Научная статья на тему 'Мониторинг параметров бюджета и макроэкономических показателей при глобальном финансовоэкономическом кризисе'

Мониторинг параметров бюджета и макроэкономических показателей при глобальном финансовоэкономическом кризисе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ш. Ю. Сафаров

В своем выступлении на пленарном заседании высокого уровня по Целям развития тысячелетия Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отмечал: "Несмотря на серьезное воздействие мирового финансово-экономического кризиса, Узбекистан в числе немногих государств в мире сохраняет стабильно высокие темпы роста экономики, надежно действующую финансово-банковскую систему. Так, за 2008-2009 годы темпы роста экономики Узбекистана составили соответственно 9 и 8,1 процента, а в текущем году ожидаются на уровне 8,S процента. Внешний государственный долг не превышает 10 процентов о т валового продукта".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг параметров бюджета и макроэкономических показателей при глобальном финансовоэкономическом кризисе»

Ш.Ю. Сафаров

Начальник Отдела расчетов по внутреннему и внешнему долгу Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан

МОНИТОРИНГ ПАРАМЕТРОВ БЮДЖЕТА И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ГЛОБАЛЬНОМ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ

НАСТОЯЩАЯ СТАТЬЯ ПОДГОТОВЛЕНА В РАМКАХ НАУЧНОГО ПРОЕКТА "РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В УСЛОВИЯХ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА" (КОД № 2-053)

В своем выступлении на пленарном заседании высокого уровня по Целям развития тысячелетия Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отмечал: "Несмотря на серьезное воздействие мирового финансово-экономического кризиса, Узбекистан в числе немногих государств в мире сохраняет стабильно высокие темпы роста экономики, надежно действующую финансово-банковскую систему. Так, за 2008-2009 годы темпы роста экономики Узбекистана составили соответственно 9 и 8,1 процента, а в текущем году ожидаются на уровне 8^ процента. Внешний государственный долг не превышает 10 процентов от валового продукта".1

По мнению Всемирного банка, которое прозвучало 23 апреля 2010 г. в Вашингтоне на брифинге для прессы в рамках весенней сессии Всемирного банка и МВФ, в этом году страны Европы и Центральной Азии с формирующимся рынком ожидают медленное оздоровление экономики после глобального экономического кризиса, и страны, бюджет которых подвергается более сильному давлению, должны позаботиться о том, чтобы расходы на социальные нужды целенаправленно

1 Выступление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на пленарном заседании высокого уровня по Целям развития тысячелетия Генеральной Ассамблеи ООН // Газета "Народное слово" от 22 сентября 2010 года, №184 (5069).

производились в интересах малоимущих и социально уязвимых слоев населения2.

"Страны Европы и Центральной Азии с формирующимся рынком наиболее пострадали в результате глобального кризиса, и, скорее всего, восстановление экономического роста в регионе будет самым медленным", - сказал Филипп Ле Уэру, вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии. "Рост экономики в регионе, составивший в 2007 году около 7 процентов, упал до минус б процентов в 2009 году. Год 2010 будет особенно трудным для региона, когда

1 Интернет: http://web.worldbank.org.

рост по прогнозам будет составлять приблизительно 3 процента. Перспективы на 2011-2013 годы лишь ненамного лучше"1.

В 2009 году численность бедного и наиболее уязвимого населения увеличилась на 13 миллионов вместо ожидавшегося в докризисный период сокращения на 15 миллионов. При этом Армения, Грузия, Республика Кыргызстан и Молдова пострадали особенно тяжело. Согласно данным Всемирного банка, безработица в 2009 г. превысила 10 процентов в Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Словацкой Республике и Турции. Согласно прогнозам, в 2010 году дефицит бюджета в странах Восточной Европы и Центральной Азии превысит 4,5 процента ВВП"2.

Проведенный нами анализ состояния государственного бюджета ряда зарубежных стран показывает, что в 2006-2009 годы некоторые страны, например Греция, Португалия и Италия стабильно имели высокие показатели дефицита бюджета3.

По-нашему мнению, этим странам следует соблюдать ограничения, предельные значения которых носят ориентировочный характер, установленные Договором о Европейском союзе (далее -ЕС) от 7 февраля 1992 г. (Маастрихтский договор)

для стран, желающих войти в еврозону. Государственная задолженность должна составлять менее 60% от ВВП, дефицит государственного бюджета - менее 3% от ВВП. В случае превышения этих ограничений применяются штрафные санкции со стороны ЕС. Динамика параметров государственного бюджета по отдельным странам Европы за период 2006-2009гг. приведена в прилагаемой таблице4.

Вместе с этим, принимая за основу абсолютные значения ВВП за 2006 год, нами проведен анализ динамики ВВП некоторых зарубежных стран, который показал (см. прилагаемую диаграмму), что в 2007 году по сравнению с предыдущим годом Португалия и Италия добились роста ВВП (соответственно на 4,9% и 4,1%). В 2008 году по сравнению с 2007 годом Италия (1,4%), Португалия (2,1%), Испания (3,6%) смогли несущественно обеспечить рост ВВП. При этом в течение указанного периода в Ирландии ВВП уменьшился на 4,2%.

Как видно из диаграммы, ситуация с обеспечением роста ВВП в 2009 году была очень трудной не только в Греции (-0,7%), но и в Ирландии (10,1%), Испании (-3,4%) и Италии (3%), в связи с чем, ведущие зарубежные экономисты предуп-

Таблица I.

Динамика параметров государственного бюджета по отдельным странам Европы за период 200б-2009гг. млн. евро

Наименование страны Наименование показателя 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. %, к ВВП 2009год

Ирландия Государственный бюджет, дефицит (-), профицит (+) 5 221 261 -13 198 -23 350 -14,30%

Греция Государственный бюджет, дефицит (-), профицит (+) -7 496 -11 478 -18 303 -32 342 -13,60%

Испания Государственный бюджет, д^жцит (-), профицит (+) 19 847 20 066 -44 260 -117 630 -11,20%

Португалия Государственный бюджет, дефицит (-), профицит (+) -6 092 -4218 -4 705 -15 426 -9,40%

Италия Государственный бюджет, дефицит (-), профицит (+) -49 403 -23 191 -42 575 -80 800 -5,30%

1 Интернет: http://web.worldbank.org

2 Интернет: http://web.worldbank.org

3 Сафаров Ш.Ю. О состоянии доходов и расходов бюджетов некоторых стран Европы в современных условиях. // Материалы республиканской научно-практической конференции: "Актуальные проблемы реформы государственных финансов". Ташкент, Учебный центр по подготовке и переподготовке работников финансовых органов и финансово-учетных

подразделений бюджетных организаций при Министерстве финансов -

Республики Узбекистан, 2010г., стр. 137-140. 4 По материалам, полученным из Интернета.

реждают, что богатые страны должны предпринять скоординированные действия, чтобы предотвратить финансовый кризис в Греции и других передовых странах, вызывающие глобальный экономический спад.

Некоторые экономисты отмечают, что кризис утвердился и это будет слишком большим для европейского Центрального банка или немецкого правительства, чтобы решить возникающие проблемы и Еврозона может подвергнуться к риску краха. При этом оценивается, что спасение с помощью финансовых средств четырех самых слабых экономических систем - Греция, Португалия, Испания и Италия - составит около 1 триллион долл. США. Вместе с этим большие долговые проблемы в европейской зоне будут воздействовать на Азию, потому что Европа столь же важна, как и США для азиатского экспорта1.

С начала текущего года в таких странах, как Греция, Испания, Португалия, Ирландия, Италия начали возникать большие проблемы с обслуживанием государственного долга, анализ по результатам показателей указанных стран, показана в прилагаемой диаграмме.

Португалия может вслед за Грецией скатиться

в пучину банкротства. Опасений по поводу национальной экономики в связи с ростом процентов по облигациям, а следовательно и государственного долга не скрывают и в Лиссабоне. "Мы не отрицаем, что сложная ситуация в Греции может быть "заразной", и мы уже ощущаем это. Ситуация на рынке облигаций увеличивает эти риски", -заявил министр финансов Португалии Фернандо Тейксейра Дос Сантос2.

В 2009 году Португалия привлекла 21 млрд. евро внешних заимствований. В 2010 году Португалия намерена привлечь 25 млрд. евро, что составляет примерно 15% ВВП. Между тем, и без них "чистый" государственный долг Португалии примерно сопоставим с французским - 77% от внутреннего валового продукта. Однако, учитывая государственные облигации, а заодно долги с частного сектора, португальский долг составляет 23б% ВВП. Для сравнения, у Греции - 195%3.

С учётом же предполагаемых 25 млрд. евро, общий внешний долг Португалии в более чем два с половиной превысит ВВП. Но, не факт, что Португалия их ещё получит. Кстати, получение Грецией очередного кредита от Европейского Союза и Международного валютного фонда для текущих

Диаграмма I.

Динамика роста (уменьшения) ВВП относительно предыдущего финансового года в зарубежных странах в 2006-2009 гг. (%)

Источник: расчеты автора на основе данных Интернета,

1 Phil Thornton. Global slump fears return over euro zone fallout. //Emerging Markets. ADB annual meeting Day 1. Tashkent, May 2, 2010, p. 1-3.

2 Интернет: http://www.bigness.ru/articles.

3 Сафаров Ш.Ю. О состоянии доходов и расходов бюджетов некоторых стран Европы в современных условиях. // Материалы республиканской научно-практической конференции: "Актуальные проблемы реформы государственных финансов". Ташкент, Учебный центр по подготовке и переподготовке работников финансовых органов и финансово-учетных подразделений бюджетных организаций при Министерстве финансов Республики Узбекистан, 2010г., стр. 137-140.

расчётов по обязательствам прежних внешних заимствований под большим вопросом.

На основе информации об основных макроэкономических показателях, нами составлена диаграмма, которая наглядно демонстрирует уровень государственного долга в некоторых странах Европы за период 2006-2009 годы.

Рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило рейтинги платежеспособности по кредитам Португалии и Греции. Долгосрочный рейтинг Португалии по обязательствам в иностранной и национальной валюте агентство опустило с А+ до А-. причина - "структурная слабость экономики и бюджетной сферы". Также упал и краткосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной и национальной валюте с А-I до А-2. При этом агентство Лиссабону даёт отрицательный прогноз. Что же касается Греции, то она в рейтинге Standard & Poor's скатилась вниз на целых три позиции с ВВВ+ до ВВ+. Также упал и краткосрочный рейтинг с А-2 до В.

Ситуация в Ирландии похожа на ситуацию в Испании: рост расходов государства был в кризисный период, и при свертывании мер поддержки экономики власти Ирландии смогут сократить бюджетный дефицит.

Текущая проблема с долгами Греции может вызвать цепную реакцию в мировой финансовой системе и среди европейских государств, в частности.

Рейтинговые агентства начали снижать кредитные рейтинги европейских стран. В глазах инвесторов все отчетливей греческая проблема стала перерастать в большую проблему государственных долгов. Текущее падение рынка началось 22 апреля 2010 года с публикации Евростатом данных по странам-членам Евросоюза в части дефицита бюджета за 2009 год и объема госдолга.

Испания представляется страной, у которой не все так плохо, и страхи по ее поводу завышены. До кризиса у испанцев не было дефицита бюджета, и текущий долг составляет 53% от ВВП. Испания сможет сократить дефицит бюджета, расплатившись лишь небольшим сокращением ВВП.

Италия также является большой проблемой для Евросоюза. Во-первых, из-за своих размеров, и во-вторых, из-за такого же в относительном выражении долга, как и у Греции - 115% от ВВП. Дефицит бюджета Италии был и до кризиса - 3,3% в 2006 году и 1,5% в 2007 году. Если бы не Греция и не общий фон, можно было бы себя тешить не таким большим дефицитом в 5,3%. Но на фоне

Диаграмма 2.

Динамика государственного долга по странам, имеющим большие проблемы с его обслуживанием, за период 2006-2009 годы.

текущих проблем Италия сегодня - это главная угроза для европейских финансов. Европе сейчас нужно не только решить проблему с долгами Греции.

Совет Министров Италии 2S мая 2010 года утвердил перечень мер жёсткой экономии с целью обуздать бюджетный дефицит1.

Таким образом, отмечают обозреватели, Италия присоединяется к Греции, Испании и Португалии - странам зоны евро, уже одобрившим или воплотившим на практике непопулярные шаги, связанные с сокращением расходов.

Речь идёт о замораживании зарплат бюджетникам и моратории на новые рабочие места в госсекторе, об отсрочке выхода на пенсию для определённых профессиональных категорий и сокращении финансирования местных бюджетов. Среди других мер: снижение зарплаты министрам и борьба с уходом от уплаты налогов. Дефицит итальянского бюджета только в 2011-м году составит 13 миллиардов евро.

Пакет мер жесткой экономии, разработанный кабинетом Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, был одобрен 27 мая 2010 года в испанском парламенте с перевесом всего в 1 голос: 169 "за" и 168 "против"2.

По словам Министра финансов Испании Е. Саль-гадо, представители правительств испанских регионов одобрили план, предполагающий сокращение дефицита примерно на 60 млрд. евро, или

5,7% ВВП к 2013 году. При этом основное уменьшение - порядка 55 млрд. евро - придется на центральное правительство и лишь оставшиеся 5 млрд. евро - на регионы.

Дефицит бюджета Великобритании в следующие четыре года значительно сократится, заявил министр финансов Великобритании Алистер Дар-линг в ходе выступления в Парламенте, где он представлял бюджет на ближайшие годы3. Планируется уменьшить дефицит бюджета до 89 млрд. фунтов стерлингов ($132 млрд.) к апрелю 2014 году по сравнению с уровнем в 167 млрд. фунтов, прогнозируемым на этот финансовый год.

Объем государственных заимствований Великобритании в следующем году сократится до 163 млрд. фунтов, а к 2014-2015 году упадет до 74 млрд. фунтов4.

"Таким образом, долг будет на 100 млрд. фунтов ниже к 2013-2014 году, чем прогнозировалось в прошлогоднем бюджете", - цитирует агентство Bloomberg слова главы британского Минфина. Дарлинг также заявил об ухудшении прогноза роста ВВП Великобритании на 2011 год до 3-3,5% по сравнению с декабрьским прогнозом в 3,75%. Аналитики в среднем ожидают увеличения ВВП страны в следующем году на 2,1%. В этом году британский ВВП вырастет на 1-1,5%, отметил А. Дарлинг, что соответствует предыдущему прогнозу Минфина5.

Дефицит бюджета в 2009 году федерального

Диаграмма 3.

Уровень государственного долга в некоторых странах Европы за период 2006-2009 годы

Источник: расчеты автора на основе данных Интернета.

1 Интернет: http://ru.euronews.net/2010/05/25/italy-to-announce-to-deep-budget-cuts.

2 Интернет: http://ru.euronews.net/2010/05/27/spanish-austerity-plan-backed-by-only-one-vote.

3 Интернет:1Шр:/Мм™.НММАККЕТ.Ки. Информационное агентство "Финмаркет".

4 Интернет:1Шр:/Мм™ЛХ1У^КЕТ^и. Информационное агентство "Финмаркет".

5 Интернет:1Шр:/Мм™ЛХ1У^КЕТБи. Информационное агентство "Финмаркет".

правительства, земель и общин Германии достиг 79,3 млрд. евро, что составляет 3,3% от объема валового внутреннего продукта государства. Таким образом, разница между доходами и расходами крупнейшей европейской экономики превзошла установленный по Маастрихтским соглашениям лимит дефицита бюджета для стран Евросоюза в 3°%1.

По данным Федерального статистического ведомства Германии, дефицит федерального бюджета в 2009 году составил 39,6 млрд. евро, дефицит бюджетов земель - 20,2 млрд, бюджетов общин - 7,5 млрд., задолженность системы социального страхования - 12,1 млрд. евро. К росту бюджетного дефицита привели программы по стимулированию экономики и снижение объёмов налоговых поступлений.

Немецкие аналитики прогнозируют дальнейший рост задолженности. По оценкам Бундесбанка, в 2010 году дефицит бюджета может достигнуть 5% от ВВП, а, по расчетам Министерства финансов Германии, - 5,5%.

При анализе нами основных параметров бюджета и ВВП Китая и США было выявлено, что дефицит консолидированного бюджета в Китае всего вдвое меньше американского.

Проведенные нами расчеты показывают, что, удельный вес дефицита федерального бюджета США от совокупного дефицита на 2010г. составляет 90,36%, а данный показатель по Китаю составил всего лишь 16,14%. Вместе с этим, удельный

вес дефицита бюджетов штатов США от совокупного дефицита консолидированного бюджета на 2010г. составил лишь 9,64%, а по Китаю аналогичный показатель равен 83,96%.

Отсюда можно сделать вывод о том, что Китай делает тоже самое, что США - накачивает спрос через раздувание госрасходов, рост которых финансируется за счет займов. Только в отличие от США, Китай привлекает гигантские займы, располагая их не на уровне правительства, а на уровне местных властей.

В период глобального финансово-экономического кризиса, быстро отреагировав на просьбы о содействии в борьбе с экономическим кризисом, поступавшие из стран Европы и Центральной Азии, Всемирный банк более чем удвоил кредитование с 3,9 миллиардов долларов США в среднем за период с 2000 до 2008 года, до 9 миллиардов долларов США в финансовом 2009 году. В 2010 году ожидаемый размер кредитования составит 11 миллиардов долларов США, из которых 10,5 миллиардов долларов США - вклад Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и 0,5 миллиарда долларов - Международной ассоциации развития (МАР).

Большая часть новых займов поступила в форме кредитования на цели развития, призванного помочь странам восстановить рост экономики и обеспечить рабочие места (например, 1,3 миллиарда долларов США для Турции), реабилитировать финансовый сектор (например, 400 милли-

Таблица 2.

Анализ удельных весов дефицитов федерального и местных бюджетов от совокупного дефицита Китая и США на 2010 год

Наименование страны Дефицит федерального бюджета на 2010г. Удельный вес дефицита федеральног о бюджета от совокупного дефицита на 2010г. Дефицит местных бюджетов (бюджет штатов) на 2010г. Удельный вес дефицита местных бюджетов от совокупного дефицита на 2010г. Дефицит совокупный на 2010г. ВВП в 2009 году

Китай 850 млрд. юаней или 125 млрд. долл. 16,14% 4,45 трлн. юаней или 654 млрд. долл. 83,96% 5,3 трлн. юаней или 780 млрд. долл. 33,3 трлн. юаней или 4,9 трлн. долл.

США 1,5 трлн. долл. 90,36% 160 млрд. долл. 9,64% 1,66 трлн. долл. 14 трлн. долл.

Расчеты автора на основе материалов Интернета, курс юаня - 6,8 за долл. США.

1 На основе материалов Интернета.

онов долларов США для Украины), смягчить социальные последствия кризиса (например, 144 миллиона долларов США для Латвии) и повысить эффективность расходов на социальные нужды (1,4 миллиарда долларов США для Польши, 200 миллионов долларов США для Беларуси, и 100 миллионов долларов для Сербии).

Кроме того, в феврале 2009 года Группа организаций Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) разработали План совместных действий международных финансовых институтов, который направлен на поддержание банковской системы и кредитование реальной экономики стран Центральной и Восточной Европы. С этого времени данными организациями было выделено более 19 миллиардов Евро с целью оказания помощи финансовому сектору региона Европы и Центральной Азии в рамках борьбы с последствиями кризиса1.

Всемирный банк также принял участие в Европейской инициативе координации банков - или Венской инициативе, форума по углублению диалога между органами банковского надзора страны-хозяйки и принимающей стороны, представителями частных банков, Европейской комиссии и международными финансовыми учреждениями.

По сообщению сотрудника Всемирного банка Кол-лина Кинана, Банк успешно работает со многими странами, такими, как Индонезия, Мексика, Марокко и Туниса, в течение ряда лет, предоставляя им техническую помощь и предлагая продукты управления рисками, которые позволили этим странам приблизиться к достижению своих долгосрочных целей управления долгом"2.

Будучи значительным источником финансирования развития, Всемирный банк предоставляет в распоряжение всех членов широкий набор финансовых услуг. Например, Банк предлагает программные продукты, которые позволяют пользователям управлять рисками, связанными с изменением цен на сырьевые товары, повышением кредитных инструментов и инновационных финансовых решений в соответствии с источниками финансирования и приоритетами развития.

"Экономика России восстанавливается, но медленно и неуверенно. В 2010 году экономический рост в этой стране составит 4,25%, после сокращения на 7,9% в 2009 году". Об этом говорится в заявлении Международного валютного фонда (МВФ) от 4.08.2010 года3.

В Казахстане Глобальный финансовый кризис

1 Интернет: www.worldbank.org/eca

2 Интернет: www.ckeenan@worldbank.org.

3 Интернет: http://www.imf.org

привел к резкой остановке роста кредитования и прорыву пузыря цен на имущественные активы. В предшествовавшие кризису годы банки Казахстана осуществляли высокие заимствования за границей -накопив к 2007 году внешней долг в размере 46 млрд. долл. США (44 процента от ВВП) - для финансирования быстрого роста кредитования, главным образом в не внешнеторговом секторе.

Согласно прогнозам, в 2010 году мировой экономический рост составит около 4? процента, и в 2011 году - 4? процента. По сравнению с апрельским выпуском "Перспектив развития мировой экономики" (ПРМЭ) 2010 года это представляет собой корректировку прогноза в сторону повышения примерно на ? процентных пункта в 2010 году, что объясняется более высоким уровнем активности в первой половине этого года. Прогноз на 2011 год в целом остается неизменным. В то же самое время в условиях возобновления финансовой нестабильности риски ухудшения ситуации резко возросли4.

В своем выступлении на церемонии открытия 43-го ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка развития, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отметил: "За истекший год создано свыше 940 тыс. рабочих мест. Экспорт продукции вырос на 2,4 процента, обеспечив значительное положительное сальдо внешней торговли и стабильный рост золотовалютных резервов. Обеспечен устойчивый профицит Государственного бюджета"5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом проведенного анализа можно отметить, что прогнозы развития экономик стран преимущественно зависят от эффективности проводимых мер экономической политики по модернизации и техническому перевооружению производства, восстановлению доверия населения и стабильности банковс-ко-финансовой системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выступление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на пленарном заседании высокого уровня по Целям развития тысячелетия Генеральной Ассамблеи ООН // Газета "Народное слово" от 22 сентября 2010 года, №184 ^069).

2. Выступление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на церемонии открытия 43-го ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка развития. // Газета "Народное слово" от 4 мая 2010 года, №86 (4971).

3. И.А.Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Т.: ИПТД "Узбекистан", 2009г. с.48.

4 Восстановление доверия без ущерба для подъема. Перспективы развития мировой экономики. // Бюллетень основных прогнозов ПРМЭ. Вашингтон, 7 июля 2010 года, стр. I.

5 Выступление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на церемонии открытия 43-го ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка развития. // Газета "Народное слово" от 4 мая 2010 года, №86 (4971).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.