Научная статья на тему 'Мониторинг перемен: основные тенденции'

Мониторинг перемен: основные тенденции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг перемен: основные тенденции»

МОНИТОРИНГ ПЕРЕМЕН: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

1. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАНЫ И СВОЕЙ СЕМЬИ

3,6 3,4 3,2 3 2,8 2,6 2,4 2,2 2 1,8 1,6 1,4 1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

-"" Оценка материального положения семьи До июня 2008 г. N=2100; с июня 2009 г. N=1600

"Оценка экономического положения страны

2. ПОТЕНЦИАЛ ПРОТЕСТА

60

50

ДАННЫЕ ОТСУТСТВУЮТ

40

30

20

10

вполне возможны

Ч^Ллл;

0 ^

СПС^Сй СПСПСП СПСПСЙСПСПСП СПСПСП С&СПСПООСЭООО^СЭООООООООООО

СОСОСОСПСПСПоОО

222333

ЮЮЮ(0(0(0

До июня 2008 г. N=2100; с июня 2009 г. N=1600

3. ПОКАЗАТЕЛИ ОПТИМИЗМА

3 , 6 3 , 4 3 , 2 3 2,8 2,6 2,4 2,2 2

1

1,6 1,4 1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

-Политический оптимизм -Экономический оптимизм

До июня 2008 г. N=2100; с июня 2009 г. N=1600

ДАННЫЕ ОТСУТСТВУЮТ

4. ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О СВОЕМ НАСТРОЕНИИ В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ?

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

ДАННЫЕ ОТСУТСТВУЮТ

До июня 2008 г. N=2100; с июня 2009 г. N=1600

4а. Доверие к Д. Медведеву и В. Путину (в % от числа опрошенных)

70 -60 -50 40 30 20 10

.л/иУ

2000 г. В. Путин

2001 г. 2002 г. Д. Медведев

2003 г. 2004 г. - Нет таких

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г. 2010 г.

0

0

4б. НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, 5-6 ПОЛИТИКОВ, КОТОРЫМ ВЫ БОЛЕЕ ВСЕГО ДОВЕРЯЕТЕ (в % от числа опрошенных, приводятся данные о доверии политикам, собравшим хотя бы в одном замере не менее 3%]

Вариант ответа 2008 2009 2010

I IV V VIII X XII I III V VII IX X XII I II III

Грызлов Б. 3 4 4 3 3 4 4 3 3 3 4 4 4 4 4 4

Жириновский В. 10 9 8 7 10 9 10 9 10 11 10 10 11 9 10 9

Зубков В. 14 11 8 4 4 2 2 3 3 2 3 2 2 2 2 2

Зюганов Г. 9 11 9 8 9 7 9 8 8 9 11 9 10 8 10 8

Иванов С. 2 СО 20 11 10 8 7 7 7 7 6 4 6 4 3 5 5

Кудрин А. 1 2 2 2 2 1 1 2 2 3 3 3 3 2 2 2

Лавров С. 2 3 4 7 6 4 6 6 7 6 4 6 6 4 4 5

Лужков Ю. 8 6 7 7 7 7 6 5 7 8 6 5 5 3 4 5

Лукашенко А. 2 2 2 3 3 5 3 3 4 4 3 4 4 2 4 3

Матвиенко В. 3 5 5 3 5 7 4 3 5 6 4 5 7 3 5 4

Медведев Д. 39 35 36 39 43 42 42 38 38 41 38 40 43 39 41 43

Миронов С. 5 3 3 3 3 4 3 3 3 3 3 3 5 4 4 4

Патриарх Кирилл 8

Примаков Е. 4 3 3 3 3 3 2 3 4 3 3 5 5 4 5 4

Путин В. 65 56 54 56 56 60 56 51 49 53 49 49 55 48 50 52

Тулеев А. 4 5 4 3 6 5 3 3 5 4 3 5 5 3 5 7

Хакамада И. 2 2 1 2 2 2 2 1 3 2 2 2 2 1 2 2

Шойгу С. 17 18 15 20 16 14 13 13 14 16 14 14 17 13 15 16

Нет таких 8 11 11 17 13 12 15 18 19 15 17 16 13 17 15 14

Не интересуюсь политиками, политикой 10 13 14 11 14 9 14 15 14 13 16 17 12 14 13 15

Затруднились ответить 5 7 7 4 5 6 6 5 6 6 6 6 5 6 6 6

5. КАК ВЫ ОЦЕНИЛИ БЫ СЕЙЧАС ОБСТАНОВКУ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ?

100 90 80 -70 -60 -50 40 30 20 10 0

затруднились ответить

_ ♦»♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦<.. ► ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ----

напряженная

N=1600

5.1. КАК ИЗМЕНИТСЯ В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ГОДА ОБСТАНОВКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ?

С^ ^^ I— '— ^^^ ^^ гР С^ I— гР гР с^ I— ^^^ ^^

N=1600

6. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ (ИПН), март 2008 г. = 100%

В марте 2010 г. ИПН (индекс потребительских настроений) сохранился на уровне начала года и составил 96 пунктов. Восстановительный рост потребительского оптимизма после острой фазы экономического кризиса в конце 2008 — начале 2009 г. закончился уже к концу лета прошлого года. Предновогодний всплеск потребительских настроений, сопутствующий массовым предпраздничным покупкам, в нынешний раз был особенно кратковременным. В итоге в марте 2010 уровень потребительских настроений лишь немногим превышает показатели полугодовой давности. Это означает, что потребители не спешат возвращаться на рынки, предпочитая воздерживаться от не слишком настоятельных расходов. Согласно данным мартовского опроса городских и сельских жителей России, по-прежнему значительная часть семей склонна отложить на будущее запланированные крупные потребительские расходы (38% от числа семей, в которых запланированы такие расходы).

Большинство населения отрицательно оценивают ситуацию на потребительском рынке с точки зрения своевременности крупных покупок: в среднем 29% считают, что сейчас плохое время для крупных семейных покупок, а 22% расценивают его как хорошее. Противоположного мнения придерживаются только наиболее обеспеченные граждане (это примерно 15% жителей страны): в этой группе число тех, кто расценивает сегодняшнюю ситуацию на потребительском рынке как благоприятную для покупок, вдвое превышает долю тех, кто считает ее неподходящей (36 против 15%).

6.1. ИНДЕКС СОЦИАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ (ИСН], март 2008 г. = 100%

В первом квартале 2010 г. общественные настроения оставались неизменными — об этом свидетельствует динамика ИСН (индекса социальных настроений). Вялый положительный тренд, наметившийся со второй половины 2009 г., все никак не может получить развития. Общество пока не может определиться с оценкой своего местоположения на кризисной кривой — кризис продолжается, кризис заканчивается или уже начинается послекризисный рост? Опыт последнего десятилетия показывает, что в таком неопределенном состоянии общество может находиться достаточно долго, однако без всякой пользы для собственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.