Научная статья на тему 'Мониторинг наркоситуации в образовательных учреждениях'

Мониторинг наркоситуации в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
273
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ НАРКОМАНИЯ / НАРКОСИТУАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Пермякова Татьяна Владимировна

Статья посвящена анализу молодежного наркотизма в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа. В ходе конкретно-социологического исследования изучены состояние наркоситуации, причины и мотивы потребления наркотиков, факторы молодежного наркотизма, отношение молодежи к различным формам и способам борьбы с распространением наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг наркоситуации в образовательных учреждениях»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.624-057. 87:303.62 ББК С 543. 172-425

МОНИТОРИНГ НАРКОСИТУАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Л. А. Журавлева,

Т. В. Пермякова

Ключевые слова: молодежная наркомания, наркоситуация в образовательных учреждениях, северный регион.

Резюме: Статья посвящена анализу молодежного наркотизма в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа. В ходе конкретно-социологического исследования изучены состояние наркоситуации, причины и мотивы потребления наркотиков, факторы молодежного наркотизма, отношение молодежи к различным формам и способам борьбы с распространением наркотиков.

Проблема наркомании - одно из наиболее серьезных девиантных явлений, с которым человечество вступило в XXI век. По оценкам ООН, в 2001 году в мире насчитывалось 200 млн человек, злоупотребляющих наркотиками. Увеличение численности злоупотребляющих наркотиками происходит преимущественно в слаборазвитых и развивающихся странах, к которым относится сегодня и Россия. Самая опасная тенденция заключается в том, что наиболее интенсивно растет число наркоманов среди молодежи [1, с. 13].

Злоупотребление наркотическими веществами влечет за собой множество опасных последствий: люди еще в молодом возрасте превращаются в хронических больных, инвалидов, нетрудоспособных, а нередко и социально опасных членов общества, вследствие чего разрушаются семьи, учащаются случаи самоубийств и преступлений на почве алкогольных и наркотических психозов, стремления удовлетворить любым путем наркотическое пристрастие [1, с. 17].

Эта общая ситуация имеет свою специфику в каждом конкретном регионе. Наложение общих проблем на локальные существенно усугубляет положение. Население северных территорий России, в том числе и Ханты-Мансийского автономного округа, имеет более высокий уровень доходов, что в сочетании с неразвитостью культурно-досуговой инфраструктуры создает благоприятную почву для возникновения самых разнообразных девиаций - алкоголизма, наркомании, токсикомании и др. Настоятельная потребность знать

масштабы проблемы и найти способы ее решения обусловили необходимость ее исследования1.

Одним из условий эффективной реализации социально-профилактических мероприятий в образовательных учреждениях является обязательное проведение социологических исследований мониторингового типа, которые предполагают отслеживание динамики распространения наркомании и эффективности предпринимаемых усилий по ее превенции. Целью такого мониторинга является осуществление социального аудита эффективности мер профилактики наркотической зависимости, проводимых среди учащейся молодежи.

Данное исследование проводилось с применением теоретических и эмпирических методов, включая изучение статистических материалов, программных документов, опросов экспертов, анкетирования, их качественный и количественный анализ. Характер и совокупность использованных методов, значительный объем выборки респондентов позволяют рассчитывать на получение в исследовании достоверных результатов. Основным методом сбора информации был письменный анонимный опрос (анкетирование) молодых людей, проживающих в Советском районе. Именно с помощью данного метода можно исследовать установки молодежи и оценить масштабы вовлеченности молодых людей в процесс наркотизации.

Для исследования проблемы наркомании немаловажным является материальный уровень семей респондентов. Доходы своей семьи как средние определили чуть более половины респондентов (51,1%), 26,1% - как выше среднего. Около 7% считают доход своей семьи высоким, почти в 2,5 раза меньше тех, кто считает его низким (2,8%). По своему социальному положению опрошенная молодежь принадлежит преимущественно к выходцам из семей рабочих: у 67,3% респондентов отец и у 54,4% мать - рабочие. Чуть более чем у каждого десятого родители - руководители. Родителей-бизнесменов и родителей - представителей интеллигенции имеет очень незначительная часть опрошенной молодежи.

Состояние наркоситуации. Под наркоситуацией будем понимать совокупность объективных и субъективных индикаторов, характеризующих:

• знание молодежью видов наркотиков, последствий их употребления, мест приобретения;

• наличие собственного опыта (единичного или множественного) употребления наркотиков;

• наличие в референтной группе лиц, потребляющих наркотики, частоту и мотивацию их употребления.

Знакомство с наркотиками начинается чаще всего с предложения их попробовать. Такие предложения (по результатам исследования) получали почти

1 В социологическом исследовании по проблеме распространения наркомании среди молодежи Советского района ХМАО Тюменской области, проведенного методом анкетного опроса, приняли участие 548 человек.

половина (40,0%) опрошенных. Это говорит о достаточно широком распространении наркотиков в молодежной среде, причем степень распространения увеличивается с возрастом. Так, если среди школьников получал предложение попробовать наркотики каждый третий (ЗЗ,5%), среди учащихся колледжа - около 40%, то среди студентов - существенно больше (68,5%).

Предложение попробовать наркотики само по себе таит в себе опасность, но более важной является реакция молодых людей на это предложение. Результаты исследования показали, что треть респондентов приняли это предложение, и студентов здесь оказалось больше, чем школьников и учащихся колледжа, хотя и не очень существенно - 30,1; 37,5 и 37,9% соответственно.

Степень распространенности наркотиков напрямую связана с ближайшим окружением, компанией, кругом друзей, оказывающих существенное влияние на поведение и сознание молодого человека. Каждый пятый из опрошенных указал на наличие среди своих ближайших друзей тех, кто употребляет наркотики. Различие между школьниками и студентами здесь достаточно существенно: круг лиц, потребляющих наркотики, среди студентов в два раза шире, чем среди школьников. На наличие друзей, потребляющих наркотики, указали 16,9% школьников, 25,9% учащихся колледжа и 36% студентов.

Еще более тревожные цифры характеризуют частоту потребления наркотиков (табл. 1).

Таблица 1

Респонденты о частоте употребления наркотиков своими друзьями

(% к опрошенным)

Частота потребления Школьники Уч-ся колледжа Студен- ты В целом по массиву

Систематически, каждый день 16,1 18,2 16,1 17,7

Раз в неделю 32,1 18,2 32,3 34,2

Раз в месяц 19,6 9,1 25,8 20,3

Раз в полгода, по особым случаям 32,2 54,5 25,8 27,8

Данные таблицы показывают, что наиболее распространенным является еженедельное потребление наркотиков.

Для определения масштабов распространения наркотизации наиболее важным показателем является наличие или отсутствие собственного опыта «общения» с наркотиками. Результаты проведенного опроса показали, что каждый восьмой школьник (12,2%), почти каждый седьмой учащийся колледжа (15,0%) и почти каждый четвертый опрошенный студент (24,7%) хотя бы раз пробовали наркотики. Как видим, ситуация меняется к худшему с повышением уровня образования. Следует зафиксировать важнейшее противоречие в ответах молодежи: полученных ответов на прямой вопрос о личном опыте по-

требления наркотиков значительно меньше, чем на ранее задававшийся вопрос о принятии предложения попробовать наркотики (см. выше). Сказанное позволяет сделать вывод, что группа «риска», куда обычно относят лиц, имеющих собственный опыт употребления наркотиков, составляет от трети до половины учащейся молодежи.

Если говорить о мотивации, то, по мнению участников опроса, ведущим мотивом является желание испытать «кайф», получить удовольствие. На него указали 66,5% опрошенных. Второе место с небольшим отрывом занимает любопытство - 62,1% респондентов. Другие мотивы (внутренний дискомфорт, стресс, желание поддержать компанию, отсутствие взаимопонимания с окружающими, неуверенность в завтрашнем дне и др.) существенно уступают названным. Общая картина мотивов представлена в табл. 2.

Таблица 2

Респонденты о мотивах, подталкивающих к первой пробе наркотиков

(% к опрошенным)*

Мотивы Школьники Уч-ся колледжа Студен- ты В целом по массиву

Желание испытать «кайф», получить удовольствие 68,0 63,8 62,0 66,5

Любопытство 59,8 69,0 64,4 62,1

Внутренний дискомфорт, стресс 39,1 34,5 44,6 39,6

Желание поддержать компанию 39,1 43,1 30,4 38,1

Отсутствие взаимопонимания с окружающими 28,6 31,0 30,4 29,2

Неуверенность в завтрашнем дне 13,3 12,1 9,8 12,6

Желание повысить свою работоспособность 2,6 0,0 5,4 2,8

Как показали результаты опроса, молодежь считает, что она хорошо осведомлена о последствиях потребления наркотиков: на это указали 81,6% школьников, 76,3% учащихся колледжа и 92,3% опрошенных студентов. К чему сводится это знание? По мнению респондентов, потребление наркотиков может привести к смерти (на такой результат указали около 70% опрошенных), болезни (29,9%), наркотической зависимости (около 20%), деградации личности (8%).

Молодежь неплохо осведомлена и о местах приобретения наркотиков: знают, где можно их приобрести, каждый пятый из опрошенных - 18,7% школьников, 25% учащихся колледжа и 23,9% студентов. Результаты исследо-

* Здесь и далее сумма ответов превышает 100%, т. к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

вания показали также неплохую осведомленность молодежи о самих наркотиках. Наиболее популярны среди молодежи традиционные наркотики: анаша (знают о его употреблении 58,2% опрошенных), гашиш (40,9%), героин (24,5%), кокаин (14,7%). Кроме того, в молодежной среде достаточно распространен наркотик, получивший название «экстази» (20,3%). Наряду с перечисленными наркотиками студенты и школьники называют лекарственные препараты (в том числе, психотропные), оказывающее аналогичное действие (19,7%).

Информацию о наркотиках молодежь получает из разных источников (можно предположить, что эта информация существенно различается по содержанию, способу подачи и характеру комментария). Почти одинаковые позиции с точки зрения первенства занимают СМИ и литерные произведения и друзья и знакомые (табл. 3).

Таблица 3

Респонденты об источниках получения информации о наркотиках

(% к опрошенным)*

Источники Школьники Уч-ся колледжа Студенты В целом по массиву

СМИ, литература 57,0 32,8 58,1 54,6

Друзья, знакомые 49,1 48,3 63,4 51,5

Педагоги 36,1 24,1 25,8 33,0

Родители, родственники 23,3 31,0 20,4 23,6

Личный опыт 5,6 12,1 2,2 5,7

Не интересуются 13,8 24,1 5,4 13,5

Таким образом, анализ полученных данных позволяет говорить о достаточно широком распространении наркомании среди молодежи: более трети школьников, примерно 40% учащихся колледжа и более половины студентов в той или иной форме, в той или иной степени вовлечены в наркоситуацию. Это требует серьезных и срочных мер, в том числе и профилактических.

Причины наркотизации. Анализ ответов респондентов показал, что причины наркотизации молодежь связывает прежде всего не с внутренними, а с внешними обстоятельствами. Такие причины, как неумение организовать свой досуг, общекультурная неразвитость и т. п. занимают нижние строчки в иерархии причин. Это достаточно распространенная и характерная черта незрелой личности - снять с себя вину, переложив ее на кого-то другого. Это подтверждается и тем, что субъективные причины потребления наркотиков в большей степени признаются студентами, чем школьниками, что связано с их возрастом и, хотелось бы надеяться, с более высоким уровнем зрелости. Вместе с тем обвинять только молодежь в сложившейся ситуации не вполне справедливо: какое общество - такие и «дети». Результаты, касающиеся причин потребления наркотиков, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Молодежь о причинах потребления наркотиков (% к опрошенным)*

Причины Школьники Уч-ся колледжа Студенты По массиву в целом

Влияние «улицы», компании 78,2 77,6 76,7 77,9

Неблагополучие в семье 64,2 53,4 51,1 61,2

Мода на употребление наркотиков в молодежной среде 31,0 31,0 31,1 31,0

Подражание молодежным кумирам 30,8 27,6 24,4 29,4

Непонимание со стороны взрослых 22,6 10,3 15,6 20,1

Неумение организовать свой досуг 13,6 20,7 27,8 16,7

Проблемы с учебой 11,3 12,1 8,9 11,0

Общекультурная неразвитость 10,0 13,8 13,3 11,0

Отсутствие возможности заниматься в молодежных клубах, секциях, кружках 5,9 6,9 7,8 6,3

Следует обратить внимание на единодушие участников опроса в отношении первой причины. Друзья и компания действительно занимают важное место в жизни подростков и молодежи. Однако их влияние может быть не только позитивным, но и негативным. В данном случае мы видим последнее. Этот ответ достаточно четко коррелирует с предыдущими: и знакомство, и потребление наркотиков происходит в компании, при ее участии и содействии.

Факторы наркотизации. Важнейшим фактором первого потребления наркотиков становится, конечно же, компания. На это указали более половины (62,3%) опрошенных. Каждый пятый отмечает, что знакомство с наркотиками проходит в компании с теми, кто уже их пробовал. Немаловажными обстоятельствами, толкающими к употреблению наркотиков, становятся стрессовая ситуация и состояние алкогольного опьянения, на это указали 21,4 и 10,7% респондентов. Отметим, что алкогольное опьянение чаще упоминается школьниками, чем другими группами респондентов. Из других обстоятельств, толкающих к знакомству с наркотиками, респонденты назвали любопытство, внешнее давление, стремление оказаться взрослым, отсутствие занятий и интересов. Знакомство с наркотиками происходит в разных местах, но чаще на дискотеках и в ночных клубах, а также на улице.

Существенная роль внешних объективных факторов роста наркотизации подтверждается и ответами респондентов на контрольный вопрос о том, что способствует развитию молодежной наркомании. Большинство опрошенных указали на доступность наркотиков и на влияние окружающих (табл. 5).

Таблица 5

Респонденты о факторах молодежной наркомании (% к опрошенным)

Факторы Школьники Уч-ся колледжа Студенты По массиву в целом

Доступность наркотиков 70,4 62,7 82,6 71,6

Влияние окружения (знакомых, друзей, приятелей) 60,7 49,2 68,5 60,8

Безнадзорность 43,6 47,5 40,2 43,5

Влияние молодежных кумиров 21,9 27,1 14,1 21,2

Смена ценностей в обществе 12,5 20,3 22,8 15,1

Влияние СМИ 7,6 3,4 14,1 8,3

Другие факторы (неблагополучие в семье, проблемы в школе) 2,3 1,7 0,0 1,8

В очередной раз обращает на себя внимание то, что студенты в большей степени осознают роль социально-экономических, политических и социокультурных изменений в обществе, т. е. связывают распространение наркомании не столько с ситуацией в молодежной среде, сколько с состоянием общества в целом.

Итак, как показали результаты исследования, важнейшим фактором наркотизации молодежи является ближайшее окружение - компания друзей и приятелей.

Нет необходимости говорить о колоссальной роли дружеской и приятельской компании в процессе социализации молодежи. Подросток, молодой человек или девушка чувствуют себя неполноценными, ущербными, если не имеют друзей-приятелей или плохо контактируют со своими сверстниками. Принадлежность к референтной группе выступает важным аспектом самоидентификации молодежи. По результатам опроса не имеют своей компании лишь около 4% респондентов, причем принципиальной разницы между группами молодежи по этому показателю не обнаружилось. Обращает на себя внимание тот факт, что степень сплоченности своей компании респонденты оценивают значительно выше, чем сплоченность учебного коллектива. Это говорит о том, что дружеская компания - более важный и менее формальный агент социализации: не находя поддержки и психологического комфорта в учебном коллективе, молодежь стремится компенсировать их недостаток в компании друзей.

Степень сплоченности компании - показатель крайне важный, но разновекторный. Поэтому не менее важным индикатором отношений в компании является ее содержательное наполнение. Как показал опрос, в компании принято (% к опрошенным):

• пить пиво - 38,4;

• слушать громкую современную музыку - 36,6;

• обсуждать важные проблемы - 36,2;

• бесцельно гулять по улице - 32,;

• курить - 21,3;

• заниматься спортом - 20,4;

• использовать нецензурную лексику - 16,7;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• посещать концерты, зрелища - 14,3;

• распивать спиртные напитки - 12,7;

• играть в азартные игры - 9,7;

• употреблять наркотики - 1,5.

Анализ принятых в компаниях занятий позволяет говорить о неблагоприятной ситуации. Позитивными из всего перечня можно назвать лишь обсуждение важных проблем (в данном случае не важно, каких именно), занятия спортом и отчасти посещение концертов и других зрелищ, причем два последних могут приобретать и негативную направленность (например, заниматься спортом можно для того, чтобы быть «профессионально» готовым к участию в драках и разборках). Остальные занятия носят очевидный бесполезный, а зачастую и вредный характер. Можно предположить, что в реальном времяпрепровождении занятия находятся в определенном сочетании: распивая пиво под громкую музыку, можно обсуждать важные проблемы, однако вряд ли такое общение будет способствовать развитию личности. Употребление наркотиков, как видно из приведенных данных, занимает последнюю строчку: цифры сами по себе незначительные, но совершенно очевидно, что масштабы проблемы имеют скрытый характер.

Не менее важным фактором, тесно связанным с дружеской компанией, выступает свободное время. Свободное время выполняет две основные функции: рекреационную (отдых и развлечение), связанную с восстановлением физических и психических сил человека, и развивающую. Многочисленные исследования досуговой деятельности молодежи свидетельствуют о том, что сегодня развлекательная функция явно преобладает над развивающей.

Результаты проведенного исследования, вопреки распространенному мнению о сверхнагрузках и сверхзанятости учащейся молодежи, показали, что респонденты имеют не так уж мало свободного времени: лишь около 10% опрошенных указали на наличие менее часа свободного времени в обычный учебный день. При этом более трети респондентов имеют более 4-х часов свободного времени.

Как ни странно, но больше всего свободного времени у студентов. Само по себе наличие свободного времени мало о чем говорит. Гораздо более существенным является его содержательное наполнение. Где, с кем и как проводит свой досуг молодежь? Результаты опроса показали, что досуговая деятельность молодежи не отличается разнообразием ни по содержанию, ни по местам времяпрепровождения : основная часть проводит свободное время либо у себя дома, либо дома у друзей и знакомых, а также во дворе или на улице. Для занятий в кружках, секциях, библиотеке используют свое свободное время менее

трети респондентов. Почти столько же проводят свой досуг в ночных клубах и дискотеках, которые, как уже отмечалось, часто являются местами распространения и потребления наркотиков.

Содержание свободного времени тесно связано с местом и способом его проведения. Поскольку основным местом времяпрепровождения является дом (свой или друзей), постольку основным занятием в свободное время выступает общение. Этот вид деятельности является доминирующим для молодежи как социальной группы, что находит подтверждение в различных социологических исследованиях по проблемам молодежи. Полученный результат не является исключением, он лишь подтверждает хорошо известный факт. Далее с заметным отрывом следуют такие занятия, как просмотр телепередач и компьютерные игры. Занимается физкультурой и спортом в свободное время каждый пятый из опрошенных, а любимым делом - лишь 13,7% респондентов.

Приведенные данные свидетельствуют о полном единодушии всех групп респондентов в отношении основного досугового занятия - общения. В отношении других занятий есть некоторые различия: студенты меньше, чем школьники и учащиеся колледжа, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, занимаются спортом или используют время на хобби, читают. Из этого можно сделать вывод, что их досуг менее разнообразен, чем у других групп молодежи, и это при том, что студенты имеют больше, о чем говорилось выше, свободного времени. Не будем настаивать на скоропалительных выводах, но логическая цепочка в отношении студентов напрашивается сама собой: много свободного времени - однообразие досуга - достаточно высокая степень включенности в наркоситуацию...

Основным видом деятельности учащейся молодежи является учеба. Учебная деятельность также может рассматриваться как фактор наркотизации, правда более отдаленный и опосредованный.

Важными индикаторами включенности индивида в учебную деятельность выступают его отношение к учебе, уровень заинтересованности в получении знаний. Как показал опрос, большинству респондентов (73,4%) учиться нравится. Однако более чем каждый четвертый (26,6%) ответили отрицательно. Число отрицательных ответов уменьшается с ростом уровня образования: среди школьников те, кому не нравится учиться, составляют почти треть (32,4% опрошенных), среди учащихся колледжа - 13,7%, среди студентов - 10,1%.

Чем привлекательна учеба? Первые две позиции с минимальной разницей заняли два достаточно разных ответа - «общение с однокашниками» и «получаемые знания могут пригодиться в жизни». Если второй ответ имеет прямое и непосредственное отношение к учебной деятельности, то первый -косвенное. Однако не следует забывать, что в юношеском возрасте коммуникативная деятельность играет особую роль в процессе социализации и практически всегда (о чем свидетельствуют результаты социологических исследований) доминирует над учебной деятельностью.

Психологический комфорт или дискомфорт в учебном коллективе (школьном классе, студенческой группе) самым прямым и непосредственным образом связаны со степенью сплоченности коллектива. По результатам проведенного опроса основная масса респондентов оценивает степень сплоченности своего учебного коллектива как среднюю и выше средней (как уже отмечалось, эти оценки значительно ниже, чем оценки сплоченности дружеской компании).

Таким образом, важнейшими объективными факторами наркотизации молодежи можно считать влияние друзей и компании, отсутствие содержательного досуга, проблемы во взаимоотношениях с взрослыми, в том числе в учебном заведении и в семье, слом и резкие трансформации общественного сознания и системы ценностей социума.

Объективные факторы - суть условия, которые далеко не всегда становятся причинами наркотизации. Определяющими практически всегда выступают субъективные факторы. В данном случае таковыми являются система ценностей личности, а также отношение и установки человека ко всему, что связано с наркоситуацией и наркотиками. Только от этого зависит, станут ли факторы причинами в каждом конкретном случае: сможет или нет человек сопротивляться негативному воздействию компании, «сдаться» учебным или семейным проблемам, пойти на поводу у моды и т. д.

Рассматривая проблему субъективных факторов, выделим один, действие которого, как правило, не бывает прямым, но в конечном итоге достаточно существенным. Речь идет о ценностной системе личности.

Поведение человека детерминируется системой ценностей, направляющей развитие человека, его действия и поступки в том или ином направлении. Исследование показало, что ценностная система молодежи достаточно неустойчива и противоречива, что можно объяснить, с одной стороны, возрастом респондентов, с другой - происходящими в обществе изменениями, социальноэкономической и политической нестабильностью и неустойчивостью. Отвечая на прямой вопрос о приоритетных жизненных ценностях, старшеклассники и студенты дали совершенно «традиционные» ответы, «запрограммированные» общественным мнением, образованием, семьей. Доминирующими являются индивидуально-личностные ценности преимущественно интеракционистского (дружба, любовь, семья) и витального (здоровье) характера. За ними следуют карьера и деньги. Картина жизненных ценностей различных групп учащейся молодежи различается незначительно: набор ценностного ядра почти один и тот же, но различна иерархия. Учеба, будучи ведущей деятельностью респондентов в настоящий момент, оценивается достаточно низко (6-8-е место). Ценности, традиционно относящиеся к высшим (личностное развитие и реализация своих способностей), во всех группах занимают последнюю строчку.

Выявленная картина ценностей является достаточно типичной. Обратим внимание на то, что деньги занимают здесь срединную позицию (5-7-е место).

Вместе с тем результаты опроса требуют более пристального внимания к проблеме ценностей как регулятора поведения. Отвечая на контактный и одновременно контрольный вопрос о трех самых заветных желаниях, респонденты в той или иной форме указали на деньги, богатство, материальное благополучие, причем с весьма заметным отрывом от всех прочих желаний. Данный результат можно интерпретировать следующим образом: в действительности деньги как ценность имеют гораздо более высокую значимость, чем говорят, а может быть, и осознают сами респонденты. Деньги, богатство, материальное благополучие можно рассматривать в этом случае как неявную, латентную ценность, оказывающую значительное влияние на поведение человека.

Важнейшим субъективным фактором наркотизации молодежи является ее отношение к наркомании и наркоманам.

Результаты исследования показали, что большинство опрошенных (84%) отрицательно относятся к употреблению наркотиков. (Заметим, что анализ результатов исследования в целом дает основания сомневаться в этой цифре. Поскольку в обществе существует норма отрицательного отношения к наркотикам, постольку респонденты - осознанно или неосознанно - выражают общепринятое мнение.) Вместе с тем определенная, хотя и небольшая часть опрошенной молодежи либо равнодушна к этой проблеме (6,1%), либо не видит в употреблении наркотиков ничего негативного (5,4%).

Анализ ответов на последнее суждение свидетельствует о достаточно терпимом, а по сути равнодушном, отношении молодежи к потреблению наркотиков: большинство во всех молодежных группах считают потребление наркотиков личным делом отдельного человека, не видя в этом социальной опасности, а зачастую и опасности для здоровья, особенно при употреблении «легких» наркотиков.

Меры и способы борьбы с наркотизацией. Результаты исследования показали, что, по мнению молодежи, наркоманов за последний год-два становится больше: так считают большинство опрошенных (65,8%).

В целом молодежь осознает, что необходимо принимать какие-то меры в отношении наркоситуации. Лишь 1% опрошенных указали, что не видят здесь проблемы и необходимости бороться с данным явлением.

Анализ ответов показывает, что молодежь является сторонницей достаточно жестких репрессивных мер в борьбе с наркоманией, причем чаще не по отношению к причинам, а по отношению к следствию. Так, сторонником жестких мер (сметная казнь за распространение, принудительное лечение, пожизненное заключение и т. п.) оказался почти каждый четвертый из опрошенных (24%). «Мягкие» меры реабилитационного характера (мероприятия против распространения наркотиков, строительство реабилитационных центров, помощь психологов и др.) считают эффективными 23% респондентов. На усиление внимания общества к проблемам молодежи как на профилактическое средство указали 13,2% респондентов. Чуть более 8% опрошенных считают,

что у этой проблемы нет противоядия, и здесь не помогут никакие меры. Наконец, треть опрошенных не знают, что может изменить сложившуюся наркоситуацию.

Учитывая непростую наркоситуацию в Советском районе, одной из задач исследования было выяснение степени участия молодежи в различных мероприятиях, направленных на профилактику и борьбу с наркотизацией. На участие в таких мероприятиях (манифестация, посвященная Всемирному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, месячник «Мир без наркотиков», телефон доверия для молодежи, конкурс тематических плакатов «Мы выбираем здоровье», круглый стол «Наркомания - мифы и реальность») указало незначительное число респондентов (3,6 - 20,2%). От 16,6 до 69% респондентов о таких мероприятиях слышали от своих друзей или из СМИ, остальные узнали о них из нашего опроса.

Из приведенных мероприятий только, пожалуй, конкурс тематических плакатов «Мы выбираем здоровье» привлек к себе внимание молодежи, в нем участвовала пятая часть опрошенных. На осстальные мероприятия реакция была более чем скромная.

Тем не менее проводимые мероприятия не являются бесполезными. Примерно треть из посетивших мероприятия начали по-иному оценивать проблему, у них появилось желание противостоять наркомании. Еще такому же количеству респондентов мероприятие показалось интересным, что также является далеко не худшим результатом.

Результаты проведенного опроса учащейся молодежи Советского района ХМАО Тюменской области позволяют сделать ряд выводов.

Уровень вовлеченности учащейся молодежи в наркоситуацию достаточно высокий: более трети школьников, примерно 40% учащихся колледжа и более половины студентов в той или иной форме или степени вовлечены в наркоситуацию.

И причины, и мотивы наркотизации обусловлены, с одной стороны, общей неблагополучной ситуацией в стране, с другой - особенностями молодежного возраста. Именно специфику молодежного возраста необходимо учитывать в первую очередь в профилактической работе с молодежью. И хотя воздействие на сознание является наиболее сложным и длительным процессом, только оно способно обеспечить необходимый и прочный результат.

Субъективными факторами наркотизации выступают:

• детерминация поведения и деятельности прагматическими, преимущественно инструментальными ценностями, имеющими зачастую латентный и не осознаваемый в полной мере молодыми людьми характер;

• безразличное, а во многих случаях терпимое отношение к наркомании как социальному явлению и сочувственное отношение к наркоманам.

Таким образом, причины и распространение молодежной наркомании многообразны. А значит, следует грамотно и последовательно создавать ком-

плекс условий для личностного и профессионального самоопределения и самореализации молодежи, ее гражданского воспитания, осознанного принятия ценностей здорового образа жизни.

Эта система мер только тогда станет работать эффективно (качественно и результативно), когда она будет:

• опираться на научные исследования причин распространения молодежной наркомании;

• носить предупреждающий (превентивный) характер;

• использовать разнообразные формы взаимодействия в этой работе всех слоев общественности, всех ведомств и органов управления, всего населения района в целом;

• активно сотрудничать с молодежью, их формальными и неформальными объединениями, помогать в реализации их позитивных интересов и устремлений.

Другого пути, ведущего к созиданию и развитию, нет.

Литература

1. Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика (социологический анализ). - М.: ЦСП, 2003. - 600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.