Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНЫЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ЕАЭС) / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОНИТОРИНГ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САНКЦИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURAL POLICY / AGRICULTURAL MARKET / STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION (EAEU) / INTEGRATION PROCESSES / MONITORING / FOOD SECURITY / FOOD SUPPLY / RESOURCE POTENTIAL / SANCTIONS / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова Марина Львовна, Газимагомедова Патина Казимовна, Салаватова Наида Алиасхабовна

Положительные тенденции финансового оздоровления продовольственного обеспечения стран ЕАЭС возможны лишь в условиях принципиальных перемен в аграрной политике, методах и механизмах ее осуществления. Основным признаком таких перемен должно стать реальное соблюдение приоритета продовольственной безопасности. По мере насыщения внутреннего рынка отечественными товарами акцент согласованной политики стран ЕАЭС будет смещаться в сторону активизации взаимодействия в сфере продовольственного обеспечения. Это понимание предопределяет действия, направленные на укрепление интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе. Основой для успешного осуществления согласованной аграрной политики в ЕАЭС является следование принципам равенства и учета интересов всех государств-членов Евразийского экономического союза, выработка компромиссных, взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений, скоординированное обеспечение продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The monitoring of indicators of food security in the countries of the Eurasian economic union (EAEU) in the context of eurasian integration

Positive trends in the financial recovery of food security of the EAEU countries are possible only in the conditions of fundamental changes in agricultural policy, methods and mechanisms of its implementation. The main feature of such changes should be real respect for the priority of food security. As the domestic market is saturated with domestic goods, the emphasis of the coordinated policy of the EAEU countries will shift towards enhancing cooperation in the field of food supply. This understanding determines the actions aimed at strengthening the integration processes in the Eurasian economic Union. The basis for the successful implementation of the agreed agricultural policy in the EAEU is to follow the principles of equality and consideration of the interests of all member States of the Eurasian economic Union, the development of compromise, mutually beneficial and mutually acceptable solutions, coordinated food security.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 12 • декабрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

мониторинг показателей продовольственной безопасности стран Евразийского экономического союза в контексте евразийской интеграции

Вартанова М.Л}, Газимагомедова П.К.2, Салаватова Н.А.2

1 Институт социально-политических исследований РАН, Москва, Россия

2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Положительные тенденции финансового оздоровления продовольственного обеспечения стран ЕАЭС возможны лишь в условиях принципиальных перемен в аграрной политике, методах и механизмах ее осуществления. Основным признаком таких перемен должно стать реальное соблюдение приоритета продовольственной безопасности. По мере насыщения внутреннего рынка отечественными товарами акцент согласованной политики стран ЕАЭС будет смещаться в сторону активизации взаимодействия в сфере продовольственного обеспечения. Это понимание предопределяет действия, направленные на укрепление интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе. Основой для успешного осуществления согласованной аграрной политики в ЕАЭС является следование принципам равенства и учета интересов всех государств-членов Евразийского экономического союза, выработка компромиссных, взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений, скоординированное обеспечение продовольственной безопасности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аграрная политика, аграрный рынок, государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС), интеграционные процессы, мониторинг, продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, ресурсный потенциал, санкции, сельское хозяйство.

The monitoring of indicators of food security in the countries of the Eurasian economic union (EAEu) in the context of eurasian integration

Vartanova M.L.1, Gazimagomedova P.K.2, Salavatova N.A.2

1 The Institute of Socio-Political Research under the Russian Academy of Sciences (ISPR RAS), Russia

2 Dagestan State University Russia

введение

Взаимосвязь государственных экономик выражается в синхронизации социально-экономических процессов и правовых процессов стран. Существенную значимость в массовых интеграционных процессах экономики представляют внешнеэкономические взаимосвязи. Формирование единого рынка товаров, рабочей силы, сферы услуг,

капитала считается основным условием экономической интеграции государств в современном обществе. В свою очередь, «независимость перемещения и единый рынок товаров стран - членов организации ЕАЭС считается основой с целью развития единого рынка, а кроме того увеличения конкурентоспособности государственных экономик» [11] (Morozov, 2017). Принимая во внимание проекты пяти стран - членов ЕАЭС согласно последующему углублению интеграции в рамках Евразийского экономического объединения (ЕАЭС), позволяет рассмотреть современное положение, включая основные условия формирования единого рынка товаров ЕАЭС.

На сегодняшний день во всех государствах - членах Союза широко распространено мнение о том, что интеграция дает их экономикам дополнительные возможности, которых не было бы вне интеграционного проекта; сформулирован список приоритетов и интересов, которые они стремятся реализовать, используя механизмы и инструменты интеграции.

Вместе с тем нельзя отрицать наличие определенных трудностей в реализации интеграционного проекта. Часть этих сложностей обусловлена особенностями внутреннего развития государств-членов, несовпадением их экономических интересов, стремлением защитить внутренний рынок и отечественных производителей. И это вполне закономерный процесс в условиях любого интеграционного образования, о чем свидетельствует пример ЕС и процессов европейской интеграции.

ABSTRACT:_

Positive trends in the financial recovery of food security of the EAEU countries are possible only in the conditions of fundamental changes in agricultural policy methods and mechanisms of its implementation. The main feature of such changes should be real respect for the priority of food security. As the domestic market is saturated with domestic goods, the emphasis of the coordinated policy of the EAEU countries will shift towards enhancing cooperation in the field of food supply. This understanding determines the actions aimed at strengthening the integration processes in the Eurasian economic Union. The basis for the successful implementation of the agreed agricultural policy in the EAEU is to follow the principles of equality and consideration of the interests of all member States of the Eurasian economic Union, the development of compromise, mutually beneficial and mutually acceptable solutions, coordinated food security.

KEYWORDS: agricultural policy agricultural market, states of the Eurasian economic union (EAEU), integration processes, monitoring, food security food supply resource potential, sanctions, agriculture.

JEL Classification: F15, Q17, Q18 Received: 01.12.2018 / Published: 28.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vartanova M.L. (11marina110mail.ru)

CITATION:_

Vartanova M.L., Gazimagomedova P.K., Salavatova N.A. (2018) Monitoring pokazateley prodovolstvennoy bezopasnosti stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v kontekste evraziyskoy integratsii [The monitoring of indicators of food security in the countries of the Eurasian economic union (EAEU) in the context of eurasian integration]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (12). - 3663-3688. doi: 10.18334/rp.19.12.39747

Другая часть проблем связана с особенностями экономической турбулентности в глобальной экономике, большой волатильностью финансовых и энергетических рынков, сложной внешнеполитической конъюнктурой, что в условиях высокой взаимозависимости особенно болезненно отражается на развивающихся экономиках.

Следует отметить, функционирование в формате экономического союза предоставляет каждому из пяти входящих в ЕАЭС государств ряд преимуществ общеэкономического характера, например, обеспечение равного доступа на общий аграрный рынок, возможность создания новых рабочих мест в различных отраслях АПК, в том числе за счет формирования совместных предприятий, увеличения объема взаимных инвестиций. В качестве примера взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Казахстаном в этой сфере можно привести создание сборочных производств сельскохозяйственной техники на территории Казахстана («Ростсельмаш» и «Тракторные заводы»), а также совместные предприятия по производству минеральных удобрений «Еврохим» [13] (Osinina, Glotova, 2017). Кроме того, между Российско-Кыргызским фондом развития и кыргызстанскими коммерческими банками было подписано соглашение по выделению средств для малого и среднего бизнеса сельскохозяйственным предприятиям Кыргызстана. Доля одобренных Российско-Кыргызским фондом развития проектов в области АПК преобладает - 28% (по состоянию на 28.04.2017 г.). К числу реализованных российско-кыргызских проектов относятся предприятия по производству и хранению консервированных фруктов и овощей, закупка нового сельскохозяйственного оборудования.

Упрощение таможенного регулирования, выполнение общих законов ветеринарного и фитосанитарного контролирования, утверждение промышленных распорядков дает возможность уменьшить транзакционные и кратковременные расходы, обеспечивая качество и безопасность сделанного в ЕАЭС агропродовольственного продукта, способствуя импортозамещению.

Значимым итогом углубления экономической интеграции в сельскохозяйственной области ЕАЭС считается создание рынков сбыта с целью наращивания объемов обоюдной торговли агропродовольственной продукцией как следствие устранения барь-

ОБ АВТОРАХ:_

Вартанова Марина Львовна, кандидат экономических наук, доцент, профессор РАЕ, ст.н.с. (11marina110 mail.ru)

Газимагомедова Патина Казимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной медицины (patina_gpk0ramb1er.ru)

Салаватова Наида Алиасхабовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной медицины (naida_sa[avatova0mai[.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Вартанова М.Л., Газимагомедова П.К., Салаватова Н.А. Мониторинг показателей продовольственной безопасности стран Евразийского экономического союза в контексте евразийской интеграции // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 12. - С. 3663-3688. doi: 10.18334/rp.19.12.39747

еров. К примеру, сбыт аграрной продукции из Армении, подключившейся к ЕАЭС в 2015 г., вырос на 39% в 2016 г. согласно сопоставлению с 2015 г., составив 261 миллион долларов (табл. 1).

Следует отметить, что за счет оптимального распределения ресурсов и естественных преимуществ АПК каждого из государств - членов ЕАЭС можно добиться достаточно высокого уровня самообеспечения агропродовольственной продукцией ЕАЭС в целом и нарастить объемы экспорта сельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки.

Таким способом, за счет оптимального распределения ресурсов и естественных положительных сторон агропромышленный комплекс каждой из стран ЕАЭС возможно добиться успешного формирования и развития ЕАЭС, а Приложение № 29 к Договору о ЕАЭС может способствовать успешному внедрению мер государственной поддержки сельского хозяйства со стороны самих стран ЕАЭС.

Таблица 1

Показатели взаимной торговли агропродовольственной продукцией в ЕАЭС

Государства ЕАЭС Объем взаимной торговли, млн. долл. США Основные экспортные товары Основные рынки сбыта в ЕАЭС

2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2015 г.,%

Армения 187, 20,.7 139,2 Спиртные напитки, фрукты и овощи, сыры и творог, табачные изделия и минеральные воды Россия, Казахстан, Беларусь

Беларусь 3066,0 594,0 93,0 Мясная и молочная продукция Россия, Казахстан, Армения, Кыргызстан

Казахстан 474,3 423,6 0,3 Пшеница, табачные изделия, минеральные и сладкие газированные воды, кондитерские изделия, мука, мясо птицы Россия, Кыргызстан

Кыргызстан 105,2 108,4 103,0 Овощи бобовые сушеные, фрукты сушеные, смеси орехов, картофель, сыры и творог, фрукты Казахстан, Россия

Россия 2422,1 2460,6 101,6 Подсолнечное масло, шоколад, хлеб и мучные изделия, табачные изделия Казахстан, Беларусь, Армения

Государства ЕАЭС осуществляют межгосударственное сотрудничество по следующим основным направлениям:

• прогнозирование в АПК;

• государственная поддержка аграрного хозяйства;

• регулирование общего аграрного рынка и надзор за ним;

• общие требования в области производства продовольственной продукции;

• формирование ввоза и вывоза аграрной продуции и продовольствия;

• интегрированное информационное обеспечение агропромышленного комплекса.

В рамках исполнения данных направлений был установлен перечень назначений, затрагивающих проблемы изучения спроса и предложения стран Евразийского экономического союза по отдельным отраслям сельского хозяйства, сырья и продовольствия, координации их сбытовой и рекламной деятельности, становления экспортного потенциала агропродовольственной продукции и пр.

Более того, были подготовлены планы договоров об обращении семян сельскохозяйственных растений, по выведению и разведению высокоотборных племенных животных. Намечается разработка плана международного контракта об унифицированных правилах признания складских свидетельств на семена и иную сельскохозяйственную продукцию.

В целях координации научных изучений и инноваторского становления АПК стран ЕАЭС в 2015 г. был утвержден список научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в сфере АПК, подготовлен план проведения общенаучных изысканий.

В список общих многообещающих НИОКР стран ЕАЭС вошли 14 тем, касающиеся становления технологий селекции зерновых и кормовых культур, использования биосредств обороны растений, разработки исследовательских систем и всеохватывающих на биологическом уровне интенсивных веществ для терапии сельскохозяйственных животных, ресурсо- и энергосберегающих технологий по основательной переработке зерновых и производству молока и пр.

В настоящее время страны ЕАЭС задействованы в разработке согласованной политики в области межгосударственной кооперации и импортозамещения.

Отдельно следует отметить утверждение в октябре 2016 г. на уровне Совета ЕЭК методологии расчета разрешенного уровня мер государственной поддержки сельского хозяйства, оказывающих искажающее воздействие на взаимную торговлю государств - членов ЕАЭС сельскохозяйственными товарами, а также форм уведомлений о государственной поддержке сельского хозяйства.

Наряду с уже имевшей место беспошлинной торговлей товарами в рамках единой таможенной территории ЕАЭС государствами-членами был устранен ряд нетарифных барьеров, например, повышенная ставка налога на добавленную стоимость в России применительно к сокам для детского питания, ввозимым в упаковках объемом более

0,35 литра, а также был отменен институт «специмпортеров» [13] (то есть государство имеет исключительные права на импорт определенных товаров) в отношении рыбы и рыбной продукции в Беларуси.

Были приняты и различные технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к качеству продукции. Так, начиная с 2012 г. в ЕАЭС действуют технические регламенты о защищенности зерна, пищевой продукции, масложировой продукции, пищевых добавок, ароматизаторов и технологических запасных средств, молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции и др. Все это содействует поступлению на продовольственный рынок ЕАЭС высококачественных и неопасных агропродовольственных продуктов.

Таким образом, Евразийская экономическая комиссия вместе со странами ЕАЭС проводит подготовку и реализацию целого пакета документов, служащих фундаментом для последующей синхронизации агропромышленной политики.

Отдельно следует обозначить вовлечение стран во взаимодействие за счет передачи части государственных возможностей в сфере торговли на наднациональный степень с учетом формирования торгово-экономических отношений ЕАЭС вне союза. И, несмотря на то, что ЕАЭС считается довольно молодым интеграционным формированием (в формате экономического союза он действует всего лишь два года), тем не менее уже к началу 2017 г. желание сотрудничать с ним выказали 50 стран.

В интенсивной стадии присутствуют переговоры по решению договоров о зонах свободной торговли ЕАЭС с Индией, Ираном, Египтом и Израилем. Не считая этого, проявляет значительное внимание к налаживанию торгово-экономического взаимодействия с ЕАЭС и Китай. При этом рынки данных государств презентабельны для

Таблица2

Изменение таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары ЕАЭС со

стороны Вьетнама

Период снижения ставки таможенной пошлины агропродовольственной продукции Наименование

Без переходного периода Пшеница и меслин, семена льна и рапса, лук, молоко и молочная продукция, мясо КРС (свежее или охлажденное)

3 года Переработанная мясная продукция, переработанная рыбная продукция, консервы, икра

5 лет Мясо домашней птицы, фрукты и орехи консервированные (частично), рыба мороженая, кроме рыбного филе, шоколад (частично), кондитерские изделия из сахара (частично)

10 лет Меласса, фрукты и орехи консервированные (частично), шоколад и прочие готовые пищевые продукты (частично), кондитерские изделия из сахара (частично)

Таблица 3

Агропродовольственные товары ЕАЭс, обладающие экспортным потенциалом

на рынках третьих стран

страна наименование агропродовольственной продукции

Индия Овощи, семена масличных культур

Иран Зерновые, овощи, семена масличных культур, остатки и отходы пищевой промышленности, корма для животных, табак, мясо-молочная продукция

Египет Зерновые, жиры и масла животного или растительного происхождения, овощи

Израиль Зерновые, жиры и масла животного или растительного происхождения, продукты переработки овощей, фруктов, орехов, алкогольные и безалкогольные напитки, готовые продукты из мяса и рыбы

Китай Мясо-молочная продукция, рыба, продукция мукомольно-крупяной промышленности, семена масличных культур, жиры и масла животного или растительного происхождения, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, остатки и отходы пищевой промышленности

Источник: данные http://www.trademap.org.

стран ЕАЭС с точки зрения наращивания размеров поставок всевозможных агропро-довольственных продуктов, список коих приведен в таблице 3.

В процессе реализации согласованной политики в сфере формирования и развития сельского хозяйства, регулирования и контроля совместного продовольственного рынка страны ЕАЭС сталкиваются с рядом проблем, которые необходимо решать.

В любой из стран ЕАЭС реализуется собственный экономико-правовой механизм функционирования продовольственного рынка, подключающий такие составляющие, как кредитование, субсидирование, ценовое регулирование, страхование, налогообложение и пр.

Функционирование данных подсистем в реальное время значимо. Национальные инструменты муниципального регулирования оказывают воздействие на динамику изготовления, ценообразование и вклад в производство, а, значит, на обстоятельства конкуренции на общем аграрном рынке ЕАЭС. При этом страны ЕАЭС не всегда готовы к равной конкуренции, что, собственно, и приводит к выстраиванию защитных административных барьеров, изъятиям и ограничениям в обоюдной торговле. Еще дискуссионным остается вопрос различий в уровнях государственной помощи сельскому хозяйству в странах ЕАЭС.

Для решения проблемных вопросов, препятствующих переходу на более высокий уровень интеграции в АПК стран ЕАЭС, необходимо дифференцировать процессы гармонизации и унификации правовых общепризнанных мер контроля и регулирования агропромышленного комплекса, имея в виду единые требования в области страхования сельскохозяйственной продукции, кредитования и налогообложения.

В последующем также возможно расширение возможностей Евразийской финансовой комиссии для увеличения уровня эффективности наднационального контроля и регулирования, в частности, в сфере АПК.

В настоящее время основополагающие документы - Договор о ЕАЭС и Концепция -носят концептуальный характер, а 10 из 17 мероприятий, предусмотренных планом по реализации Концепции, имеют форму рекомендаций коллегии ЕЭК и необязательны для исполнения.

Среди факторов успеха интеграции на данном направлении можно отметить как наличие проработанной правовой и практической базы со времен функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС, так и учет опыта подобных интеграционных объединений за рубежом (опыт Европейского союза и создания единого рынка ЕС).

Немаловажно, что вопрос регулирования перемещения товаров аграрного рынка является первым этапом на пути к интеграции и в других сферах [11].

Таможенный кодекс (ТК) ЕАЭС предусматривает:

1. Включение 16 из 21 международных соглашений государств ЕАЭС в ТК ЕАЭС.

2. Учет международных конвенций и обязательств государств Союза в рамках ВТО.

3. Учет современного уровня развития информационных технологий (приоритет электронного декларирования и применение письменного декларирования в определенных случаях).

4. Возможность подачи таможенной декларации без подтверждающих документов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. ТК ЕАЭС предусматривает автоматическое совершение таможенных операций информационной системой и др.

Принятие Таможенного кодекса ЕАЭС наравне с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и единым таможенным тарифом ЕАЭС, а также преимущественно наднациональным регулированием должны обеспечить функционирование единого рынка товаров в ближайшей перспективе.

Вместе с тем помимо факторов, способствующих развитию единого рынка товаров ЕАЭС, следует выделить ряд моментов, которые в настоящий момент препятствуют развитию свободы движения товаров. В первую очередь негативное влияние на развитие единого рынка товаров Союза оказывают сохраняющиеся барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС. Под так называемыми «барьерами» понимаются препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, которые не соответствуют праву ЕАЭС. В частности, к барьерам следует отнести ряд сохраняющихся нетарифных мер, а именно санитарные барьеры; существующие квоты; запреты на экспорт/импорт; методики количественного контроля; контроль цен и меры, влияющие на конкуренцию.

По оценкам экспертов ЕАБР, проблема преодоления нетарифных барьеров в рамках ЕАЭС потребует гораздо более серьезных усилий по сравнению с переговорами о Едином таможенном тарифе и вопросах таможенно-тарифного регулирования в силу потребности согласовать гораздо большее число аспектов и факторов, определяющих применение нетарифных мер.

С другой стороны, изъятия ЕАЭС - это предусмотренные правом Союза отступления о неприменении государством-членом общих правил функционирования

внутреннего рынка Союза. Ограничения - это препятствия, вызванные отсутствием правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом ЕАЭС. Иными словами, изъятия и ограничения означают естественные пределы интеграции.

Таким образом, если устранение ограничений не потребует возможного пересмотра и нового согласования значительной части документов, составляющих право Союза, то изъятия, если они не связаны с переходным периодом интеграции двух «новых» для единого экономического пространства стран - Армении и Кыргызстана, требуют серьезной работы по своему устранению.

Вторая группа экономических факторов, препятствующих развитию единого рынка товаров Союза, относится к структурным и макроэкономическим дисбалансам ЕАЭС. Ключевую роль здесь играют слабая диверсификация экономик государств Союза, высокая доля минерального и другого сырья во взаимной торговле и как следствие большая зависимость от мировой экономической конъюнктуры и высокая вола-тильность валютных курсов.

Несмотря на то, что удельный вес минерального сырья во взаимной торговле государств ЕАЭС существенно снизился в стоимостном выражении (с 74 и 40% в 2014-2015 гг., до 27,1% в 2016 г.), это произошло в большей степени благодаря общемировому снижению цен на энергоносители в этот период, и в гораздо меньшей степени - росту удельного веса несырьевых товаров в общем объеме взаимной торговли.

По оценкам Евразийской экономической комиссии, дополнительный эффект от интеграции для обрабатывающей промышленности в перспективе до 2030 г. в среднем по Евразийскому экономическому союзу составит всего 0,3%107, что делает проблему дальнейшей диверсификации экономик государств ЕАЭС (в первую очередь России и Казахстана как стран с наибольшей удельной долей минерального сырья в экспорте) одним из приоритетных сдерживающих факторов развития единого рынка товаров ЕАЭС.

Однако подобная диверсификация должна осуществляться в большей степени за счет расширения производственной кооперации и формирования единых цепочек создания добавленной стоимости в рамках всего Союза. В случае опоры исключительно на национальные стратегии возникает угроза введения отдельными странами ограничений на импорт на их территорию товаров не только третьих стран, но и членов ЕАЭС, которые потенциально могут конкурировать с национальными производителями, что и происходит на данный момент.

Еще одним препятствием на пути развития единого рынка товаров Союза является сохранение и возможное усиление дисбаланса между масштабами и структурой экономик государств - членов объединения. Россия является крупнейшим поставщиком товаров на единый рынок Союза, обеспечивая 62,4% экспорта в рамках объединения, а также вторым по размеру потребителем товаров в рамках ЕАЭС (34,1% импорта).

Все это свидетельствует о высокой зависимости внутреннего рынка Союза от динамики развития российского рынка, что приводит к переносу негативных тенденций,

которые могут проявляться в экономике одних государств на экономики других стран ЕАЭС. Наконец, следует отметить влияние политических факторов на динамику развитию единого рынка товаров ЕАЭС в средне- и долгосрочной перспективе. Внешним фактором по отношению к ЕАЭС в данном случае является обострение отношений России и стран Запада, вызванное украинским кризисом. В ответ на секторальные санкции ЕС, США и некоторых других стран Россия ввела продовольственное эмбарго на импорт на свою территорию продуктов питания из этих государств.

Поскольку другие государства ЕАЭС не поддержали запрет на импорт данных продуктов на свою территорию, сложилась ситуация, когда запрещенные к ввозу в Россию продукты питания поставлялись на территорию других стран ЕАЭС (в Беларусь), а затем реэкспортировались на территорию Российской Федерации как товары белорусского происхождения.

Под влиянием указанных факторов прогнозируемый и в каком-то плане комфортный для многих миропорядок переходит в непрогнозируемую и некомфортную фазу развития. Однако здесь следует быть осторожными, чтобы вместо поли-центричного миропорядка не грянул полицентричный хаос. Необходимо чтобы все факторы данного процесса адекватно восприняли меняющуюся реальность международных отношений.

Оценивая среднесрочные перспективы развития интеграции государств в аграрной сфере, следует отметить, что во всех странах ЕАЭС в настоящее время уже действуют стратегические нормативно-правовые документы в области АПК (табл. 4).

В связи с этим необходима систематизация и гармонизация существующих направлений, инструментов и механизмов развития национальных отраслей АПК с целью формирования единой стратегии развития агропродовольственного рынка ЕАЭС, а также разработки союзных отраслевых программ в АПК.

В недалекой перспективе многообещающими тенденциями партнерства стран

Таблица 4

стратегические нормативно-правовые акты в области Апк государств ЕАЭс

Государства ЕАЭс наименование документа

Армения Стратегия устойчивого развития села и сельского хозяйства Республики Армения на 2010-2020 годы

Беларусь Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы

Казахстан Государственная программа «Агробизнес-2020»

Кыргызстан Программа перехода к устойчивому развитию Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы

Россия Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

ЕАЭС в сельскохозяйственной области имеют все шансы быть формирование биотехнологий, базисной продукции и продукции АПК с высокой добавленной стоимостью, а также общие исследования стран в сфере приспособления к массовым переменам климата и применения измененных на генном уровне организмов.

Важными останутся, кроме того, проблемы импортозамещения и осуществления вывозной возможности стран ЕАЭС с уходом от их обоюдной конкурентной борьбы на аграрном рынке.

Следует отметить и то, что 2017 год стал годом увеличения аграрного производства в странах ЕАЭС. В естественном формулировании производство аграрной продукта выросло в 2,5%. В натуральном выражении выпуск сельскохозяйственной продукции увеличился на 2,5%. Например, производство круп увеличилось на 15,3%, растительного масла - на 9,3%, мяса и субпродуктов - 7,8%. Лидером по темпам прироста производства сельскохозяйственной продукции в постоянных ценах в 2017 году стала Республика Беларусь - 4,1%.

По объемным показателям лидирует Россия (почти $100 млрд), на втором месте Казахстан ($12,6 млрд). В растениеводческой отрасли четко прослеживается положительный эффект регионализации, использование на уровне стран преимуществ, которые дают местные агроклиматические особенности.

Необходимо подчеркнуть, что среди всех стран ЕАЭС Россия в наибольшей степени увеличила производство зерновых и зернобобовых культур, Казахстан значительно, на треть, поднял производство сахарной свеклы. Белоруссия стала лидером сразу в нескольких направлениях: овощеводство, производство масличных культур (рост на 230%).

В количественном отношении основу растениеводства ЕАЭС составляют зерновые культуры (около 50% производства в весовом отношении). Значительные объемы приходятся на сахарную свеклу и картофель. В мировой практике сахарная свекла занимает ведущие позиции по физическим объемам производства. И потенциал роста этой культуры в агропроизводстве стран ЕАЭС значителен. Кроме того, сахарная свекла - основа для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Ряд инновационных разработок позволяет выпускать на основе сахара биопластики, относящиеся к группам ПГА - пластиков и поликарбонатов.

Лидером ЕАЭС по выпуску продукции растениеводства является Российская Федерация. Доля нашей страны в суммарном объеме производства превышает 80%. При этом ведущие позиции по урожайности основных сельскохозяйственных культур занимают Белоруссия и Армения.

Наращивание урожайности остается одним из наиболее перспективных направлений для увеличения производства зерновых и зернобобовых в РФ. В животноводстве ЕАЭС демонстрирует уверенный рост - более 4%. Основные драйверы - увеличение производства в РФ и Казахстане. В целом в мясном скотоводстве и производстве мяса птицы ведущие позиции в ЕАЭС занимают российские производители. В молочной же отрасли ситуация иная.

Примечательно, что Российская Федерация занимает лидирующие позиции, при этом сочетание комплекса факторов - географических, агроклиматических, инвестиционной среды и развитой государственной поддержки - позволило Республике Беларусь уверенно занять второе место в ЕАЭС по производству молока. Белоруссия сохранила высокие темпы роста отрасли - 2% в год, опередив Россию.

Позиции нашей страны традиционно наиболее сильны в птицеводстве. Комплексная господдержка развития этой отрасли - один из ключевых инструментов реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. 2017 год подтвердил, что сельскохозяйственное производство в странах ЕАЭС находится на траектории устойчивого роста.

Эффективное использование агроклиматических различий способствует региональному развитию, укреплению потенциала внутреннего рынка Евразийского экономического союза. В перспективе сохранение и увеличение достигнутых темпов роста требуют активного развития экспорта продукции АПК.

В 2017 году, как и в предыдущие годы, основным экспортируемым товаром стало зерно - 39,8%. На сегодняшний день целесообразно снижать долю сырья в структуре экспорта и диверсифицировать товарную структуру с помощью поставок продукции преимущественно глубокой переработки сельскохозяйственного сырья. Так, по итогам 2017 года зафиксирован рост экспорта сельскохозяйственных товаров и продовольствия в странах ЕАЭС на $3,6 млрд. (он достиг уровня в $20,6 млрд) по сравнению с прошлым годом.

За отчетный год география поставок значительно расширилась. Так, основными потребителями стали страны СНГ (14,2%), Европейского союза (11,7%), а также Китай (9,6%), Турция (9,2%), Египет (8,6%), Республика Корея (7,1%) и Иран (3,6%). По словам директора департамента, рост внешнеторговых операций во многом связан с увеличением объема агропромышленного производства, а также повышением продуктивности сельхозпредприятий и качества производимой продукции.

Торговля сельскохозяйственной продукцией государств ЕАЭС за последние годы вышла на качественно новый уровень. Если в 2010 году Союз был одним из крупнейших импортеров сельхозтоваров, имея отрицательное сальдо около $30 млрд, то уже в 2017 году сальдо снизилось до минимального за весь этот период значения - минус $9,6 млрд.

Ожидается, что в ближайшей перспективе приоритетными экспортными позициями продукции животноводства станут мясо птицы и свинина. Так, к 2020 году Союз сможет обеспечить стабильный экспорт говядины до 20-30 тыс. тонн, а основными партнерами станут страны СНГ и Китай. По молочной группе это товары с длительным сроком хранения - сухое молоко, сыры, сырные продукты, мороженое. Также ожидается общее увеличение поставок во Вьетнам, Бангладеш, Южную Корею и Индонезию.

Результаты интеграции евразийского экономического союза в области Апк

2017 год стал самым успешным в трехлетней истории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Товарооборот между входящими в него странами по итогам периода с января по октябрь 2017 года вырос на 26,7% по сравнению с тем же периодом 2016 года и достиг почти $44 млрд. С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, который позволил углубить интеграционные процессы. Эксперты прогнозируют дальнейший рост организации, расширение единого рынка услуг до 60% и отмечают, что следующим этапом ее развития должен стать валютный союз.

Напомним, что Евразийский экономический союз был запущен с 1 января 2015 года. Организация создавалась, прежде всего, как торговый союз, но за 2015 год товарооборот между входящими в нее странами рухнул на 40%, а за 2016 год - на 15%. Причины были очевидны: падение цен на нефть и «война санкций» привели к падению российского рубля и сокращению потребления на российском рынке. Это потянуло за собой экономику Белоруссии, промышленные предприятия которой ориентированы на российский рынок. Досталось и Казахстану, экономика которого в значительной степени зависит от сырьевого экспорта.

Евразийский экономический союз, смягчив последствия мирового финансового кризиса, позволил государствам-членам выйти на траекторию планомерного экономического развития. В результате улучшились многие показатели социально-экономического развития стран ЕАЭС. По итогам десяти месяцев 2017 года рост взаимной торговли составил 26,7% и достиг почти $44 млрд. Взаимная торговля увеличилась по всем межстрановым товарным потокам (от 123% до 136%) и по большинству товарных позиций.

Важно также отметить опережающую динамику экспорта несырьевых товаров. Стоимостный объем поставок этого вида товаров на рынок союза только за январь-октябрь 2017 года увеличился на 32,7% при росте общего объема экспорта на 27,7%. Благодаря интеграционным процессам рост промышленного производства в странах ЕАЭС за десять месяцев 2017 года составил 2,5%, в сельском хозяйстве - 2,7%.

В АПК предстоит выстроить эффективные механизмы взаимодействия по основным сельхозтоварам в целях снижения зависимости от импортных поставок и выхода на внешние рынки. К числу перспективных направлений относятся проекты с высокой добавленной стоимостью в молочном и мясном скотоводстве, птицеводстве, садоводстве, сахарной, масложировой и других отраслях.

В свою очередь, ЕЭК работает над концепцией формирования общего финансового рынка государств Союза. Общий финансовый рынок ЕАЭС будет способствовать активизации инвестиционного сотрудничества, повышению уровня финансовой глубины наших стран и станет мощным импульсом для их устойчивого экономического роста.

Формирование в рамках ЕАЭС единого рынка услуг, который уже де-юре функционирует в 43 секторах, позволит создать рабочие места, снизить цены и тарифы и как следствие обеспечить рост денежных доходов людей. В 2017 году начата реализация 20 планов либерализации экономики, итогом которой будет расширение единого рынка услуг до 60%.

Особо значимый вопрос экономической жизни ЕАЭС - Таможенный кодекс Союза, который должен вступил в силу с 1 января 2018 года. Армения, Беларусь, Казахстан и Российская Федерация ратифицировали данный кодекс. ТК ЕАЭС переводит союз на новую ступень интеграции в таможенной сфере.

Таким образом, страны ЕАЭК получают законодательство максимально прямого действия, которое унифицирует правила попадания товаров на общий союзный рынок. Такой кодекс, по нашему мнению, не только укрепит торговые связи ЕАЭС, но и привлечет в него новые инвестиции.

И что самое главное, ТК ЕАЭС - это первый документ в практике союза, который полностью ориентирован на электронные технологии. Он станет основанием для оцифровки всей системы регулирования внешнеэкономической деятельности в Союзе.

Что же касается внешнеэкономических связей, то объем внешней торговли продукцией ЕАЭС со странами, не входящими в Союз, за период с января по сентябрь 2017 года составил $450,8 млрд: экспорт - $274,3 млрд, импорт - $176,5 млрд. По словам экспертов, Россия с самого начала была главным «двигателем» Евразийского экономического союза, и сегодняшний экономический рост в ЕАЭС в большой степени заслуга России.

Надо понимать, что рост товарооборота касается, прежде всего, двусторонней торговли - между Казахстаном и Россией, между Россией и Белоруссией.

В Евразийской экономической комиссии зафиксировали рост поставок российских продуктов питания в страны ЕАЭС, при этом в Минсельхозе России отметили, что внутренний рынок страны насыщен продовольствием отечественного производства. Расширение экспорта (преимущественно рыбы, овощей и мяса) связано с высоким насыщением рынка Российской Федерации такими продуктами отечественного производства. Спрос в Евразийском экономическом союзе на отечественные мясо, рыбу и овощи действительно велик. Ранее министр сельского хозяйства РФ А. Ткачев заявил, что страна в будущем сможет увеличить экспорт зерна до 70 млн тонн в год.

Также необходимо учитывать, что все-таки почти 90% рынка ЕАЭС - это российский рынок и экономический потенциал союза на 80% - это потенциал Российской Федерации. В 2017 году тренд восстановления и роста экономики наблюдался как в Российской Федерации, так и в Белоруссии. Основной индикатор - это уровень торговых экономических отношений, уровень товарооборота. Он достиг $26 млрд. Эта сумма на 22,2% выше объемов торговли в 2016 году. Российская Федерация остается главным торгово-экономическим партнером Белоруссии: ее доля во внешней торговле

республики составляет 51,3%. В свою очередь, Белоруссия входит в пятерку главных торговых партнеров России.

Выигрывают также и другие страны ЕАЭС. Так, для Киргизии важным стало упрощение процедур и правил, регулирующих трудовую миграцию. Сейчас в Российской Федерации работает около 600 тыс. выходцев из Кыргызстана. Граждане республики могут работать в Российской Федерации без патентов, квот, сдачи экзамена на знание русского языка и других разрешений.

Самый очевидный плюс для Республики Армения - это рост экспорта в Российскую Федерацию на 87% (в основном продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности). Товарооборот между Москвой и Ереваном в 2017 г. вырос на 10%, тогда как в 2015-м экспорт в Российскую Федерацию сократился почти на треть. Теперь же объем экспортных поставок Армении на рынок ЕАЭС по всем товарным группам вырос в полтора раза.

Казахстан выигрывает за счет того, что в стране быстро растет производство автомобилей (свои сборочные предприятия открыли международные концерны). Объем их выпуска в республике в 2017 году вырос в четыре раза по сравнению с 2016-м. Эксперты связывают подобные сдвиги с открытием новых рынков сбыта на территории стран ЕАЭС.

Особое значение экономическая интеграция имеет в настоящее время, когда в отношении нашей страны и ее союзников осуществляется множество санкций со стороны Запада. В этих условиях достичь действительно тесного партнерства будет очень сложно. Однако можно отметить целый ряд исторически сложившихся факторов, определяющих возможность расширения потенциала взаимовыгодного сотрудничества евразийских государств:

• сохранившаяся совместная транспортная инфраструктура;

• единая энергетическая система;

• взаимодополняемость значительного природно-производственного потенциала;

• традиции общения народов, включая отсутствие языкового барьера.

В качестве основного принципа функционирования Евразийского союза должна выступать синергия объединения в общих интересах, позволяющая одновременно обеспечить уровень динамичного развития Союза и каждой входящей в него страны.

Следует отметить, что интерес стран в большей степени обусловлен созданием зоны свободной торговли и увеличением объемов торговли в национальных валютах, что должно снизить валютные риски и зависимость национальных экономик от долларовых расчетов. Однако по мере начала активной работы Союза стали очевидны его несовершенства. По мнению ряда ведущих экспертов, эффект от введения таможенного союза был исчерпан. В первую очередь это было вызвано тем, что в соглашениях, его формирующих, было очень много «изъятий». Стали поговаривать о том, что темп движения слишком быстрый. И это действительно так.

В настоящее время многие соглашения стали, по сути, рамочными. Нормы их положений могли заработать только при изменении национальных законодательств. Но пока это не было сделано. В этом была одна из причин необходимости сосредоточиться «только на экономике». Поэтому и договор о ЕАЭС - кодификация предыдущих соглашений. Товарооборот снизился уже к 2014 году. И предполагалась работа по реализации принятых соглашений.

Унификация в политической сфере может привести к утрате политической независимости и потере государственного суверенитета. Такой позиции придерживаются главы всех независимых государств, кроме России. Видимо, страх утраты государственного суверенитета лежит в основе отказа от создания наднациональных политических структур. Кроме того, противниками Евразийской интеграции новое объединение воспринимается как способ воссоздания СССР, что также создает определенные препятствия на пути интеграции в ЕАЭС.

Среди основных игроков ЕАЭС имеются существенные различия по основным макроэкономическим показателям. Так, например, фискальная нагрузка к ВВП в 2014 году в России составила 34,5%, в Белоруссии - 42,6%, а в Казахстане - 26,4%. По уровню инфляции за этот же период показатели также существенно отличаются: в России - 11,4%, в Белоруссии - 16,2%, в Казахстане - 7,0%. Наблюдаются различия и по такому показателю, как ВВП на душу населения: в России этот показатель в 2014 году составил 14,2 тыс. долл. США, в Белоруссии - 7 тыс. долл. США, в Казахстане -13,2 тыс. долл. США. Различие по основным макроэкономическим показателям также рассматривается как сдерживающий фактор успешной интеграции.

Необходимо отметить, что такие основные постулаты свободного рынка, как свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы в ЕАЭС функционируют не в полную силу. Множество претензий по этому вопросу возникает у А. Лукашенко. Известно, что в интересах Белоруссии получение беспошлинной нефти, дешевые кредиты и доступ к внутреннему рынку и государственным закупкам.

ЕАЭС обеспечивает России повышение эффективности использования собственного транзитного и технологического потенциала, повышает уровень конкурентоспособности на мировом и региональном рынках в конкуренции с другими интеграционными проектами (АТЭС, ЕС, китайские инициативы), создает условия для расширения торгово-экономического сотрудничества с другими странами, решая проблему «интеграции интеграций» в глобальном аспекте (создание свободных экономических зон позволяет продвигать российские интересы в геоэкономике и геополитике).

Именно фактор преодоления геополитических ограничений по отношению к России через институты ЕАЭС создает дополнительные возможности для решения политических и экономических задач, стоящих перед страной в современных условиях.

Однако следует отметить, что все перечисленные преимущества использования формата ЕАЭС для России возможны лишь при условии обеспечения перехода от ресурсной экономики к экономике технологий, так как только подобная смена эконо-

мической парадигмы развития обеспечит наиболее полное использование ресурсного, финансового, инвестиционного и геополитического потенциала страны в интеграционном проекте.

Взаимодополняемость стран, вошедших или планирующих войти в ЕАЭС, является важным аспектом обеспечения союзной продовольственной безопасности. В свою очередь, российская сторона выступает за проведение согласованных мер макроэкономической политики по импортозамещению, стимулированию экспорта в третьи страны и сокращению барьеров во взаимной торговле.

Риски и угрозы развития единого рынка товаров Апк стран ЕАЭс и пути их решения

Как и любая сложная и масштабная структура, ЕАЭС сталкивается с целым рядом проблем. Одна из главных - дисбаланс внутри союза. Чтобы экономика ЕАЭС крепла, нужно, чтобы торговые отношения между странами шли напрямую.

Еще одна проблема - это малый объем внутренней торговли инвестиционными товарами, то есть теми, которые обеспечивают рост прибавленной стоимости в дальнейшем. Это, прежде всего машины и оборудование. Тут некоторый рост демонстрируют только Россия и Белоруссия. Белоруссия, например, старается размещать сборку своей техники на территории Казахстана и РФ. Но в целом пока 90% потребляемых инвестиционных товаров производится за пределами ЕАЭС.

Внутри ЕАЭС уже создан единый рынок фармацевтики, запускают другие рынки, но только к 2025 году обещают создать единый рынок нефти и газа. Отсутствие таких единых рынков сегодня заметно сдерживает развитие промышленности, ее техническое перевооружение.

Другой пока не урегулированный вопрос - это технические регламенты ЕАЭС, которые постоянно уточняются, дорабатываются, но все равно есть сомнения в их выполнимости. Это связано с тем, что значительная доля продукции, поступающей, например, в Российскую Федерацию, заявляется как казахстанский или белорусский экспорт, но на самом деле происхождение этих товаров, чаще всего, как правило, китайское или европейское.

Высокая зависимость внутреннего рынка Союза от динамики развития российского рынка приводит к переносу негативных тенденций, которые могут проявляться в экономике одних государств-членов, на экономики других стран ЕАЭС.

В настоящее время в деле обеспечения продовольственной безопасности стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наблюдаются значительные результаты. Однако в некоторых областях зависимость от импорта все еще остается слишком высокой. По данным ЕЭК, только за 2017 год союзные государства импортировали сельхозпродукции более чем на $26 млрд. В больших объемах по-прежнему импортируются овощи, фрукты, мясные продукты, большинство которых без особых проблем может производиться внутри ЕАЭС.

Особую тревогу вызывает зависимость от импортного оборудования в животноводстве и птицеводстве, а также импорт семян сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы, картофеля и некоторых других культур. По словам министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК С. Сидорского, государства ЕАЭС ежегодно закупают импортных ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции на $4,5 млрд, что является непозволительной «роскошью».

7 апреля 2017 г. председатель правительства РФ Д. Медведев на заседании коллегии Минсельхоза заявил о существенном укреплении продовольственной безопасности страны. «Мы обеспечиваем себя и зерном, и картофелем, и сахаром, и растительным маслом, и мясом, - отметил он, - это пять из восьми показателей Доктрины продовольственной безопасности».

Однако в правительстве осознают, что произошло это во многом из-за рекордного урожая 2016 г., без которого успехи России в АПК были бы значительно более скромными. Кроме того, пока не выполненными остаются такие пункты доктрины, как самообеспечение рыбой, пищевой солью и молоком, внутреннее производство которых должно составлять 80-90%.

Мониторинг продовольственной безопасности ЕАЭС, проведенный ЕЭК в 2014 г., когда влияние российских контрсанкций еще не сказалось, показал, что наиболее проблемными отраслями АПК для Армении являлось обеспечение населения мясом птицы (уровень собственного производства - 21,5%), сливочным (17,5%) и растительным маслом (14,5%), сахаром (47,1%) и колбасными изделиями (49,3%).

Одной из серьезнейших проблем, с которой сталкивается Евразийский экономический союз, является отсутствие должного информационного сопровождения его функционирования либо плохое качество такой информационной работы. И Армения не исключение. По данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР), уровень общественной поддержки членства Республики Армения в ЕАЭС серьезно упал с 67% в 2013 году, когда было официально объявлено о решении вступить в Таможенный союз, до 46% в 2016 году.

Одновременно с этим за указанный период отмечается рост числа лиц, относящихся отрицательно к ЕАЭС, с 5% до 15%, а также увеличение количества безразличных с 19% до 33%. В качестве одной из существенных причин специалистами называется сознательное продвижение со стороны ряда СМИ и части экспертного сообщества тезиса о наличии недостатков и проблем в экономике Республики Армения исключительно по причине ее участия в ЕАЭС («коррупция, монополизм, всевластие импортеров, отсутствие конкуренции, протекционизм для крупных игроков и теневой экономики», что фактически прикрывает проколы финансово-экономической политики властей страны с перекладыванием ответственности за них на интеграционное образование.

Нельзя не согласиться с тем, что свое влияние на восприятие итогов членства Армения в Союзе, безусловно, оказал экономический кризис в России, который суще-

ственно повлиял на платежеспособность российских граждан, что не могло не отразиться на покупке армянской продукции и инвестиционных возможностях РФ.

Помимо смягчения негативных последствий экономического кризиса Евразийский экономический союз предоставляет ряд возможностей, которые позволят всем его членам извлечь для себя серьезные выгоды. Так, в условиях ЕАЭС Армении по силам обеспечить рост ВВП в 7% при условии удвоения объемов экспорта: в частности, эксперт отметил, что благодаря уменьшению цен на энергоресурсы, цены на сельхозпродукцию тепличных хозяйств, преимущественно идущих на экспорт, должны снизиться на 10%, что значительно увеличивает конкурентоспособность армянских предприятий. Перед армянскими властями стоят задачи более эффективного использования возможностей, предоставляемых членством в ЕАЭС и союзными отношениями с Россией, особенно по части более активного развития экспортного потенциала республики.

Таким образом, как на экспертном, так и на правительственном уровнях в Армении есть разумное понимание и адекватное восприятие Евразийского экономического союза. Интеграционное объединение не есть что-то волшебное, автоматически улучшающее жизнь граждан от самого факта членства страны в ЕАЭС, это набор определенных возможностей, позволяющих достичь позитивных интеграционных эффектов.

Еще одним немаловажным направлением деятельности Армении в ЕАЭС является работа на переговорах по созданию зоны свободной торговли Союза с Исламской Республикой Иран (ИРИ). Так на недавнем Инвестиционном форуме по солнечной энергетике Республику Армения позиционировали «своеобразным мостом между Исламской Республикой Иран и Евразийским экономическим союзом, что создает все возможности для реализации многочисленных инвестиционных программ со стороны как государства, так и частного сектора. Армянские экономисты подчеркивают перспективность сотрудничества с Ираном в таких сферах, как транспорт и энергетика. Иран интересуют транзитные возможности Армении для импорта своих товаров.

В Кыргызстане больше всего не хватало мяса птицы (11,1%), сахара (19,6%) и растительного масла (21,4%). Белоруссия обеспечивала себя всеми основными видами продовольствия, кроме фруктов. Казахстан производил недостаточно винограда (43,1%), сахара (43,2%), мяса птицы (43,7%), сыров и творога (47,2%), яблок (52,8%), колбасы (53,7%) и сливочного масла (59,3%). России же не хватало винограда (52,4%), яблок и груш (65,1%), сыров, творога и сливочного масла (60,7%) и мяса крупного рогатого скота (72,4%).

Площадь посевных площадей для овощей, где зависимость от импорта еще недавно была критической, планируется увеличить на 11%, что позволит почти полностью закрыть потребности в них. Производство рыбы и морепродуктов к 2020 г. планируется увеличить вдвое. Каждая из стран ЕАЭС постепенно формирует свою специализацию в сфере АПК.

Если для Российской Федерации приоритетно производство зерна, свинины, мяса птицы, фруктов и тепличных овощей, то для Казахстана, располагающего обширными

пашнями и пастбищами, это зерно и говядина, Белоруссии - молоко и мясо, Киргизии и Армения - овощи, фрукты и продукты их переработки.

Экспортные возможности Белоруссии позволяют ей заместить 8-15% общесоюзного производства молока, Армении - 4% рынка колбасных изделий и баранины, Казахстана - 9% производства молочной продукции, 12% макаронных изделий и 4% - шоколада, России - 13% мяса птицы и 76% безалкогольных напитков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом же необходимость обеспечения продовольственной безопасности позволяет как нельзя лучше реализовать принципы общего экономического пространства, максимально задействовав природно-климатические преимущества и производственные возможности каждого из союзных государств в сфере АПК.

Государства находят результативные инструменты партнерства и продолжают создавать запланированные общие интеграционные структуры, законодательную основу организации и форматы взаимодействия в агропроме и иных областях экономики.

Ныне различные функционирующие проекты национального формирования и развития стран - членов ЕАЭС с различными сроками выполнения на перспективу вплоть до 2025 г. сберегут собственные главные отраслевые ориентиры и нацеленность по применению собственной доли участия в Евразийском экономическом союзе с целью их последующего формирования и поддержания государственных экономик.

Однако вплоть до 2025 г. Евразийскому экономическому союзу с целью поддержания интеграционных взаимосвязей будет необходимо решить несколько наиболее значимых вопросов. Во-первых, преодолевать противоречия реальной торговой политики государств и единой таможенной территории, связанные с нетарифными ограничениями, четким выполнением правил происхождения товаров, сокращением доли экспортных пошлин, определяемых странами самостоятельно. Во-вторых, для дальнейшего формирования общих рынков сельхозпродукции должна вестись работа не только над полной фито- и ветеринарной сертификацией товаров, но и над созданием единого органа ветеринарного и фитосанитарного надзора. В-третьих, необходимы действия по определению специализации стран в обрабатывающей промышленности, созданию на ее основе межгосударственных производственных объединений.

Заключение

Согласно проведенному анализу угроз и рисков продовольственной безопасности Российской Федерации, включая показатели внешней торговли и развитие интеграции государств-членов Евразийского экономического союза, видно, что в целом Союз развивается положительно. Тем не менее введение экономических санкций в отношении одной страны вносит свои коррективы в функционирование Союза в целом.

Российская Федерация является негласным лидером ЕАЭС, несмотря на антироссийские санкции, внешнеторговый оборот нашей страны превышает внешнеторговый оборот Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, вместе взятых и составляет 80%.

Помимо России лидерами ЕАЭС являются Белоруссия и Казахстан, так называемая «лидирующая тройка» Союза. Данные страны в мировом хозяйстве являются экспортерами, а Армения и Киргизия, напротив, импортозависимые страны. Этот факт не влияет на членство в Союзе, наоборот страны будут тянуться развиваться за лидерами.

Все участники Союза являются странами с открытой экономикой, то есть они активно импортируют и экспортируют значительную долю товаров и услуг, участвуют в мировом разделении труда.

Открытая экономика предполагает усиленный контроль государств и межгосударственных институтов за внешнеэкономическими связями и имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным последствиям относятся:

• повышение конкуренции;

• появление новых продуктов и технологий на внутреннем рынке;

• расширение потребительского выбора;

• расширение экспортных возможностей.

К отрицательным сторонам открытой экономики относятся утечка собственного капитала из страны за рубеж и ухудшение отраслевой структуры.

В товарной структуре экспорта ЕАЭС преобладают такие товары, как минеральные продукты (природный газ, нефть), древесина и целлюлозно-бумажные изделия, текстиль, текстильные изделия, обувь и машины и оборудование, продукция химической промышленности. Импорт Союза, в первую очередь, включает в себя продовольственные товары (мясо и пищевые мясные субпродукты, молочная продукция, овощи и фрукты), фармацевтическую продукцию, средства наземного транспорта, их части и принадлежности. В настоящее время есть хорошая возможность сократить импорт ЕАЭС до минимума, благодаря санкционной политике начать развивать российское производство.

Следует отметить, что реальная степень интеграции рынков стран членов Союза все еще остается довольно низкой. Это обстоятельство обусловлено в том числе и наличием существенных правовых ограничений, накладываемых на перемещение товаров.

Одним из таких ограничений является принцип таможенного резидентства, который означает, что импорт товаров из третьих стран в страну Союза может осуществлять только национальное лицо этой страны (юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством страны, или гражданин этой страны).

Единый таможенный тариф утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 и применяется к экспорту товаров из страны Союза в третьи страны. По этой причине, например, российская компания, которая владеет товарами, фактически находящимися в Беларуси, не может продать и экспортировать эти товары, к примеру, напрямую из Белоруссии в Польшу, так как она может являться экспортером в Белоруссии.

При этом в отношении юридических лиц национальным лицом государства Союза признается только само юридическое лицо, учрежденное в соответствующей стране, но не его структурные подразделения. К примеру, белорусский филиал российской компании не будет признаваться национальным лицом в Белоруссии и не сможет осуществлять экспорт своей продукции из Белоруссии в третьи страны, не входящие в Союз. Все эти ограничения могут существенным образом влиять на корпоративную структуру организации трансграничного бизнеса.

В настоящий момент на уровне национальных таможенных администраций все еще остается большое количество регуляторных полномочий, которые фактически позволяют в одностороннем порядке заблокировать свободное перемещение любых товаров внутри Союза.

Кризис, связанный с введением санкций, в настоящее время начинает потихоньку рассеиваться в связи с адаптацией нашей страны к испытываемым трудностям, переходом к импортозамещению и переориентацией экспорта в сторону Азии. Однако введение антироссийских санкции ставит под удар основную цель ЕАЭС - формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

Таким образом, на наш взгляд, интеграция рынков услуг в будущем должна существенным образом сократить издержки иностранных лиц по доступу к экономическому пространству ЕАЭС, поскольку для ведения деятельности на всей территории Союза будет достаточно только одного подразделения этого иностранного лица в любой из стран Союза и одной лицензии. Однако реальный эффект от создания единого экономического пространства возникнет лишь после того, когда в него попадут наиболее зарегулированные национальные рынки - в первую очередь, рынки банковских и других финансовых услуг.

На наш взгляд, общий макроэкономический эффект от членства в ЕАЭС для каждой страны-участницы состоит в быстром росте следующих факторов, при условии научной разработки и внедрения пакетных решений ЕАЭС, пакетных обязательств члена ЕАЭС, пакетной экономической политики ЕАЭС, пакетных проектов ЕЭАС и пакетных процессов интеграции ЕАЭС с целью развития интеграции в объединении:

• устойчивый и стабильный рост ВВП, выравнивание уровней экономического развития стран;

• рост благосостояния граждан стран вследствие увеличения занятости населения;

• снижение цен на услуги и товары за счет устранения торговых ограничений, уменьшения логистических издержек от перевозки сырья и экспорта товара;

• рост производства, соответствующий увеличению спроса на товары и услуги;

• рост уровня заработной платы населения благодаря снижению издержек и повышению эффективности и производительности труда.

Поэтапные базовые принципиальные консолидирующие факторы в современных условиях роста динамизма глобализации мирового рынка и обострения вызовов и

угроз в мире обеспечат запуск пакетных процессов интеграции ЕАЭС, то есть будут способствовать усилению интеграционных процессов.

По мере насыщения внутреннего рынка российскими продуктами «акцент слаженной политики станет понемногу сдвигаться в сторону активизации научно-технического и инноваторского взаимодействия государств ЕАЭС в области глубокой обработки аграрной продукции и реализации общих планов, предусматривающих формирование продукта со значительной добавленной ценой. Данное представление определяет воздействия, нацеленные на улучшение интеграционных действий в области агропромышленного комплекса в Евразийском экономическом союз

Предотвращение сохраняющихся изъятий, устранение нетарифных барьеров, увеличение эффективности аграрного рынка ЕАЭС, согласованная промышленная и макроэкономическая политика имеют все шансы раскрыть путь с целью дальнейшего развития единого рынка ЕАЭС.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аганбегян А.Г. В преддверии структурных реформ и социально-экономического ро-

ста: куда идти? (размышления над книгой // Эко, 2017. - № 1(511).

2. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирово-

го продовольственного кризиса. - Москва, Библио-Глобус, 2016.

3. Вартанова М.Л. Результаты интеграции евразийского экономического союза в обла-

сти АПК: проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство, 2018. - № 7. - ао1: 10.18334/гр.19.7.39291.

4. Вартанова М.Л. Необходимость поддержания устойчивого функционирования на-

циональных продовольственных рынков в современных условиях // Российское предпринимательство, 2017. - № 8. - аок 10.18334/гр.18.8.37793.

5. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы расширения евразийского пространства

в контексте укрепления торгово-экономического и финансового сотрудничества России и Китая // Российское предпринимательство, 2018. - № 9. - аок 10.18334/ гр.19.9.39331.

6. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Влияние непростых противоречивых процессов на рост

отечественного сельского хозяйства // Российское предпринимательство, 2018. -№ 1. - аок 10.18334/гр.19.1.38718.

7. Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.П. Европейский союз и Евразийское экономи-

ческое сообщество: сходство и различие процессов интеграционного строительства - М.: ООО «ВИКТОР МЕДИА», 2013.

8. Дробот Е.В. Единая система тарифных преференций Евразийского экономическо-

го союза: особенности функционирования и направления развития // Российское предпринимательство. - 2017. - № 24. - аок 10.18334/гр.18.24.38635.

9. Дмитриева Е.О. Современная политика в области нетарифного регулирования

внешнеторговой деятельности // Эко, 2014. - № 2. - аок 10.18334/.37328.

10. Козлова Л.В. Предпосылки, условия и перспективы развития АПК России по инновационному варианту прогноза // Экономика сельского хозяйства: реферативный журнал, 2008.

11. Морозов В. Развитие единого рынка товаров ЕАЭС: перспективы и препятствия / Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск. - М.: НП РСМД, 2017. -

12. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 1 марта 2018 года). Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902361843.

13. Осинина А., Глотова И. Развитие интеграции в аграрной сфере ЕАЭС к 2025 г. / глава в книге: Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск. - М.: НП РСМД, 2017.

14. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.

15. Официальный сайт Всемирной торговой организации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org.

16. Решение высшего евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28. Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза

17. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru .

18. Сайт Министерства сельского хозяйства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mcx.ru .

19. Статистика внешней и взаимной торговли. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/tradestat/tables/intra/Pages/2016/12.aspx.

20. Ушачев И.Г., Маслова В.В., Чекалин В.С. Экономические проблемы импорто-замещения в условиях научно-технологического развития АПК России // АПК: Экономика, управление, 2017. - № 11. - c. 4-11.

REFERENCES:

Aganbegyan A.G. (2017). V preddverii strukturnyh reform i sotsialno-ekonomicheskogo rosta: kuda idti? (razmyshleniya nad knigoy [On the eve of structural reforms and socio-economic growth: where to go? (reflections on the book)]. Eco. (1(511)). (in Russian).

Dmitrieva E.O. (2014). Sovremennaya politika v oblasti netarifnogo regulirovaniya vneshnetorgovoy deyatelnosti [Modern policy in the field of non-tariff regulation of foreign trade activity]. Eco. (2). (in Russian). doi: 10.18334/.37328.

Drobot E.V. (2017). Edinaya sistema tarifnyh preferentsiy Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: osobennosti funktsionirovaniya i napravleniya razvitiya [Unified system of tariff preferences of the Eurasian Economic Union: functional features and development direction]. Russian Journal of Entrepreneurship.18 (24). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.24.38635.

Glazev S.Yu., Chushkin V.I., Tkachuk S.P. (2013). Evropeyskiy soyuz i Evraziyskoe ekonomicheskoe soobschestvo: skhodstvo i razlichie protsessov integratsionnogo stroitelstva [The European union and the Eurasian economic community: similarities and differences in the processes of integration] M.: OOO «VIKTOR MEDIA». (in Russian).

Kozlova L.V. (2008). Predposylki, usloviya i perspektivy razvitiya APK Rossii po innovatsionnomu variantu prognoza [Preconditions, conditions and prospects of development of agroindustrial complex of Russia on the innovative version of the forecast]. Ekonomika selskogo khozyaystva. referativnyy zhurnal. 278. (in Russian).

Morozov V. (2017). Razvitie edinogo rynka tovarov EAES: perspektivy i prepyatstviya [Development of the EAEU single market of goods: prospects and obstacles] M.: NP RSMD. (in Russian).

Osinina A., Glotova I. (2017). Razvitie integratsii v agrarnoy sfere EAES k 2025 g [Development of integration in the agricultural sector of EAEU by 2025] M.: NP RSMD. (in Russian).

Ushachev I.G., Maslova V.V., Chekalin V.S. (2017). Ekonomicheskie problemy importozamescheniya v usloviyakh nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya APK Rossii [Economic problems of import substitution in the conditions of scientific and technological development of agrarian and industrial complex of Russia]. Agro-industrial complex: economics, management. (11). (in Russian).

Vartanova M.L. (2016). Prodovolstvennaya bezopasnost strany i puti vyhoda iz mirovogo prodovolstvennogo krizisa [Food security of the country and ways out of the world food crisis] Moscow: Biblio-Globus. (in Russian).

Vartanova M.L. (2017). Neobkhodimost podderzhaniya ustoychivogo funktsionirovaniya natsionalnyh prodovolstvennyh rynkov v sovremennyh usloviyakh [The need to maintain the sustainable functioning of national food markets under modern conditions]. Russian Journal of Entrepreneurship. (8). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.8.37793.

Vartanova M.L. (2018). Rezultaty integratsii evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v oblasti APK: problemy i perspektivy razvitiya [The results of integration of the eurasian economic union in the field of agribusiness: problems and prospects]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (7). 1979-2006. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.7.39291.

Vartanova M.L., Drobot E.V. (2018). Perspektivy rasshireniya evraziyskogo prostranstva v kontekste ukrepleniya torgovo-ekonomicheskogo i finansovogo sotrudnichestva Rossii i Kitaya [The prospects for expanding the eurasian space in the context of strengthening trade-economic and financial cooperation of Russia and China]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (9). (in Russian). doi: 10.18334/ rp.19.9.39331.

Vartanova M.L., Drobot E.V. (2018). Vliyanie neprostyh protivorechivyh protsessov na rost otechestvennogo selskogo khozyaystva [Impact of difficult contradictory processes on the growth of domestic agriculture]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (1). (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.1.38718.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.