©А.Н. Борцова, Е.М. Никифорова, 2006 УДК 37.037
МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
1 2 А.Н. Борцова , Е.М. Никифорова
1 Волгоградский государственный педагогический университет волгоградский государственный медицинский университет
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физического развития школьников [1,3,5,6]. Только 10% старшеклассников следует считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями, а 40% выпускников общеобразовательных школ не выполняют даже самые низкие нормативы по физической подготовленности [2,4, 7, 8, 9].
К сожалению, в настоящее время мы точно не знаем реальный уровень здоровья, физического состояния и двигательных возможностей учащихся, их структуру и уровневое соотношение. Выход из этой ситуации возможен в использовании мониторинга состояния здоровья детей, который проводится в различных регионах Российской Федерации.
Целью данного исследования было изучение уровней показателей здоровья, физического развития и физического состояния у учащихся школьного возраста.
Материал и методы. Для реализации поставленной цели нами использовались: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, антропометрические измерения, педагогические контрольные испытания, медико-биологические методы исследования, методы математической статистики (х, о, т, А, Е, г).
Результаты и обсуждение. Данные обследования 1352 девочек (девушек) в возрасте 7-17 лет города Волгограда позволили выявить у них возрастные закономерности изменения показателей морфофункционального развития и физической подготовленности.
Показатели длины тела с возрастом неуклонно увеличиваются: достоверный прирост выявлен в
возрасте 8-15 лет, но наибольшие изменения проявились в 13 лет (р<0,01). В этом возрасте выявлен критический период средней чувствительности. В анализируемом возрастном диапазоне коэффициенты вариации длины тела изменяются от 3,8 до 8,2 %, что указывает на однородность распределения данных показателей. У учащихся выявлено в основном симметричное распределение результатов длины тела (А = -0,82-0,18), отчетливо прослеживается плосковершинность их распределения.
Масса тела достоверно увеличивается - в 8-15 лет, более существенно - в 13 лет. Для данного возраста характерен критический период средней чувствительности. В 7-17 лет коэффициенты вариации значительно превышают десятипроцентный уровень (15,3- 22,3%). Коэффициенты асимметрии во всех случаях выше граничных показателей, что показывает асимметричность кривой распределения показателей массы тела относительно ординаты, проходящей через вершину. Показатели эксцесса в основном положительные, что характеризует островершинность распределения результатов.
Окружность грудной клетки (ОГК) увеличивается с возрастом: достоверные изменения выявлены в 8 лет (3,0 %, р<0,01), 10 -13 лет (5,3 %, р<0,05) и 15 лет (5,8 %, р<0,001). Возраст 13 лет - критический период средней чувствительности. Отчетливо прослеживается асимметричность распределения данных показателей.
Прирост показателей ЖЕЛ отмечен в возрасте 8-16 лет (р<0,05). Возраст 15 лет - критический период средней чувствительности. Показатели кистевой динамометрии значительно изменяются в возрасте 8-16 лет (р<0,05). В основном выявлены
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПЕДИАТРИЯ
критические периоды низкой чувствительности. Данные характеристики имеют в основном симметричное распределение результатов.
Показатели гемодинамики девочек (девушек) изменяются с возрастом, но существенно (пятипроцентный уровень значимости) - только в отдельные возрастные периоды: ЧСС в покое достоверно снижается в 16 лет (3,0 %); систолическое артериальное давление увеличивается в 12 лет (4,0%), диастолическое артериальное давление - в 14 лет (5,1 %). Большинство данных показателей вариабельны и имеют асимметричное распределение результатов.
Результаты бега на 30 м достоверно изменяются в 8-10 и 12 лет. Возраст 10 лет - критический период высокой чувствительности. Показатели прыжка в длину с места возрастают в возрасте 8-14 и 16 лет. В 11 лет отмечается критический период средней чувствительности. Показатели бега на 1000 м интенсивно изменяются в 8-12 лет и 14 лет. Критический период высокой чувствительности отмечается в 8 лет.
Данная закономерность в поднимании и опускании туловища наблюдается в возрасте 9-11, 13-14 и 16 лет. Возраст 11 лет - критический период высокой чувствительности. Показатели наклона туловища вперед достоверно изменяются в период 1415 лет (р<0,05). Этот возраст - критический период высокой чувствительности.
Для изучения возрастных особенностей проявления двигательной координации при выполнении циклических движений мы использовали исходные данные о максимальных темповых характеристиках движений отдельно правой и левой ногами (последовательные одиночные повторения) и двумя попеременно (бег на месте).
В абсолютных и относительных значениях показатели темпа движений правой ногой заметно превосходят результативность при движении левой, эта закономерность наблюдается на всех этапах развития от 7 до 17 лет. Достижение максимальных величин наблюдается в возрасте 13-14 лет, а затем к 17 годам несколько снижается у правой ноги (до 95,5 %) и у левой (до 93,3%).
С возрастом разница движений одной и другой ногой увеличивается. Если в возрастном диапазоне 7-12 лет наблюдается практически линейная зависимость увеличения различий в темпе движений ногами, то в 13-14 лет отмечается резкое возрастание в показателях относительных величин темпа. С 15 до 17 лет происходит снижение относительных показателей темпа циклических движений.
В возрасте 7-9 лет показатель «качества координации» имеет наиболее выраженные отрицательные значения, что свидетельствует о низком качестве управления двигательными действиями. Это происходит в основном за счет высоких показателей темпа последовательных одиночных движений правой ногой. В этот период развивается симмет-
ричная координация движений, облегчающая одноименные движения, но затрудняющая попеременные. В возрасте 10-13 лет происходит изменение полярности данного критерия. Темп попеременных движений ногами начинает превышать средний темп последовательных движений правой и левой ногой, и эта разница достигает своего максимума к 13 годам.
На основании полученных данных можно заключить, что в возрасте 10-12 лет происходит торможение симметричной и дальнейшая смена ее на перекрестно-реципрокную координацию, облегчающую попеременные движения ногами. Таким образом, смена координационных отношений при развитии двигательной координации носит определенный циклический характер. Вначале при освоении локомоций формируется перекрестная координация, сменяющаяся в младшем школьном возрасте симметричной, в дальнейшем (9-13 лет) при выполнении скоростных движений (в максимальном темпе) происходит обратная смена симметричных отношений.
Субкритические периоды развития статического равновесия у девочек наблюдаются в возрасте 7-9 лет, 12-15 лет. Критический период высокой чувствительности приходится на возраст 10 -11, 16-17 лет. В эти периоды происходит статистически достоверное улучшение исследуемых показателей. В возрасте 15-16 лет выявлено достоверное снижение показателей статического равновесия. Критический период высокой чувствительности в процессе развития динамического равновесия приходится на возраст 9-10, 11-12 и 15 -16 лет.
Заключение. Развитие организма, его отдельных органов и систем обусловлено наличием общих, групповых и локальных эндогенных факторов, влияющих на различные признаки. Поэтому в растущем организме существуют закономерные взаимосвязи между морфофункциональным показателями и двигательными возможностями учащихся, которые познаются через статистические корреляции.
Многие анализируемые показатели физического развития и физической подготовленности имеют асимметричность распределения, большинство показателей вариабельны, коэффициенты эксцесса в основном не попадают в граничные значения критерия. По нашим данным, показатели относительной неточности (г) во всех случаях были меньше 0,05, поэтому выборочные экспериментальные данные можно считать репрезентативными, отражающими закономерности генеральной совокупности.
Анализ возрастной динамики показателей физического развития и физической подготовленности позволяет дифференцировать обследованный контингент учащихся на три основные возрастные группы (7-10, 11-14, 15-17 лет), которые имеют существенные качественные различия и требуют при работе с ними различных двигательных режимов.
Характеристика показателей физического развития и физической подготовленности 7-17-летних учащихся показывает необходимость поиска классификатора группировки экспериментальных данных У девочек (девушек) данного возраста такими характеристиками следует считать уровень биологического созревания и типы телосложения.
Литература
1. Апанасенко, ГЛ. Медицинская валеология / ГЛ. Апанасенко, ЛА Пепла - Киев, 2000. - 248 с.
2. Балкой, ВК Онтокинезиология человека / ВК. Бальсевич. -М, Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с.
3. Вавищ ЮН. «Президентские соревнования» / ЮН Вавилов, ЕП Какорина, КЮ. Вавилов // Физкультура в школе. - 1997. -№6,- С. 51-57.
4. Вельтипщ ЮЕ Объективные показатели нормального разви-
тия и состояния здоровья ребенка / ЮЕ. Вельтищев, ВП. Ветров // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение.
- Москва, 2000. - С. 96.
Виноградов, ПА Основы физической культуры и здорового образа жизни / ПА Виноградов. - М., 1996. - 189 с.
Давыдов, ВЮ. Что такое мониторинг состояния здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи? / ВЮ. Давыдов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 4647.
Комков, АГ. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей-школьников / АГ. Комков. -С-Пб, 2002. - 228 с.
Семенов, ЛА Организация мониторинга состояния физического здоровья в образовательных учреждениях Свердловской области: проблемы и пути их решения / ЛА Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. -С. 41-45.
Якимович, B.C. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных учебных заведениях / B.C. Якимович. - Волгоград, 2002. - 136 с.
МСНИКЗИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
АН. БОРЦОВА, ЕМ НИКИФОРОВА
В работе анализировались показатели здоровья, физическою развития и физического состояния девочек (девушек) в возрасте 7-17 лет. Выявлены периоды интенсивных приростов данных характеристик, специфицированы возрастные периоды учащихся школьного возраста.
Ключевые слова: физическое состояние, здоровье, мониторинг, физическое развитие, физическая подготовленной!, морфофункциональное состояние, сенситивные периоды развития
MONITORING OF THE PHYSICAL CONDITION PARAMETERS
OF PUPILS IN VOLGOGRAD-CITY
BORTSOVA A.N., NIKIFOROVA EM.
Parameters of health, physical development and physical condition of girls (adolescents) aged 7-17 years were analyzed. The periods of the intensive increment of the above characteristics were revealed; the age periods of pupils were specified.
Key words: health, monitoring, physical development, morphofunctional condition, sensitive periods of development