Научная статья на тему 'Мониторинг подготовленности личности учителя к реализации метапредметного подхода'

Мониторинг подготовленности личности учителя к реализации метапредметного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ / ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА / TEACHER TRAINING / STAGES OF TRAINING / WILLINGNESS OF TEACHERS / THE LEVEL OF THE TEACHER'S READINESS / IMPLEMENTATION OF THE INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Татьяна Геннадьевна

В статье представлены результаты исследования проблемы подготовки учителя к реализации метапредметного подхода в условиях общеобразовательной организации. Подготовка реализуется посредством трех этапов. Первый этап это организация деятельности учителей одного предмета для выявления и реализации внутрипредметных и внутрикурсовых связей как средства формирования целостного восприятия изучаемого материала обучающимися. Второй этап это согласование деятельности учителей, работающих в одном классе, для установления соответствия между их действиями по выявлению и реализации межпредметных связей и интеграции как средства создания целостной картины мира обучающихся. Третий этап это координация деятельности всех учителей школы для установления согласованности их методических подходов к решению общих задач предметов всех образовательных областей как средства создания образа мира обучающихся. Результатом каждого этапа подготовки является готовность учителя, которую мы рассматриваем как сложное качественное образование комплекса свойств учителя. Мы выделяем следующие компоненты готовности учителя к реализации метапредметного подхода: когнитивный, деятельностный и личностный. Сформированность данных компонентов готовности предполагает соответствие разработанным нами критериям для каждого этапа подготовки. Описывается комплекс диагностических ситуаций для каждого этапа подготовки учителя к реализации метапредметного подхода в соответствии с компонентами готовности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Князева Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of the Teacher’s Readiness to Implement the Meta-Subject Approach

In this article the research results of the teacher’s readiness to implement the meta-subject approach are presented. Preparation is done in three phases. The first phase is one subject teachers’ activity organization. The aim of this phase is to find out and fulfil inter-subject and inter-course connection as a means of pupils’ subject perception. The second phase is coordination of teachers, who work in the same class. The aim of this phase is teachers’ activity matching to form the holistic view of pupils. The third phase is all teachers’ activity coordination. The aim of this phase is coordination of their methods to form children’s view of the world. The result of every phase is the teacher’s readiness as a complex of several qualities. We can name some components of this readiness: cognitive, active and personal. This readiness supposes the matching to definite criteria for every phase. We describe the complex of diagnostic situations for every phase. These situations can help to analyze the teacher’s readiness to fulfil the meta-subject approach.

Текст научной работы на тему «Мониторинг подготовленности личности учителя к реализации метапредметного подхода»

УДК 371.132

Т. Г. Князева

Мониторинг подготовленности личности учителя к реализации метапредметного подхода

В статье представлены результаты исследования проблемы подготовки учителя к реализации метапредметного подхода в условиях общеобразовательной организации. Подготовка реализуется посредством трех этапов. Первый этап - это организация деятельности учителей одного предмета для выявления и реализации внутрипредметных и внутрикурсовых связей как средства формирования целостного восприятия изучаемого материала обучающимися. Второй этап - это согласование деятельности учителей, работающих в одном классе, для установления соответствия между их действиями по выявлению и реализации межпредметных связей и интеграции как средства создания целостной картины мира обучающихся. Третий этап - это координация деятельности всех учителей школы для установления согласованности их методических подходов к решению общих задач предметов всех образовательных областей как средства создания образа мира обучающихся. Результатом каждого этапа подготовки является готовность учителя, которую мы рассматриваем как сложное качественное образование комплекса свойств учителя. Мы выделяем следующие компоненты готовности учителя к реализации метапредметного подхода: когнитивный, деятельностный и личностный. Сформированность данных компонентов готовности предполагает соответствие разработанным нами критериям для каждого этапа подготовки. Описывается комплекс диагностических ситуаций для каждого этапа подготовки учителя к реализации метапредметного подхода в соответствии с компонентами готовности учителя.

Ключевые слова: подготовка учителя, этапы подготовки, готовность учителя, уровень готовности учителя, реализация метапредметного подхода.

T. G. Knyazeva

Monitoring of the Teacher's Readiness to Implement the Meta-Subject Approach

In this article the research results of the teacher's readiness to implement the meta-subject approach are presented. Preparation is done in three phases. The first phase is one subject teachers' activity organization. The aim of this phase is to find out and fulfil inter-subject and inter-course connection as a means of pupils' subject perception. The second phase is coordination of teachers, who work in the same class. The aim of this phase is teachers' activity matching to form the holistic view of pupils. The third phase is all teachers' activity coordination. The aim of this phase is coordination of their methods to form children's view of the world. The result of every phase is the teacher's readiness as a complex of several qualities. We can name some components of this readiness: cognitive, active and personal. This readiness supposes the matching to definite criteria for every phase. We describe the complex of diagnostic situations for every phase. These situations can help to analyze the teacher's readiness to fulfil the meta-subject approach.

Keywords: teacher training, stages of training, willingness of teachers, the level of the teacher's readiness, implementation of the interdisciplinary approach.

Актуальность нашего исследования определяется переходом общеобразовательных организаций на стандарты нового поколения и необходимостью подготовки учителя к реализации мета-предметного подхода в образовательной практике. Подготовку учителя к реализации метапредметного подхода мы понимаем как процесс освоения знаний по проблеме метапредметности, формирования проективных, рефлексивных, аналитических, прогностических, организационных, коммуникативных умений моделирования образовательного процесса на основании принципа метапредметности, совокупность личностных качеств учителя. Система подготовки учителя описана нами в предыдущих публикациях [2], и

одним из ее компонентов является мониторинг. Цель статьи состоит в характеристике мониторинга данного процесса.

В своем исследовании мы исходили из уровней метапредметности, которые выделяет О. Г. Селиванова. Восхождение к метапредмет-ности, по ее мнению, должно осуществляться поэтапно посредством перехода с одного уровня на другой: внутрипредметного, межпредметного и надпредметного. «Внутрипредметный уровень предполагает установление внутрипредметных и внутрикурсовых связей при изучении объектов и явлений, раскрытии динамики их развития; межпредметный уровень означает рассмотрение изучаемого явления и объекта с разных сторон по-

© Князева Т. Г., 2018

средством установления межпредметных связей и интеграции содержания учебного материала и методов познания; надпредметный уровень позволяет выйти на философский уровень осмысления взаимосвязей в системе «человек-природа-общество» [3, с. 37].

Мы установили, что подготовку учителя целесообразно организовать посредством трех этапов. Первый этап заключается в организация деятельности учителей одного предмета для выявления и реализации внутрипредметных и внут-рикурсовых связей при формировании целостного восприятия изучаемого материала обучающимися. Второй этап предполагает согласование деятельности учителей, работающих в одном классе, для установления соответствия между их действиями по выявлению и реализации межпредметных (междисциплинарных) связей и интеграции для создания целостной картины мира обучающихся. Третий этап означает координацию деятельности всех учителей школы для установления согласованности их методических подходов к решению общих задач предметов всех образовательных областей для создания образа мира у обучающихся.

Результатом каждого этапа подготовки является готовность учителя, рассматриваемая нами как сложное качественное образование комплекса свойств учителя, в основе которого лежат специальные знания, умения, внутренняя мотивация, определенные черты характера, позволяющие ему обеспечить достижение обучающимися ме-тапредметных результатов образования. Мы выделяем следующие компоненты готовности учителя к реализации метапредметного подхода: когнитивный, деятельностный и личностный. Основу когнитивной составляющей готовности образуют специальные педагогические знания из области метапредметности, способствующие формированию образа мира обучающихся как образовательного результата. Деятельностный компонент готовности учителя к реализации ме-тапредметного подхода предполагает комплекс профессиональных умений, которые позволяют ему обеспечить достижение обучающимися ме-тапредметных результатов образования. Личностный компонент включает совокупность определенных черт характера, мотивации учителя, которые позволяют ему обеспечить достижение обучающимися метапредметных результатов образования.

Основное назначение мониторинга состоит в определении уровня готовности учителя к реали-

зации метапредметного подхода на каждом этапе подготовки. В рамках мониторинга нами использовался метод диагностических ситуаций. «Диагностическая ситуация - это метод, с помощью которого можно выявить и зафиксировать характерные свойства исследуемого явления (объекта, процесса)» [1, с. 139]. Нами соблюдались требования, которые, по мнению Л. В. Байбородовой [1, с. 140], необходимы при использовании данного метода исследования. Это подбор диагностических ситуаций в соответствии с целями и задачами исследования; органичное включение диагностической ситуации в образовательный процесс; продумывание способов фиксации наблюдаемых проявлений при создании ситуаций; исключение влияния авторитетных лиц.

В содержание мониторинга (Табл. 1) включен разработанный нами комплекс диагностических ситуаций для каждого этапа подготовки учителя в соответствии с компонентами готовности учителя к реализации метапредметного подхода: когнитивным, деятельностным, личностным. Диагностика готовности участников эксперимента нами предусматривается в начале каждого этапа подготовки и по его окончании.

Базой исследования являются общеобразовательные организации Подосиновского района Кировской области, участие принимают 156 учителей.

На первом этапе для проверки сформирован-ности когнитивного компонента готовности учителя к реализации метапредметного подхода нами определены следующие критерии: знание и понимание способов реализации внутрипред-метных, внутрикурсовых связей как средства достижения целостности содержания образования изучаемого предмета; знание и понимание компонентов метапредметности (метазнания, метау-мения, ценности) и способов их включения в образовательный процесс на уроке; знание и понимание компонентов метапредметности (метазнания, метаумения, ценности) и способов их включения в образовательный процесс во внеурочной деятельности.

На втором этапе подготовки когнитивный компонент готовности учителя предполагает соответствие следующим критериям: знание и понимание способов реализации межпредметных (междисциплинарных) связей, интеграции как средства формирования целостной картины мира обучающихся; знание и понимание межпредметных (междисциплинарных) связей, содержательной и деятельностной интеграции в составе ком-

понентов метапредметности и способов их метапредметности и способов их включения в включения в образовательный процесс на уроке; образовательный процесс во внеурочной дея-знание и понимание межпредметных (междис- тельности. циплинарных) связей, содержательной и дея-тельностной интеграции в составе компонентов

Таблица 1

Содержание мониторинга подготовки учителя к реализации метапредметного подхода в условиях общеобразовательной организации

Компоненты готовности учителя к реализации метапредметного подхода

Когнитивный Деятельно стный Личностный

Первый этап подготовки учителя

1. Сформулируйте 3-5 фраз, характеризующих логику и структуру преподаваемого Вами учебного предмета. 2. Какие способы реализации метапредметного подхода на уроке Вы знаете? Перечислите 3-5 способов. 3. Какие способы реализации мета-предметного подхода во внеурочной деятельности Вы знаете? Перечислите 3-5 способов 1. Приведите пример задания на установление внутрипредметных связей на уроке. 2. Предложите вариант введения в содержание урока понятия «система». 3. Предложите вариант темы и содержания предметного факультатива (проекта, исследования), основанного на решении метапроблемы 1. Нарисуйте образ преподаваемого Вами учебного предмета. 2. Обоснуйте роль преподаваемого Вами учебного предмета в формировании системы знаний школьника о мире. 3. Существует мнение о том, что знания в сознании ребенка находятся в разобщенном виде

Второй этап подготовки учителя

1. Сформулируйте 3-5 фраз, характеризующих роль и место преподаваемого Вами учебного предмета в системе других учебных дисциплин. 2. Какие способы применения межпредметных (междисциплинарных) связей, интеграции как средства реализации метапредметного подхода на уроке Вы знаете? Перечислите 3-5 способов. 3. Какие способы применения межпредметных (междисциплинарных) связей, интеграции как средства реализации метапредметного подхода во внеурочной деятельности Вы знаете? Перечислите 3-5 способов 1. Приведите примеры заданий на установление межпредметных (междисциплинарных) связей на уроке, интеграции с другим учебным предметом. 2. Предложите варианты установления межпредметных связей ретроспективного, синхронного, пропедевтического характера; варианты содержательной и деятельностной интеграции. 3. Предложите варианты темы и содержания межпредметного факультатива (проекта, исследования), основанного на решении метапроблемы 1. Нарисуйте образ преподаваемого Вами учебного предмета среди других учебных дисциплин. 2. Обоснуйте роль и место преподаваемого Вами учебного предмета в системе других учебных дисциплин с позиции формирования целостной картины мира школьника

Третий этап подготовки учителя

1. Сформулируйте 3-5 фраз, характеризующих историю и место преподаваемого Вами учебного предмета в мировой культуре и науке. 2. Какие способы реализации всеобщих взаимосвязей, регулируемых всеобщими законами, как средства реализации метапредметного подхода на уроке Вы можете назвать? Перечислите 3-5 способов. 3. Какие способы реализации всеобщих взаимосвязей, регулируемых всеобщими законами, как средства реализации метапредметного подхода во внеурочной деятельности Вы можете назвать? Перечислите 3-5 способов 1. Приведите пример задания на установление всеобщих взаимосвязей, регулируемых всеобщими законами. 2. Предложите варианты формирования образа мира школьника на уроке с использованием всеобщих взаимосвязей, регулируемых всеобщими законами, как средства реализации метапредметного подхода. 3. Предложите варианты темы и содержания надпредметного факультатива (проекта, исследования), основанного на решении метапроблемы 1. Опишите историю и место преподаваемого Вами учебного предмета в мировой науке и культуре. 2. Обоснуйте его роль как части общей культуры с позиции формирования образа мира школьника

На третьем этапе подготовки когнитивный компонент готовности учителя предполагает соответствие следующим критериям: знание и понимание способов реализации общих задач предметов всех образовательных областей как средства создания образа мира обучающихся; знание и понимание возможностей метапредмет-ного урока как средства создания образа мира обучающихся; знание и понимание возможностей внеурочной деятельности как средства создания образа мира обучающихся.

Далее остановимся на деятельностном компоненте готовности учителя к реализации мета-предметного подхода.

Сформированность деятельностного компонента готовности на первом этапе подготовки предусматривает соответствие следующим критериям: умение учителя проектировать образовательный процесс с использованием внутрипред-метных, внутрикурсовых связей как средства достижения целостности содержания образования изучаемого предмета; умение разработать и реализовать модель урока с метакомпонентом; умение разработать и реализовать программу предметного факультатива (проекта, исследования), основанного на решении проблемы.

Деятельностный компонент готовности учителя на втором этапе подготовки предполагает соответствие следующим критериям: умение проектировать образовательный процесс с использованием межпредметных (междисциплинарных) связей, интеграции преподаваемого предмета с другими предметами как средства формирования целостной картины мира обучающихся; умение разработать и реализовать модель урока с межпредметными связями, интегрированного урока; умение разработать и реализовать программу межпредметного факультатива (проекта, исследования), основанного на решении метапроблемы.

Деятельностный компонент готовности учителя в рамках третьего этапа подготовки предполагает соответствие следующим критериям: умение учителя проектировать образовательный процесс с учетом решения общих задач предметов всех образовательных областей; умение разработать и реализовать модель метапредметного урока; умение разработать и реализовать программу надпредметного факультатива (проекта, исследования).

Следующий компонент готовности учителя к реализации метапредметного подхода - личностный. Сформированность личностного компонен-

та готовности учителя предполагает соответствие следующим критериям.

На первом этапе подготовки - это положительное отношение к тому, что преподаваемый предмет является неотъемлемой частью целостного восприятия содержания образования изучаемого предмета; способность учителя обосновать роль преподаваемого учебного предмета в формировании образа мира школьника, так как существует мнение о том, что знания в сознании ребенка находятся в разобщенном виде.

Личностный компонент готовности на втором этапе подготовки предполагает наличие сформи-рованности положительного отношения к тому, что в преподавании предмета важную роль играют согласованные действия учителей одного класса (параллели) по созданию целостной картины мира обучающихся; способность обосновать роль и место преподаваемого учебного предмета в системе других учебных дисциплин с позиции формирования целостной картины мира обучающихся.

Личностный компонент готовности учителя на третьем этапе подготовки предполагает наличие сформированности положительного отношения к тому, что в преподавании предмета важную роль играют скоординированные действия учителей школы по созданию образа мира обучающихся; понимание учителем истории и места преподаваемого учебного предмета в мировой науке и культуре; способность обосновать его роль как часть общей культуры с позиции формирования образа мира обучающихся. Современному учителю важно, на наш взгляд, понимать совместный характер педагогической деятельности, что, в свою очередь, повлечет включение каждого учителя в обмен профессиональной информацией, генерирование новых идей.

Для каждого критерия готовности учителя нами определены уровни готовности на каждом этапе подготовки: высокий, оптимальный, допустимый.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В., Чернявская, А. П. Методология и методы научного исследования: учебное пособие [Текст] / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - 283 с.

2. Князева, Т. Г. Система подготовки учителя к реализации метапредметного подхода в условиях общеобразовательной организации [Текст] / Т. Г. Князева // Международный научно-исследовательский журнал. -№ 08 (62). - 2017. - С. 81-84.

3. Селиванова, О. Г. Метапредметные результаты образовательной деятельности школьников и способы их достижения [Текст] / О. Г. Селиванова // Ученые записки ПетрГУ - № 4. - 2014. - С. 36-40.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V., Chernjavskaja, A. P. Metodologija i metody nauchnogo issledovanija: uchebnoe posobie [Tekst] / L. V. Bajborodova, A. P. Chernjavskaja. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. -283 s.

2. Knjazeva, T. G. Sistema podgotovki uchitelja k realizacii metapredmetnogo podhoda v uslovijah obshheobrazovatel'noj organizacii [Tekst] / T. G. Knjazeva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - № 08 (62). - 2017. - S. 81-84.

3. Selivanova, O. G. Metapredmetnye rezul'taty obrazovatel'noj dejatel'nosti shkol'nikov i sposoby ih

dostizhenija [Tekst] / O. G. Selivanova // Uchenye zapiski PetrGU. - № 4. - 2014. - S. 36-40.

Reference List

1. Baiborodova L. V, Chernyavskaya A. P. Methodology and methods of scientific research: manual / L. V. Baiborodova, A. P. Chernyavskaya. -Yaroslavl : YSPU Publishing House, 2014. - 283 pages.

2. Knyazeva T. G. System of the teacher training to implement a metasubject approach in the conditions of the general education organization // the International research magazine. - № 08 (62). - 2017. - Page 81-84.

3. Selivanova O. G. Metasubject results of school students' educational activity and ways to achieve them // Scientific notes of PetrSU. - № 4. - 2014. - Page 36-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.