В. С. ОГАНОВ
Вазген Самвелович ОГАНОВ — аспирант СПбГУЭФ кафедры банковского дела.
В 2002 г. окончил СПбГУЭФ по специальности финансы, денежное обращение и кредит, по специализации банковское дело.
Автор 5 публикаций.
Работает экономистом 2-й категории Управления эмиссионио-кассовых операций Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу.
❖ -Ф- ^
МОНИТОРИНГ ОПЕРАЦИОННЫХ РИСКОВ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ,
ПОДХОДЫ БАЗЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ
(БАЗЕЛЬ 2)"
На сегодняшний день именно операционные угрозы являются серьезным препятствием на пути к созданию эффективной системы управления рисками. Понятие «риск» употребляется во многих общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Специфика экономического аспекта риска связана с тем, что риск, несмотря на ожидаемый финансовый выигрыш, отождествляется с возможным материальным ущербом, вызванным реализацией выбранного хозяйственного, организационного, финансового или какого-либо другого решения. Кроме того, к убыткам может привести неблагоприятное воздействие окружающей среды, включающее изменение рыночных условий, форс-мажорные обстоятельства и т. д. Риск, безусловно, неотъемлемый атрибут бизнеса, но предполагает соразмерность ожидаемому результату, и если научиться управлять им, то можно будет смягчить неблагоприятные последствия каких-либо событий. Суть управления риском заключается в эффективном управлении бизнесом, предупреждении убытков и увеличении прибыли. А для эффективного управления риском необходимо развивать внутреннюю культуру организации, т. е. учить сотрудников понимать риски и прививать каждому из них четкое исполнение правил и обязанностей.
С каждым годом банковская деятельность становится все более сложной и многообразной, кредитные организации, работающие на международных рынках, подвержены не только кредитному и рыночному рискам. Банковские услуги становятся все более оперативными, филиалы и отдельные банки в составе банковских групп связаны через сложные информационные системы и сети, которые могут оказывать значительное влияние на эффективность работы каждой отдельно взятой финансовой организации. Некомпетентность сотрудника или несостоятельность технического фактора может быть чревата финансовыми потерями и нанести серьезный урон состоянию кредитной организации.
© В. С. Оганов, 2007
Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента М. В. Петрова.
Вопросам усовершенствования систем управления банковскими рисками уделяется все большее внимание, как за рубежом, так и в России. Операционные риски — явление не новое для отечественной банковской системы. Кредитные организации сталкиваются с различными проявлениями операционного риска и проявляют заинтересованность в создании таких систем управления операционными рисками, которые адекватны по масштабам, характеру и направлениям банковской деятельности и способны обеспечивать устойчивость в проявлениях операционного риска. Отдельные банки уже создали специальные структурные подразделения или назначили сотрудников, занимающихся этими вопросами.
Под риском банковской деятельности часто понимаются возможные отклонения результатов деятельности банка в худшую сторону от прогнозируемых в момент принятия решения о проведении операций. Риск выражается вероятностью наступления и концентрации таких нежелательных для банка внутренних и внешних обстоятельств, которые в результате могут привести к потере прибыли, значительным убыткам, сокращению ресурсной базы, потери ликвидности и, в худшем случае, к банкротству. По мнению некоторых зарубежных экспертов, операционный риск по степени значимости для банка находится на втором месте после кредитного риска, но при этом важно понимать, что в целом банковские риски это некая цепь, звенья которой взаимосвязаны между собой в той или иной степени.
Говоря о банковских рисках, можно выделить четыре основные категории риска: кредитный риск, рыночный риск, риск потери ликвидности и операционный риск.
Базельский комитет определяет операционный риск как риск потерь из-за несостоятельности внутренних процессов или систем, некомпетентности сотрудников, либо в результате внешних событий. Это определение включает правовой риск, под которым понимается риск потерь вследствие несоблюдения законодательных актов, а также разумных моральных норм и договорных обязательств, и риск возбуждения судебного процесса. Однако стратегический риск и риск ухудшения репутации в определение не входят.
Дискуссии об операционном риске качались в конце 1990-х годов, позднее уточненные итоги этих дискуссий были включены в Новое соглашение об оценке достаточности капитала (Базель 2). В это время банки начали признавать различные виды операционных рисков и пытаться предотвратить случаи мошенничества и сбоев в работе систем, а также сократить количество ошибок при оформлении сделок. Новый подход к управлению операционными рисками в рамках Базеля 2 можно сравнить с подходами к управлению и оценке кредитных и рыночных рисков.
Само соглашение предназначено для вычисления размера покрытия рисков. Также Базель 2 предполагает внедрение в кредитных организациях эффективной системы управления операционными рисками. Таким образом, целью соглашения «Базель 2» является усовершенствование правил того, какой капитал должен быть зарезервирован для покрытия рисков — независимо от того, используются ли стандартные подходы, предлагаемые ведущими разработчиками систем риск-менеджмента, или внутренние разработки банка.
Выделим основные виды операционных рисков:
— риски, связанные с внутренним мошенничеством (сообщение дилерами неточных или неверных сведений по позициям, использование инсайдерской информации, хищения, совершенные штатными сотрудниками, заведомое искажение кредитной заявки в случае дачи взятки сотруднику);
— риски, связанные с внешним мошенничеством (кража, подделка документов, взлом компьютерных сетей, предоставление неверной информации для получения кредита, мошенничество с использованием платежных карточек);
— риски, связанные с политикой приема на работу и техникой безопасности на рабочем месте (охрана здоровья сотрудников, общая ответственность учреждения за действия сотрудников и возмещение убытков сотрудникам);
— риски, связанные с клиентами, продуктами и стандартами ведения бизнеса (несанкционированное использование конфиденциальной информации, предложение банками клиентам продуктов без должных санкций и разрешений, отмывание денег и мошенничество с использованием счетов);
— риски, связанные с причинением ущерба материальным активам (вандализм, терроризм, землетрясения, пожары, наводнения);
— риски, связанные со сбоями в работе и ошибками систем информации и связи (отказ аппаратуры и сбои в программном обеспечении, телекоммуникационные проблемы);
— риски, связанные с оформлением документов, проведением операций и управлением процессами (ошибки ввода данных, неполнота правовой документации, ошибки, касающиеся обеспечения кредита; несанкционированный доступ к счету клиента).
Грамотное управление операционными рисками предполагает не только их правильное выявление, но и сбор исчерпывающих данных, и оценку влияния различных событий на деятельность кредитной организации. При наличии подробных сопоставимых данных можно было бы применять количественные подходы к управлению операционными рисками, подобные тем, что успешно применяются по отношению к другим банковским рискам.
Способы и степень важности работы с операционными рисками в разных банках разные, в зависимости от уровня и вида рисков, а также объема и типа банковских операций в конкретном банке. Однако в соглашении «Базель 2» заданы единые базовые правила измерения операционных рисков. Соглашение вводит три метода измерения рисков для подсчета требований к капиталу, которым должен владеть банк для покрытия своих операционных рисков:
— подход на основе базовых показателей (базовый индикативный подход);
— стандартизированный подход;
— усовершенствованный подход.
Подход на основе базовых показателей предполагает, что банк обязан предусмотреть для этого капитал, равный 15 % среднегодовой положительной валовой прибыли за три предыдущих года. Процентная норма, получившая название «альфа», установлена Базельским комитетом.
В рамках стандартизированного подхода вся банковская деятельность разделяется на восемь направлений: корпоративные финансы, торговля и продажи, розничные банковские услуги, коммерческие банковские операции, платежи и расчеты, агентское обслуживание, управление активами и розничные брокерские операции. Валовая прибыль от каждого направления служит основой для определения процентной нормы для него. Процентная норма, получившая название «бета», колеблется от 12 до 18% в зависимости от уровня и вида рисков, характерных для каждого из направлений. Совокупная величина капитала, требуемого дня покрытия операционного риска, определяется как среднегодовой размер капитала за три года на покрытие риска по каждому из направлений.
Усовершенствованный подход основанный на собственной методике расчета величины капитала, требуемого для покрытия операционного риска, могут использовать только те банки, которые отвечают определенному набору качественных и количественных стандартов. Руководство банка должно убедить надзорный орган в состоятельности своей системы оценки операционного риска, качества сбора данных, механизмов контроля, сценариев и организации управления операционными рисками.
Все эти подходы различаются уровнем сложности и чувствительностью к риску. От небольших банков не требуется разработки очень сложных и дорогостоящих систем, тогда как крупные банки, работающие на международных рынках и осуществляющие большие объемы операций, обязаны это делать.
Официальная позиция Банка России по реализации нормативов Базеля 2 в Российской Федерации была озвучена в 2004 г. Она заключается в следующем. Прежде всего, с учетом состояния финансовых рынков и уровня развития банковского сектора, а также по результатам обследования, касающегося количественного влияния Базеля 2 на достаточность капитала, к 2008-2009 гг. предполагается осуществить упрощенный стандартизированный подход к расчету достаточности капитала. Также предусматривается осуществление процедур надзора за достаточностью капитала со стороны органов надзора и реализация требования по раскрытию банками информации о капитале в целях усиления рыночной дисциплины.
В отношении операционного риска это означает внедрение простейшего метода расчета регулятивного капитала на покрытие риска — базового индикативного подхода, обязывающего банк держать для покрытия риска капитал в размере, равном установленной доле от среднего годового дохода, рассчитанного за предыдущие три года. Данный метод является стартовым для расчета достаточности капитала, поэтому Базель 2 не предусматривает каких-либо исходных условий использования базового индикативного подхода для расчета капитала. Тем не менее банкам, применяющим этот метод, следует стремиться соблюдать рекомендации, содержащиеся в документе Базельского комитета «Надлежащая практика управления и надзор за операционным риском» от февраля 2003 г., так как нормативные требования по достаточности капитала призваны защищать заинтересованных лиц и рынок в целом и будут способствовать развитию банковского сектора. У банков нет практического опыта по выявлению, оценке, мониторингу и минимизации операционного риска, они не располагают квалифицированными кадрами, в результате чего сталкиваются с большими сложностями, тем не менее, банкам следует накапливать практический опыт и стремиться к усовершенствованию своей деятельности, не пренебрегая рекомендациями Базельского комитета.