Научная статья на тему 'Мониторинг образовательной деятельности студентов средствами системы управления обучением Moodle как инструмент управления качеством образования'

Мониторинг образовательной деятельности студентов средствами системы управления обучением Moodle как инструмент управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шендалева О.А., Первезенцева Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг образовательной деятельности студентов средствами системы управления обучением Moodle как инструмент управления качеством образования»

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ МООБЬЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ОБРАЗОВАНИЯ

Концепция модернизации российского образования ча период до 2010 г. и решения Правительства Российской Федерации по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования. Качество образования зависит от множества аспектов, в том числе от качества образовательной деятельности обучаемых, которая напрямую влияет на степень усвоения знаний и умений студента. Таким обш-зом, обеспечение непрерывного системного слежения за состоянием образовательного процесса является одной из актуальных задач современного образования.

Исследования в области управления качеством образования и образовательного мониторинга базируются на анализе содержания, принципов и функций управленческой деятельности, которые представляют собой теоретическую базу управления образованием. В последние десять лет объектом нового направления исследований стали проблемы управления качеством образования с использованием новых инфопмационных технологий. Проблемы управления качеством образования наиболее полно раскрыты в монографии «Управление качеством образования» под редакцией М. М. Поташника1. Авторы книги судят о качестве образования в основном по качеству результатов

О. А. Шендалева - доцент кафедры правовой информатики Омского юридического института, кандидат технических наук;

Э. А. Первезенцева - соискатель кафедры новых информационных и коммуникационных технологий в образовании Омского государственного педагогического университета

образовательного процесса, в то время как процесс получения знаний остается в тени, что с нашей точки зрения не совсем справедливо.

Анализ научной литературы показывает2, что качество образования оценивается преимущественно по результату обучения, который является показателем деятельности общеобразовательного учреждения. При оценке деятельности общеобразовательных учреждений в основном используются количественные показатели, характерные для отчетного периода и не отражающие динамики процессов. Поэтому имеющаяся информация не обладает прогностической силой, и на ее основе сложно выполнить системный анализ деятельности образовательного учреждения.

Использование статистических методов обработки результатов мониторинга образовательного процесса и их педагогическая интерпретация дают возможность органам управления осуществлять сравнительный анализ результатов деятельности и эффективно управлять качеством образовательного процесса.

Осуществлять мониторинг образовательной деятельности студента позволяет система управления обучением Moodle (Learning Management Systems - LMS), которая служит для разработки электронных образовательных ресурсов. Примене-

1 См.: Управление качеством образования : практикоориентированная монография и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. М. : Педагогическое общество России, 2004.

2 См.: Диканская Н. К. Герасименко Е. В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Стандарты и мониторинг в школе. 2003. № 3. С. 42 ; Дормиооноеа Т. М. Диагностика обученности // Педдиагностика. 2004. № 2. С. 91-101.

Вестник Омского юридического института. 2009. Ms 2 (11)

ние среды Moodle возможно для любых форм обучения, но особенно актуальным становится ее использование для заочной и очно-заочной форм обучения, поскольку данная среда обладает следующими преимуществами:

- допускает реализацию способов самоуправления и саморегуляции учебной деятельности;

- стимулирует самостоятельную познавательную активность;

- учитывает в содержании учебного материала и учебных задач уже приобретенные знания, умения, навыки и компетентности;

- стимулирует высокую мотивацию к учению, поддержанию и развитию з^чебных мотивов, интерес к познанию;

- наличие интерактивности и обратной связи обеспечивает внутренний и внешний диалог;

- обеспечивает педагогически обоснованную помощь с учетом характера затруднения обучаемого;

- предоставляет информацию обучающемуся о его самостоятельной учебной деятельности;

- обеспечивает индивидуализацию обучения с помощью разработки разноуровневых заданий;

- обеспечивает свободный доступ к учебным материалам: позволяет входить и выходить из программы в любой момент, возвращаться к ранее пройденному учебному материалу;

- допускает модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью.

Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов. Такие системы также называются виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE). Слово Moodle - это акроним от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment. В русских публикациях можно встретить название этого проекта МООДУС (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная система). На сегодняшний день Moodle - самая распространенная система для организации дистанционного обучения с самым большим количеством пользователей и разработчиков.

Система Moodle обладает интуитивно понятным интерфейсом, состоит из курсов и их описаний, список которых обычно представлен в центре главной страницы. Преподаватель и студент видят один и тот же курс по-разному. В отличие от студента в рамках своего курса преподаватель может управлять курсом и редактировать его: добавлять, удалять, перемещать ресурсы курса, деятельност-ные элементы, блоки.

КаЖЦЫЙ Курс СОСТОИТ ИЗ блОКОВ, ПОЗВО.)1ЯЮЩИХ

управлять работой в Moodle, и основного содержания (модулей). Блоки увеличивают функциональность, интуитивность и простоту использования системы.

В свободном доступе находится информация о том, кто является преподавателем, кто - учеником, когда человек последний раз был в курсе. Доступна информация о нем, о списке участников конкретной группы, возможно отображение в списке только тех, кто был не активен в течение указанного времени (блок «Люди»), кто находится на сайте в данное время (блок «Пользователи на сайте»).

Регулирование познавательной деятельности студентов может быть организовано с помощью следующих функциональных возможностей МоосПе.

1. Доступ к теоретическим и практическим материалам курса. Выполнение заданий курса может происходить последовательно, если руководитель курса принудительно определяет доступность тематических модулей только после освоения предыдущих, выставляя дату доступа к заданиям, либо произвольно. В последнем случае траекторию обучения студент выбирает самостоятельно.

2. Корректировка курса, модификация заданий. Через блок «Новостной форум» преподаватель информирует студентов обо всех произошедших изменениях, о корректировке курса обучения, новых заданиях. В блоках «Наступающие события» и «Последние действия» указаны события, которые произойдут или произошли на курсе. Это может бьгть введение нового или удаление существующего задания, наступление срока доступности того или иного задания для выполнения. Существует возможность для преподавателя получить подробный отчет о действиях по каждому элементу курса.

3. Коммуникация и обратная связь. Блок «Обмен сообщениями» позволяет общаться с другими участниками курса и преподавателем непосредственно. Общение через форумы и чаты также позволяет регулировать деятельность студентов преподавателем. В МоосПе активно используется е-таП-рассылки копий сообщений с форумов, отзывов учителей, есть возможность отправки е-таП-сооб-щений произвольной группе участников курса

Использование технологии гипертекста, удобная навигация по учебному материалу позволяют свободно передвигаться по «телу» курса, переходить из одного задания в другое, выполнять задания и общаться с другими обучающимися.

Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, - интерактивность, позволяет развивать активные деягельност-ные формы обучения. Коммуникация между участниками обучения, находящимися на расстоянии друг от друга, может осуществляться в режиме реального времени. Интерактивность предполагает взаимодействие любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. В данном случае необходимый уровень интерактивности обеспечивают средства телекоммуникации Moodle и Интернет.

Интерактивность как качество выражается в осуществлении эффективной обратной связи в виде развернутого ответа преподавателя на выполненные студентами задания, комментария к оценке, участия в форуме, чате, 'шкьпроекте, что позволяет контролировать промежуточные и конечные результаты обучения, сравнить их с целями, внести необходимые коррективы. Наличие обратной связи поможет студенту получать своевременную информацию о правильности своего продвижения от незнания к знанию.

4. Настройки курса. Блок «Управление» содержит ряд ссылок по работе с курсом (для преподавателя) и со своей учетной записью: редактировать настоойки курса, регулировать количество и состав участников обучения, формировать отчеты по работе всех участников курса с различными его элементами, по статистике посещаемости, определять параметры оценивания и узнавать оценки (доступно студентам).

После выбора формата курса администратор курса (преподаватель) отбирает ресурсы Моос11е и технологические средства обучения или интерактивные элементы курса. После выбора соответствующего элемента курса появляется окно добавления элемента (книга, база данных, задание, семинар, форум и т. д.) со встроенными технологиями для организации работы с элементом курса. В этом окне нужно настроить параметры функционирования элемента курса: выбрать имя, дать краткое описание, определить форму работы (самостоятельная или в группе), время доступа к ресурсу, если этот элемент предназначен для практического задания - установить параметры оценивания.

5. Оценивание, промежуточный и итоговый контроль. Существует возможность вынесения суждений и оценок о выполненной работе участников курса на форумах, в чатах, семинарах.

Для всех элементов курса возможно оценивание, в том числе по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировке оценок.

Полные сведения о входах пользователя и посещении элементов курса, полный отчет по каждому студенту с диаграммами посещаемости и деталями по каждому модулю, так же как и детальная информация о каждой работе студента в рамках курса, включая отправку сообщений на форум, работу над рабочей тетрадью и т. д., доступны преподавателю в любой момент времени, что обеспечивает своевременный контроль и корректировку образовательной деятельности студентов.

Процесс обучения с использованием модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды имеет ряд преимуществ, позволя-

югцих реализовать следующие методические принципы: огромный мотивационный потенциал; конфиденциальность; большая степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории; возможность многократных повторений изучаемого материала; модульность; динамичность доступа к информации; доступность; наличие постоянно активной справочной системы; возможность самоконтроля; соответствие принципу развивающего обучения; индивидуализация; обеспечение наглядности и многовариантность представления информации.

ЬМБ Моос11е обладает удобным и понятным интерфейсом и разнообразными функциональными и технологическими возможностями для создания полноценных электронных образовательных ресурсов. Структурная организация учебных курсов, наполнение средствами обучения (элементами и ресурсами курса), адаптивность этих элементов к методическим материалам разного уровня сложности, гибкая система настройки параметров курса, выбора формы работы, организация коммуникации и обратной связи, интерактивные возможности системы позволяют проектировать электронный образовательный ресурс с учетом регуляции и саморегуляции познавательной деятельности, а также вести наблюдение за познавательной деятельностью студентов, своевременно реагировать и корректировать траекторию обучения.

Таким образом, мониторинг направлен на достижение главной задачи - повышение эффективности работы преподавателя и, соответственно, повышение качества образовательного процесса. Оценивание изменений, происшедших после определения первоочередных задач, на основе мониторинга, разработки и реализации рекомендаций представляет практический интерес.

Мониторинг образовательной деятельности обучаемого помогает рассматривать результаты в связи со способами их достижения, выявлять тенденции, динамику учебного процесса и его результатов и включает в себя проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия преподавателя и студента.

Педагогический мониторинг позво.гяет преподавателю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обучения. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие преподавателя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег и студентов.

Студенту мониторинг дает возможность отслеживать свой уровень усвоения материала, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. Кроме того, он постоянно видит реальную картину достижений, получает достоверную оценку своей учебной деятельности.

Вестник Омского юридического института. 2009. № 2 (11)

Руководство вуза получает возможность в динамике контролировать совместную деятельность преподавателя и учащихся, объективно проводить сравнительный анализ образовательного процесса, целенаправленно, а главное, адресно планировать методическую работу в вузе на основе диагностического анализа данных мониторинга и, как следствие, компетентно и более эффективно управлять образовательным процессом.

В настоящее время наблюдается ряд противоречий между необходимостью непрерывного отслеживания качества обученности и недостаточной разработанностью методов и средств оценки качества обу-

чения, между сложностью объекта исследования и низким уровнем владения исследователями в области педагогики и психологии современными математическими и статистическими методами анализа эксперимента, между необходимостью эффективного управления качеством обученности и ограниченным спросом на результаты системы оценки учебных достижений учащихся со стороны органов управления образования, не позволяющих эффективно использовать возможности педагогического мониторинга. Решение этих проблем позволит системно и на научной основе подойти к вопросу повышения качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.