно назвать оценку реализации положений КоАП РФ в части экологических правонарушений и выработку предложений к КоАП РФ с целью повышения эффективности применения его положений на уровне региона, а также с целью развития положений КоАП области.
В частности, необходимо рассмотреть возможность повышения максимального размера административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных региональными Законами, установленной в отношении граждан, с 5 000 рублей до 10 000 рублей. Учитывая сложившуюся практику, нарушители сознательно выстраивают схемы совершения правонарушений, исходя из незначительного размера ответственности для физических лиц, не
оформляя статус индивидуального предпринимателя или юридического лица, тем самым избегают большого размера ответственности.
По ряду статей КоАП РФ (например, статьи 8.12.1, 8.37 (части 2 и 3), 8.39) целесообразно установить ответственность за повторное совершение правонарушений.
7. Отдельная тема - возмещение ущерба, причиненного окружающей среде в результате экологических правонарушений. Эта работа в области практически не ведется. Нарушитель оплачивает штраф, а восстановление нарушенного состояния природного объекта или ликвидация последствий нарушения, зачастую осуществляется за бюджетные средства. Этому направлению также необходимо уделять повышенное внимание. В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Таким образом, основными итогами проведения мониторинга административного законодательства Нижегородской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования можно назвать следующие:
1. В целях совершенствования законодательства Нижегородской области поручено подготовить и внести на рассмотрение Законодательного Собрания:
- проект закона области «О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях»;
- проект постановления Законодательного Собрания области «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Законодательного Собрания области проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях» (в части, введения санкций за повторное совершение правонарушений по ряду статей главы 8 КоАП РФ).
2. Разработана Типовая форма нормативного правового акта органа местного самоуправления «О наделении должностных лиц муниципального образования полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях», предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12.3 КоАП области, порядок составления протоколов об административных правонарушениях и форма протокола об административном правонарушении для использования в работе органами местного самоуправления (приложения к отчету).
3. Выработаны рекомендации Правительству области и органам местного самоуправления, направленные на совершенствование работы в области применения главы 5 КоАП области:
Правительству Нижегородской области рекомендовано:
1) оказывать организационное, методическое и информационное содействие должностным лицам органов местного самоуправления в реализации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных главой 5 КоАП области;
2) обеспечить определение размера и возмещение вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды по каждому факту правонарушения;
3) принять меры по активизации работы должностных лиц при реализации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных главой 5 КоАП области;
4) направлять на регулярной основе (каждое полугодие) в Законодательное Собрание области информацию о применении органами исполнительной власти области положений главы 5 КоАП области с указанием количества составленных протоколов, вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности, сумм взысканных штрафов и размера компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области рекомендовано:
1) принять необходимые нормативные правовые акты о наделении должностных лиц органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных главой 5 КоАП области, установить перечень таких должностных лиц, утвердить регламенты, формы бланков протоколов, организовать работу по исполнению указанных полномочий;
2) направлять на регулярной основе (каждое полугодие) в Законодательное Собрание области отчеты о применении должностными лицами органов местного самоуправления положений главы 5 КоАП области с указанием информации о количестве составленных протоколов, вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности, сумм взысканных штрафов и о размере компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гнетова, Л.В. Особенности правовой регламентации муниципальной службы в российской федерации / Гнетова Л.В. // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1.-Ц^:
http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/1-9 (дата обращения: 5.04.2015).
2. Доклад «Состояние окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области в 2013 году»: Министерство экологи и природных ресурсов Нижегородской области. -Н.Новгород. - 2014 г. - 312 с.
3. Жариков, Ю.Г. Особенности предупреждения экологических правонарушений / Ю.Г. Жариков // Экологическое право. - М. - 2003. - № 6. - С. 26.
4. Нижегородская область. Законы. О порядке и нормативах заготовки древесины, порядке заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядке заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд на территории Нижегородской области: закон Нижегор. обл. от 01.11.2007 №143-3 // Правовая среда: прил. к газ. «Нижегородские новости» / Законодат. Собр. Нижегор. обл. - 2007. - 8 нояб. (№208(3860))
5. Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник / Т.В. Кашанина. - М.: Эксмо,2007. - 512 с.
6. Нижегородская область. Кодекс. Об административных правонарушениях: кодекс Нижегор. обл. от 20.05.2003 №34-3 // Правовая среда: прил. к газ. «Нижегородские новости» / Законодат. Собр. Нижегор. обл. - 2003. - 28 апр. (№93(2785)
7. Российская Федерация. Кодекс. Об административных правонарушениях: постановление Правительства Рос. Федерации от 30.12.2001 №195-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 1.
8. Колбасов, О.С. Указ. соч. С. 54; Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992 С.63; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М. 1994, С.241.
9. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. -С. 4398.
10. Краснов, А.Н. Нормативно-правовое обеспечение экологического менеджмента и экологического аудита: Учеб. Пособие / А.Н. Краснов, Д.Н. Терехова. - Нижний Новгород: ООО Типография "Поволжье", 2008. - 120 с.
11. Краснов, А.Н. Экологическое право: курс лекций / А.Н. Краснов. - Ростов-н/Дону: изд. Феникс, 2007. - 318 с.
12. Лесной кодекс РФ, Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, № 50. ст. 5278.
13. Ордина, О.Н. Соотношение административного и муниципального правотворчества / О.Н. Ордина // Актуальные проблемы российского права. - 2008. - №3(8). - С.66-72.
14. Попов, Л.Л. Административное право России / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. — 752 с.
15. Нижегордская область. Постановление. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 24.04.2003 № 475-III // Правовая среда: прил. к газ. «Нижегородские новости» / Законодат. Собр. Нижегор. обл. - 2003. - 28 апр. (№ 93(2785))
16. Нижегородская область. Постановление. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 29.01. 2015 г. № 1639-V «О результатах мониторинга правоприменения главы 5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях».
17. Постановление Правительства Нижегородской области № 140 от 25 апреля 2007 г. «О введении ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива в Нижегородской области» [Электронный ресурс]. - Н. Новгород, 2007. - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/novs/156391/ (дата обращения: 25 апреля 2007).
18. Российская Федерация. Постановление. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 26 (часть II). - С. 3570.
19. Российская Федерация. Закон. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - С. 3822.
20. Российская Федерация. Закон. «Об охране окружающей среды»: Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - С. 133.
© Краснов А Н., 2015