Мониторинг научной жизни а нтропологического сообщества (2008 г.)
В этот раз мы получили 31 ответ от российских и иностранных этнографов, фольклористов, славистов (в опросе приняли участие Сергей Абашин, Михаил Алексеевский, Игорь Алимов, Сергей Арутюнов, Мария Ахметова, Дэниел Бир, Татьяна Володина, Йорам Горлицкий, Брюс Грант, Эльза-Баир Гучинова, Варвара Добровольская, Наталья Дранникова, Татьяна Иванова, Татьяна Ка-нева, Катриона Келли, Владимир Кляус, Валерия Колосова, Валентина Кузнецова, Стивен Ловелл, Константин Логинов, Софья Лойтер, Екатерина Мельникова, Дмитрий Несанелис, Людмила Никонова, Александр Островский, Ефим Резван, Марьям Резван, Лариса Рыбакова, Светлана Рыжа-кова, Андрей Топорков, Ольга Христофоро-ва). Мы благодарим всех участников опроса. Ниже публикуется составленный на основании полученных ответов сводный список с комментарием редакции, а комментарии участников опроса читатель может найти
в электронном разделе журнала (АФ^пИ^) по адресу <http:// anthropologie.kunstkamera.ru/>. При подведении итогов не учитывались те названные в ответах работы, выставки и конференции, которые были опубликованы или проведены до 2008 или в 2009 г., поскольку в этом опросе речь шла об итогах научной жизни 2008 г., однако все присланные ответы (в том числе касающиеся предыдущих лет и 2009 г.) полностью опубликованы в АФ^Ы^.
Благодаря расширению круга участников по сравнению с предыдущим опросом было названо больше пунктов в каждой номинации, а сами ответы представляют большее географическое разнообразие: в итоговый список попали книги, выпущенные не только раскрученными научными издательствами. Расширившийся географический охват позволяет использовать результаты опроса не только в качестве рекомендаций коллег о том, что выбрать из имеющегося на полках магазинов, но и для того, чтобы узнать о новых работах, вышедших в других городах. Результаты опроса можно рассматривать и как повод для дискуссии — видимо, неслучайно в этом опросе предыдущий был назван среди «Состоявшихся полемик».
Результаты опроса выявили и недостатки такой формы подведения научных итогов. Некоторые позиции могли быть названы из этикетных соображений: из уважения к редакции журнала или коллегам. Возможно, так случилось с проведенными нашим журналом «Зеленинскими чтениями — 2008», которые дважды встречаются в ответах как запомнившаяся конференция (кстати, их назвали и среди негативных тенденций). Отметим также удивившее нас указание авторами ответов собственных работ, что, правда, встречалось редко.
Как и в прошлый раз, в скобках указано количество упоминаний той или иной позиции в ответах, если их два и более. Названные в каждой номинации позиции расположены в списке по количеству упоминаний и по алфавиту, а выставки и конференции представлены по хронологии. Ответы показали, что среди вопросов не хватает пункта «Архивные материалы», поэтому в сводном списке мы назвали соответствующий пункт «Опубликованные материалы полевых исследований и архивные материалы». Пункт «Этнографические сайты», которого тоже недостает в вопроснике, будет введен в следующем году.
В этом выпуске журнала мы также публикуем рецензии на книги А.Б. Ипполитовой, М. Могильнер и на сборник «Антропология академической жизни», отмеченные в ответах (см. раздел «Рецензии»).
Монографии
Ипполитова А.Б. Русские рукописные травники XVII—XVIII веков: Исследование фольклора и этноботаники. М.: Индрик, 2008. (6)
Толстая С.М. Пространство слова: Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М.: Индрик, 2008. (6)
Lewis H. Siegelbaum. Cars for Comrades: the Life of the Soviet Automobile. Cornell University Press, 2008. (3)
История и культура Сямозерья / Рук. проекта акад. В.П. Ор-финский. Петрозаводск: изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. (2)
Слёзкин Ю. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера. М.: Новое литературное обозрение, 2008. (2)
Фирсов Б.М. Разномыслие в СССР. 1940-1960-е годы. История, теория и практика. СПб.: Европейский дом, 2008. (2)
Белова О. В., Петрухин В.Я. «Еврейский миф» в славянской культуре. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2008.
Белова О.В., Петрухин В.Я. Фольклор и книжность: Миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008.
Могильнер М. Homo imperii. История физической антропологии в России. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Морозов И.А., Бутовская М.Л., Махов А.Е. Обнажение языка. Кросскультурное исследование семантики древнего жеста. М.: Языки славянской культуры, 2008.
Нарский И. Фотокарточка на память. Семейные истории, фотографические послания и советское детство (Автобио-исто-рио-графический роман). Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2008.
Островская Е.А. Воины радуги. Институционализация буддийской модели общества в Тибете. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008.
Павлинская Л.Р. Буряты. Очерки этнической истории. СПб.: Европейский дом, 2008.
Ревуненкова Е.В. Сулалат-ус-салатин: малайская рукопись Крузенштерна и ее культурно-историческое значение. СПб., 2008.
Русские в Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор. Материалы и исследования / А.А. Бахматов, Т.Г. Голева, И.А. Подюков, А.В. Черных; ПГПУ; Центр этнолингвистики народов Прикамья. Пермь: [ОТиДО], 2008.
Рыжакова С.И., Завьялова М.В. Этнические образы и стереотипы: по результатам сравнительного исследования среди молодежи Латвии и Литвы. М.: ИЭА РАН, 2008.
Скальные ландшафты Карельского побережья моря: природные особенности, хозяйственное освоение, меры по сохранению / Ред. А.Н. Громцев. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008.
Тишков В.А. Тундра и море. Чукотско-эскимосская резьба по кости. М.: Индрик, 2008.
Хроленко А.Т. Лингвофольклористика: Листая годы и страницы. Курск, 2008.
Червонная С.М. Современное исламское искусство народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
Colton T.J. Yeltsin: A Life. Basic Books, 2008.
Guseva A. Into the Red: The Birth of the Credit Card Market in Postcommunist Russia. Stanford University Press, 2008.
Smith S. Revolution and the People in Russia and China: A Comparative History (The Wiles Lectures). Cambridge University Press, 2008.
Holmes L. Kirov's School No. 9: Power, Privilege and Excellence in the Provinces, 1933-1945. Киров, 2008.
Thompson N. Settlers on the Edge: Identity and Modernization on Russia's Arctic Frontier. Vancouver, 2008.
Названо 25 книг, которые произвели наибольшее впечатление на авторов ответов. Лишь шесть из них повторяются в двух и более ответах. Безусловными лидерами оказались монографии А.Б. Ипполитовой и С.М. Толстой, причем нельзя не отметить, что книги С.М. Толстой оказываются на высшей ступеньке второй год подряд. Одна монография относится к области этнолингвистики, другая — на стыке фольклористики и этноботаники. На третьем месте оказалась книга Льюиса Си-гельбаума, посвященная социальной истории советского периода (впервые в список попали книги не только российских авторов, но и наших зарубежных коллег, что не может не радовать). Следует также отметить, что в шестерке наиболее заметных книг социальная история представлена еще двумя работами — Ю. Слёзкина и Б.М. Фирсова. И лишь одна коллективная монография («История и культура Сямозерья») посвящена традиционным этнографическим сюжетам.
Упомянутые по одному разу 19 книг принадлежат разным направлениям: этнографии, этнолингвистике, фольклористике,
этнической истории, физической и визуальной антропологии и др. Тематический спектр поразительно широк. Он свидетельствует, вероятно, не только о широте предметной области дисциплин антропологического круга и широте интересов авторов присланных ответов, но и о том, что сейчас не существует такой области антропологического знания, которая бы привлекала внимание представителей разных дисциплин. Скорее можно констатировать отсутствие интереса к этнографической проблематике в том виде, в каком она представлена в огромном количестве вышедших в 2008 г. книг. Разумеется, есть и единичные исключения, но они лишь оттеняют общую безрадостную картину, сложившуюся в этнографии.
Сборники статей
Штетл, XXI век: Полевые исследования / Сост. В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2008 (Studia Etnologica; Вып. 5) (4)
«Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня: Сборник статей в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности / Сост. А.С. Архипова, М.А. Гистер. М.: РГГУ, 2008. (3)
Антропология академической жизни: адаптационные процессы и адаптивные стратегии / Отв. ред. Г.А. Комарова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2008. (2)
Какорея: Из истории детства в России и других странах: Сборник статей и материалов / Сост. Г.В. Макаревич. М.; Тверь: Научная книга, 2008. (2)
Natales grate numeras? Сборник статей к 60-летию Георгия Ахилловича Левинтона / Ред.: А.К. Байбурин и А.Л. Осповат. При участии С.В. Николаевой, А.М. Пиир, Н.А. Славгород-ской. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. (Studia Etnologica; Вып. 6). (2)
Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: Сборник статей по материалам Международного фольклорного конгресса. / Гл. ред. Шишкина, ред.-сост. Е.М. Шишкина, В.О. Петров. Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.
Народные культуры Европейского Севера. Республиканская научная конференция (Архангельск, 15—17 октября 2007 года) / Отв. ред. Н.В. Дранникова. Архангельск: Поморский университет, 2008.
Население Кольского Севера в период социальных, трансформаций: проблемы и практики культурной адаптации / Ред. В.П. Петров, И.А. Разумова. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2008.
Письменность, литература и фольклор славянских народов / XVI Международный съезд славистов. (Охрид, 10—16 сентября 2008 г.): Доклады российской делегации / Отв. ред. А.М. Мол-дован. М.: Индрик, 2008.
Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2008. Т. 33.
Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2008.
Сельская Россия: прошлое и настоящее: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (Республика Карелия, Водлозерский национальный парк, 4—9 августа 2008 г.). М.: Энциклопедия российских деревень, 2008.
Тропою Богораза. Научные и литературные материалы / Сост. и ред. Л.С. Богословская, В.С. Кривощеков, И.И. Крупник. М.: Институт наследия — ГЕОС, 2008.
Шведы: сущность и метаморфозы идентичности / Отв. ред. Т.А. Тоштендаль-Салычева. М.: РГГУ, 2008.
Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 20 ноября 2008 года, Саранск / Сост. Т.В. Самсонова, З.И. Акимова; МО РМ, МРИО. Саранск, 2009.
Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (9—11 декабря 2008 г.) / Под ред. Н.Ф. Беляевой. Саранск, 2008.
Етнолингвистичка проучавааа српског и других словеснких jезика: У част академика Светлане Толстой. Београд, 2008.
Beyond the Empire. Images of Russia in the Eurasian Context / Ed. by Mochizuki Tetsuo. Slavic Research Center. Sapporo: Hokkaido University, 2008.
Russian Love Charms in a Comparative Light // Charms, Charmers and Charming: International Research on Verbal Magic / Ed. by Jonathan Roper. Palgrave Macmillan, 2008.
La symbolique du corps dans les formules magiques en Russie aux XVIIe—XVIIIe siècles // Le corps dans la culture Russe et au-delà / Textes réunis par G. Kabakova et Fr. Conte. Cahiers Slaves, № 9. Paris, 2008.
В этой номинации представлено 20 сборников. На первом месте по праву оказался сборник современных полевых материалов, посвященных штетлу. Книгу подготовили сотрудники Центра иудаики Европейского университета в Санкт-Петербурге. Материалы, собранные по, казалось бы, маргинальной теме, привлекли внимание самых разных исследователей. Секрет, вероятно, в профессионализме собирателей и авторов книги, который сказался и в выборе объекта исследования, и в характере собранных материалов.
Наверное, не случайно, что в списке сборников, отмеченных не одним участником опроса, есть и другая книга, в которой представлены материалы полевых исследований («Какорея: Из истории детства в России и других странах»). Интерес к материалам полевых исследований вполне естествен: материалы, в отличие от исследований, не стареют, но это касается не всех материалов. История еврейских местечек и история детства, видимо, относятся сейчас к числу востребованных тем.
Другая показательная черта этого списка — наличие сразу трех фестшрифтов. Один из них посвящен С.Ю. Неклюдову, другой — Г.А. Левинтону, третий — С.М. Толстой. Юбилейные сборники стали особым жанром, причем, как правило, такие книги если и не становятся «эталоном качества», то отличаются в лучшую сторону от «рядовых» сборников. Объясняется это, вероятно, тем, что отбор авторов в эти сборники гораздо строже, чем в обычные, а сами авторы относятся к своим текстам с большей ответственностью. Впрочем, это относится не ко всем фестшрифтам, но к выделенным — несомненно.
Ну и, конечно, нельзя не отметить, что в числе выделенных участниками опроса сборников оказался коллективный труд, посвященный антропологии академической жизни, — большая удача коллектива авторов, возглавляемого Галиной Комаровой. До сих пор эта сфера не была объектом пристального внимания российских антропологов, и вполне закономерно, что первый опыт вызвал такой интерес.
Статьи
Панченко А. «Заложные родители»: Смерть, коллективная память и сакральное пространство // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2008. С. 232-259. (2)
Абрамян Л. Кинорежиссер, смотрящий на мир глазами художника // Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамб-ляж. Ереван: Музей Сергея Параджанова, 2008.
Агапкина Т.А. Топика восточнославянских заговоров (истоки и параллели) // Письменность, литература и фольклор славянских народов / XVI Международный съезд славистов. (Охрид, 10—16 сентября 2008 г.): Доклады российской делегации / Отв. ред. А. М. Молдован. М.: Индрик, 2008. С. 345-364.
Дандес А. Фольклористика в XXI веке // Традиционная культура. 2008. № 2 (30). С. 120-139.
Словарь локального текста как метод описания городской культурной традиции (на примере Могилева-Подольского) / Под ред. М. Лурье // Штетл, XXI век: Полевые исследования / Сост. В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2008 (Studia Etnologica; Вып. 5). С. 186-215.
Архипова А., Неклюдов С. Два героя / два уркана: привал на пути // Natales grate numeras? Сборник статей к 60-летию Георгия Ахилловича Левинтона / Ред. А.К. Байбурин и А.Л. Оспо-ват. При участии С.В. Николаевой, А.М. Пиир, Н.А. Славго-родской. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. С. 25-73.
Богданов К.А. Риторика ритуала. Советский социолект в этнолингвистическом освещении // Антропологический форум. 2008. № 8. С. 300-337.
Добровольская В.Е. Прескрипции, бытующие в среде кладбищенских работников // Фольклор малых социальных групп: традиции и современность: Сб. науч. ст. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2008. С. 126-133.
Земцовский И.И. Еще одна эпическая универсалия? // Живая старина. 2008. № 1. С. 18-20.
Кормина Ж.В., Штырков С.А. Письма верующих как реклама: «всенародная приемная» св. Ксении Петербургской // Антропологический форум. 2008. № 9. C. 154-184.
Макарова В. Священник в зооморфных уподоблениях // Natales grate numeras? Сборник статей к 60-летию Георгия Ахилловича Левинтона / Ред. А.К. Байбурин и А.Л. Осповат. При участии С.В. Николаевой, А.М. Пиир, Н.А. Славгород-ской. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. С. 362-380.
Монгуш М.В. Тибетские тулку — кто они? (о феномене реинкарнации в буддизме) // Этнографическое обозрение. 2008. № 3. C. 161-168.
Неклюдов С.Ю. Голос и эхо мифа // Живая старина. 2008. № 1. C. 2-5.
Никонова Л.И. Мордва юга Сибири: к истории вопроса // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международ. науч. конф. Вып. 7 / Под ред. Т.К. Щегловой, И.В. Октябрьской. Барнаул: БГПУ, 2008. С. 21-24.
Орлова Г. Советская картография в сталинскую эпоху: детская версия // Неприкосновенный запас. 2008. № 2. С. 85-101.
Рыжакова С. «Тело, разбросанное по земле»: Частная жизнь, профессиональная деятельность и полевая работа этнографа: к вопросу о соотношении этики и прагматики // Антропология академической жизни: адаптационные процессы и адаптивные стратегии / Отв. ред. Г.А. Комарова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2008. С. 162-208.
Соколов М. Конец русского радикального национализма? // Антропологический форум. 2008. № 8. C. 183-197.
Соколовский С.В. Коренные народы: от политики стратегического эссенциализма к принципу социальной справедливости // Этнографическое обозрение. 2008. № 4. С. 59-76.
Соколовский С.В. Российская антропология и проблемы ее историографии // Антропологический форум. 2008. № 9. C. 123-153.
Специальная тема номера: «Чайнатауны» в России (отв. ред. В.И. Дятлов) // Этнографическое обозрение. 2008. № 4. С. 358.
Чередникова М.П. Галлюцинации и/или фольклор // «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня: Сборник статей в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности / Сост. А.С. Архипова, М.А. Гистер. М.: РГГУ, 2008. C. 125-134.
Шахназарян Н. «А где же мои свои?»: Бегство и миграции армян Азербайджана // Вестник Евразии. 2008. № 2 (40). С. 96124.
Щепанская Т.Б. Символические репрезентации знания в неформальном дискурсе «поля» // Антропология академической жизни: адаптационные процессы и адаптивные стратегии / Отв. ред. Г.А. Комарова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2008. С. 100-140.
Bartov O. Eastern Europe as the Site of Genocide // Journal of Modern History. Vol. 80 (Sept. 2008). P. 557-593.
Smith M.B. Individual Forms of Ownership in the Urban Housing Fund of the USSR, 1944-64 // Slavonic and East European Review. 2008. No. 86. P. 283-305.
25 статей привлекли внимание участников опроса. Из них всего лишь одна статья (А. Панченко), посвященная пересмотру некоторых моментов концепции «заложных родителей» Д.К. Зеленина, названа два раза. По сути дела, это означает, что действительно ярких статей в прошлом году не появилось. Вместе с тем показательно, что целый ряд отмеченных статей были опубликованы в тех сборниках, которые лидируют в своей номинации. Остальные статьи вышли в журналах «Этнографическое обозрение», «Традиционная культура», «Живая старина», «Антропологический форум», «Journal of Modern History», «Slavonic and East European Review», а также в различных сборниках. Тематический разброс очень велик, но обращает на себя внимание обилие в этом списке статей, посвященных различного рода фольклористическим сюжетам. Конечно, это может объясняться тем, что в опросе активно участвовали фольклористы, но это обстоятельство также говорит о некотором оживлении в фольклористике, куда пришло поколение молодых и способных исследователей. Среди статей этнографической направленности нельзя не отметить блок исследований, посвященных мигрантам и миграциям.
Опубликованные материалы полевых исследований и архивные материалы
Поэзия в казармах: Русский солдатский фольклор (из собрания «Боян» Андрея Бройдо, Джаны Кутьиной и Якова Бройдо) / Сост. и ред. М.Л. Лурье. М.: ОГИ, 2008. (2)
Рукописная религиозная проза Нижегородского края: тексты и комментарии / Сост., подг. текстов, вступит. ст. и комм. Ю.М. Шеваренковой. Н. Новгород: Растр-НН, 2008 (2)
Традиционная культура Усть-Цильмы. Лирические песни. М., 2008. (2)
Гастарбайтерство. Факторы адаптации / Сост. Н.А. Дубова. Под ред. М.Н. Губогло. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, Центр по изучению межэтнических отношений, 2008.
Голоса ушедших деревень / Г.Г. Нечаева [и др.]; под общ.ред. Г.Г. Нечаевой, фото Д.В. Галкина, П.Н. Анансона. Минск: Белорус. наука, 2008.
Никонова Л.И. Мордва Циркумприбайкальского региона и Республики Хакасия (по материалам этнографических экспедиций 2008 г.) // Од вий = Молодая сила: сб. науч. ст. аспирантов и докторантов / Отв. ред. и сост. Г.А. Куршева; НИИ
гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2008. Вып. 4. С. 100-110.
Полевые исследования студентов РГГУ: Этнология. Фольклористика. Лингвистика. Религиоведение. М.: РГГУ, 2008. Вып. 3.
Память о Великой Отечественной войне в социокультурном пространстве современной России. СПб.: Европейский дом, 2008.
Страхов А. Б. Полесские фольклорно-этнографические материалы в современных записях: 3. Представления о птицах // Palaeoslavica. 2008. XVI. № 2. S. 155-216.
Тишков В.А. Наука и жизнь. Разговоры с этнографами. СПб.: Алетейя, 2008.
Традыцыйная мастацкая культура беларусау: у 6 т. Т. 4. Брэсц-кае Палессе; у 2 кн. / щэя i агул. рэдагаванне Т.Б. Варфаламе-евай. Мн.: Выш. шк., 2008.
Чудь в устной традиции Архангельского Севера / Под ред. Н.В. Дранниковой. Архангельск: Поморский университет, 2008. (Фольклор Севера. Материалы и исследования; Вып. 3).
Президиум ЦК КПСС. 1954-1964: в 3 т. Т. 3. Постановления. 1959-1964. М.: РОССПЭН, 2008.
Morozova N., Novikov J. Isevarki Peipsiveer. Eesti vanausuliste folkloorist ja parimuskultuurist, tektsid vahendanud eesti keelde Zemfira Lampmann ja Marju Koivupuu, toimetaja Marju Koivupuu. Tartu: Eesti Vanausuliste Kultuuri- ja Arendusühung, Kirjastus HUMA, 2008.
При общем интересе к полевым и архивным материалам неожиданно названо всего 14 изданий. Кажется, интерес к таким материалам растет параллельно с их уменьшением. В приведенном списке примерно поровну представлены публикации фольклора и этнографических материалов. Как и среди статей, нет выраженных лидеров. Минимально выделены всего три сборника, причем все три являются публикациями фольклорных материалов. Из других представленных в списке собраний материалов внимание привлекают те, в которых представлены современные сведения о гастарбайтерстве, память о Великой Отечественной войне, полесские фольклорно-этнографиче-ские материалы. Нельзя не отметить и публикацию разговоров В.А. Тишкова с этнографами. Интервью, появившиеся в этой книге, дают множество поводов задуматься об особенностях истории отечественной этнографии.
Словари и справочные издания
Борисов С. Б. Энциклопедический словарь русского детства: в 2 т. Шадринск: изд-во Шадринского пединститута, 2008. (3)
Исполнители фольклорных произведений (Заонежье. Карелия) / Изд. подгот. Т.С. Курец. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2008. (3)
Религиозный фольклор в архиве Центра фольклора ННГУ: указатель сюжетов / Сост. Ю.М. Шеваренкова, Н.Б. Храмова, О.В. Макаревич. Общая ред. К.Е. Кореповой. Н. Новгород: ННГУ, 2008. (3)
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 5: Вологодская губерния / Российский этнографический музей. Сост. И.И. Шангина. СПб., 2008. Ч. 4: Тотемский, Устьсысольский, Устюгский и Яренский уезды. (2)
Арьянова В.Г. Словарь фитонимов Среднего Приобья. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. Т. 3: У—Я. Словник.
В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре. М.: ОГИ, 2008.
Духовная культура Китая: Энциклопедия: в 5 т. Т. 3: Литература. Язык и письменность. М.: Восточная литература, 2008.
Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. СПб.: ОлмаМедиаГрупп, 2008.
Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских народных сравнений. СПб.: ОлмаМедиаГрупп, 2008.
Силантьев Р.А. Ислам в Современной России. М.: Алгоритм, 2008.
Словенски фолклористи. Лични подачи и адресе. Славянские фольклористы. Персональные данные и адреса. Slav Folklorists. Personal informations and addresses. Београд, 2008.
Anna Erman, Japhet Kahouyé Loh. Dictionnaire dan—français (dan de l'Ouest) avec un index français-dan. St.Petersbourg: Nestor-Istoria, 2008.
Mansy Mythology. (Encyclopaedia of Uralic Mythologies. 3. Ed.-in-Chief A.-L.Siikala, V.Napolskikh, M.Hoppal). Autors: I.N. Ge-muev, A.V. Baulo, A.A. Lyutsidarskaya, A.N. Sagalaev, Z.P. Sokolo-va, G.E. Soldatova. Transl. by V. Napolskikh. Budapest: Akademiai Kiado, Helsinki: Finnish Literature Society, 2008.
Valentin Vydrine, Mognan Alphonse Kességbeu. Dictionnaire dan-français (dan de l'est) avec une esquisse de grammaire du dan
de l'Est et un index français-dan. St.Petersbourg: Nestor-Istoria, 2008.
Сайт «Культура детства: нормы, практики, ценности» <http:// childcult.rsuh.ru/>.
Прежде всего обращает на себя внимание резкое расширение указаний на справочную литературу. Среди 16 словарей и справочных изданий сразу три книги отмечены по три раза. «Энциклопедический словарь русского детства», подготовленный С.Б. Борисовым, за короткое время приобрел довольно широкую известность. Указатели сюжетов всегда относились к числу наиболее ценных справочных пособий в области фольклора, и появление нового указателя не могло не привлечь внимания. То же относится и к совсем редкому изданию справочных материалов об исполнителях фольклорных произведений. Вероятно, по ошибке среди справочных изданий указан очередной выпуск материалов из Тенишевского архива, но само присутствие этих материалов в числе отмеченных вовсе не ошибка. Более того, судя по наметившейся тенденции (в прошлом году они были тоже отмечены), очередные тома «Русских крестьян» надолго пропишутся в общем списке. Нельзя не отметить, что в перечне широко представлены словари и справочники, относящиеся к зарубежным фольклорно-этнографическим традициям (Норвегии, Китая, Африки). Впервые отмечен сайт («Культура детства: нормы, практики, ценности» <Ы1р:// childcult.rsuh.ru/>). Вероятно, указания на справочные материалы, представленные в электронном виде, будут появляться все чаще. Впрочем, это относится не только к справочным материалам, поэтому в следующем опросе «Этнографические сайты» будут выделены в отдельную номинацию.
Рецензии и обзоры
Антропов Н.П. Книга о народном календаре в Полесье // Живая старина. 2008. № 1. С. 61-62.
Артемова О.Ю. Десять лет «первобытности» в постсоветской России: анализ некоторых, преимущественно учебно-методических, публикаций // Этнографическое обозрение. 2008. № 2. С. 139-156.
Виноградова Л.Н. Погребально-поминальная обрядность Полесья [Рец. на кн.: В.Л. Конобродська. Полюький поховаль-ний i поминальш обряди: Етнолшгвистичш студи. Житомир, 2007] // Живая старина. 2008. № 2. С. 52-53.
Дубин Б. Что остается от Аушвица. Архив и свидетельство. Реферат на книгу Джорджо Агамбена «Что остается от Аушвица» // Отечественные записки. 2008. № 4.
Толстая С.М. «На кривой не объедешь»: фразеологизмы в контексте культуры [М. Жуйкова. Динам1чш процеси у фразеоло-пчнш систем! схщнослов'янських мов. Луцьк, 2007] // Живая старина. 2008. № 2. С. 54-55.
Христофорова О.Б. Небесные письма: новая книга о народной религиозности (Letters from Heaven: Popular religion in Russia and Ukraine. Toronto, 2006) // Живая старина. 2008. № 4. С. 6466.
Шесть отмеченных рецензий на сотни вышедших книг — явное указание на неблагополучие не только в сфере собственно рецензирования, но и гораздо глубже — в научной жизни нашего сообщества, которую можно определить не иначе как «вялотекущую». Этому обстоятельству был посвящен специальный «Форум» в предыдущем номере, к которому мы и отсылаем наших читателей.
Учебные пособия
Новиков Ю., Петкевич Г. Национальная картина мира в русском фольклоре: Истоки. Динамика развития. Межкультурная коммуникация. Учебная книга / Вильнюсский пед. ун-т. Вильнюс, 2008. (2)
Теория культуры / Ред. С.Н. Иконникова и В.П. Большаков. СПб.: Питер, 2008.
Caryl Emerson. The Cambridge Introduction to Russian Literature. Cambridge University Press, 2008.
С учебными пособиями не меньшая беда, чем с рецензиями. И все же здесь ситуация несколько лучше, поскольку для этой области определяющим является качество появляющихся учебных пособий, а оно, кажется, растет.
Этнографические выставки
«Во дворцах и в шатрах. Исламский мир от Европы до Китая» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 14 февраля — 14 сентября 2008 г.).
«Карелия. На границе Финляндии» / «Rajantakaista Karjalaa» (Музей Культур, Хельсинки, 4 марта 2008 г. — 4 января 2009 г.).
«Крест — святыня драгоценная» (Российский этнографический музей, Санкт-Петербург, 20 марта — 20 мая 2008 г.).
«Декоративно-прикладное искусство Дагестана» (Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва, 6— 15 октября 2008 г.).
«Оружие и доспехи самураев» (Государственный музей искусств народов Востока, Москва, 22 октября 2008 г. — 8 марта 2009 г.).
«Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. К 190-летию Азиатского музея» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 9 декабря 2008 г. — 5 апреля 2009 г.).
«Шалом, Архангельск!» (Архангельский областной краеведческий музей, 14 декабря 2008 г. — 10 февраля 2009 г.).
«Русская скоморошина» (Театральная галерея ГЦТМ им. А.А. Бахрушина на Малой Ордынке, Москва, 17 декабря 2008 г. — 25 января 2009 г.).
«"Правдив сей календарь...". 300 лет первому русскому печатному "Брюсову календарю"» (Государственный исторический музей, Москва, 17 декабря 2008 г. — 1 марта 2009 г.).
Выставка Ю.Н. Хижняк (студия «Лад», Москва).
Виртуальная выставка «Женские лики Кавказа» <http://www. kunstkamera.ru/exhibitions/virtualnye_vystavki/zhenskie_liki_ kavkaza/>.
Этнографические выставки — особый жанр презентации работы многих этнографов. Конечно, и в этой области случаются яркие события, привлекающие внимание не только посетителей, но и специалистов, но вместе с тем каждая выставка — событие. В прошлом году их было как никогда много, причем они происходили не только в реальном, но и в виртуальном пространстве («Женские лики Кавказа»). Почти все выставки, привлекшие внимание авторов ответов, прошли в Москве и Петербурге, но тем интереснее музейные события, имевшие место в Архангельске («Шалом, Архангельск!») и Хельсинки («Карелия. На границе Финляндии»).
Конференции
«Актуальные проблемы современной фольклористики и изучения классического наследия русской литературы» (конференция, посвященная 70-летию Е.В. Костюхина) (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 19-20 февраля 2008 г.). (2)
XIV Международный съезд славистов (Охрид, Македония, 1016 сентября 2008 г.). (2)
IV Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник» (МГУ, РИК, 2-8 октября 2008 г.). (2)
Зеленинские чтения — 2008 «Формы и способы организации памяти в традиционной и современной культуре» (Журнал «Антропологический форум», МАЭ РАН, ЕУСПб, Санкт-Петербург, 6-8 ноября 2008 г.). (2)
«Переделка как явление культуры (VII Детские чтения)» (СПб-ГУКИ, 19-20 декабря 2008 г.). (2)
Научно-практический семинар «Методика полевых работ и архивное хранение фольклорно-этнографических и лингвистических материалов» (Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН и ФГУК «Музей-заповедник "Кижи"», Петрозаводск, 16 апреля 2008 г.).
VI Российский фестиваль антропологических фильмов (Салехард, 21-27 сентября 2008 г.).
«Новые методы и подходы в социальной антропологии: российско-французский диалог» (Москва, 25-27 сентября 2008 г.).
«Балканы и Балтика в объединенной Европе: история, религии, культуры» (Институт фольклора Болгарской академии наук, София, Болгария, 8-10 октября 2008 г.).
XVII научный семинар-симпозиум «Народная культура Сибири» (Омский государственный педагогический университет, 28-30 октября 2008 г.).
«Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования» (конференция к 50-летию лаборатории народной музыки РАМ им. Гнесиных) (Москва, 29 октября — 1 ноября 2008 г.).
Малые Банные чтения «Новый дух просвещения, или о политическом измерении социальных наук» (Новое литературное обозрение и Смольный институт свободных искусств и наук, Санкт-Петербург, 31 октября 2008 г.).
II Межрегиональный научно-практический семинар «Религиозно-этническое пространство Европейского Севера: история и современность» (Поморский государственный университет, Архангельск, 6 ноября 2008 г.).
«Белорусское Подвинье: опыт, методика и итоги полевых исследований» (Полоцк, ноябрь 2008 г.)
«Пищевой код в славянских культурах» (Институт славяноведения РАН, Москва, 2—4 декабря 2008 г.)
III Шёгреновские чтения «Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий-2» (Российский этнографический музей, 3—5 декабря 2008 г.).
Что неуклонно растет, так это количество конференций. Качество большинства из них оставляет желать лучшего, причем это относится и к некоторым из тех, что указаны в списке. Судя по опубликованным в разделе АФ-ОпИпе комментариям, несколько конференций привлекли особое внимание. Среди них — «Переделка как явление культуры (VII Детские чтения)» за неординарность темы и «Новые методы и подходы в социальной антропологии: российско-французский диалог» как пример действительно плодотворного обмена взглядов. Из мемориальных научных встреч отмечается конференция, посвященная 70-летию Е.В. Костюхина. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что в списке присутствуют не только московские и петербургские конференции, но и те, которые состоялись в региональных центрах (Петрозаводск, Салехард, Омск, Архангельск, Полоцк), а также в других странах (Македония, Болгария).
Состоявшиеся полемики (как отразившиеся в печати, так и происходившие на конференциях)
Форум: Позиция антрополога при исследовании проблем ксенофобии // Антропологический форум. 2008. № 8. С. 7—180. (2)
Березкин Ю.Е. Ответы на опрос // Антропологический форум. 2008. № 9. С. 370-372.
Дискуссия о публикации, републикации и координации экспедиционных работ в книге: Народные культуры Европейского Севера. Республиканская научная конференция (Архангельск, 15-17 октября 2007 года) / Отв. ред. Н.В. Дранникова. Архангельск: Поморский университет, 2008. С. 194-195.
Обсуждение проектов восточнославянского и международного указателей заговоров / Подг. Т.А. Агапкиной и А.Л. Топорковым [Преамбула и ответы на вопросы — С. 3—4, 13—16] // Традиционная культура. 2008. № 4 (32). С. 3—16.
Опрос. Мониторинг научной жизни антропологического сообщества (2005—2007 гг.) // Антропологический форум. 2008. № 9. С. 347-386.
Полемика на заседании секции «Этнография» во время проведения конференции «Мавродинские чтения — 2008» в Санкт-Петербурге по поводу того, что следует считать «этнолокаль-ной группой».
Семинар «Антропология и литература» группы теоретико-литературных и междисциплинарных исследования ИРЛИ РАН.
Форум: Престиж в науке // Антропологический форум. 2008. № 9. С. 7-120.
Sheila Fitzpatrick et al. Revisionism in Retrospect // Slavic Review. Vol. 67. N 3. P. 682-724.
Оглядывая этот список можно подумать, что полемический градус довольно высок, но это явно не так. Достаточно обратить внимание, что только на двух (!) конференциях состоялись дискуссии, которые авторы сочли возможным отметить в своих ответах. Еще одна упомянутая площадка для дискуссий — семинар «Антропология и литература» в Пушкинском доме. Остальные обсуждения были организованы журналами, в основном «Антропологическим форумом» (четыре из шести), но организация этих дискуссий требовала специальных усилий и, строго говоря, они не определяют уровень дискуссионности в научной жизни нашего сообщества.
В заключение хотелось бы сказать, что материалы проведенного опроса позволяют хоть в какой-то мере представлять научную жизнь в дисциплинах антропологического круга. Картина будет более четкой, если большее число коллег примет участие в следующем опросе (по итогам 2009 года). Мы на это надеемся. Вопросы следующего опроса опубликованы на сайте журнала по адресу: <http://anthropologie.kunstkamera.ru/12>.
Альберт Байбурин
Ольга Бойцова